Современное состояние, проблемы и перспективы деятельности ТОС в г.о. Самара
Бабина Ю., научный руководитель ст. преп. Сергеева С.Ю.
(Университет «МИР»)
Активная деятельность по созданию Советов ТОС (территориального общественного самоуправления) для реализации прав населения на участие в местном самоуправление началась в конце 1990-х годов. За прошедший период времени данная форма самоорганизация жителей столкнулась с целым рядом сложностей и проблем. На 1.01.2017 в г.о. Самара было зарегистрировано 74 Совета ТОС. На протяжении более 10 лет они поддерживались и финансировались администрацией города через предоставление субсидий. Каждый ТОС имел выделенное администрацией помещение для осуществления своей деятельности, выделяемая субсидия покрывала расходы на его содержание помещения, телефонную связь, проведение мероприятий для жителей своей территории. Основными направлениями деятельности ТОС была работа по удовлетворению социально-экономических потребностей населения и осуществление общественного контроля за эксплуатацией и ремонтом жилого фонда, благоустройством территории и т.д. В первой половине 2017 года начался новый этап реформирования системы местного самоуправления в г.о. Самара. Были созданы Общественные советы микрорайонов (ОСМ), в районных администрациях появились новые должности – управляющие микрорайонов. Реформа привела к тому что, с одной стороны создание новой структуры облегчило для администрации района контроль над территорией, но с другой стороны ТОСы были лишены финансирования, председатели организаций стали занимать должности управляющих микрорайонов и в полной мере на общественных началах не могут выполнять свои функции в ТОСах. Это привело к сильному сокращению кадров ТОС и актива граждан. В ряде случает председатели ТОСов стали управляющими микрорайонов и нашли варианты эффективного взаимодействия двух структур. На сегодняшний день сложилась ситуация неопределенности, что станет с ТОСами без поддержки органов муниципальной власти, их деятельность может сойти на нет, и они будут ликвидированы Минюстом РФ в установленном порядке. Как необходимо выстраивать систему взаимодействия между ТОС, ОСМ и управляющими микрорайонами, чтобы происходила реальная помощь жителям. Главной проблемой остается отсутствие заинтересованности в улучшении своих условий жизни у жильцов дома, дефицит инициативы у граждан и обратной связи со старшими домов. ТОСы накопили значительный опыт работы с жителями и решению их проблем, не хотелось бы, чтобы пропал инструмент общественной самоорганизации граждан. ТОСы должны продолжить работать на пользу жителей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Гоман К.И., научный руководитель доц. Лукьянова В.В.
(Самарский университет)
В работе представлено исследование на предмет соответствия системы оплаты труда российских чиновников мировой тенденции стимулирования труда государственных служащих.
Сформулируем главные вопросы анализа:
1. Проверить выплаты госслужащим на предмет соответствия принципам корпоративной справедливости, т.е. отсутствия перекосов в оплате высших и низших групп госслужащих.
2. Оценить количественный размер доплат с целью определения наличия в них мотивационного механизма для работника.
Анализ проведен по данным по оплате для различных групп должностей на примере Министерства финансов РФ.
Мною рассчитано, что средние выплаты высшей группы превышают средние выплаты в младшей группе в 6,95 раза. При этом оплаты самых высокооплачиваемых в высшей группе превышает самых малооплачиваемых в младшей группе уже в 11,5 раза. Это превышение почти в два раза выше среднего превышения, что может свидетельствовать о нарушения принципа справедливости. Аналогичные данные получаются и при анализе высших и младших групп по другим федеральным службам. Для сравнения в США диапазон тарифной сетки, характеризующий пропорции в оплате труда наименьшей и наибольшей группы сложности, составляет: 1:7,3. Разница же между самым высокооплачиваемым и малооплачиваемым сотрудником в Германии составляет всего 3,8 раза. Почти в два раза еще ниже, чем США.
Вообще заложенный в Российской системе подход по минимизации окладов и проведения основных стимулирующих выплат через ежемесячные денежные поощрения нарушает логику стимулирующего процесса, делая данные доплаты не эффективными.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий выводы о возможных направлениях совершенствования системы оплаты труда государственных служащих в России:
Приближение суммарной величины месячного денежного содержания государственного служащего к уровню заработной платы работников сравнимых профессиональных групп в частном секторе.
Индексация величины должностного оклада служащего в зависимости от изменения макроэкономических показателей страны.
Изменение структуры денежного содержания служащего за счет пересмотра величины, доли и порядка расчета его составных частей.
Проблемы и реализации принципов ротации кадров
на гражданской службе
Зимина С.А., научный руководитель доц. Березовский Д.В.
(Университет «МИР»)
Для формирования кадрового состава государственных служащих предлагается использовать современные кадровые технологии, среди которых кадровый резерв и ротация. Механизм ротации подразумевает горизонтальное направление перемещения государственного служащего с должности на должность, из отдела в отдел, из одного подразделения в другое. Главные задача ротации - это обеспечение профессионального развития работника через перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника, а так же предупреждение «профессионального выгорания». Ротация, как процесс передвижения государственный служащих в нашем государстве имеет весьма богатую историю. Она часто применялась в отношении губернаторов, управляющих казенными палатами и целого ряда других должностей. На современном этапе ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Ротация, как самостоятельная кадровая технология, может опираться на ряд принципов, которые помогут в достижении поставленной цели: принцип перспективности, принцип сменяемости кадров, принцип мобильности кадров, принцип регулярной отчетности. В настоящее время в российской практике происходит повышение значимости ротации государственных служащих. Сменяемость кадров хороша тем, что происходит ротация руководящих кадров на всех уровнях и существуют социальные лифты; сменяемая власть хороша тем, что при наличии конкуренции качество самого продукта «власть» улучшается.
Механизмы государственной поддержки
малого предпринимательства в России
Панарина А.В., научный руководитель доц. Товченко Р.Б.
(Университет «МИР»)
В последние годы проблемы малого предпринимательства все более привлекают внимание ученых и практиков. Малое предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам – налоги. На сегодняшний день в мире существуют три традиционно сложившихся источника поддержки малого бизнеса: банковские займы; поддержка государств на национальном уровне; международные организации, осуществляющие поддержку малого бизнеса на многонациональном уровне. Важнейшим гарантом поддержки МП является государство, которое берет на себя многие экономические функции, связанные с формированием инфраструктуры, определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, а также разработкой и реализацией политики регулирования и поддержки МП. Государственная поддержка МП представлена рядом инструментов: займы малому бизнесу; государственные гранты; венчурный капитал; гарантии и др. Государственная поддержка МП состоит из специфической формы государственного регулирования и может реализовываться путем правовых, экономических и организационных форм. Государственная поддержка МБ в России регламентирована ФЗ-209, а также рядом других нормативно-правовых актов – региональных и местных. Инфраструктура МП призвана оказывать разнообразную помощь и поддержку предприятиям в организации своего дела, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочнения свободной конкуренции.
Актуальные вопросы социального обеспечения государственных служащих
Токарева Я.А., научный руководитель доц. Симашенков П.Д.
