Основы педагогического мастерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебное пособие

 

Для преподавателей и студентов вузов и колледжей

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

для студентов всех форм обучения

 

 

Оренбург 2004


ББК 74.00 я 7


Я 49

УДК 37(07)

 

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор

Комаров В.П.

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов В.В.

Якушева С.Д.

Учебное пособие дисциплины

Я 49 «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.

Isbn 5-7410-0009-x

 

 

Учебное пособие к.п.н. Якушевой С.Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям) вузов и колледжей при организации учебного процесса по дисциплине «Основы педагогического мастерства».

Переход на новое содержание педагогического образования, введение в учебный процесс инновационных программ, отражающих современные требования подготовки специалистов новой формации, дает возможность по-иному взглянуть на воспитание профессионала.

Автор опирается на современные достижения психолого-педагогической науки. Особое внимание в учебном пособии уделено практическим занятиям. Дан обширный материал упражнений и психолого-педагогических тестов. Значительное место уделено элементам тренинга, решению конфликтных ситуаций, культуре общения. Представлен словарь педагогических терминов и понятий.

 

 

Я-                                                           ББК 74.00 я 7

 

 

Isbn 5-7410-0009-x                                     © Якушева С.Д., 2004

© рик гоу ОГУ, 2004



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Тематический план дисциплины…………………………………………………6

План лекционных занятий………………………………………………………..7

План семинарских занятий………………………………………………….…..15

Практические задания и упражнения……………………………………….….18

Темы рефератов………………………………………………………………...195

Контрольные вопросы по темам дисциплины……………………………….197

Рекомендуемая литература……………………………………………………200

Схемы и таблицы………………………………………………………………202

Список использованных источников……………………………..……….….212

Словарь педагогических терминов и понятий……………………………….213

 

 

Введение

 

Предметом изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» является овладение профессиональными знаниями. В «Государственном образовательном стандарте отмечается, что педагогическое мастерство играет первостепенное значение в становлении будущего профессионала, мастера своего дела. Отшлифовывая мастерство педагогического взаимодействия с коллективом педагогов и коллективом студентов, специалист овладевает коммуникативными и управленческими умениями и навыками.

Изучение данной дисциплины предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей основ педагогического мастерства с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками.

Целью преподавания дисциплины является воспитание гармоничного человека, формирование его педагогической культуры; творческое отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию; знание сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала.

Задачи изучения дисциплины: повышение уровня педагогической культуры студентов; знание структурных элементов педагогического мастерства и их содержание; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия; овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающейся деятельности обучающихся в процессе учебного знания, внеучебной деятельности; совершенствование профессионального мастерства педагога; организация учебно-воспитательной деятельности студентов; формирование личностной педагогической культуры.

Изучение курса «Основы педагогического мастерства» предназначено для более полного и глубокого осмысления и анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью учебных дисциплин педагогики профессионального образования.

Дисциплина «Основы педагогического мастерства» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин. Вот почему материал данной дисциплины не поддается быстрому освоению, а содержание трудно запоминается с первого раза.

Для изучения данной дисциплины необходима определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом, важнейшей характеристикой, которой является ее внутренняя упорядоченность.

На помощь приходят схемы и таблицы, точно классифицируя, они выявляют зависимость, обобщают и представляют в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде изучаемый материал.

Схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.

Включенные в учебное пособие они позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении педагогического мастерства. Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса педагогических знаний, которые могут затем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде.

В результате изучения дисциплины студент имеет представление: об организации и проведении процесса профессионального обучения и воспитания на основе комплексного и эффективного использования всех элементов педагогического мастерства; об осуществлении психолого-педагогического анализа и умении оценить эффективность целостного педагогического процесса и отдельных его элементов; о привольности выбора темы, определении объекта и предмета исследования и оформлении результатов.

 


Тематический план

дисциплины "Основы педагогического мастерства"

 

 

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудит. работа
ЛЗ СЗ ПЗ Самоподготовка
1 Педагогическое мастерство и его значение 4 2     2
2 Содержание педагогического мастерства, пути его формирования 8 2 2   4
3 Мастерство педагогического управления 4 2     2
4 Мастерство педагога в управлении образовательным процессом 8 2 2   4
5 Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 24 4 4 4 12
6 Мастерство педагогического общения 16 4 2 2 8
7 Культура речи педагога 16 2 2 4 8
8 Искусство устного и публичного выступления 12 2   4 6
9 Организация педагогического взаимодействия 12 4 2   6
10 Педагогическое разрешение конфликтов 16 2 2 4 8

Итого

120 26 16 18 60

 



Планы лекционных занятий

На лекционных занятиях рекомендуется изучение материала по основам педагогического мастерства; осмысление специфики и направленности деятельности педагога; исследование основных категорий и характеристик, приемов и способов мастерства педагога; воспитание речевой культуры, искусству устного и публичного выступления; постижение и разрешение конфликтных

ситуаций; овладение техникой и культурой общения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.