Генезис европейской цивилизации. Специфические особенности философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фрэнсис Бэкон - выступил как сторонник опытного естествознания и научного метода. Классификация наук. Критика схоластической науки. Рост практического могущества человека. "Знание - это сила". Работа "Новый органон" - человек слуга и истолкователь природы. Поставил вопрос, что препятствует успешному познанию природы. Приверженность к неверным методам познания обусловлена господством в сознании людей так называемых идолов: 1) идолы рода - это смешение нашей собственной природы м природой вещей; 2) идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из нашего индивидуального (и случайного) положения в мире. Выход разносторонний взгляд; 3) Идолы рынка - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользовать словами уже готовыми значениями, принимаемые человеком некритически; 4) идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Он заложил основу эмпиризма.

Альтернативой эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). Главная проблема философии проблема достоверности знания. Но в отличии от Бэкона, Декарт искал признаки достоверного познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надёжности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчётливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Специальное учение о методе:

1) не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен (правило очевидности - достижение должностного качества знания);

2) разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения (анализа - идущего до последних оснований);

3) располагать свои мысли в определенном порядке, познавая от лёгких к сложным (синтеза - осуществляемого во всей полноте);

4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (контроль - избежать ошибок при анализе так и синтезе).

Декарт предлагает метод познания - метод научного сомнения. Отсюда "Я мыслю, следовательно существую". Выдвинул мысль о врожденности идей (идея о Боге) - одно из основ рационалистской теории познания. Атрибутом телесного - протяжение, душевного - мышление. Жизненное правило Декарта: "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в вашей власти, за исключением наших мыслей".

После Бэкона и Декарта развитие европейского рационализма протекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистической традиций. Затем пришло время для попыток их синтеза.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Основное понятие Спинозы - понятие единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно. В отличии от Декарта он стал на точку философского монизма, признающим единоначалие мира. Субстанция обладает множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяжённость и мышление. В силу этого порядок и связь идей полностью отвечают порядку и связи вещей (в одном случае на языке протяжения, в другом - мышления), и мучительная для дуализма Декарта проблема отношения души и тела получило своё более удовлетворительное разрешение. Каждый из атрибутов представлен как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Тело и душа есть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаём душу, и наоборот. Единство многообразии вещей можно усмотреть лишь посредством интеллектуальной интуиции, дающей нам ясное знание. Чувственное знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до понимания единства их божественной природы. Знаменитое изречение Спинозы: "не плакать, не смеяться, но понимать" - характеризует интеллектуализм голландского философа.

Другим выдающимся представителем рационализма был Готфрид Лейбниц (1646-1716). Центральное понятие - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низшим к высших и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия, они обладают малой способностью к ясному представлению. Эта способность нарастает по мере повышения уровня. Только Богу принадлежит исчерпывающая полнота представления, максимум активности. Отсюда оптимизм - что наш мир лучше любого иного миров. Поскольку всякая душа монада, и её деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного.

Представителем Эмпиризма в философии был Джон Локк (1632-1704). Вслед за Бэконом говорит, что опыт - основа любого знания. Критикуя идей рационализма, он говорит, что невозможно существование врождённых идей, так как парадоксально, что люди владеют идеей, которую не могут осознать. По Локку душа - это чистая доска (tabula rasa), письмена на которой может оставить лишь опыт (внешний - о мире, внутренний - познание самого себя).

 

 

10. Философия Просвещения в европейской рационалистической традиции. Гуманизм и механицизм.(НЕ НАШЛА МЕХАНИЦИЗМ!!!!!!)

. В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XV столетие Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?». Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова­тельный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро Ж.Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение, о человеке и обществе. Учение о природе. Зачинатель французского материализма XVIII в де Ламетри (1709-1751) в своей знаменитой работе «Человек и машина» изложил почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы французскими материалистами. Ламетри признает объективную основу наших ощущений -внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, которое от нее неотделимо Источник движения находится в самой материи. Основную проблему философии о соответствии материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек -машина») и животным для него лишь количественные - в размерах и структуре мозга. Учение о познании. В теории познания французские материалисты являются сен­суалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Учение о человеке и обществе. В учении об обществе французские материалисты, как и другие философы, оставались идеалистами. Движущей силой развития общества они считали человеческий разум и прогресс просвещения. В учении о человеке, о воспитании, об обществе и государстве, французские материалисты отстаивали детерминизм.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.