(Университет «МИР»)
Социальное обеспечение государственных служащих должно быть направлено на создание и поддержание необходимых условий прохождения государственной гражданской службы. Государство заинтересовано в компетентных и высококвалифицированных служащих, которые способны на высоком профессиональном уровне осуществлять публично-властные функции, тем самым обеспечивая авторитет государственной службы. Одним из важнейших механизмов поддержания конкурентоспособности государства как работодателя выступает именно социальное обеспечение. Социальное обеспечение – это сложившаяся система отношений между гражданами и органами государства, местного самоуправления и различными организациями по вопросам предоставления медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев. В силу особенностей статуса гражданского служащего, существуют определённые ограничения и запреты, которые компенсируются предоставлением гарантий, которые включают в себя меры социального обеспечения. Система социального обеспечения гражданских служащих состоит из:
– пенсионного обеспечения;
– медицинского страхования;
– социального страхования;
– предоставления различных компенсационных выплат и пособий.
В российском законодательстве существует ряд проблем в сфере социального обеспечения государственных гражданских служащих:
– ужесточение условий получения пенсии за выслугу лет;
– различный уровень социального обеспечения гражданских служащих в разных субъектах РФ;
– неоднозначные формулировки закона относительно правомерности установления иных гарантий на гражданской службе субъектами РФ.
СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И РОБОТОМ
В РЕШЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ
Антонова В.В., научный руководитель доц. Глухова Т.Г.
(Самарский государственный университет путей сообщения)
Проблема распределения функций между человеком и машиной активно обсуждается в отечественной и зарубежной науке, стала предметом изучения психологии, инженерной психологии, педагогики, эргономики и др.
В связи с этим мы попытались провести исследование. Цель его: изучение представлений студентов технического вуза о распределении функций между человеком и машиной. База исследования – Самарский государственный университет путей сообщения.
Основные понятия, связанные с взаимодействием машины и человека, изучают эргономика и инженерная психология, это: характеристики человека, машины и среды в конкретных условиях их взаимодействия, методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, критерии оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека.
Человек имеет ряд ограничений (физическая усталость, эмоциональная нестабильность и тд.). Они могут быть компенсированы автоматическими устройствами при рациональном распределении функций между человеком и машиной, так как человек не беспределен.
Распределение ролей между машиной и оператором определяются: объемом и характером функций, подлежащих выполнению, эффективностью системы в целом в эксплуатационных условиях при соблюдении предельно допустимых норм деятельности оператора. Создание эффективной СЧМ заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека!
Нами было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов по следующим вопросам:
1. Какие характеристики машины и человека важны?
2. Какие функции у машины и какие у человека?
3. Может ли машина полностью заменить человека?
4. Есть ли ограничения у человека и машины?
5. Возможен ли «бунт» среди машин?
На 1 вопрос были получены ответы:
– машина проста в использовании, быстрота работы, компактность, человек сообразителен;
– характеристики должны положительно влиять друг на друга;
– машина безошибочна, безотказна, а человек интеллект, способность управлять машиной
На 2 вопрос студенты ответили:
– человек ставит задачу, а машина выполняет;
– человек формулирует требования, определяет критерии и параметры;
– человек поддерживает работу машины, задавая ей режимы, а она решает задачи, не имея эмоций.
На 4 вопрос студенты ответили:
– машина ограничена поставленной задачей и дополнительно ничего выполнить не может;
– машина ограничена энергией, ей нужно энергетическое питание, человек эмоционально нестабилен;
– у человека есть биологические ограничения (голод, сон, усталость тела), у машины таких ограничений нет.
Ответы на вопросы 3 и 5 «нет», отражены на диаграмме:
Таким образом, по представлениям студентов, машина не может заменить человека, бунт машин против человека невозможен.
Человек и машина дополняют друг друга, но ведущая роль принадлежит человеку, его интеллекту, способности управлять машиной. Но задача инженерной психологии как науки и практики работы в системе СЧМ состоит в том, что найти оптимальное распределение ролей для получения наиболее высоких результатов.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ –
ЗАЛОГ ИХ КАРЬЕРНОГО РОСТА
Миргородская А.А., научный руководитель ст. преп. Половинкина А.Ю.
(Самарский государственный университет путей сообщения)
Объектом исследования данной работы стала выстраиваемая в настоящее время в Самарской области система мер по поиску и поддержке одаренной молодежи. В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ведущую роль в повышении качества подготовки будущих специалистов, развитии их творческих способностей призваны сыграть образовательные организации [1, Гл. 8, ст. 72, Гл. 11, ст. 77].
В работе проанализирована система поиска и обучения одаренных детей на всех ступенях образования в Самарском регионе.
Отмечено, что три года назад была разработана Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области (ЕСМ) «Творческий потенциал», учрежден Координационный совет по работе с одаренной молодежью при Администрации Губернатора Самарской области.
Данная система включает в себя три научно-образовательных программы – ВЗЛЕТ, ПОЛЕТ, ОРБИТА, рассчитанные на исследователей разных возрастных категорий.
ВЗЛЕТ объединяет творчески мотивированных школьников 8-11 классов. В процессе исследовательской работы, осваивая инструментарий информационных технологий и участвуя в дополнительных развивающих и стимулирующих занятиях, школьники становятся членами Губернаторского реестра творчески одаренной молодежи [2].
Следующей ступенью областной системы мер поддержки талантливой молодежи является научно-образовательная программа ПОЛЕТ, реализуемая в вузах Самарской области. Этому процессу активно содействует Совет ректоров вузов Самарской области [3].
Третья составная часть ЕСМ «Творческий потенциал» – научно-образовательная программа ОРБИТА, функционирующая в Самарской области с конца 2017 года, нацелена на взаимодействие между специалистами предприятий и творчески одаренной молодежью вузов. Задачей этой программы является анализ результативности проводимых научных исследований и оценка возможности внедрения современных инновационных технологий.
Большое внимание процессу поиска одаренной молодежи уделяется в СамГУПС. С этой целью с 2015 года в вузе проводится конкурс на лучшее портфолио научных достижений студентов первого курса всех специальностей «Мой багаж». Задача конкурса выявить и поддержать талантливых студентов, наладить их взаимодействие с учеными вуза.
Данный конкурс помогает не только выявить у первокурсников склонность к научной деятельности, но и определиться с направлением исследований (естественным, общественным, гуманитарным, техническим) и выбором консультанта из числа ППС кафедр. Конкурс «Мой багаж» дает возможность выявить и приобщить наиболее перспективных первокурсников к участию в областной научно-образовательной программе ПОЛЕТ.
В работе были проанализированы анкеты участников Конкурса за 2015-17 гг. Анализ показал, что примерно третья часть из поступивших в вуз первокурсников были участниками школьных олимпиад, научных конференций, конкурсов и т.п. Число желающих заниматься научными исследованиями в вузе значительно возросло по сравнению с цифрами школьного периода. Количественно и качественно выросло число победителей школьных научных мероприятий. Среди поступивших в СамГУПС в 2017 году есть участники школьной научно-образовательной программы ВЗЛЕТ. Число школьников, имеющих награды, выросло в 2017 году примерно на 7% по сравнению с предыдущими годами. Это свидетельствует о возросшем интересе школьников к научной работе, а также о своевременности внедрения Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области «Творческий потенциал».
