Исторические типы мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторически известны три формы мировоззрения:

1.    мифология,

2.    религия,

3.    философия.

Выделяют также и жизненно-практическое, обыденное мировоззрение.

Каждый из типов представляет относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения, возникшая на этапе становления общества. Это универсальная, не расчлененная, единая форма общественного сознания. Для первобытных людей мифы – это не сказка, но действительная жизнь со всеми надеждами и страхами. В мифе дается картина возникновения, устройства и развития мира, фиксируются нормы социального общения. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. В мифе слитны воедино мысль и действие, объект и субъект, знание и верование. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) сознания была исторически необходимым способом духовного освоения древними людьми действительности.

С дальнейшим прогрессом человеческого общества мифологическое мышление утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения – религию и философию.

Религия. Основу ее составляет вера в существование сверхъестественных сил, признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Если в мифологии человек неотделим от бытия, не мыслит себя вне его, то в религии предполагается сознательный выход личности из этого мира. Мир в религии удваивается: наряду с данным бытием выделяется бытие священное, сверхъестественное как прообраз и цель деятельности человека.

Философия как теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания появляется тогда, когда личность окончательно осознает свое своеобразие и четко противопоставляет себя обществу и общепринятым верованиям. Отличительной особенностью философского познания как основы мировоззрения в противоположность мифологии, религии, а также обыденному сознанию является его доказательность, логическая обособленность и аргументированность, а также рассмотрение мира сквозь призму отношения человека к миру. Философия пытается открыть предельные основания бытия.

 

2. Проблема начала философии. Проблемное поле философских исследований. Разделы философии.(разделы философии можно сократить и оставить просто перечисление!!!!!)

Философия является рациональной попыткой теоретического ответа на вопросы основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидеть мир как нечто единое и понять себя. Как правило, причиной философии называют духовный фактор – удивление и изумление перед миром, которое возникает в душе древнего мыслителя в силу ее особого склада, рожденного взаимодействием следующих предпосылок: совпадение потребности и возможности разработки мировоззренческих идеалов и путей их реализации, переход человечества на новую ступень цивилизации когда главным становится производство прибавочного продукта и удовлетворение потребностей, социальное неравенство, разнообразие условий жизни и др.«Удивление и есть начало философии» (Платон).

«Полюсами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир внешний по отношению к человеческому сознанию и мир внутренний – психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные отношения этих миров пронизывают всю философию. Вопросы об истине, о красоте, о свободе, об общественном прогрессе затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые узлы, пункты напряжения – мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения, в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в «силовом поле» между этими полюсами, «заряжены», нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Следовательно, большая многоплановая проблема «мир – человек» (у нее много отличий: «субъект-объект», «материальное-духовное» и др.), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Важнейшее содержание основного вопроса философии составляет альтернатива: «что является первичным: дух или природа». В целом же смысловое поле этой узкой философской роблемы образут различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру (1-познавательные: «что я могу знать?» (Кант), 2-практические: «что я должен делать?», 3-ценностные: «на что я могу надеяться?»), принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира (принцип познаваемости мира).

Разделы философии:

Онтология (греч. оn, ontos — сущее, logos— учение) — философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. В классической философии онтология — учение о бытии как таковом, выступающее наряду с гносеологией, антропологией и др. базовым компонентом философской системы. В современной неклассической философии осуществляется интерпретация способов бытия с ее нефиксируемым статусом. Термин онтология был введен Р. Гоклениусом в работе «Философский лексикон» (1613) и — параллельно — И. Клаубергом (онтософия) как эквивалент понятию «метафизика» (1656). В практическом категориальном употреблении этот термин был закреплен Х. Вольфом.

Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Многие философские категории взаимообусловлены. Самыми общими являются категории «бытия» и «небытия». Все, что существует, составляет бытие, а то, чего нет, относится к небытию. Синонимы «бытия» — «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность», а «небытия»— «несуществование», «ничто». Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Гносеология (греч. gnosis — знание,logos— учение) — теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеология занимается поиском ответов на вопросы: насколько познаваем наш мир, как человек познает мир, каково соотношение истины и заблуждения, как подтвердить истинность наших представлений и др. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, и что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно.

Философская антропология — философское учение о человеке, его сущности, цели и смысле жизни. Современная философская антропология тесно связана с другими науками: собственно антропологией, исследующей естественно — историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей особенности человеческого существования; педагогикой — наукой о воспитании человека; психологией, изучающей особенности индивидуального поведения. Отличие философского учения от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза — происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т. п. На рубеже XX—XXIвв. проблема человека становится центральной в философском знании. Особое внимание обращается к вопросам смысла жизни и ценностям человеческого существования, поскольку в современный период эти вопросы касаются не отдельной личности, а всего человечества.

Социальная философия— это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей или общественных идеалов, генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив общественного развития. Она изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на блок гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политологии и др. Задача социальной философии как фундаментального раздела философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество в его историческом развитии, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинная сущность, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом.

Праксиология — общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной природы и сущности человека, а также любых социальных систем и общества в целом, вычленение основных видов человеческой деятельности и их соотношения (особенно соотношения материальной и идеальной, познавательной деятельности), определение структуры и всеобщих характеристик всякой деятельности. Праксиология представляет собой теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных и социальных изменений.

Аксиология — философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни, это раздел философского знания об основных (универсальных) ценностях (целях и идеалах) человеческого бытия, таких как Жизнь, Добро, Справедливость, Истина, Польза и др. Им противостоят «антиценности» — Смерть, Ложь, Несправедливость, Безобразие, Вред и т. д. Содержание положительных и отрицательных ценностей конструируется на основе обобщения жизненного опыта индивида, социальной группы, всего общества, его истории путем придания определенным реальным образцам поведения людей статуса должного, необходимого, универсального. Принятая система ценностей выступает в роли регулятора деятельности человека в системе его многообразных отношений с миром. Следование положительным ценностям утверждает специфически человеческое бытие, способствуя продлению вида Homo sapiens, давая ему адаптивные преимущества по сравнению с другими видами. Отказ от них ведет к деструкции человеческого бытия и резкому снижению адаптивного потенциала человечества в целом.

Разветвленными областями философии являются: философия науки, философия религии, философия языка, философия культуры, философия общества, история философии и др. Каждая из них обладает специфическими функциями. Философия едина и многообразна, человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизнедеятельности.

 

 

3. Объект и предмет философии. Функции философии(функции расписаны, можно сократить просто перечислив их!!!!!!!). Философия и наука: общность и различие.

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

мировоззренческая

гносеологическая

методологическая

информационно-коммуникативная

ценностно-ориентирующая

критическая

интегрирующая

идеологическая

воспитательная

прогностическая

проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим; религиозным; философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

 

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.