Пантомимической выразительности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале в виде разминки даются небольшие задания, применяемые в социально-психологическом тренинге как психогимнастика. Для стимулирования

невербальной активности могут быть преложены любые ситуации.

Упражнение 10. Войди в круг. Все стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в него. Упражнение выполняется

быстро, возможность испробовать предлагается всем.

Упражнение 11. Подари подарок. Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов группы (или всем). Выполняется не-

вербально.

Упражнение 12. Чувство, с которым я пришел на занятие. Предлагается по желанию высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми шел на занятие. Задание можно представить и как чувства, с которыми находишься на занятии.

В анализе упражнений не следует давать оценку выполнения, обращая внимание на возможность различных вариантов, характеризующие определенный стиль поведения личности. В анализе оправдан вопрос: как воспринимается человек, выполняющий данное упражнение? Соотношение восприятия группы и удовлетворенности исполнителя может служить основой для его размыш-

лений и коррекций поведения в целом.

Упражнение 13. Общая мимическая реакция. Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его, сидя, как обычно в аудиторий, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость. Выполняются задания совместно по предъявлению ситуации преподавателем:

А. Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего:

v требовательно: «Быстрее садись»;

v удивленно: «Не ожидал»;

v с досадой: «Отвлекаешь»;

v спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;

v укоризненно: «Мешаешь работать»;

v радостно: «Наконец-то!» и т. д.

В. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция:

v сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»;

v осуждаю: «Это недопустимо!»;

v жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»;

v готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»;

v удивлен: «Не ожидал такого от тебя»;

v удивлен: «Это уже в который раз!»;

v безразлично: «Меня это не трогает».

При анализе выполнения этих заданий следует предложить описать содержание тех ситуаций, которые бы оправдали все действия. Все ситуации можно проиграть с позиций учителя и ученика, сопоставив содержание, наполнение ситуаций, какие последствия вызывают данные реакции у партнера,

т.е. работать над целесообразностью мимики для определенных ситуаций.

Упражнение 14. Выражение индивидуальной реакции. В отличие от предыдущего, это упражнение выполняется перед аудиторией. Ситуации упрощены. Требуют творчества. Студенты по очереди принимают роль учителя. После выполнения упражнения всей группой выбирается наиболее целесообразный вариант и демонстрируется перед аудиторией. Мы предлагаем примеры ситуаций, предложенных Н.Е. Шурковой, возможны и другие ситуации школьной тематики.

Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздается какой-то «шум», оборачиваетесь, выражая:

· удивление: «Что случилось?»;

· осуждение: «Кто еще не начал работать?»;

· требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»;

· выжидание: «Я жду, тишины»;

· гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»;

· страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!»

Контрольная работа. Вы за столом; Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд:

· с укоризной;

· с настойчивым запретом;

· с лукавым сочувствием;

· с безмерным удивлением;

· с ожиданием дальнейших действий;

· с гневом и т.д.

Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция:

· спокойная: «Все правильно»;

· радостная: «Молодец!»;

· веселое удовлетворение;

· приятное удивление такому прекрасному результату;

· удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»;

· огорчение и осуждение;

· жесткое осуждение;

· сочувствие, но ироническое осуждение;

· сарказм: «Прекрасно!»

Для того чтобы реакция студентов была не чисто внешней, а органичным выражением внутреннего отношения, полезно предлагать студентам описать причины таких реакций, оправдать вариант выбора воздействия, мысленно дорисовывая обстоятельства классной жизни, выразить свое отношение в виде внутреннего монолога словесно, а затем невербально.

В случае затруднений можно продемонстрировать примеры мимической

реакции на слайдах, заранее заснятых по данной тематике.

Упражнение 15. Индивидуальная передача информации. Часть студентов получают задания на карточках и выполняют их индивидуально. Остальные студенты, не зная содержания карточки, расшифровывают поведение товарища. Таким образом, это упражнение комплексное, включает умение выражать и читать эмоциональную реакцию. Задания на карточках:

Вы входите в класс. Вас встречают организованно. Вы удовлетворены началом урока.

Вы входите в класс. Здесь шум, крик. Вы не ожидали этого и очень удивлены.

Вы входите в класс. Это любимый ваш коллектив. Вы ждете интересного урока.

Вы входите в класс. Вам пока еще трудно в нем работать. Вы должны сразу же организовать ребят.

Вы пришли в класс сказать, что учитель болен и что урок отменяется.

Вы пришли сообщить поздравительную телеграмму.

Идет самостоятельная работа. Вы проходите по рядам, наблюдая; как ученики работают. Они хорошо работают.

Вы проходите по рядам. Одни из учеников сегодня работает лучше, чем

всегда. Отметьте, чтобы он это видел.

Упражнение 16. Логика невербального поведения - это укрепление творческого уровня. Студентам предлагается самим наметить логику поведения в типичных школьных ситуациях. Выполняется в парах, подключается аудитория.

Например, ситуация «Проверка знаний». Преподаватель слушает ответ школьника у доски и одновременно, добиваясь непрерывного педагогического общения со всем классом, стремится невербальными средствами, не мешая отвечающему, подключить к размышлению над ответом всех сидящих за партами. Как учитель реагирует на отвлечение от материала урока? Это и удивление, и строгий взгляда, и выражение повышенной заинтересованности ответом, и порицание.

Студенты парами готовят подобные предложенные ими ситуации и де-

монстрируют реакции.

III . Моделирование. Внутренний монолог.

Студенты выбирают портрет, целесообразнее детский или юношеский (работы И. Репина, В Серова, Рембрандта и др.),

На основании анализа внешнего вида героя составляют представление о внутреннем состоянии изображенного на картине человека. Основной механизм определения эмоционального состояния - эмпатия, вчувствование. Сочинить монолог и представить его аудитории.

Анализ работы студентов строится на характеристике способности

адекватно описать мир чувств, мыслей и внешне передать состояние героя.

Литература, рекомендуемая для выполнения

практических заданий и упражнений

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — М., 1985.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1984.

3. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. - М., 1985.

4. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. - М., 1985.

5. Динейко К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М., 1986.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8т. Т. 4.

7. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М., 1982.

8. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1973.

9. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М., 1985.

10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. В 8т. Т.1. - М., 1954.

11. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания / Собр. соч. В 8т. Т.2. – м., 1954.

12. Чехов М. Об искусстве актера // Литературное наследие В 2т. - М., 1986.

 

Задание к теме 6 «Мастерство педагогического

Общения»

Целью занятия является: формирование мастерства общения, понимание его структурных компонентов, определение личностных качеств в процессе общения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.