Подготовка творческих специалистов, формирование интеллектуальной элиты для всех сфер экономической и социальной деятельности, несомненно, будет способствовать их карьерному росту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. Глава 8, статья 72, Глава 11, статья 77.
2. Постановление Губернатора Самарской области «Об учреждении Губернаторского реестра творчески одаренной молодежи Самарской области в сфере науки и техники» от 29.05.2017. № 100.
3. Постановление совета ректоров вузов Самарской области «О развитии в вузах Самарской области системы поддержки талантливой молодежи Самарской области» от 05.09.2016. № 2.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УСПЕШНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Рубилова Г.В., Федорова Н.В., научный руководитель ст. преп. Половинкина А.Ю.
(Самарский государственный университет путей сообщения)
Авторами были проанализированы последние тенденции процесса организации научно-исследовательской работы студентов в современной многоуровневой системе образования. Выявлено, что ведущую роль в повышении качества подготовки будущих специалистов, развитии их творческих способностей и успешной профессиональной деятельности призвана сыграть именно творческая, научная работа.
Отмечено, что поступив в вуз и оказавшись в ярком и многогранном мире студенческой жизни, вчерашние школьники, стараются заполнить свободное от занятий время участием в художественной самодеятельности, спорте, общественной работе. Разнообразный культурный досуг дает ощущение неограниченной свободы действий. Осознание же ответственности за свое будущее, ощущение необходимости заниматься серьезными, в том числе и научными проблемами, как правило, приходит на третьем или четвертом курсе. В процессе изучения приоритета предпочтений был проанализирован ряд научных статей [1, 2, 3]. Анализ статей и проведенный мониторинг мнений 40 студентов факультета «Подвижной состав и путевые машины» показали, что степень формирования интереса студентов к НИР в общей структуре их предпочтений занимает последнее место.
В то же время необходимо отметить, что все больше студентов осознают, что необходимо развивать способность мыслить творчески, совершенствовать навыки делового общения и самостоятельной работы со специальной научной, в том числе и патентной литературой, формировать собственную правовую и информационную культуру и умение отстаивать свою точку зрения, приходит все чаще. Это возможно при участии в научно-исследовательской работе. Именно НИРС призвана сформировать творческую личность, способную адекватно и эффективно решать поставленные задачи. В научных кружках студенты приобретают навыки коллективной, творческой и организаторской работы, что особенно важно для их дальнейшей профессиональной деятельности. Именно эти навыки особенно ценятся в Компании ОАО «РЖД», где предстоит трудиться основной массе студенческой молодежи СамГУПС.
Высокая степень функциональной готовности специалиста на момент его зачисления в штат персонала организации активизирует его инновационную деятельность в рамках творческого коллективного подхода к выполнению производственных заданий. Таким образом, коллективная научная работа в период обучения в вузе способствует плавному переходу к трудовой коллективной работе в Компании, нацеленной на достижение общего результата. У молодых специалистов, которые уже имеют навыки коллективного творчества, легче проходит процесс профессиональной адаптации. У таких выпускников не только богаче багаж теоретических знаний, но и умение работать в коллективе на общий результат. Поэтому процесс приобретения практического опыта у них проходит легко и естественно. При этом повышается продуктивность работы каждого отдельного сотрудника, рабочих групп и команд, что способствует успешности молодых специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Гаврин А.С., Ребышева Л.В. Развитие студенческой науки в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 24.
2. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Пальшин Г.А. Современные подходы к организации НИРС в условиях инновационного развития вуза // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 7. – С. 19-21.
3. Квачева К.В. Профессиональная адаптация молодых сотрудников ОАО «РЖД», http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2011/TGU_2_08.pdf.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ-ВОКАЛИСТА К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Цпнецян Р.С., научный руководитель доц. Абросимова Т.Н.
(Самарский государственный социально-педагогический университет)
Важным итогом процесса работы учащегося-вокалиста над художественным произведением является его публичное исполнение. Певец должен уметь передать многообразие эмоций, чувств, образов музыкального произведения. Но полноценному выступлению нередко мешает сценическое волнение.
Сценическое волнение – естественная реакция музыканта-исполнителя на сам факт выступления перед слушательской аудиторией. Это напряженное психическое состояние, которое имеет все признаки стресса и часто сопровождается вегетативными изменениями в организме исполнителя: учащенным пульсом, неритмичным дыханием, похолоданием и дрожанием рук, потливостью, отказом голоса и слуха.
Сценическое волнение может проявляться в различных видах.
– Волнение-подъем: легкое возбуждение, напряженное ожидание, нарастающее нетерпение, мысленное продумывание своей деятельности.
– Волнение-паника: перевозбуждение, резкие вегетативные сдвиги, неустойчивое настроение, забывчивость, рассеянность, суетливость.
– Волнение-апатия: заторможенность, инертность, вялость, малая подвижность, апатия, сонливость, плохое настроение.
Выделяют пять фаз эстрадного волнения, связанного с концертным выступлением:
1) длительное предконцертное состояние (волнение возникает периодически с определением даты выступления);
2) непосредственное предконцертное состояние (волнение в день выступления);
3) промежуток между объявлением и началом исполнения (выход на сцену);
4) начало исполнения, артистического общения с публикой и борьба со своим негативным состоянием;
5) состояние после концерта [2].
По мнению музыкантов, сценическому волнению подвержены все исполнители, как молодые, так и опытные. Но степень проявления сценического волнения зависит от многих причин: от возраста, исполнительского опыта, личностных особенностей музыканта (интровертированность – экстравертированность, темперамент и др.) [1].
Волнение позитивного характера просто необходимо, поскольку оно активизирует, воодушевляет исполнителя, способствует подъёму творческих сил, усиливает эмоциональную насыщенность музыкального произведения. Волнение негативного характера способно оказать пагубное, разрушающее влияние на музыкальное исполнение.
Представители музыкальной психологии [1; 2; 4] выделяют следующие причины сценического волнения: боязнь забыть нотный текст; неверие в свои силы; переоценка своих способностей; сосредоточенность во время концерта не на исполнении, а на себе («неотступные мысли о себе»); боязнь потерпеть неудачу и тем самым потерять престиж; чувство ответственности, заставляющее исполнителя контролировать автоматически налаженные процессы («сверхконтроль»); непредсказуемость общественной реакции, преувеличение опасения отрицательной реакции каких-либо конкретных личностей; один шанс выступления (невозможность повторить и исправить ошибки!).
К стрессовой ситуации концертного выступления молодой музыкант может успешно адаптироваться, если выявлены причины волнения и используются специальные методы и приёмы подготовки к выступлению.
1. Ребенок теряется на сцене, так как стесняется большого количества зрителей.
Помогает: опыт предварительных выступлений перед любой аудиторией: перед одноклассниками, родителями, перед педагогами школы и т.п. Это приучает юного вокалиста к ситуации, когда он поет не для себя и не для педагога, а для других людей, зрителей [3].
2. Причиной волнения является незнакомая обстановка, незнакомый ритуал поведения на сцене.
