Система менеджмента качества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

Рабочая программа дисциплины

 «Социология»

<номер ОМКО>    

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,
председатель Учебно-методического совета

 

Смирнова А.А.___________________

 

«____»_______________2017 год


Система менеджмента качества

Рабочая программа дисциплины «Социология»

Направление/специальность

51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

(код и наименование, перечислить)

Профиль/специализация (направленность)

Выставочная деятельность

(наименование и код при наличии)

Квалификация

бакалавр

(наименование)

Форма обучения

заочная

Перечислить: очное, очно-заочное, заочное

Факультет

мировой культуры

(наименование факультета)

Кафедра

теории и истории культуры

(наименование кафедры)  

 

 

Версия:

0 3

Дата введения

       

 

 

Санкт-Петербург

2017


 

Разработано кафедрой теории и истории культуры Исполнено доцентом, канд. филос. наук, доцентом Хреновым А.Е. Одобрено на заседании методической комиссии кафедры теории и истории культуры «01» февраля 2017 г., протокол № 3. Председатель методической комиссии доцент, кандидат культурологии, доцент Прокуденкова О.В. Одобрено на заседании кафедры «07» февраля 2017 г., протокол заседания кафедры № 6 Заведующий кафедрой доцент, канд. филос. наук, доцент Хренов А.Е. Рецензент заведующий кафедрой искусствоведения, кандидат искусствоведения, доцент Габриэль Г.Н. Внесено представителем руководства по вопросам менеджмента качества образования.  Рекомендовано для утверждения Учебно-методическим советом «__»_________2017 г., протокол № ___.    
    © ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»   Настоящий документ является интеллектуальной собственностью СПбГИК и не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён без разрешения ректора СПбГИК.
 
 

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с:

 

¾ ФГОС ВОпо направлениям подготовки:

¾ 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденным Минобрнауки России от «01» июля 2016 г. № 788;

¾ учебным планом СПбГИК.

Аннотация рабочей программы:

В дисциплине «Социология» рассматриваются ключевые проблемы современной социологической науки, ее основные методы и парадигмы. Курс состоит из двух разделов. В первой части общество представлено как макроструктура, как совокупность социальных групп и институтов, определяющих жизнь и поведение отдельных людей. Во второй части общество раскрывается как система социальных взаимодействий, как постоянный процесс (вос)производства тех или иных видов социальной общности (семьи, формальных и неформальных организаций и сообществ),важнейшими ресурсами которого являются доверие, понимание, согласование интересов субъектов социальной коммуникации. Центральное место в дисциплине отведено социологическому анализу культуры, вопросам ее взаимосвязи с социальными процессами, ее формирования и воспроизводства, управления (меж) культурными конфликтами. Дисциплина направлена на формирование компетенции ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Формой промежуточной аттестации по социологии выступает зачет.


Содержание

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................. 5

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП .................................................................... 5

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.............................................................. 6

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ....... 7

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов........................ 7

5.1. Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине.................... 25

5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................... 27

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................................................... 28

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования...................................................... 28

6.2. Описание шкалы оценивания компетенции........................................................... 29

6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.................. 32

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.......................................................................................................................... 46

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.......................................................................................................................... 48

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля).......................................................................... 50

9. Информационное обеспечение дисциплины................................................................... 50

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).................................... 51

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)........................................................................... 51

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты обучения

Шифр

Описание

Когнитивные

Деятельностные

Мотивационные

указывается полное название соответствующих компетенций или их отдельные компоненты ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Умение понимать нормы и ценности представителей других культур и субкультур, их отличительные особенности Уметь разрешать межкультурные конфликты в трудовом коллективе, строить взаимодействие на основе сотрудничества Стремиться понимать различия как многообразие единого, вести диалог и находить общую платформу для взаимодействия

 

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП

Учебная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1., 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Профиль Выставочная деятельность Б1.Б.5.

2.1.   Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

«Русский язык и культура речи» – в части умения грамотно излагать свои мысли для умения вести дискуссию по социологическим проблемам, отстаивать собственное мнение, грамотно и аргументировано излагать усвоенный материл по социологии.

«История и культура Санкт-Петербурга» – в части эволюции города для понимания процессов урбанизации.

 

2.2.   Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.

Понимание взаимосвязи социальных явлений и культуры. Понимания специфики аудитории культурных индустрий, культурных вкусов публики, изучения общественного мнения о различных культурных проектах. Использование социологических методов для анализа различных сегментов потребителей продукции культурной индустрии, их потребностей и культурных предпочтений. Умения использовать социологические методы для сбора и анализа научной информации в профессиональной сфере деятельности.

«Основы музеологии» – в части понимания культуры, ее структуры и процесса сохранения культурных ценностей.

«Политология» – в части понимания социальных оснований политического процесса.

