СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Раскройте содержание понятий «социальный статус» и «социальная роль».

2. Назовите основные виды социальных статусов, раскройте их особенности.

3. Дайте основные характеристики социальной роли.

4. Какие причины обуславливают ролевые конфликты и ролевые напряженности?

5. Какое значение играет социализации в жизни индивида.

6. Какие формы и факторы социализации вам известны.

7. Раскройте концепции социализации Ч. Кули и Дж. Г. Мида.

8. С какими сложностями сталкивается процесс социализации в современном обществе?

9. Назовите основных агентов и институты социализации.

10. В чем заключается различие между первичной и вторичной социализацией?

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Дайте определение социального действия. Чем социальное действие отличается от взаимодействия физических тел?

2. Приведите примеры рационального, традиционного, аффективного и ценностно-рационального типов социального действия.

3. К какому типу социального действия относится предпринимательство?

4. Попытайтесь проанализировать рынок труда и систему образования с позиций теории социального обмена.

5. Объясните социальное взаимодействие с позиций теории символического интеракционизма и драматургического подхода.

6. Назовите основные типы социального взаимодействия. Приведите примеры каждого типа.

7. Какое действие, по Ю. Хабермасу, может быть охарактеризовано как коммуникативное? Охарактеризуйте содержание коммуникативного действия.

8. На основе чего возможно социальное взаимодействие в неясной и сложной ситуации.

9. Почему общества, в которых существует дефицит межличностного доверия испытывают сложности в социальном и экономическом развитии?

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

1. Постарайтесь объяснить, чем вызвано возникновение конфликтов в социальной жизни?

2. Какую роль играют социальные конфликты в жизни общества? Может ли общество существовать без конфликтов?

3. Назовите основные причины возникновения конфликта?

4. От чего зависит выбор стратегии поведения в конфликте? Какие типы стратегий конфликтного поведения Вам известны?

5. Какие причины способствуют эскалации межгруппового конфликта?

6. Каким образом и почему конфликт может быть прекращен?

7. В чем заключается специфика горизонтальных и вертикальных конфликтов в организации?

8. Как меняется восприятие проблем руководителей и подчиненных в вертикальном конфликте? Можно ли избежать или преодолеть искажение в восприятии конфликта?

9. Какие методы должны использовать руководители для разрешения конфликтов с подчиненными?

10. Какие способы поведения подчиненных в конфликте с начальством можно считать продуктивными?

11. Охарактеризуйте основные стили переговоров, используемых для разрешения социальных конфликтов. Какие из них кажутся наиболее продуктивными?

 

СОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

1. Что отличает малую группу от статистической группы и большой группы?

2. Назовите преимущества и недостатки участия индивида в группе.

3. Как можно объяснить эффект «сдвига риска»?

4. Назовите известные Вам модели коммуникационных сетей в малых группах.

5. Какие групповые роли направлены на поддержку и сплочение группы, а какие - на ее разобщение?

6. Какие этапы проходит малая группа в своем развитии? Каково содержание каждого из них?

7. Почему сплоченная группа может вызвать эффект «огруппленного мышления» и чем он опасен?

8. Какие способы используются группой для принятия решений?

9. В чем заключается сущность модели «рефлексивной рамки» для принятия групповых решений?

10. Каким образом можно провести «мозговой штурм»?

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

1. Почему проблема социального порядка или проблема социальной организации является одной из центральных проблем социологической теории и практики?

2. Чем обусловлено возникновение и существование социальных организаций? Дайте социологическое определение социальной организации.

3. Охарактеризуйте специфические черты социальной организации.

4. Какие модели социальной организации Вам известны? Назовите достоинства и недостатки бюрократической модели.

5. Дайте основные характеристики и отличительные черты формальной и неформальной социальной организации.

6. Невозможно найти в современном мире человека, который бы не был включен в какую-либо социальную организацию. Существует множество определений социальной организации. Прочитайте ниже приведенные определения данного социального явления и назовите правильные. Аргументируйте Ваш ответ.

Организация это -

- деятельность, направленная на упорядочение, регулирование процессов;

- учреждение, объединяющее множество людей для достижения определённых целей;

- группа взаимодействующих людей;

- не менее двух человек, преднамеренно работающих для достижения общей цели;

- субординация должностей и распределение функций в учреждении.

9. В работе промышленных предприятий нередко возникают ситуации, когда администрация и рабочие из-за своих взглядов не приходят к взаимопониманию и сотрудничеству. Возникает вопрос: чьё поведение должно измениться? Какие ответы на этот вопрос предлагают основные социологические концепции социологии организации?

10. Какие методы используются для повышения эффективности управления организацией?

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.    Как в социологии определяется девиантное поведение?

2.    Дайте определение понятию «социальная норма».

3.    В чём состоит отличие норм-правил от норм-ожиданий?

4.    Как связаны понятия «социальное отклонение» и «норма»?

5.    Что такое социальный контроль и какова его главная цель?

6.    Каковы методы социального контроля по Т. Парсонсу?

7.    Что такое делинквентное поведение и каковы его субъекты? Приведите примеры делинкветного поведения.

8.    Охарактеризуйте теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

9.    Что такое негативные и позитивные социальные отклонения?

10.  Опишите процесс наклеивания ярлыков, выработанный в рамках теории стигматизации.