Помогает: неоднократное исполнение программы в ситуации, максимально приближенной к концертной [5]. В период подготовки к концерту необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления (без остановок и исправлений ошибок!), уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно пропеть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и соответствующем характере. Важно даже репетировать в том костюме, в котором ученик будет выступать, чтобы он чувствовал себя удобно, не стеснялось дыхание.
3. Музыкальному исполнению может мешать публика, шум, движение в зале.
Помогает: использование на репетициях метода исполнения с помехами [5]. Например, в зале (по просьбе педагога) специально кто-то из ребят ходит, кашляет, двигает стулья и прочее. Мы же настраиваем ребенка не обращать на эти помехи внимания, привыкать полноценно петь в любой обстановке.
4. В процессе подготовки к сценическому выступлению используются психологические методы:
– искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. При недостаточной уверенности музыканта, мысли о провале, можно воспользоваться маской уверенности; на первых порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью характера. Хотя настроение – категория ПОДсознательная, СОзнательно «играя» определенное состояние духа, можно вызвать его к жизни. Простой совет: если волнуешься – очень помогает просто притвориться спокойным. И это действительно работает!
– саморегуляция психического состояния. Самонастрой – способность «погружаться» в исполнительский процесс, чтобы максимально приблизить исполнение произведения к своему замыслу, чтобы возникло особое эмоциональное творческое состояние [1]. Самонастройке ребенка нужно учить. Формулы для самонастройки могут быть такими: «При публике я пою с большим удовольствием и радостью. Я и музыка – одно целое. Петь это произведение приятно. Я получаю наслаждение» и т.д.
Самовнушение используется в работе с более старшими учениками, подростками – для формирования положительного эмоционального фона, для улучшения запоминания и последующего воспроизведения. Ученик повторяет формулы, например: «Я очень хочу петь! Я очень хочу петь для зрителей! У меня отлично получается!». Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.
Ролевая подготовка – метод работы также с более старшими ребятами: ученику предлагается представить себя знаменитым и любимым исполнителем, войти в его образ и артистично выступить на сцене [5, с.298].
Методы подготовки к сценическому выступлению подбираются индивидуально. Главное, что должен понять юный вокалист: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше появляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика, 2008. – 225 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB «Магистр», 1993. – 190 с.
3. Литвиненко Ю.А. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке // Педагогика искусства. – 2010. – № 1. – С. 12-18.
4. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – Изд. 4-е. – М.: Изд. Юрайт, 2018. – 380 с.
СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
Взаимосвязь сюжетных архетипов художественных произведений с актуальными потребностями читателей юношеского возраста
Анциферова А.Н., Буйлова А.П.,
научный руководитель доц. Добровидова Н.А.
(Самарский филиал Московского городского педагогического университета)
Существует множество способов удовлетворения потребностей и чтение художественной литературы является одним из них. То, что человек читает или хочет прочесть, это предмет его читательской потребности, в процессе удовлетворения которой происходит становление и развитие личности.
Идея, положенная в основу исследования, состояла в создании инструмента, дающего возможность выявить актуальные потребности индивида и особенности их удовлетворения посредством чтения художественной литературы с определённым архетипическим сюжетом.
Практическую значимость исследования представляет разработанная методика «Сюжетные архетипы», позволяющая определить специфику читательской деятельности индивида и психологическую направленность текстов, а именно сюжетные архетипы художественных произведений, выбор которых неслучаен. В исследовании приняли участие студенты филологического факультета вуза.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. Архетипы – это многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций людей, они являются элементами их психической структуры, а, следовательно, жизненно важным и необходимым компонентом психики. Архетипы присутствуют в религии, мифологии, культурном наследии всех времён и народов. Они не даны ни во внешнем, ни во внутреннем опыте, они гипотетичны.
2. Потребности в свободе, эмоциональном насыщении, личностном становлении, самовыражении и преодолении препятствий в большей степени удовлетворяются посредством художественной литературы и имеют взаимосвязь с сюжетными архетипами «Спасение», «Любовь», «Преображение», «Месть».
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРЕЛЯЦИИ ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
И ГЕЙМИНГА
Борисенко К.С., научный руководитель доц. Романов Д.В.
(Самарская государственная сельскохозяйственная академия)
Целью нашей работы являлось исследование корреляции личностных особенностей и игровых предпочтений (гейминга)
Выборка составляла 300 человек возрастом от 16 до 30 лет с игровым опытом достаточным для определения устойчивых игровых предпочтений
Идеология исследования заключалась в предъявлении группе пользователей одного и того же теста, в который входит расширенный тест акцентуаций характера Шмишека-Русалова и нескольких дополнительных вопросах, направленных на определение индивидуальных игровых предпочтений.
В ходе исследования нами были выявлены следующие закономерности:
1) Высокая гипертимность при низкой дистимности указывает на ресурсное состояние, при котором субъект обладает значительно большими возможностями, чем те, которые он актуально использует, субъективно воспринимает ситуацию как благоприятствующую ему, позволяющую добиться многого, не затрачивая значительных усилий, или стремится произвести впечатление, подчеркивает, что ему все «по плечу». Гипертимные люди как правило сильно вовлекаются в игру, но не заменяют ей реальную жизнь. Эпизодическое увлечение игрой. Предпочитают активные игры, шутеры, РПГ, особенно гипертимные в сочетании с возбудимым типом акцентуации.
2) Низкая гипертимность при высокой дистимности указывает на ситуацию болезни или спада, которые могут восприниматься как трагично, так и быть следствием «разрешения на болезнь». С другой стороны, это сочетание может соответствовать паттерну поведения, в котором демонстрируется исчерпанность собственных ресурсов и востребуются ресурсы окружающих – то есть манипулятивное ролевое поведение.
Высокая дистимность при низкой эмотивности может указывать на эмоциональный ступор, невозможности осмыслить травматическую ситуацию. Данное сочетание часто сочетается с депрессивным состоянием.
Низкая гипертимность при высоком застревании указывает на то, что желаемая цель не имеет материального воплощения, или представляется как нечто недостижимое. Это может быть нечто из области фантазий, не воплощенное в «грубом материальном» мире, или некий объект, частью привлекательности которого является абсолютная недоступность.
Такие люди больше всего из опрошенных проводят время за компьютерными играми, предпочитают игровой мир, миру реальному. Максимально вовлекаются в игру. Предпочитают игры с отрытым миром, возможностью развития своего персонажа и крафтинга. Высокая дистимность при высоком застревании усиливает желание как можно лучше развивать своего игрового персонажа и как можно глубже погружаться в игровой процесс и отдаляться от травмирующей ситуации.
3) Низкая дистимность при высокой эмотивности может указывать на приподнятый фон настроения, высокую заинтересованность в общении. Человек, в чьем профиле присутствует подобное сочетание шкал, может описывать окружающих как обаятельных, приятных людей, ситуацию – как благоприятную.