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

Общая трудоемкость дисциплины (з.е./час.)

2 з.е./72 час.

Распределение учебной работы, час.:

всего семестры всего семестры всего семестры

Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе:

        6 2

занятия лекционного типа

        4 2

занятия семинарского типа

        2 2

индивидуальные занятия

           

Самостоятельная работа

        62 2

Промежуточная
аттестация, час. 

зачет         4 2
экзамен            

(в графе зачет при его наличии ставится: +; в графе экзамен при его наличии ставится: 36, 72, 108 … (из расчета 36 часов на экзамен)


4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наименование разделов и тем, содержание



Контактные занятия, час.

Самостоятельная работа, час.

Итого, час.

Рейтинг-план

Лекции

Семинарского типа

Индивидуальные

Всего, час.

Лабораторные Практические Семинары Мелкогрупповые Формы текущего контроля Баллы по БРС
Семестр:

2

              12 12    
Раздел 1.

Предмет социологии

Специфика социологического видения мира. Понятия социальности и социального. Понятие «социальный факт». Объяснение и понимание в социологии. Типы объяснений, используемых в социологии: каузальное, функциональное, диалектическое и целевое. Социальные и социологические проблемы. Социологическое воображение. Структурное, историческое и человеческое измерения социологического воображения. Социология в структуре гуманитарного знания. Основные функции социологии. Социология как научное знание и как предмет изучения.

              6 6 ПД 1
Тема 2

Макросоциология

3     2     5 30 35    

Тема 4

Общество как система Теоретические основы системного подхода. Системный анализ Т. Парсонса. Основные функции систем действий: адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Социальная, личностная, культурная системы и поведенческий организм. Структура социальной системы: ценности, нормы, коллективы и роли. Институционализация как процесс образования устойчивых моделей взаимодействия социальных деятелей. Подсистемы социальной системы: экономическая, политическая системы, подсистемы социетальной общности и социализации. Парсонсовская модель пространства выбора действующего лица. Мертоновская методология анализа социальных систем. Позитивные и негативные, явные и латентные функции. Новая стратегия исследования систем: от функций к структурам. Проблема «структурных альтернатив», и «функциональных эквивалентов». Основные этапы функционального анализа социальных систем. Характеристика социальных структур: культурные цели и средства их достижения. Постфункционализм Н. Лумана. Системы взаимодействия, социетальные системы и организации как типы социальных систем. Коммуникации социальных систем. Признаки открытых социальных систем: самореференция и аутопойэсис. Этапы и механизмы социальной эволюции. Трактовка общества в социологии А. Турена.                   2     2     ПД   2

Тема 5

Социальные изменения Частные и глобальные изменения социальных систем. Адаптационный и кризисный (бифуркационный) механизмы социальных изменений. Эндогенные и экзогенные процессы социальных изменений. Инициируемые и спонтанные изменения в обществе. Условия превращения субъекта в агента социальных изменений. Типологии социальных изменений. Социальное развитие как прогрессивно-поступательный тип изменений. Эволюционистские теории О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и представления о социальном прогрессе Г. и Ж. Ленски. Концепция стадий эволюции Т. Парсонса. Циклический тип социальных изменений. Ускоряющиеся и замедляющиеся циклы. Циклическая теория П. Сорокина. Социальный кризис как фундаментальное свойство процесса социального развития. Отличительные черты кризисного состояния. Социальные симптомы кризисного состояния. Тенденции кризисного развития. Модернизация как процесс превращения традиционного общества в современное. «Плюсы» и «минусы» теории модернизации. Концепция неомодернизации как теоретический вызов вестернизаторским трактовкам модернизации. Понятие рецидивирующей модернизации. Теория и практика модернизации в России. Социология революций.               4 4 УО, ДС 2

Тема 6.

Традиционное и современное общество Типологии социокультурных систем. Марксистская теория социально-экономических формаций. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Открытые и закрытые социальные системы. Способы отношения к миру как основа типологизации социокультурных систем. Веберовская трактовка взаимосвязи религии и отношения к миру. Характеристика традиционного и современного обществ. Теоретическое наследие Ф. Тённиса как основа современных концепций традиционного и современного общества. Взаимосвязь между общиной и обществом. Гипотезы эволюционного перерастания, интегрального слияния и параллельного существования общины и общества. Качественная характеристика современности. Современность как набор институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Характерные черты современности: индивидуализм, дифференциация, рациональность, экономизм, экспансия. Социальные процессы, влияющие на становление современного типа общества. Критерии постсовременного общества. Концепция постиндустриального общества Д. Белла и А. Турена. Концепция «общества риска» У. Бека. «Текучая современность» З. Баумана. Теория радикального модерна и постмодерна Э. Гидденса. 1                 1   2 ЛВ 2

Тема 7.

