Фрэнсис Бэкон - выступил как сторонник опытного естествознания и научного метода. Классификация наук. Критика схоластической науки. Рост практического могущества человека. "Знание - это сила". Работа "Новый органон" - человек слуга и истолкователь природы. Поставил вопрос, что препятствует успешному познанию природы. Приверженность к неверным методам познания обусловлена господством в сознании людей так называемых идолов: 1) идолы рода - это смешение нашей собственной природы м природой вещей; 2) идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из нашего индивидуального (и случайного) положения в мире. Выход разносторонний взгляд; 3) Идолы рынка - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользовать словами уже готовыми значениями, принимаемые человеком некритически; 4) идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Он заложил основу эмпиризма.
Альтернативой эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). Главная проблема философии проблема достоверности знания. Но в отличии от Бэкона, Декарт искал признаки достоверного познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надёжности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчётливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Специальное учение о методе:
1) не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен (правило очевидности - достижение должностного качества знания);
2) разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения (анализа - идущего до последних оснований);
3) располагать свои мысли в определенном порядке, познавая от лёгких к сложным (синтеза - осуществляемого во всей полноте);
4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (контроль - избежать ошибок при анализе так и синтезе).
Декарт предлагает метод познания - метод научного сомнения. Отсюда "Я мыслю, следовательно существую". Выдвинул мысль о врожденности идей (идея о Боге) - одно из основ рационалистской теории познания. Атрибутом телесного - протяжение, душевного - мышление. Жизненное правило Декарта: "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в вашей власти, за исключением наших мыслей".
После Бэкона и Декарта развитие европейского рационализма протекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистической традиций. Затем пришло время для попыток их синтеза.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Основное понятие Спинозы - понятие единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно. В отличии от Декарта он стал на точку философского монизма, признающим единоначалие мира. Субстанция обладает множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяжённость и мышление. В силу этого порядок и связь идей полностью отвечают порядку и связи вещей (в одном случае на языке протяжения, в другом - мышления), и мучительная для дуализма Декарта проблема отношения души и тела получило своё более удовлетворительное разрешение. Каждый из атрибутов представлен как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Тело и душа есть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаём душу, и наоборот. Единство многообразии вещей можно усмотреть лишь посредством интеллектуальной интуиции, дающей нам ясное знание. Чувственное знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до понимания единства их божественной природы. Знаменитое изречение Спинозы: "не плакать, не смеяться, но понимать" - характеризует интеллектуализм голландского философа.
Другим выдающимся представителем рационализма был Готфрид Лейбниц (1646-1716). Центральное понятие - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низшим к высших и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия, они обладают малой способностью к ясному представлению. Эта способность нарастает по мере повышения уровня. Только Богу принадлежит исчерпывающая полнота представления, максимум активности. Отсюда оптимизм - что наш мир лучше любого иного миров. Поскольку всякая душа монада, и её деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного.
Представителем Эмпиризма в философии был Джон Локк (1632-1704). Вслед за Бэконом говорит, что опыт - основа любого знания. Критикуя идей рационализма, он говорит, что невозможно существование врождённых идей, так как парадоксально, что люди владеют идеей, которую не могут осознать. По Локку душа - это чистая доска (tabula rasa), письмена на которой может оставить лишь опыт (внешний - о мире, внутренний - познание самого себя).
10. Философия Просвещения в европейской рационалистической традиции. Гуманизм и механицизм.(НЕ НАШЛА МЕХАНИЦИЗМ!!!!!!)
. В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XV столетие Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?». Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро Ж.Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение, о человеке и обществе. Учение о природе. Зачинатель французского материализма XVIII в де Ламетри (1709-1751) в своей знаменитой работе «Человек и машина» изложил почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы французскими материалистами. Ламетри признает объективную основу наших ощущений -внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, которое от нее неотделимо Источник движения находится в самой материи. Основную проблему философии о соответствии материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек -машина») и животным для него лишь количественные - в размерах и структуре мозга. Учение о познании. В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Учение о человеке и обществе. В учении об обществе французские материалисты, как и другие философы, оставались идеалистами. Движущей силой развития общества они считали человеческий разум и прогресс просвещения. В учении о человеке, о воспитании, об обществе и государстве, французские материалисты отстаивали детерминизм.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.