4) Высокий показатель по эмоциональной циклотимии (высокая экзальтированность) при пониженной возбудимости может указывать на неустойчивость, перепады настроения, неуравновешенное состояние, мечтательность, восторженность. Человек глубоко погружается в мир своих фантазий, страхов и грез. Возможна идеализация своих отношений с избранником, близким человеком, подчеркивание исключительности данного момента. Может наблюдаться оторванность от реальности, замкнутость, стремление уберечь воздушный замок от чужих взглядов и неосторожных слов.
Таким образом, мы проанализировали и обобщили полученные результаты и выявили закономерные соответствия типа акцентуации людей с их игровыми предпочтениями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ И ТЕСТЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Быстрова Е.Д., научный руководитель доц. Зудилина И.Ю.
(Самарская государственная сельскохозяйственная академия)
Психологическими тестами пестрят сайты. Но мало кто знает, что их результаты могут быть не достоверны и даже опасны. Тесты в подавляющем большинстве созданы для психолога, который работает с большим количеством людей и использует тесты для комплексного обследования. Диагностические средства, личная беседа плюс квалификация психолога – это основа любой психологической диагностики.
В практической части исследования был проведён эксперимент по исследованию эффекта Барнума. В эксперименте участвовало 56 человек (студенты, знакомые и родственники). Участники прошли тест Айзенка по определению темперамента, после чего их ответы прошли псевдо обработку. Каждому участнику были выданы одинаковые результаты их тестирования, после чего участники оценили точность их личного результата по шкале от 1 до 10. В описании результата использовался оригинальный результат Форера, который звучит так: «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство…» [4].
Результаты исследования показали, что большая часть участников поставили оценку 9 – (39%), чуть меньшая часть оценку 10 (25%), 8 баллов – (22%), и на последнем месте 7 баллов (14%). При этом никто из участников не оценил результат теста как неудовлетворительный. Средний балл равен 8,85. Теория подтверждена, эффект Барнума работает.
Из результатов исследования можно сделать вывод, что в основном тесты из журналов и интернет-тесты следует использовать в качестве развлечения. Важно при этом понимать, что результаты, полученные вами таким образом, далеки от точных и объективных, а для проведения досуга они вполне подходят.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Вечканова А.О. Легенды экспериментальной психологии/ А.О. Вечканова, Д.В. Романов // Сборник научных трудов по материалам 3 студенческой научно-практической конференции по гуманитарным дисциплинам: Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания. – Кинель: Изд-во Сам:арская ГСХА. – 2017. – С. 6-13.
2. Зудилина И.Ю. Общая психология: практикум / И.Ю. Зудилина. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. – 152 с.
3. Куликов Л.В. Психологическое исследование / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2004.
4. Forer, B.R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social.
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ХАРАКТЕРОМ
И ВНЕШНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Воронина О.Е., научный руководитель доц. Зудилина И.Ю.
(Самарская государственная сельскохозяйственная академия)
Характер – это сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к внешнему миру, деятельности, к другим людям и самому себе [1].
В психологии существует множество теорий, описывающих характер в зависимости от формы черепа, строения лица, конституции. В своей теории о конституционной типологии Э. Кречмер и У. Шелдон предположили, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным. По теории Лафатера интеллектуальная жизнь выражена в строении черепа и лба, моральная – в строении лицевых мышц, в очертании носа и щек, животные черты отражают линии рта и подбородка [4].
В практической части проведено исследование по изучению связи между характером и внешностью человека. В исследовании приняли участие студенты Самарской государственной сельскохозяйственной академии в возрасте 18-19 лет (25 человек). Использованы диагностические средства – наблюдение и опросник Леонгарда Шмишека по изучению акцентуаций характера.
Полученные результаты исследования показали, что характер и внешность у большинства респондентов совпали (72%), не совпали у 28%.
На формирование характера и внешности влияет большое количество разнообразных факторов (семья, социальная среда, генетика, индустрия моды, геолокация и т.д.), поэтому внешность и характер могут совпадать, а могут и не совпадать. В современном обществе при развитой индустрии моды и косметологии очень сложно сказать о характере человека по его внешности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Как определить черты характера по внешности [Текст]: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.domashniy.ru/psihologiya/opredelenie_chert_haraktera_po_vneshnosti_re15
2. Зудилина И.Ю. Общая психология: практикум / И.Ю. Зудилина – Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. – 152 с.
3. Темперамент, как характеристика динамики протекания его психической деятельности: И.П. Павлов; Г. Айзенк; К. Юнг [Текст]: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5510270/page:20/
4. Лафатер И.К. Сто правил физиогномики / И.К. Лафатер. Перевод с немецкого Никиты Скородума. – М.: Мир Урании, 2008. – 152 с.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ) ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Дыма В.В., научный руководитель доц. Коровина О.Е.
(Самарский филиал Московского городского педагогического университета)
В статье представлен сравнительный анализ способов совладающего поведения подростков разного пола. Развитие успешных стратегий преодоления трудностей крайне важно для решения задач развития в периоде взросления, поэтому возникает вопрос о возможности стимулировать эти стратегии и способствовать конструктивному разрешению самых серьезных жизненных проблем. Поиск ответа на вопрос о влиянии пола на выбор копинг-стратегии задал цель нашего исследования: определить особенности совладающего поведения подростков разной половой принадлежности. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №45» г.о. Самара. В исследовании приняло участие 72 человека, среди них 36 юношей и 36 девушек 14-15 лет, обучающиеся 8 и 9 классов. С целью изучения выбора совладающего поведения мы использовали опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Л.И. Вассермана, Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, лаборатория клинической психологии.
Результаты, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы: подростки женского пола чаще используют такие стратегии, как самоконтроль, избегание и положительная переоценка. Подростки мужского пола чаще используют конфронтацию, дистанцирование, принятие ответственности и планирование. Достоверные различия в выборе способа совладающего поведения, подтверждённые U-критерием Манн-Уитни, обнаруживаются в выборе таких копинг-стратегий, как «Конфронтация» и «Планирование решения»
Таблица 1
Структура стилей совладания у подростков разного пола (средние значения
в баллах по методике Р. Лазаруса в адаптации Л.И. Вассермана)
Стили совладания | Данные групп испытуемых | Показатели статистики по | ||
подростки ж.п. | подростки м.п. | |||
Конфронтация | 47 | 50 | 471,500 | p<0 ,05 |
Дистанцирование | 50,4 | 52,7 | 560,0 | p>0,05 |
Самоконтроль | 44,5 | 42 | 591,5 | p>0,05 |
Поиск социальной поддержки | 44 | 45,8 | 591,0 | p>0,05 |
Принятие ответственности | 47,6 | 49 | 590,0 | p>0,05 |
Бегство-избегание | 51,6 | 49 | 571,0 | p>0,05 |
Планирование решений | 45 | 50,5 | 464,0 | p<0 ,05 |
Положительная переоценка | 50 | 47,9 | 549,0 | p>0,05 |
Сходство, состоит в том, что подростки обоего пола часто используют копинг-стратегию «Дистанцирование» для совладания с жизненными трудностями.
Для анализа специфики взаимосвязей между разными стратегиями совладания у подростков мужского и женского пола мы использовали метод многофакторного анализа с Varimax-вращением. Это позволило нам получить данные об их вариативности, обусловленной взаимодействием исследуемых независимых переменных.