Социологическое видение глобального сообщества Понятие и виды глобализации. Универсализм как основополагающий принцип глобализации. Основные черты глобализации. Глобализация рынков, торговли и финансовой системы. Формирование глобальной системы производства. Глобальные миграции и народонаселение в современном мире. Судьба культуры в процессе модернизации. Социальные и политические последствия глобализации. Глобальная стратификация и глобальное неравенство. Перспективы глобализации в контексте мирового финансового кризиса. Глобализация и глокализация.                 1   1   ПД   1

Тема 8.

Современный мир и глобальные тенденции развития Основные акторы современного мирового порядка. Новые центры мирового экономического роста. Формальные и неформальные институты международных отношений. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Хронополитическая теория мирового порядка Р. Купера. Геоэкономическая модель современного мира А. Неклесса. Факторы и тенденции мирового развития. Демографическая структура развитых и развивающихся стран. Глобальные миграции. Риски и угрозы современного мира. Альтернативные прогнозы глобального будущего.                 2   2 ПД 2

Тема 9.

Социологическое понимание культуры Социологическое понимание культуры. Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом. Культура с позиций понимающей социологии. Материальная и нематериальная культура. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры. Специфика институциональных норм. Культурная интеграция. Соотношение доминантной культуры и субкультур. Контркультура. Национальные культуры и этноцентризм. Диалог культур и межкультурное взаимодействие. Производство культуры и культурные инновации. Интерпретация и демонстрация культурных образцов. Место и роль «культурных стражников» в системе производства и распространения культуры. Образцы инноваций и традиционная культура: варианты развития конфликта. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. Народная, элитарная и массовая культуры. Роль культуры в социальных изменениях. 1               2   3 ПД 2

Тема 10.

Экономическая подсистема общества Экономическая система как подсистема системы действицй. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Анализ экономической жизни М. Вебером. Антропологический анализ экономической жизни М. Мосса. Социология денег Г. Зиммеля. Теория капитализма В. Зомбарта и Г. Шмоллера. Концепции социальной экономики Й. Шумпетера и ее особенности. Миросистемный анализ Ф. Броделя и У. Валлерстайна. Рынок как институт экономического обмена и его эволюция. Модели рыночной экономики.                 2   2 ПД 2

Тема 11.

Социальная стратификация Понятие неравенства и стратификации. Структурно-функциональная и конфликтная теории происхождения неравенства. Критерии и способы анализа социальной стратификации. Социально-дифференцирующие признаки. Исторические типы стратификации. Типы стратификационных систем. Классовый тип стратификации современного индустриального общества. Понятие индекса социальной позиции. Аналитические стратегии анализа классового типа стратификации: объективный метод, метод оценки репутации, метод самооценки. Эмпирические исследования стратификации У. Уорнера. Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса. Социальные функции среднего класса. Феномен абсолютной и относительной бедности. Дисперсный характер неравенства современного общества. Понятие социальной декомпозиции. Социальная мобильность. Разновидности социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая. П. Сорокин о тенденциях и «каналах» вертикальной мобильности. Маргинальность и маргинализация. Экономическая маргинальность, социомаргинальность, этномаргинальность, политическая и религиозная маргинальность. Естественная, предписанная и экстремальная маргинализация. Социальная стратификация дореволюционной России. Социальная стратификация советской России: тоталитарный и посттоталитарный периоды. Исследования А. Инкельса социальной стратификации советского общества 30 - 50-х гг. Патернализм и корпоративизм - основные черты советской стратификационной системы 60 - 80-х гг. Характеристика стратификационной системы современного российского общества. Исследования социальной стратификации российских социологов. Анализ альтернатив эволюции стратификационной системы в России.       1     1 3 4 УО, КС, ИСИ 2

Тема 12.

Социально-территориальные общности Социально-территориальные, региональные и поселенческие общности. Социально-территориальное неравенство и стратификация. Город как территориально-поселенческая структура. Сравнительный анализ городского и деревенского образов жизни. Городская среда и социальное поведение. Историческое значение формирования и развития городов. Процессы урбанизации и оценка их социальных последствий. Концепция пяти стадий урбанизации Дж. Джиббса. Теории урбанистической экологии.               3 3 ПД 1

Тема 13.

Этносоциальные общности Понятие этничности в современных гуманитарных науках. Род, племя, народность, нация: соотношение понятий. Основные подходы к исследованию этничности: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Историко-эволюционная теория Ю.В. Бромлея. Типология этносов Э. Смита. Нации и национализм в теории Э. Геллнера. Постмодернистская концепция наций Б. Андерсона. Конструктивизм Ф. Барта. 1           1 3 4 ПД  

Тема 14.

