Социокультурные основания и концептуальные особенности античной философии. Космоцентрический характер древнегреческой философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начало 625-547 гг. до н.э. (Фалес Милетский) - конец 529 г. н.э. (Юстиниан-указ о закрытии философских школ в Афинах).

Предпосылки возникновения древнегреческой философии: 1) рабовладельческий строй, 2) наличие развитых соседних государств, 3) развитие торговли и путешествий, 4) наличие греческих полисов, 5) нет религиозных догм, 6) эпосы гомера (мировоззренческая направленность, деантропоморфизация судьбы, прославление мудрости, ориентирование на первоначало) и гесиода (соблюдение меры: зло-безмерность, благо-умеренность, мироздание в направлении от Хаоса к Зевсу – порядку, свету и социальному устройству).

Специфика древнегреческой философии:

1) стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом,

2) основана на мифологии,

3) доказательный характер рассуждений,

4) полисный характер жизни

5) доверие к разуму, природе,

6) поклонение безличностному абсолюту, неразделение физики, метафизики.

7) Созерцательность (рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов, человека служило обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире)

Периоды:

1) Натуралистический (поставлена проблема физиса (природного начала) как основы всего сущего): милетская школа: Фалес - вода, Анаксимандр - айперон, Анаксимен – воздух; пифагорейская школа: число (гармония) и логос (разум); атомистическая школа (Демокрит – бытие есть атом, атомы разделены пустотой, они разных размеров, их нельзя видеть, а можно только мыслить);  элеатская школа (Парменид – бытие можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; бытие есть а не-бытия нет).

2) Гуманистический (сократовский): Сократ(вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства, «познай самого себя»,метод маевтики); Софисты (человек и сознание, «человек-мера всех вещей).

3) Период большого синтеза: Платон (открытие идеального сверхчувственного мира, проблема души и тела, диалектика, теория государства); Аристотель («человек - общественное животное, наделенное разумом», соблюдение справедливости)

4) Период эпохи великих завоеваний Александра Македонского: скептицизм (пиррон, Тимон – отрицание истинности любого познания); стоицизм (свобода от власти внешнего мира, идеал - бесстрастие); эпикуризм (индивид первичен, цель жизни – счастье=удовольствие); киники (Антисфен – все равны, призывали к добродетели, чтобы стать счастливыми)

5) религиозный этап: неоплатонизм (иррационализм, отвращение ко всему телесному, упор на аскетизм, учение об экстазе при слиянии души с единым).

6) Христианская мысль в зарождении (объединение греческой мысли и идей Ветхого завета):

Филон Александрийский

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло: Фалес – вода, Анаксимен - воздух, Гераклит – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная химия или физика, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно меняющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Представителями милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Была поставлена проблема первоначала («архэ»). Они осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождения многого из единого источника (вода, айперон, воздух) они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире. Космические стихии, в которых возникают и исчезают вещи, воздают друг другу в установленное время справедливое возмездие за несправедливость (Анаксимандр). Отсюда представление о господстве в мире универсальной справедливости. Натуралистическую традицию продолжили Гераклит, атомисты, Пифагорийский союз. Атомисты создали картину мира, открытую человеческим чувствам. Демокрит (470-380 до н.э.) выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом (бытие) объят пустотой (небытие), атом и пустота безразличны друг к другу. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в причине, возможно только в пустоте. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Для атомистов случайность объективна, т.е. случайно то, причину чего мы не знаем. Исключая случайность, атомисты вышли на путь философского фатализма (одно единичное явление с необходимостью вызывает к жизни другое единичное явление). Эпикур (342-271 до н.э.) разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. он снимает жесткий детерминизм, который проявляется как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в проблеме прочтения свободы и необходимости применительно к развитию общества. В учении о душе Эпикур – материалист («пока мы живы – смерти нет, когда она придет – нас уже нет»), в области религии – атеист («природа не нуждается в сверхъестественных силах»), в сфере познания – один из основателей сенсуализма ( в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий), в этике – ориентация на достижение высшего блага (спокойствие души – атараксия и счастье – эвдемония; источник страданий – отсутствие знаний, неопределенность), в области социальных отношений – предвосхищает теорию общественного договора. Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.). судя по поэме «О природе вещей», это был высший взлет материализма античного мира. по мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы. Пифагор (571-497 до н.э.) положил в основу космоса число. Зная соотношение космоса, дату, месяц и год рождения, можно многое сказать о человеке, о его характере, здоровье, порядочности и т.д. От одной комбинации чисел зависит существование материи, от другой – идея и т.д. «Где нет числа и меры, там проживают хаос и химеры»

Кризис и упадок афинской демократии после поражения Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н.э.) стал почвой и для всеобщего духовного кризиса, что и зафиксировано у поздних софистов. Но эти явления оказались и своеобразным вызовом времени, ответом на который был духовный подъем узкого круга интеллигенции, связанный с именами Сократа (469-399 до н.э.) и его учеников, что и ознаменовало новый, классический период в античной философии.

Зарождение идеализма - школа элеатов. (Ксенофан, Парменид, Зенон). Они постулировали отвлеченный символ единого, неделимого, вечного и неподвижного Бытия, Парменид: вопрос о соотношении бытия и небытия, бытия и мышления. Основные положения: бытие есть, а небытия нет, т. е. отрицание пустоты, незаполненности пространства. Бытие единое, для бытия не существует ни прошлого, ни будущего, оно вечно. Парменид оторвал абстрактное, рациональное мышление от чувственного восприятия. Чувства - источник наших неправильных представлений и иллюзий. Только разум - источник истинного познания. Он резко ограничивал истину, основывающуюся на рациональном познании, от мнения как результата чувственного восприятия. Ксенофан пришел к выводу, что боги – творения человека. Боги подобны людям. Земля основа всего сущего. Он вводит понятие единого, в основе единства бога лежит мысль. Все ощущения ложны, разум более высок, но он тоже обманывает. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела").

 

Демократия породила потребность в развитии и изучении некоторых дисциплин, в особенности ораторского искусства. Преподавателей "Мудрости" называли софистами. Смещение философских интересов в область антропологии и теории познания. Проблема логического доказательства была в центре внимания наиболее известных софистов Протагора и Георгия. Общим для всех софистов является утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и политических учреждений. Ярче всего этот релятивизм философских воззрений софистов выражен в знаменитых словах Протагора - "Человек есть мера всех вещей". Учение софистов сводилось к умению, нарушая логические правила, доказывать все что удобно и выгодно. Сократ (469-399 до н.э.), антропологический переворот в античной философии. "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Сократ считал процедуру приведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента. Платон (427-347). В учении о мире философ противопоставил предшествующей материалистической космологии произвольную умозрительную конструкцию, существование вневременного и внепространственного мира идей. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души. Противопоставление мира идей и мира вещей закономерно приводит Платона к противопоставлению двух источников познания - разума и чувства. Только разум, оперирующий общими понятиями, может достичь познания вечных, бестелесных сущностей - непреходящий мир идей. Средство такого познания идей - диалектика - состоит в выявлении противоречий как в обычных мнениях людей, так и высших понятиях о бытие движении, покое и т. п. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере идеального и единичного бытия, подвергая позицию материалистического сенсуализма платоновский идеализм критики (Платон мне друг, но истина дороже). Соотношение государства, общества и человека А. рассматривал как соотношение целого и части.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 363.