В структуру первого фактора (конфронтации) у подростков мужского пола вошли стратегии конфронтации и самоконтроля; в структуру второго фактора (регуляторный) – положительная переоценка и планирование; в структуру третьего фактора (дистанцирования) – дистанцирование и избегание.
В структуру первого фактора (регуляторный) у подростков женского пола вошли стратегии планирования, самоконтроля и соцподдержки; в структуру второго фактора – избегание; в структуру третьего фактора – дистанцирование.
Выводы:
1. Подростки мужского пола преимущественно используют такие копинг-стратегии, как конфронтация, дистанцирование и планирование решения. Подростки женского пола чаще используют избегание и положительная переоценка.
2. Статистически подтвержденные различия между подростками женского и мужского пола по частоте использования отмечаются в выборе таких стратегий, как конфронтация и планирование решения. Подростки мужского пола используют их чаще.
3. Анализ взаимосвязей копинг-стратегий для подростков мужского пола показал большую значимость стратегий, опирающихся на регуляторную функцию; для подростков женского пола – стратегий, опирающихся на социальное взаимодействие.
Особенности психологического благополучия
и жизнестойкости старшеклассников с ОВЗ
Захарова А.С., научный руководитель доц. Липина Н.В.
(Самарский филиал Московского городского педагогического университета)
Проведенное нами исследование опиралось на предположение о том, что юноши и девушки с ОВЗ обладают более низкими показателями уровня психологического благополучия по сравнению со здоровыми сверстниками.
Данная гипотеза была сформулирована нами на основе изученных материалов, которые говорят о том, что, помимо того, что ребёнок инвалид в своём развитии проходит те же этапы и преодолевает те же кризисы, что и его здоровые сверстники, ему на пути своего личностного становления приходится сталкиваться с целым рядом специфических трудностей, вызванных наличием физического дефекта.
Движущей силой развития ребёнка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения и старыми способами удовлетворения данной потребности. Такие противоречия у детей с ОВЗ могут протекать более остро, чем у нормальных детей (Акатов Л.И., 2003). Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов.
1. Первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни.
2. Вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития
Вторичные нарушения могут формироваться на всех структурных уровнях психического мира, но в конечном итоге они сказываются на поведении человека в целом.
В качестве объекта нашего исследования мы выбрали психологическое благополучие, предметом исследования стали особенности психологического благополучия и жизнестойкости юношей и девушек с ОВЗ.
Цель исследования – провести сравнительный анализ особенностей психологического благополучия здоровых старшеклассников и их сверстников с нарушениями зрения и слуха.
Исследование проводилось на базе МБОУ № 154, ГБОУ Школа-интернат № 17, ГБОУ Школа-интернат № 4 г. Самара. В исследовании приняли участие 32 респондента в возрасте от 16 до 18 лет: 16 здоровых старшеклассников (10 юношей, 6 девушек) и 16 старшеклассников с ОВЗ
(8 старшеклассников с нарушением слуха (3 юношей, 5 девушек) и 8 человек с нарушением зрения (3 юношей, 5 девушек)).
Нами были использованы следующие методики: шкала «Психологического благополучия К. Рифф»; тест жизнестойкости С. Мадде; метод математико-статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни.
По результатам проведённого исследования нам удалось сформулировать следующие выводы:
1. Достоверных различий между двумя группами старшеклассников не было выявлено по таким параметрам, как «автономия», «личностный рост», «самопринятие», «управление средой», «принятие риска», «цели в жизни». Старшеклассники обеих групп стремятся к самостоятельности и саморазвитию, адекватно воспринимают себя, свои достоинства и недостатки, обнаруживают готовность управлять процессами своей жизни, ценят приобретаемый опыт, обнаруживая, однако, при этом недостаточное чувство направленности и умение ставить перед собой цели.
2. Сформулированная нами гипотеза о том, что юноши и девушки с ОВЗ обладают более низкими показателями уровня психологического благополучия по сравнению со здоровыми сверстниками, нашла свое частичное подтверждение. А именно старшеклассники с ОВЗ отличаются от здоровых сверстников следующими показателями жизнестойкости: вовлечённость и контроль. Возможно, это свидетельствует о том, что здоровые старшеклассники реже испытывают стрессы и лучше справляются с ними. Для значительной части старшеклассников с ОВЗ характерно чувство отверженности, ощущение себя вне жизни, а также чувство беспомощности и бессмысленности своей деятельности.
3. Психологически благополучными ощущают себя старшеклассники обеих групп, за исключением параметра «позитивные отношения», который более выражен у здоровых юношей и девушек. Это значит, что старшеклассникам с ОВЗ сложнее выстраивать доверительные отношения с окружающими, в межличностных отношениях они, возможно, изолированы и фрустрированны.
4. В целом, изученные нами психологические особенности старшеклассников с ОВЗ не имеют существенных отличий от таковых у здоровых сверстников, что, возможно, будет способствовать их более легкой адаптации к условиям обучения в обычной общеобразовательной школе.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗЕННОЙ ПЕСПЕКТИВЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ СТРЕССА
Куприянов С.Н., научный руководитель доц. Пантелеева В.В.
(Тольяттинский государственный университет)
Постоянные изменения социальной реальности не проходит бесследно для психологического здоровья населения. Нестабильная экономическая и политическая обстановка в современном обществе заставляет человека постоянно корректировать свои жизненны планы, а как известно любое изменение внешней среды, является фактором формирования стресса у личности. Научные исследования жизненной перспективы, показывают особою роль данного феномена в управление жизнью и своим временем, а правильно поставленные цели с учетом субъективного опыта прошлого могут являться регуляторами эффективной активности в настоящем.
Исследуемый феномен разрабатывался в русле ряда подходов: событийного (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), причинно-целевой концепции психологического времени индивидуума (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), теории целеполагания (В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин). За рубежом, ученые так же рассматривали данную проблему. Среди зарубежных исследователей известны К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франкл и другие [1].
Жизненная перспектива в нашем исследовании понимается как совокупность представлений личности о своем будущем во взаимосвязи с оценкой своего прошлого и настоящего. Жизненная перспектива представляет собой пространство, в котором выстраивается когнитивно переработанная мотивация деятельности человека. Применительно к вопросу жизненной перспективы обсуждаются закономерности восприятия будущего, предвосхищения грядущих событий, целеполагания и выбора путей достижения поставленных целей, обуславливающих воздействие спроецированных в будущее жизненных планов на принятие решений и поведение индивидуума в настоящем [2].
Содержательные аспекты жизненной перспективы личности отражают постоянно меняющиеся условия жизни, регулируют поведение личности в настоящем и их изучение имеет практическое значение в контексте психологической работы с личностью. В то же время методологический вопрос изучения и психологического сопровождения формирования жизненной перспективы в условиях динамично меняющейся реальности является недостаточно изученным. Анализ литературы и проведенных исследований, позволяет условно выделить 4 главных аспекта в составе жизненной перспективы:
1. Ценностно-смысловой и мотивационный аспект,
2. Эмоционально-оценочный аспект жизненной перспективы,
3. Когнитивный аспект жизненной перспективы,
4. Организационно-деятельностный аспект жизненной перспективы.