Социальные институты Понятие социального института. Интерпретации «социального института» в истории социологии и в современной науке. Социальный институт как регулируемое пространство. Институциональные и внеинституциональные формы социального поведения. Процессы институционализации. Структурно-функциональный и конфликтный подходы к процессу институционализации. Психологические, социальные и культурные источники институционализации. Институционализация и типизация социальных действий. Этапы процесса институционализации и критерии его завершенности. Основные институты социальной системы и их функции. Явные и латентные функции социальных институтов. Взаимодействие и развитие социальных институтов. Тенденция сегментации институтов. Тотальные институты в современном обществе. Социальные институты и социальные изменения. Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие. 1     1     1 4 5 УО, ДС 2

Тема 15.

Коллективное поведение Феномен коллективного поведения. Теории толпы Г. Лебона и Г. Тарда. Границы и формы толпы. Методики определения численности и плотности толпы. Теории коллективного поведения. Теория возникновения норм Р. Тернера и теория прирастающей ценности Н. Смелзера. Компоненты социальных движений. Типологии социальных движений. Генезис социальных движений. Теория конвергенции, концепция структуры политических возможностей. Динамика и циклы социальных движений. Формы коммуникации социальных движений: социальные мифы, стереотипы, символы, слухи. Символика социальных движений и ее функции. Значение слухов. Методика определения интенсивности слухов. Специфические черты стереотипа. Свойства и темы социального мифа.                 3   3 ПД 1

Раздел 3.

Микросоциология 1       20 21    

Тема 16.

Социальная роль и социализизация Понятие социального статуса. Аскриптивный и достигаемый статусы. Концепция социальной роли Дж. Мида. Классификация ролей Дж. Морено. Основные характеристики описания роли. Понятие ролевого набора. Концепции предписанных, субъективных и проигрываемых ролей. Виды экспектаций: обобщенные ожидания, ожидания партнеров, референтная группа. Проигрывание, построение и принятие ролей. Ролевая идентификация и ролевоедистанцирование. Виды ролевых конфликтов. Социализация как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Социализант и социализатор. Агенты и агентуры социализации. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации. Институты социализации: семья, группы сверстников и друзей, институты образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, ассоциации по интересам. Процесс социализации с позиций символическогоинтеракционизма. Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Теория структуры социального «Я» Дж. Мида. «Обобщенные» и «значимые другие». Драматургический подход И. Гофмана. Стадии социализации. Социологический и психологический подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение. Психоаналитические теории социализации: фрейдистская теория психосексуального развития ребенка и эпигенетическая теория Э. Эриксона. Теории социального научения. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.                 4 4 УО, ПД 2

Тема 17.

Социальное взаимодействие Социальная деятельность и социальное действие. Специфика социального действия. Типология социального действия. Характерные черты социального взаимодействия. Основные направления анализа социального взаимодействия. Сотрудничество и соперничество как виды социального взаимодействия. Влияние и власть как специфические способы организации социального взаимодействия. Доверие как основа кооперативного взаимодействия. Структура доверия. Доверие и социальный капитал. Роль социального капитала в развитии общества. Персональное и генерализированное доверие. Виды доверия: личное доверие, позиционное доверие, институциональное доверие, системное доверие. Социальные взаимодействия и социальные отношения. 1             4   5   ПД 1

Тема 18.

Социальный конфликт Понятие социального конфликта. Структура и функции социального конфликта. Конфликтный функционализм Л. Козера и конфликтный структурализм Р. Дарендорфа. Динамика социального конфликта. Стратегии и тактики поведения в конфликте. Особенности конфликта в организации и малой группе. Управление социальнымконфлитом.               4 4 ПД 1

Тема 19.

Социология малых групп Понятие малой группы и ее признаки. Количественные характеристики малых групп и пределы их численности. Влияние размера группы на поведение ее членов. Преимущества и ограничения включенности индивида в группу. Влияние группы на принятие решений личностью. Первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы. Временные и постоянные, официальные и дружеские, экспериментальные и естественные, случайные и целевые группы. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «группового мышления». Инструментальная и экспрессивная функция групп. Коммуникации в группе. Модели внутригрупповых коммуникационных сетей. Ролевая структура группы. Типология внутригрупповых ролей. Групповая динамика и фазы развития группы. Групповая сплоченность и факторы, влияющие на ее уровень. Внутригрупповые отношения и климат внутри группы. Особенности принятия решений в группе. Формы группового обсуждения: групповые дискуссии, «мозговой штурм», «номинальные группы», «гудящие группы» и др.                 4   4 ПД 1

Тема 20.

