Анкета изучения особенностей восприятия педагогического артистизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дорогие друзья!

В последнее время очень актуальны вопросы педагогического творчества. Просим вас помочь нам в исследовании некоторых его сторон и ответить на нижеследующие вопросы. Благодарим за сотрудничество.

 

1. Дайте, пожалуйста, определение такого качества, как педагогический артистизм.

2. В каком соотношении находятся такие понятия, как артистизм и актерско-режиссерские умения?

3. Артистизм дан человеку от природы или его можно приобрести в течение жизни?

4. Должен ли быть артистичным педагог или для него вполне достаточно знать свой предмет, его методику и любить детей? Если должен, то почему?

5. Назовите возможные «плюсы и минусы» артистизма педагога.

6. Надо ли в вузах учить студентов — будущих педагогов — артистизму? Если нет, то почему; если да, то какими методами?

7. Можете вы назвать себя артистичным человеком?

Опросник для оценки степени артистичности педагога

1. Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?

2. Много ли вам надо времени, чтобы «собраться» перед ответственным мероприятием (открытым уроком, педсоветом, родительским собранием)?

3. Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая перед большой аудиторией?

4. Нравится ли вам быть в центре внимания?

5. Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?

6. Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?

7. Когда вы слушаете музыку, представляете ли ее цвет, какие-то образы?

8. Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?

9. Можете ли вы представить себя актером?

10. Часто ли вы видите себя со стороны?

11. Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?

12. Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.

 

Рабочая карта — схема диагностики артистизма

Педагога Ж. В. Вагановой

(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных

проявлений педагогического артистизма)

1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний.

- Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке.

- Самоорганизация, стабильность творческой формы.

- Самоконтроль, самообладание, управление настроением.

- Умение снимать излишнее напряжение, волнение.

- Умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями.

2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль.

- Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников.

- Раскованность, непосредственность и простота поведения.

- Яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность.

- Художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры.

- Искренность, личностная открытость по отношению к детям.

3. Эмоциональность, образность поведения и речи.

- Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций.

- Выражение сопереживания, сочувствия учащимся.

- Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора.

- Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал.

- Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование «своих» терминов.

4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения.

- Экспрессивные способности, пластическая изобразительность.

- Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно.

- Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений.

- Жестикуляция, движения — органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.).

5. Интуиция, воображение, творческая фантазия.

- Продуктивность ассоциаций.

- Быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации.

- Способность «угадать» ребенка, «прочитать» все на его лице.

- Умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.

6. Импровизация, педагогический экспромт.

- Быстрота реакций, находчивость, изобретательность.

- Оперативность памяти, сообразительность.

- Умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях.

- Поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом.

- Оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.

7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками.

- Коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом.

- Организация общения «от ученика», сотрудничество.

- Доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта.

- Откровенность, искренность.

- Уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам.

- Взаимопонимание, эмоциональная идентификация.

- Рефлексия, способность увидеть себя со стороны.

8. Речевые способности.

- Выразительность, эмоциональность, динамичность речи.

- Мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса.

- Ясность, чистота, благозвучие речи, дикция.

- Богатство словаря, разнообразие лексики.

- Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.

9. Наблюдательность, управление вниманием.

- Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка.

- Устойчивость внимания, длительное сосредоточение.

- Правильное распределение внимания, его многообъектность.

- Переключаемость, динамичность внимания.

- Степень концентрированности внимания.

- Умение видеть все детали, обостренное восприятие.

10. Суггестивная способность.

- Умение привлечь и удерживать детское внимание.

- Внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников.

- Умение «заражать» своими мыслями, чувствами.

11. Режиссерские способности.

- Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения.

- Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке.

- Энергичность, активность.

- Творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегической сверхзадачи, «сквозного действия», тактических/ситуативных задач, непрерывности действия.

12. Способность перевоплощения, умение «войти в роль».

13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога

(оценка по пятибалльной системе):

а) стиль урока (какие приемы использует учитель; стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения). Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;

б) особенности самоорганизации учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его ведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке. Заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс «в тонусе» - безразличен, пассивен;

в) психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создать необходимый эмоциональный настрой. Доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками - недоброжелателен, общается только «сверху вниз», со всеми одинаково, не дифференцируя своего общения;

г) не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности - думает только о престиже, носит «маску», старается держаться за свою социальную роль;

д) динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают - не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;

е) наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися; сравнение плана урока и процесса его реализации в практике - найти отклонения, объяснить их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 388.