В исследованиях жизненной перспективы, нередко обнаруживаются факторы, которые показывают, что в жизни каждого человека существуют критические моменты, связанные с изменением жизненного пути. Корректировка жизненной перспективы часто вызывает стрессовое состояния у человека, а успешное преодоления стресса, является залогом психологического здоровья личности. Именно поэтому за особенности жизненной перспективы, которые являются условиями для снижения стресса, берутся копинг стратегий личности, которые и входят в состав организационного-деятельностного аспекта, жизненной перспективы. Копинг-стратегии кратко можно охарактеризовать как эмоциональные, когнитивные и поведенческие усилия личности, применяемые для совладания со стрессом.
Нами было проведено пилотажное исследование, целью которого являлось выявить взаимосвязь, между временной перспективой личности, как компонента жизненной перспективы и преобладающих копинг-стратегий человека. В данном исследовании, связь изучалась с применением методик опросник «временной перспективы» Ф. Зимбардо, которая определяет тип временной перспективы личности и опросник «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, предназначенная для выявления преобладающих копинг-стратегий. Корреляционный анализ данных, был проведен с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена [3; 4].
Участниками исследования выступили 33 человека – 42% женщин и 58% мужчин, в возрасте от 24 до 48 лет. Проведенный анализ результатов, показывает, что самыми выраженными временными ориентациями у респондентов в выборке являются: гедонистическое настоящее (42%), будущее (76%), положительное прошлое (75%). А самыми ярко выраженными характерными копинг-стратегиями являются бегство-избегание (43%), дистанцирование (33%).
Анализируя полученные корреляция, можно сделать вывод, что испытуемые оценивающие свое прошлое как негативное, при воздействии на них стресса предпринимают попытки преодоления трудной ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, используя стратегию дистанцирование. А респонденты с гедонистическим восприятием настоящего, тенденцией рискованного отношения к жизни, ориентированные на получение удовольствия от жизни, в ситуациях стресса выражено используют стратегию дистанцирование, что выражается в стремлении снизить субъективную значимость трудноразрешимых ситуаций для предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию. Испытуемые, с ориентацией на будущие цели и достижения, находясь в ситуации стресса, используют копинг-стратегию дистанцирования реже, чем другие стратегии совладания со стрессом.
Данные полученные в результате исследования, могут использоваться при построении социально-психологических тренингов по формированию эффективных копинг-стратегий, построения конструктивной жизненной перспективы и использоваться в рамках психологического консультирования. Тем не менее, данная проблема исследования аспектов жизненной перспективы и роли копинг-стратегий в составе жизненной перспективы требует дальнейшего изучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 61-73.
3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 c.
4. Сырцова А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо [Текст] / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 3. – М.: Наука. – С. 101-109.
СОПОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Ярыгина П.П., научный руководитель доц. Чернышова Е.Л.
(Самарский государственный социально-педагогический университет)
В качестве инструментария к заявленному исследованию был выбран «Тест личностных ценностей» Л.В. Карпушиной и А.В. Капцова (2010) [2]. Основной диагностический концепт в тесте – личностные ценности как составляющие аксиосферы, выражающие отношения значимости окружающей человека социальной действительности [2, с. 4]. Выборку составили студенты СГСПУ: 53 респондента ФФ и 41 – ФПСО, – всего 94 человека.
Опираясь на полученные результаты, мы заключили следующее. «Престиж» как ценность во всех сферах деятельности одинакова у испытуемых обоих факультетов и находится на невысоком уровне. Причина этого может крыться в том, что профессии учитель и психолог, по общественному мнению и утверждению СМИ, сами по себе непрестижны. Соответственно, молодые люди, получающие данные специальности заведомо не определяют для себя оговоренную ценность важной.
Также совпадают показатели ценности «взаимоотношения». «Взаимоотношения» важная составляющая системы ценностей личности, т.к. обеспечивает человеку нормальную жизнедеятельность в социуме, комфортную атмосферу в коллективе, благоприятный эмоциональный фон в семье, среди друзей; даже негативные взаимоотношения могут иметь положительный стимулирующий характер. Это вполне объясняет одинаковые и достаточно высокие показатели данной ценности у студентов обоих факультетов.
Наибольший показатель также одинаков и сходится в точке ценности «духовное удовлетворение» в сфере «семья». Это логично, ведь именно в семье человек получает поддержку родного человека, приятное общение, отдых от повседневной суеты и т.д.
Уровень ценности «Креативность» у студентов ФФ выше во всех сферах деятельности. Вероятно, потому что учитель – профессия творческого характера, требующая применять самые разные технологии, приемы и методы для эффективного обучения и воспитания школьников.
Общие показатели системы ценностей личности выше у студентов ФФ нежели ФПСО. Это может быть связано с литературным опытом студентов. Филологи по духу своей деятельности, черпающие основы основ из периода классицизма, привыкли различать добро и зло, положительных и отрицательных персонажей, дискутировать о них на занятиях с преподавателями и учащимися. Ориентируясь на высокий моральный пример, читатели стремятся подобать ему, быть более требовательными к себе и окружающим.
Студенты ФПСО более приземленные в этом смысле. Они не предпринимают попыток отождествлять себя или других людей с вымышленными или обросшими художественным вымыслом героями литературных произведений. Психологи обязаны видеть человека трезво, со всем плохим и хорошим, что в нем есть, отмечая особенности человеческой психики и поведения. В таком деле нет места идеализации.
О.Г. Грачева отмечает, что ценности являются определяющим фактором при выборе профессии, [1, с. 15] мы, продолжая мысль, предполагаем дальнейшую проф. деформацию и, как следствие, изменения в системе ценностей личности.
В целом, система личностных ценностей студентов ФФ и ФПСО находится на приемлемом уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ. Журнал «Известия Саратовского университета». – 2012. – Т. 1. – С. 15-18.
2. Капцов А.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. 3-е издание, доп. / А.В. Капцов, Л.В. Карпушина. – Самара, 2010. – 40 с.
СЕКЦИЯ «РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ»
САМАРСКАЯ НАУКА В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Абрамов В.С., научный руководитель канд. ист. наук Фогель А.С.