 

Примерные темы дискуссий

· Традиционное общество в современном мире: возможности выживания и изменений

· Социокультурные основания успешной модернизации

· Горизонты и тупики модернизации

· Ограничения и возможности линейных и циклических моделей социальных изменений

· Глобализация: очередной миф или реальность современности?

· Макдональдизация культуры: пессимистический прогноз или печальная реальность?

· «Институционалисты» versus «культуралистов»: pro et contra

· Есть ли будущее у семьи как социального института

· Недоверие к другим: признак зрелости личности или симптом социальной паталогии?

Примерные темы научных конференций

· Современная социология: между объяснением и пониманием

· Исследование практик: новое направление в современной социологии (эвристические возможности и пределы)

Примерные темы докладов

· Качественные исследования: «эпистемологическая куча» или многообразие подходов?

· Количественная и качественная социология: надуманное противопоставление или два разных мира?

· Православная этика: условие или барьер успешного развития капитализма в России?

· «Остров невезения» или почему сохраняются бедные страны

· Причины, условия и стадии успешной институционализации

· Явные и латентные функции образования

Примерные темы социологических исследований

· Общественное мнение студентов об учебном процессе в институте культуры

· Ценности современного студенчества (на примере студентов СПбГИК)

· Престиж, богатство и власть в представления современной молодежи

 

6.3.2.    Оценочные средства промежуточной аттестации

 

Примеры заданий в тестовой форме с эталонами ответов

1. Искусственная среда существования человека, образуемая обычаями, верованиями, ценностями, нормами, символами и т.п. представляет собой:

а) социальную систему;

б) социальную организацию;

в) социальный институт;

г) культуру.

 

2. Группы людей, регулирующих проникновение новых элементов культуры в общество, называются:

а) «культурными координаторами»;

б) «культурными стражниками»;

в) «культурными инноваторами»;

г) «культурными мистификаторами».

 

3. Разновидность субкультуры, находящаяся в состоянии конфликта с доминантной культурой, называется:

а) субкультура;

б) контркультура;

в) доминантная культура;

г) культура.

Вопросы для зачета

по дисциплине

«Социология»

1. Предмет социологического знания.

2. Фундаментальные вопросы социологии.

3. Уровни социологического анализа.

4. Понятие и структура социологического воображения.

5. Основные парадигмы и школы социологии.

6. Общество как система. Модель социальной системы Т. Парсонса.

7. Критерии и модели социальных изменений.

8. Признаки традиционного и современного общества. Основные принципы современности.

9. Теория постиндустриального общества.

10. Глобализация как тенденция современности. Основные трактовки глобализации.

11. Виды и черты глобализации.

12. Эволюция и революция как формы социальных изменений. Теории революции.

13. Теория относительной депривации.

14. Социологические трактовки культуры. Элементы культуры.

15. Доминантная культура, субкультура, контркультура: содержание и соотношение понятий.

16. Элитарная и массовая культура.

17. Понятия неравенства и стратификации. Теории происхождения стратификации.

18. Модели стратификационных систем.

19. Особенности классового типа стратификации.

20. Стратификация современного общества.

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.

22. Маргинальность как социальный феномен.

23. Понятие социального института. Функции социального института.

24. Формальные и неформальные социальные институты.

25. Содержание, этапы и результаты институционализации.

26. Основные социальные институты: семья, религия, образование.

27. Основные социальные институты: наука, СМИ.

28. Основные трактовки этничности.

29. Теории наций и национализма.

30. Теории толпы Г. Тарда и Г. Лебона. Современные теории толпы.

31. Теория коллективного поведения Г. Блумера.

32. Массовые социальные движения: причины происхождения, типологии, этапы развития.

33. Социальный статус и социальная роль. Теории социальной роли.

34. Ролевое поведение и ролевой конфликт.

35. Понятие, структура и виды социализации.

36. Теория «зеркального Я» Ч. Кули и теория социализации Дж. Мида.

37. Социальное действие, социальный контакт, социальное взаимодействие: соотношение понятий.

38. Социальное взаимодействие с позиций теорий утилитаризма, символического интеракционизма и драматургического подхода.

39. Понятие и структура межличностного и социального доверия.

40. Социальное доверие и социальный капитал. Роль социального доверия в развитии общества.

41. Предмет, структура и динамика социального конфликта.

42. Социальная норма и отклоняющееся поведение.

43. Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

44. Сущность и механизмы социального контроля.

45. Понятие и структура малой группы. Преимущества и ограничения участия в группе.

46. Ролевая структура малой группы.

47. Групповая динамика и групповая сплоченность.

48. Процесс принятия решений в группе. Феномен «огруппленного мышления».

49. Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации.

50. Основные элементы организации. Типологии организации.

 

Примеры заданий для оценки практических навыков

Метод включенного наблюдения.

Процедура анкетирования.

Организация проведения опросов.

Биографическое исследование.

Метод «фокус-группы».

 

6.4. Методические материалы,определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Методика оценивания по Балльно-ретинговой системе (БРС):

0-30 баллов – посещаемость лекций и семинаров

0-30 баллов – работа на семинарах

0-10 баллов – тестирование

0-30 баллов – ответ на промежуточной аттестации.

 

Максимальное число баллов, полученных за семестр – 100.

Зачет студент может получить автоматически, набрав за семестр минимум – 60 баллов.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.