Социальная организация Понятие социальной организации. Социальная организация как способ упорядочивания и регулирования действий отдельных индивидов и как группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели. Условия существования организации. Организация и процессы дезорганизации. Управление в организации. Признаки формальных и неформальных организаций. Добровольные, принудительные и утилитарные организации. Открытые и закрытые технические и социальные системы как типы организаций. Бюрократия как административная организация. Веберовский анализ бюрократии. Предпосылки возникновения и формирования бюрократии. Основные черты бюрократического аппарата. Концепция бюрократии М. Крозье. Функции и дисфункции бюрократии. «Железный закон олигархии» Р. Михельса. Бюрократия и проблема эффективности деятельности организаций: современные исследования. Бюрократия и бюрократизм. Бюрократия в истории России. Причины возникновения коррупции и основы антикоорупционной политики                 4   4 ПД 1

Тема 21.

Девиантное поведение Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Нормы-ожидания и нормы правила. Социальный контроль и его функции. Механизмы и структура социального контроля. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Физические, экономические и административные санкции. Социологические трактовки девиантного поведения. Понятия социальной нормы и социального отклонения. Культурно одобряемые и культурно неодобряемые отклонения. Делинквентное и девиантное поведение. Деструктивный, асоциальный и противоправный типы девиантного поведения. Социологические теории девиантного поведения. Концепция аномии Э. Дюркгейма. Теория аномии Р. Мертона. Теория стигматизации. Феномен «спирали девиантности» и девиантная карьера. Культурологическая теория девиантного поведения. Влияние криминальной, конфликтной и ретритистской субкультур на тип девиантного поведения. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.                 3   3 ПД 1

Тема 22.

Мир повседневности Понятие и характеристики повседневной жизни. Мир повседневности как организованная система практик индивидов в обществе или группе. Виды практик: фоновые практики, речевые практики, неречевые практики.                 3 3 ПД, ТСТ 1; 10

Зачет

                4    

ИТОГО:

4 2 6 62 72 40
                           

4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:

ДС диспуты ПД подготовка и представление доклада
ИНК имитация научной конференции ИСИ имитация социологического исследования
ИТ игровые технологии СД семинары с элементами дискуссии
ЛВ лекция-визуализация УФ учебный видеофильм
ТСТ тестирование УО устный опрос

4.2 Образовательные технологии:

Информационные технологии (лекция-визуализация, подготовка и представление доклада с мультимедиапрезентацией и др.).

Интерактивные технологии (семинары с элементами дискуссии, диспуты, метод «гудящих групп», метод «мозгового штурма» и др.).

Технология учебно-исследовательской деятельности студентов (имитация социологического исследования, имитация научной конференции и др.).

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов

5.1Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине

Номер раздела ОП

Наименование тем ОП

Распределение часов по видам самостоятельной работы, час.

Формы
текущего контроля успеваемости

Основные виды учебной и научной самостоятельной работы


Иные виды

Всего, час.

Работа с конспектами лекций Подготовка к занятиям семинарского типа Изучение и анализ рекомендованной литературы Самостоятельное освоение тем разделов Выполнение творческого задания Подготовка к компьютерным тестам Подготовка реферата Подготовка доклада на конференцию Подготовка тезисов к публикации Участие в НИРС Выполнение курсовой работы/проекта Подготовка к сдаче промежуточной аттестации Выполнение выпускной квалификационной работы
1 Тема 1. Предмет социологии     1 1   1 1 1       1         6 подготовка и представление доклада
1 Тема 2. Основные теоретические направления     1 1       1                 3 семинары с элементами дискуссии
1 Тема 3. Методы социологических исследований     1 1   1         1           3 Имитация социологического исследования
2 Тема 4. Общество как система     1 1                         2 Устный опрос
2 Тема 5. Социальные изменения     1 1   1   1                 4 Устный опрос, подготовка и представление доклада
2 Тема 6. Традиционное и современное общество             1                   1 представление доклада
2 Тема 7. Социологическое видение глобального сообщества               1                 1 представление доклада
2 Тема 8. Современный мир и глобальные тенденции развития     1 1                         2 представление доклада
2 Тема 9. Социологическое понимание культуры     1 1                         2 представление доклада
2 Тема 10. Экономическая подсистема общества     1 1                         2 представление доклада
2 Тема 11. Социальная стратификация   1 1 1                         3 представление доклада
2 Тема 12. Социально-территориальные общности     1 1                         2 подготовка и представление доклада
2 Тема 13. Этносоциальные общности     1 1   1                     3 подготовка и представление доклада
2 Тема 14. Социальные институты   1 1 1   1                     4 подготовка и представление доклада. дискуссия
2 Тема 15. Коллективное поведение     1 1   1                     3 Устный опрос
3 Тема 16. Социальная роль и социализация     1 1   1   1                 4 Устный опрос
3 Тема 17. Социальное взаимодействие     1 1   1   1                 4 подготовка и представление доклада
3 Тема 18. Социальный конфликт     1 1   1   1                 4 подготовка и представление доклада
3 Тема 19. Социология малых групп     1 1   1   1                 4 Подготовка и представление доклада
3 Тема 20. Социальная организация     1 1   1   1                 4 Подготовка и представление доклада
3 Тема 21. Девиантное поведение     1 1       1                 3 Подготовка и представление доклада
3 Тема 22. Мир повседневности     1 1       1                 3 Тестирование