(Самарский государственный экономический университет)
На рубеже XIX-XX веков Самарская губерния переживала мощный экономический и культурный подъем. В начале XX в. самарская интеллигенция стала предпринимать активные действия для развития высшего образования в Самаре: в 1908 году было создано Самарское общество народных университетов (СОНУ проводило лекционную работу, ежемесячно выходили «Известия СОНУ»), в 1909 году – Общество содействия открытию ВУЗа в Самаре. Общественная инициатива была вознаграждена – в 1911 году в Самаре был учрежден Самарский учительский институт. Февральская революция стала толчком для развития вузов губернии. В результате Самарский и эвакуированный в годы Первой мировой Виленский учительские институты 21.08.1917 года были преобразованы в единый Педагогический институт, после прихода к власти в губернии в июне 1918 г. КОМУЧа был реорганизованный в университет, который возглавил профессор А.П. Нечаев, прибывший в Самару, как и преподаватели из университетских городов, но и преподаватели самарских гимназий также вошли в преподавательский состав. Самарский Университет всесторонне развивался – более сотни преподавателей и научных сотрудников вели научно-преподавательскую работу, для поддержания которой функционировало значительное количество вспомогательных учреждений (семинарии, лаборатории, обсерватория, библиотека), посредством исторических научных изысканий создавалось архивное дело, археология, музейно-экспозиционное дело. Среди историков и филологов сформировались две группы ученых [1] – прибывшие профессора (в том числе В.Н. Петерц, А.С. Башкиров, В.П. Адрианова, В.В. Гольмстен), а также местные историки, краеведы, художники П.А. Преображенский, князь С.А. Хованский, П.Н. Ефимов, Н.А. Архангельский и другие. Исследования преподавателей касались индийской филологии, итальянкой литературы эпохи Возрождения, истории России периода Анны Иоанновны. Создание архива, развитие музеев способствовало развитию в Самаре палеографии, источниковедения, палеоантропологии и других научно-исследовательские дисциплин, сподвижником научных изысканий стало Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания (руководил обществом профессор С.А. Башкиров), излагавшее результаты своей НИР в собственном вестнике. Проводилась работа по сохранению самарских памятников истории и культуры – М.Н. Тихомиров, член Библиографической и Исторической комиссии, участвовал в спасении частных архивов, собраний книг и рукописей, поступавших в Самарский архив, создан при участии С.А. Хованского, а некоторые экземпляры – в библиотеку Самарского университета. Так была создана база источников по истории Самары и губернии, послужившая основанием для исследований многих самарских историков и краеведов. Работа не была ограничена «самарскими рамками» – Университет стал инициатором научных съездов, объединений, конференций, экспедиций, стал площадкой для обмена опытом, результатами исследовательской деятельности, достижениями в области педагогического мастерства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Самарский государственный университет: 1969-1999 / М-во образования PФ, Самар. гос. ун-т; Сост. Кабытов П.С., Храмков Л.В. – Самара: Самар. ун-т, 1999. – С. 18.
ВЛИЯНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
НА СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Карпов М.Э., научный руководитель ст. преп. Мистрюгов П.А.
(Самарский государственный медицинский университет)
События Революции 1917 года и Гражданской войны являются переломными в истории Отечества. Их оценки разнообразны и остро дискуссионны [3, 4]. Одной из актуальных проблем является влияние военно-революционных событий на состояние здоровья населения и меры власти в области здравоохранения. Население Самарской губернии испытало все тяготы революционного времени и Гражданской войны [2, № 29, 50, 93; 3, с. 27].
Процесс становления советской системы здравоохранения сопровождался материальными трудностями. Зачастую в больницах отсутствовали самые необходимые материалы вплоть до спиртовых лампочек и медицинских халатов [2, № 28, 50 и др.]. Кадровый голод приводил к тому, что студенты 4-5 курсов медицинского факультета мобилизовались для оказания помощи населению [2, № 28, 83, 85].
Больницы в городе были переполнены больными, а в уездах бушевали эпидемии. Пик голода и эпизоды каннибализма приходятся на 1921-1922 гг. [1, c. 399-402; 5, c. 3-177]. Улучшение состояния здравоохранения наметилось после 1922 г. [2, № 80, 221; 3, с. 3-125]. Общее влияние разрухи и революционного экстрима негативно сказывалось на состоянии общественного здоровья.
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента РФ «Становление и деятельность местных чрезвычайных подразделений советской власти в 1918-1922 гг.» (МК-6759.2018.6)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Кочепасова Т.Ю. Психоневрозы войны в начале 1920-х гг. // Военно-историческая антропология. Актуальные проблемы изучения. Ежегодник. 2005/2006. – М., 2005.
2. Волжская коммуна. 1919-1922 гг.
3. Ерендеева А.Н. Медицинские учреждения Самарской Губернии в противодействии социальным болезням в годы НЭПа: дис. … канд. ист. наук. – Самара, 2013.
4. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе. Будни населения на Урале 1917-1922 гг. – М.: РОССПЭН, 2001.
5. Сорокин П.А. Голод как фактор. – Academia & LVS, 2003.
КЛАДБИЩЕ СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА: ПАМЯТЬ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ
Шеин В.М., научный руководитель доц. Семенова Е.Ю.
(Самарский государственный технический университет)
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа было устроено при «Русском доме», созданном княгиней В.К. Мещерской в условиях первой волны русской эмиграции и стало последним пристанищем многих русских людей [1]. Это место является иисторическим объектом. Находящиеся здесь могильные памятники можно рассматривать как «маркеры», позволяющие восстанавливать судьбы людей, раскрывать пласты исторического прошлого России на основе индивидуальной истории конкретного человека.
В историческом контексте можно выделить пласты: культурный (его представляют писатель И.А. Бунин, поэтесса З.Н. Гиппиус, балерина М.Ф. Кшесинская), российскую науку (ученый-металлург, историк Н.Т. Беляев и другие), политические процессы, в том числе революцию и гражданскую войну (среди представителей: Г.Е. Львов, З.М. Свердлов), военно-политическая история (люди-символы борьбы за свободу, например, В.А. Оболенская, участница движения Сопротивления во Франции во Вторую мировую войну).
Данное место имеет и межличностный контекст, отразившийся на международном уровне. Его пример – В. Беланович – русский славист, прививший своему ученику, будущему президенту Франции Жаку Шираку, любовь к русскому языку, русской душе.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа привлекало к себе внимание как объект увековечивания исторической памяти среди современников ХХ века. Ему посвятили часть своего творчества бывший офицер, историк, В.В. Лобыцын, поэт Р. Рождественский, певец А. Малинин, писательница М. Юденич.
На базе Теплоэнергетического факультета Самарского государственного технического университета было проведено социологическое исследование среди студентов и преподавателей на основе выборочного метода на тему: «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа: что Вы о нем знаете?» Опрос показал, что среди представителей современного поколения утрачивается представление о знаковых исторических событиях и в будущем «Сент-Женевьев-де-Буа» может быть забыто как часть истории нашей страны. Отметим, что небольшая часть опрошенных все же имеет представление о данном кладбище и людях, связанных с ним и с историей нашей страны.
Стоит подчеркнуть государственную позицию в отношении данного объекта. Кладбище является для России «делом государственной важности». В ходе визита во Францию в 2000 году президент В.В. Путин почтил память людей, связанных с Россией (возложил цветы на могилу И. Бунина, к памятному знаку В. Оболенской). В 2008 году Россия выделили ?700 тыс. на содержание захоронений соотечественников [2].
Сегодня Сент-Женевьев-де-Буа – это не просто мемориал, а «живая история» со своими загадками и тайнами, связывающими современную Россию и Россию конца XIX – ХХ в.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. СентЖеневьевдеБуа, SainteGenevièvedesBois. «PLACENOTE». URL: http://placenote.info/ru/Sent-Zhenevev-de-Bua (дата обращения: 18.03.2018).
2. «Русское кладбище Сент-Женевьев де Буа будет сохранено». ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/obschestvo/4917260 (дата обращения: 18.03.2018).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.