В начале в виде разминки даются небольшие задания, применяемые в социально-психологическом тренинге как психогимнастика. Для стимулирования
невербальной активности могут быть преложены любые ситуации.
Упражнение 10. Войди в круг. Все стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в него. Упражнение выполняется
быстро, возможность испробовать предлагается всем.
Упражнение 11. Подари подарок. Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов группы (или всем). Выполняется не-
вербально.
Упражнение 12. Чувство, с которым я пришел на занятие. Предлагается по желанию высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми шел на занятие. Задание можно представить и как чувства, с которыми находишься на занятии.
В анализе упражнений не следует давать оценку выполнения, обращая внимание на возможность различных вариантов, характеризующие определенный стиль поведения личности. В анализе оправдан вопрос: как воспринимается человек, выполняющий данное упражнение? Соотношение восприятия группы и удовлетворенности исполнителя может служить основой для его размыш-
лений и коррекций поведения в целом.
Упражнение 13. Общая мимическая реакция. Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его, сидя, как обычно в аудиторий, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость. Выполняются задания совместно по предъявлению ситуации преподавателем:
А. Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего:
v требовательно: «Быстрее садись»;
v удивленно: «Не ожидал»;
v с досадой: «Отвлекаешь»;
v спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;
v укоризненно: «Мешаешь работать»;
v радостно: «Наконец-то!» и т. д.
В. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция:
v сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»;
v осуждаю: «Это недопустимо!»;
v жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»;
v готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»;
v удивлен: «Не ожидал такого от тебя»;
v удивлен: «Это уже в который раз!»;
v безразлично: «Меня это не трогает».
При анализе выполнения этих заданий следует предложить описать содержание тех ситуаций, которые бы оправдали все действия. Все ситуации можно проиграть с позиций учителя и ученика, сопоставив содержание, наполнение ситуаций, какие последствия вызывают данные реакции у партнера,
т.е. работать над целесообразностью мимики для определенных ситуаций.
Упражнение 14. Выражение индивидуальной реакции. В отличие от предыдущего, это упражнение выполняется перед аудиторией. Ситуации упрощены. Требуют творчества. Студенты по очереди принимают роль учителя. После выполнения упражнения всей группой выбирается наиболее целесообразный вариант и демонстрируется перед аудиторией. Мы предлагаем примеры ситуаций, предложенных Н.Е. Шурковой, возможны и другие ситуации школьной тематики.
Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздается какой-то «шум», оборачиваетесь, выражая:
· удивление: «Что случилось?»;
· осуждение: «Кто еще не начал работать?»;
· требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»;
· выжидание: «Я жду, тишины»;
· гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»;
· страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!»
Контрольная работа. Вы за столом; Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд:
· с укоризной;
· с настойчивым запретом;
· с лукавым сочувствием;
· с безмерным удивлением;
· с ожиданием дальнейших действий;
· с гневом и т.д.
Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция:
· спокойная: «Все правильно»;
· радостная: «Молодец!»;
· веселое удовлетворение;
· приятное удивление такому прекрасному результату;
· удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»;
· огорчение и осуждение;
· жесткое осуждение;
· сочувствие, но ироническое осуждение;
· сарказм: «Прекрасно!»
Для того чтобы реакция студентов была не чисто внешней, а органичным выражением внутреннего отношения, полезно предлагать студентам описать причины таких реакций, оправдать вариант выбора воздействия, мысленно дорисовывая обстоятельства классной жизни, выразить свое отношение в виде внутреннего монолога словесно, а затем невербально.
В случае затруднений можно продемонстрировать примеры мимической
реакции на слайдах, заранее заснятых по данной тематике.
Упражнение 15. Индивидуальная передача информации. Часть студентов получают задания на карточках и выполняют их индивидуально. Остальные студенты, не зная содержания карточки, расшифровывают поведение товарища. Таким образом, это упражнение комплексное, включает умение выражать и читать эмоциональную реакцию. Задания на карточках:
Вы входите в класс. Вас встречают организованно. Вы удовлетворены началом урока.
Вы входите в класс. Здесь шум, крик. Вы не ожидали этого и очень удивлены.
Вы входите в класс. Это любимый ваш коллектив. Вы ждете интересного урока.
Вы входите в класс. Вам пока еще трудно в нем работать. Вы должны сразу же организовать ребят.
Вы пришли в класс сказать, что учитель болен и что урок отменяется.
Вы пришли сообщить поздравительную телеграмму.
Идет самостоятельная работа. Вы проходите по рядам, наблюдая; как ученики работают. Они хорошо работают.
Вы проходите по рядам. Одни из учеников сегодня работает лучше, чем
всегда. Отметьте, чтобы он это видел.
Упражнение 16. Логика невербального поведения - это укрепление творческого уровня. Студентам предлагается самим наметить логику поведения в типичных школьных ситуациях. Выполняется в парах, подключается аудитория.
Например, ситуация «Проверка знаний». Преподаватель слушает ответ школьника у доски и одновременно, добиваясь непрерывного педагогического общения со всем классом, стремится невербальными средствами, не мешая отвечающему, подключить к размышлению над ответом всех сидящих за партами. Как учитель реагирует на отвлечение от материала урока? Это и удивление, и строгий взгляда, и выражение повышенной заинтересованности ответом, и порицание.
Студенты парами готовят подобные предложенные ими ситуации и де-
монстрируют реакции.
III . Моделирование. Внутренний монолог.
Студенты выбирают портрет, целесообразнее детский или юношеский (работы И. Репина, В Серова, Рембрандта и др.),
На основании анализа внешнего вида героя составляют представление о внутреннем состоянии изображенного на картине человека. Основной механизм определения эмоционального состояния - эмпатия, вчувствование. Сочинить монолог и представить его аудитории.
Анализ работы студентов строится на характеристике способности
адекватно описать мир чувств, мыслей и внешне передать состояние героя.
Литература, рекомендуемая для выполнения
практических заданий и упражнений
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — М., 1985.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1984.
3. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. - М., 1985.
4. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. - М., 1985.
5. Динейко К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М., 1986.
6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8т. Т. 4.
7. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М., 1982.
8. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1973.
9. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М., 1985.
10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. В 8т. Т.1. - М., 1954.
11. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания / Собр. соч. В 8т. Т.2. – м., 1954.
12. Чехов М. Об искусстве актера // Литературное наследие В 2т. - М., 1986.
Задание к теме 6 «Мастерство педагогического
Общения»
Целью занятия является: формирование мастерства общения, понимание его структурных компонентов, определение личностных качеств в процессе общения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.