5.2 Учебно-методическиематериалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):

Виды учебно-методического обеспечения(пособие, рекомендации, руководство и т.д.) Наименование Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети)
Учебное пособие Социология: учеб.пособие / Н. В. Казаринова и др.; под общ. ред. А. С. Тургаева; ред.-сост. Н. В. Казаринова, А. Е. Хренов; М-во культуры РФ,С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2016. – 404 с. Печатное
Учебное пособие Социология : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Хренов [и др.] ; под общ.ред. А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 402 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). ЭБС

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю )

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Критерии оценивания

Показатели уровня сформированности компетенций на различных этапах их формирования (знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся)

Максимально 5 баллов:

· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за её пределы................................................... 5 баллов;

· систематизированные, глубокие знания по всем разделам учебной дисциплины............. 4 балла;

· недостаточно полные и систематизированные знания по программе дисциплины........... 3 балла;

· недостаточный объём знаний в рамках программы дисциплины........................................ 2 балла;

· фрагментарные знания в рамках программы дисциплины..................................................... 1 балл;

· наличие в ответе грубых смысловых ошибок или отказ от ответа..................................... 0 баллов;

Максимально 5 баллов:

· точное использование профессиональной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы............................................................................................................. 5 баллов;

· использование профессиональной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы.................. 4 балла;

· использование необходимой профессиональной терминологии, стилистически не всегда грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы.... 3 балла;

· некорректное использование профессиональной терминологии, неумение делать выводы без существенных ошибок............................................................................................................... 2 балла;

· слабое владение профессиональной терминологией, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками...................................................... 1 балл;

· неумение использовать профессиональную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических
ошибок....................................................................................................................................... 0 баллов;


Максимально 5 баллов:

· безупречное владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умение его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач................................................................................................. 5 баллов;

· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач.................................................................... 4 балла;

· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных и/или учебных задач............................................... 3 балла;

· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.................................................................................................... 2 балла;

· слабое владение инструментарием учебной дисциплины....................................................... 1 балл;

· отсутствие представления об инструментарии учебной дисциплины............................... 0 баллов;

Максимально 5 баллов:

· творческое решение сложной проблемы в нестандартной ситуации на высоком профессиональном уровне, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................................................................... 5 баллов

· решение сложной проблемы в рамках учебной программы на высоком профессиональном уровне, отсутствие фактических неточностей, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................ 4 балла

· выполнение поставленной задачи на профессиональном уровне, допущение фактических неточностей, недостаточно полный ответ на вопросы, связанные с выполняемой задачей.. 3 балла

· недостаточно высокий уровень выполнения поставленной задачи, допущение фактических неточностей, затруднения при ответе на вопросы, связанные с выполняемой задачей..... 2 балла

· низкий уровень выполнения поставленной задачи, допущение большого количества фактических неточностей, непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале в ответах на вопросы........................................................................................................................................... 1 балл

· очень низкий уровень выполнения поставленной задачи, большое количество фактических неточностей, примитивизм изложения предмета или отказ от ответа, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач........................................................................................... 0 баллов

Максимально 5 баллов:

· выраженные инициативность, целеустремленность, ответственность, высокий уровень стремления овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике.............. 5 баллов

· целеустремленность, ответственность,стремление овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике ....................................................................................................... 4 балла

· стремление овладеть знаниями, умениями и периодическая готовность применить их на практике.............................................................................................................................................. 3 балла

· устойчивое стремление овладеть знаниями и умениями, неготовность применить их на практике.............................................................................................................................................. 2 балла

· неустойчивое, периодическое стремление овладеть знаниями и умениями........................ 1 балл

· безынициативность, пассивность в процессе овладения знаниями и умениями............ 0 баллов

Максимально 5 баллов:

·  предъявление высоких требований к собственным достижениям, поиск решения трудных профессиональных задач путем расширения глубины понимания изучаемого материала. 5 баллов

· предъявление высоких требований к собственным достижениям, умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач................................................................ 4 балла

· слабое умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, неустойчивое проявление познавательной потребности................................................................... 3 балла

· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, слабое проявление познавательной потребности........................................................................................ 2 балла

· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, отсутствие познавательной потребности..................................................................................................... 1 балл

· отсутствие познавательной и профессиональной мотивации........................................... 0 баллов

 

В зависимости от количества баллов освоение компетентности студента оценивается по уровням: от 18 до 21балла– «минимальный уровень», от 22 до 26баллов – «базовый уровень», от 27 до 30баллов – «высокий уровень».

