Философия И.Канта. Проблема границ познавательной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В конце XVIIIв. за французским материализмом следует зарождение классической немецкой философии, которая представляет собой вершину философского развития. Понятиенемецкая классическая философиябыло введено Ф. Энгельсом для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Каждый из философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, и вместе с тем, немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование. Она развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы.

Основоположником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724—1804), в деятельности которого различают двапериода: докритический и критический. В первом периоде он проявлял интерес к естественно-философской проблематике, к космологическим и космогоническим проблемам. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) философ создал глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. Происхождение Земли и жизни на ней Кант считал естественным процессом.

Во втором периоде, начиная с 80-х годов XVIIIв., Кант издал три «критики», по которым этот период был назван критическим: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Философский период в творчестве И. Канта завершился созданием системытрансцен-дентального идеализма. Понятие трансцендентальный (от лат. transcendo — перешагивающий, выходящий за пределы эмпирического опыта) означает установку философа на исследование не столько конкретных предметов познания, сколько видов познания и условий осуществления позна-вательной деятельности. Основная проблема Канта состояла в анализе познавательных возможностей человека, критическом осмыслении их пределов, обнаружении границ.

Учение о познании изложено в книге «Критика чистого разума». Всякое познание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний носит априорный, т. е. доопытный характер. Индивид, приступающий к познанию, располагает уже сложившимися до него формами познания, т. е. наряду с непосредственным опытом, есть опыт усвоенный. Таким образом, наряду с априорными знаниями Кант различает апостериорные (после опыта). Далее он устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями.

По мнению Канта, знание всегда выражается в виде суждения, в котором устанавливается отношение между субъектом и предикатом, т. е. предметом суждения. Он установил два вида суждений:

аналитические, когда предикат не дает нового знания о субъекте. Например: «Все тела имеют протяженность»;

синтетические, когда предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним. Например: «Некоторые тела имеют тяжесть».

Аналитические суждения носят пояснительный характер, синтетические —расширяют наши знания. Все опытные синтетические суждения синтетичны, это очевидно, но как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том, что они существуют, Кант не сомневался. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос: как возможно чистое, внеопытное знание распадается на три. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела его «Критики чистого разума»: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцен-дентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцен-дентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Кант считал, что опытные знания не дают нам адекватного знания об окружающем мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещи. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе—«вещь в себе» (ноумен), имеет принципиальное различие. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, какими они являются на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Знаменитое выражение Канта «вещь в себе» характеризует его как представителя агностицизма.

Важное место в философии Канта отведено категории познания. Философанализирует три познавательные способности человека: 1) чувственность —способность к ощущениям; 2) рассудок — способность к понятиям и суждениям; 3) разум — способность к умозаключениям, доходящим до идей.

По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чув-ственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время — внутренние. Кант рассматривал пространство и время во взаимной связи, но эта связь реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Научное знание, по его мнению, представляет синтез чувств и рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного мира под единство понятия. Канта интересует вопрос, как образуются понятия? В отличие от предшествующих взглядов, согласно которым интеллект человека представлял собой вместилище идей, поступающих в него либо естественным, либо сверхъестественным путем, Кант утверждает активность человеческого сознания. Учение об активности сознания дает ему возможность ответить на один из самых загадочных процессов в познании — образование понятий. Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории. Это еще не знание, а его потенциальная возможность. Чтобы на его базе возникло понятие, требуется «продуктивное воображение» — активное, творческое начало. Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, без сознательного контроля создает свои понятия. Продуктивное вообра-жение — это рабочий инструмент синтеза и рассудка. Оно представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий интуиция нужна еще и в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь их применять в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант это умение определяет как способность суждения. И рассудку, и способности суждения недостает конечной цели, которая бы определяла направление деятельности человека. Выработка цели прерогатива разума. Разум—высшая контрольная и направляющая инстанция. Если сферой рассудка является наука, то сферой разума—философия и диалектика. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями, а с идеями. Идея—это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он выполняет управляющую функцию в познании, направляя рассудок к определенной цели и формулируя перед ним задачи. Разум очищает и систематизирует знание, именно благодаря ему теории переходят в практику. Проанализировав структуру познавательного процесса, Кант исследует границы его возможностей. На определенном этапе разум формулирует цель познать смысложизненные идеи, такие как свобода, Бог, бесконечность. Это стремление разума и есть выражение активности субъекта, но разум не способен однозначно и непротиворечиво судить по поводу таких идей. Любое его утверждение обязательно порождает противоположное. Противоположные пары суждений по одному вопросу у Канта называютсяантиномиями (от греч. antinomia— противоречие закона самому себя). Антиномии и выступают границей чистого разума. Но разум имеет не только теоретико-познавательное значение, но и практическое применение. Человек не только познает, он активно действует, общается. В сфере действия и общения, по мнению Канта, могут быть преодолены указанные противоречия. Поэтому, обнаружив границы чистого разума, он перешел к анализу практической жизни, что привело его к созданию этической концепции.

Этика Канта или теория морали основана на понимании свободы, проявляющейся в действиях, поступках, поведении людей. Условием свободы являются достоинство, долг, ответственность перед обществом, культурой, другими людьми. Сознание людей связывает моральный закон, сформулированный Кантом в виде категорического императива, включающего три максимы:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Кант утверждал, что все в мире есть только средство, и только человек — цель в себе самом. Поэтому наивысшее назначение философии — содействовать интеллектуальному и моральному самоопределению личности. Этот пафос нашел отражение в социально-политической концепции Канта. Он стремился понять поступательное движение истории как закономерное. Для него прогресс — это результат деятельности самих людей. Самой большой проблемой человеческого рода является достижение правового гражданского государства, которое диктуется самой природой. Он обосновывает необходимость установления мира между народами. Любая война не только задерживает поступательное движение человечества, но может и вообще его остановить. Поэтому моральная обязанность политиков заключается в активных действиях для достижения вечного мира.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 609.