Содержательное своеобразие и основные этапы развития средневековой философии. Реализм и номинализм. Особенности развития философской мысли в эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику. Патристика представляет собой направление богословско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов – Отцов церкви. В этот период происходит становление христианского вероучения.

Патристика может быть разделена на три содержательных этапа. На первом этапе выдвигаются такие фигуры как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т. е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира. Второй этап – это этап зрелой патристики III-V вв., когда разворачивается деятельность Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова , составивших Каппадокийскую школу. В это время христианство обретает статус государственной религии.

Главная особенность третьего периода патристики (V-VIII вв.) в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина – на греческом Востоке и Боэция – на латинском Западе.

Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (9 - 12 вв.). Ее представителями являются Иоанн Скот Эриугена, , Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин.

Этап зрелой схоластики приходится на XII - XIII вв. Главные мыслители этого периода – Альберт Великий, Фома Аквинский. Схоластика достигает своего расцвета, в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет.

Поздний этап развития схоластики (XIII-XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему соответствовал процесс освобождения философии от влияния теологии, а также возрастание влияния позитивного, опытного знания.

Реализм и номинализм как направление средневековой схоластики

Проблема огромной важности в рамках схоластики – это проблема универсалий. Суть данной проблемы заключается в том, следует ли считать общие понятия реально существующими или же нет. Другую сторону вопроса можно сформулировать так: что является первичным: общие понятия или же единичные вещи?

В связи с этой проблемой сложились две противоположные концепции: реализм и номинализм. Представители реализма считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, по их мнению, предшествует существованию отдельных вещей. Номинализм, наоборот, исходил из того, что действительно существуют только единичные вещи.

Следует отметить, что течения реалистов и номиналистов не были однородными. В каждом из них можно выделить умеренную и крайнюю позиции. Крайние реалисты признавали универсалии существующими самостоятельно, вне вещей и «до вещей». Они образуют особый мир, существующий наряду с чувственным миром. Подобно платоновским идеям, универсалии являются условием существования единичных вещей, которые выступают лишь как частные проявления универсалий. Крайний реализм был отвергнут католической церковью.

С точки зрения умеренных реалистов универсалии существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким образом: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека). Именно умеренный реализм был принят католической церковью.

По мнению номиналистов, универсалии не обладают самостоятельным бытием. Умеренные номиналисты (Абеляр) считали их существующими лишь в мышлении «после вещей». Общие понятия формируются разумом на основе чувственного опыта. Разум выделяет сходные свойства различных предметов или явлений, отделяет эти свойства от вещей и обобщает в понятии. Что касается крайних номиналистов (Оккам, Росцелин), то они рассматривали универсалии просто как «сотрясение воздуха», реальностью, по их мнению, обладают только единичные вещи. Такая позиция, однако, оборачивалась неприемлемыми выводами для богословия. В частности она вела к отрицанию общей сущности Св. Троицы, которая таким образом превращалась в трех богов.

Особенности развития философской мысли в эпоху Возрождения.

ЭВ - охватывает период с 14 по 16 в. Возрождение Античной культуры, противопоставление средневековью. Величайших деятелей ЭВ называли Гуманистами, подчёркивая значение образованности и наиважнейших проявлений человечности. Идеология гуманизма: 1) идея Пантеизма. Бог и природа отождествляются; 2) учение о двойственной истине. Истинное в философии, может быть ложной в теологии. Этика оправдывает естественное наслаждение человека.

Некоторые особенности характерные ЭВ: 1) В ЭВ философия снова направляет своё внимание на изучение природы, реального мира, в котором действует человек; 2) В традициях неоплатонизма философы ЭВ пытались поставить на место бога понятие всемирной души, тем самым стремились ликвидировать идею творения. Всемирная душа представала в качестве собственно самой, природной силой; 3) Надиндивидуалистический характер истины. 4) Практическая направленность; 5) Использование формальной логики, опираясь на разумный смысл; 6) ФЭВ считала, что достойным внимания является то, что разум может постичь собственными усилиями, без сверхъестественных сил.

Изменения в социально-экономическом устройстве Западной Европы привели к повышению роли индивидуального труда (архитекторы, скульпторы, врачи, художники). Следовательно, требования к человеку, как личности, коренным образом изменились по сравнению со средневековьем. Антропоцентризм - характер мировоззрения ЭВ заключающийся в том, что человек объявляется центральным звеном всей цепи космического бытия. Человек творец самого себя, своей собственной жизни, судьбы.

В ЭВ человек претендует на уникальность и неповторимость, а следовательно сам принимает решения в какие союзы, культурные и гуманистические кружки ему вступать. Индивид ЭВ склонен был все свои заслуги и достижения приписывать не Богу, не церкви, а только непосредственно себе. Разносторонность и многогранность - вот идеалы человека ЭВ. Человек стремился попробовать себя во всех сферах духовной и материальной жизни. Желание стать уникальным мастером, художником содействовала атмосфера, которая окружала талантливых, одарённых людей. И уважали и чествовали так, как в во времена античности - героев, а в средние века - святых. Именно ЭВ дала великих людей человечества, учёных и художников (энциклопедист Леонардо Да Винчи)

Однако необходимо отметить глубокий антинамизм присущий ЭВ. Крайности индивидуалистического поведения человека ЭВ проявлялись в высокородно-возвышенном или вероломно-злодейском поведении. Ничто не ограничивало человека ЭВ (ни церковь, ни Бог - как основа средневековой морали).