По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – зачет – ставится:

· 18-30 балл – «зачет».

· 0-17 балл – «незачет».

 


6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
(формируются в форме отдельных документов):

 

6.3.1.    Оценочные средства текущего контроля успеваемости

 



Планы семинарских занятий

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Вопросы:

  1. Понятие неравенства и социальной стратификации.
  2. Типы стратификационных систем.
  3. Стратификация современного общества.
  4. Социальная мобильность и маргинальность.
  5. Социальная стратификация российского общества: история и современность.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Вопросы:

  1. Понятие социального института. Неоинституциональный подход в современной социологии.
  2. Процесс институционализации.
  3. Основные социальные институты: семья, образование, СМИ, религия, наука.
  4. Роль институтов в социальном изменении и стагнации общества.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вопросы:

  1. Понятие социального взаимодействия и основные походы к его анализу.
  2. Индивидуальное и социальное доверие.
  3. Сотрудничество и соперничество как формы социальных взаимодействий.
  4. Влияние и власть как специфические разновидности социального взаимодействия.

 

 

Примеры заданий в тестовой форме с эталонами ответов

1.    Искусственная среда существования человека, образуемая обычаями, верованиями, ценностями, нормами, символами и т.п. представляет собой:

а) социальную систему;

б) социальную организацию;

в) социальный институт;

г) культуру.

 

2.    Группы людей, регулирующих проникновение новых элементов культуры в общество, называются:

а) «культурными координаторами»;

б) «культурными стражниками»;

в) «культурными инноваторами»;

г) «культурными мистификаторами».

 

3.    Разновидность субкультуры, находящаяся в состоянии конфликта с доминантной культурой, называется:

а) субкультура;

б) контркультура;

в) доминантная культура;

г) культура.

 

 

Вопросы для отработки пропущенных занятий

1. Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.

2. Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы для отработки семинарских занятий (перечень вопросов см. ниже).

 

Вопросы для отработки семинарских занятий

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

1. Любое ли взаимодействие между людьми является социальным? Приведите примеры.

2. Дайте определение социологии. В чем заключается специфика данной науки?

3. Чем будут отличаться подходы экономиста, психолога, политолога, социолога к анализу, например, такого социального явления, как наркомания?

4. В чем состоит отличие между естественными науками и социологией?

5. Что означает характеристика социологии как полипарадигмальной науки?

6. Назовите фундаментальные вопросы социологии. Какие способы ответа на них Вам известны?

 

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

1. Социальная система состоит из совокупности подсистем: экономической системы, политической системы, системы социетальной общности и системы социализации. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

2. Какие подсистемы выступают по отношению к социальной системе в качестве окружающей среды?

3. Какое значение имеет понятие “функция” в теории социальной системы?

4. В чем заключается различие между явными и латентными функциями социальных структур? Приведите примеры этих функций для различных структур.

5. Могут ли неодинаковые структуры в различных социальных системах выполнять схожие функции? Аргументируйте свой ответ.

6. Могут ли внешне схожие структуры в различных социальных системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.

7. Какие из систем выполняют следующие функции?

    1) Адаптации к природной среде. Связывает общество с природной средой, создавая и распределяя необходимые индивидам материальные продукты. Эффективного управления ресурсами и удовлетворения материальных потребностей индивидов. 

2) Целеполагания. Осуществляет принятие решений и мобилизует ресурсы на их выполнение. Она несет ответственность за сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. К функциям данной системы также относится и принудительная, связанная с сохранением культурных образцов и с применением санкций за их отклонение от них.

3) Интеграции. Соединяет системы норм с коллективной организацией. Осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил сообщества.

4) Воспроизводства и поддержания образца. Интегрирует индивида в социальную систему, способствует усвоению норм и ценностей каждым носителем ролей. В силу этого она обеспечивает воспроизводство социальной структуры.

Системы:

    а) социализации;                                          в) политическая;

    б) социетальная;                                           г) экономическая.

1.  
2.  
3.  
4.  

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1. Назовите, кому из перечисленных ниже выдающихся социологов - сторонников эволюционизма принадлежат следующие идеи:

1) О. Конт; 2) Г. Спенсер; 3) Э. Дюркгейм; 4) Герхард и Жан Ленски; 5) Т. Парсонс.