Математика - главная наука, следовательно доказательность всех научных выводов, эксперимент, критерий истины. Отрицание границ в познании. Человек - мера всех вещей.

Парацельс (1493-1541), врач, алхимик, чудотворец. Представитель магического направления. Он читал, что природа представляет собой живой целое, пронизанное различными силами, которые представляются не только в живых организмах, но и в неодушевлённых стихиях.

Николай Кузанский (1401-1464) - философ Эпохи Возрождения. Центральная проблема философии является проблема Бога и мира. В своей книге "О научном незнании" (1440 г.) утверждается мысль о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая связь всего мира. "Бог есть единое начало, в неё всё, он наивысшая граница. Он максимум, потому что ничего не может быть больше чем Бог, однако он может быть назван и минимумом, потому что он не может быть менее чем, он есть". Совпадение противоположностей есть наиважнейший методологический принцип философии К., что делает его одним из родоначальников Новоевропейской диалектики.

Пантеизм К.: Бог понимается как "всё во всём". Он отвергает дуалистическую трактовку мира и Бога. Космология К. вела к признанию единства земной и небесной субстанции. Он говорил, что небесные тела двигаются не по правильным окружностям. К. разрушил идеи античной науки о конечном космосе, в центре которого находится Земля.

Николай Коперник (1473-1543) основоположник новой астрономической системы. Геоцентрическая система мира (Земля вращается вокруг Солнца).

Джордано Бруно (1548-1600). С геоцентрической модели Коперника сделал вывод, что звезды имеют такое происхождение, что и Солнце, поэтому каждая звезда - это центр другого, не похожего на наш мира. "Те, кто считают, что существует один мир, подобны людям, которые утверждают, что существуют только те птицы, которые видны из своего окна". Весь мир однородный, земная материя ничем ни отличается от материи небесной. Человек, благодаря своей деятельности приобретает значение космической силы.

Дж Бруно активно разрушал традиции противопоставления земного и небесного миров, которые брали начало со времён Платона и Аристотеля, расчищая дорогу новому типу монотеистическому мировоззрению, которое формируется в Новое время. Оказал большое влияние на формирование взглядов Галилея, и Кампанеллы, Ньютона, Спинозы, Лейбница.

Ф. Бэкон (1561-1626). Переход от Науки Ренессанса к философской проблематике Нового времени. Самая известная работа "Новый органон". Классификация наук:

1) исторические науки, которые основаны на памяти; 2) науки основанные на вдохновении (поэзия); 3) философские науки, опираются на разум и дают возможность познания всеобщего в природе.

Разработал индуктивный метод познания.

Ф. Бэкон. Классификация наук. "Дом Соломона" - прообраз научного товарищества и академии. ОН родоначальник научно-технического центра утопического общества. Две радикальные посылки: 1) уверенность в безграничных возможностях человека; 2) суждение о пластичности мира, его подчинённость воздействиям. Допускается изменение мира человеком, когда это требуется для реализации идеала, проекта, модели.

Томас Мор (1478-1535) и Томазо Кампанелла (1568-1627). Великие деятели Эпохи Возрождения. Они авторы знаменитых утопий: "Золотая книга, так же полезная, как и развлекательная об наилучшем устройстве государства и про новый остров Утопия" (1516) и "Город Солнца" (1602). Передать суть вкратце. Эти утопии реакция на противоречивые стороны ЭВ: накопление первичного капитала, аморальности.

Никола Макиавелли (1469-1527). Трактат "Князь" (или "Монарх", или "Государь") где он обосновал идеал правителя, который соединяет в своей личности "качества льва и лисы". Его подход отделял политику от морали и человечности. В его мире нет месту Божественному вмешательству. История спускается с небес, становясь исключительно человеческой. До сих пор, полагает Макиавелли, христианство считало смирение высшим благом человека. Такой образ жизни обессилил мир. Поэтому в замысле новой религии должно быть воспитание мужества, гражданской добродетели, любви к земной славе. Государь - это разумный политик. В "Государе" идёт речь не о наследственном монархе, а о "новом государе", способном создать государство, могущее стать республикой по образцу Римской.

Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Томас Мюнцер (1490-1525). Реформаторы. Идеи реформации отвергали необходимость существования католической церкви. Борьба за уничтожение, феодальной эксплуатации и установление равенства. Ими высказывались тезисы об отказе от католической церкви и духовенства вообще (как посредника между Богом и человеком). Возникновение протестантизма как религия буржуазии (поощрялось накопление и предпринимательство). Считали Священное писание непогрешимым источником истины.

Эразм Роттердамский (1469-1536). Критиковал Лютера. Эразм не порвал с католицизмом, но всерьёз поставил идеи гуманизма на службу Реформации. Его трактат "О свободе воли" есть прямая полемика с Лютером.

Якоб Бёме (1575-1624). Бог есть высочайшее единство, но это единство неопознано, недоступно и сам Бог не может Себя ни познать, ни осуществить. Само разделение Бога осуществляется ради познания. Это движение есть основание бытия. Вывод: именно раскрытие-самораскрытие понуждает человека делать выбор между "да" и "нет", поскольку это коренится в природе единого бытия, предмета и явления. Они суть один предмет, но делятся на два начала и два центра. Не выбрав, нельзя увидеть вещь. Вне двух начал все предметы были бы ничем, остановились бы, перестали двигаться.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.