а) социальная эволюция имеет начальную и конечные точки - история движется от “механической солидарности”, которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций, к “органической солидарности”, в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий;

б) эволюция - единый принцип природы и общества в равной степени, выступающая как переход от простоты к сложности; от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. История проходит ряд последовательных стадий: простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая организация, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение приобретает иерархическая политическая организация; эти общества в свою очередь сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов, наконец, на смену им приходят цивилизации - наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи;

в) “закон трех стадий”, согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии; историческая эволюция представляет собой прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний;

г) социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным и проходит следующие стадии: (1) примитивную; (2) продвинутую примитивную; (3) промежуточную; (4) современную. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации;

д) основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия, сутью которого является изменение диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром: на смену знаковой коммуникации, т.е. общения с помощью знаков, приходит символическая коммуникация, т.е. общение с помощью символов, которые используются для кодирования, хранения информации и обмена ею.

1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

 

2. Каково социологическое содержание понятия «социальное изменение»?

3.  Каковы причины социальных изменений?

4. Какой модели соответствуют представления о поступательном социальном развитии?

5. Приведите примеры и сформулируйте кратко содержание теорий, относящихся к циклической модели социальных изменений.

6. Как трактуются социальные изменения с позиций бифуркационной модели?

7. Сравните теорию исторического процесса К. Маркса и теорию социального развития Г. и Ж. Ленски. В чем различия между ними, а в чем сходства?

8. Сравните теорию социального развития Э. Дюркгейма и культурных циклов П. Сорокина. В чем заключаются различия между ними?

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Какую роль в познании социальной реальности играет понятие «социальный институт»?

2. Как вы понимаете высказывания типа «институционализация об­щественного мнения», или «институционализация российского бизнеса»?

3. Какие факторы вызывают изменение социальных институтов?

4. Почему некоторые институты продолжают существовать, даже если не выполняют возложенные на них функции?

5. Попытайтесь проследить эволюцию семьи как социального института. С чем были связаны изменения этого института?

6. Раскройте предназначение религии как социального института. Назовите основные организационные формы религии.

7. Какую роль играет образование в жизни современного общества? Как отвечают на этот вопрос представители структурно-функционального и конфликтного подхода?

8. Сравните институциональные формы науки в России, США и Европе. Покажите сходства и различия в организации науки в различных странах.

9. Опираясь на классификацию доктрин массовой коммуникации, предложенную А. Молем, определите, какая из доктрин доминирует в программах российского телевидения (сравните несколько каналов). Аргументируйте свой вывод.

10.  Проанализируйте функционирование российских электронных СМИ, используя формулу Г. Лассуэлла.

 

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

1. Дайте определение и характеристики общего понятия этничности.

2. Приведите аргументы сторонников примордиализма в поддержку положения о реальном существовании этничности.

3. Чем нации отличаются от этнических групп?

4. Проведите сравнительный анализ этничности в рамках конструктивистской и инструменталистской парадигм.

5. На основе итогов Всероссийской переписи населения 2010 года проведите анализ и охарактеризуйте этнический состав территориально-административных единиц: Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Западного Федерального округа, Российской Федерации в целом (по выбору). Выводы по результатам анализа оформить в виде эссе (объем – не более 4 страниц).

6. В чем заключается сущность «широкого» и «узкого» подхода к этничности в концепции Ю.В. Бромлея. Дайте определения базовым понятиям в его концепции: «этнос», «этникос», «этносоциальное образование», «этносоциальный организм» (ЭСО).

7. В. М. Межуев, определяя сущность понятия «нация», так описывает различия в подходах к национализму: «Нация, в отличие от этноса, ... это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию - выбираю, могу выбрать». Какие из подходов к этносу / этничности / национализму представлены в этом высказывании ученого?

8. Кому принадлежит следующее определение: «национализм - это прежде всего политический принцип, который требует, чтобы политические и национальные единицы совпадали, а управляемые и управляющие принадлежали к одному этносу»?

9. В чем заключается основное отличие отечественной стратификации этносоциальных общностей от западных разработок?

10. Охарактеризуйте достоинства и недостатки известных Вам подходов к пониманию этничности.

МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Какие свойства характерны для толпы как коллективной общности? Какие механизмы их порождают?

2. Какие формы элементарного коллективного поведения выделял Г. Блумер?

3. Каковы характерные черты массового поведения?

4. Что представляет собой общественное мнение? Возможно ли избежать «спирали молчания»?

5. Дайте определение социальному движению. Какие типы социальных движений Вам известны?

6. Объясните причины формирования массовых социальных движений на основе теории:

· относительной депривации;

· коллективного поведения;

· возникновения норм;

· прирастающей ценности;

· мобилизации ресурсов.

7. Чем «новые» социальные движения отличаются от «старых»?

8. Через какие стадии проходит в своем развитии социальное движение? При каких условиях движение добивается наибольших успехов?

9. Охарактеризуйте основные формы коммуникаций социальных движений.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Дайте определение социального действия. Чем социальное действие отличается от взаимодействия физических тел?

2. Приведите примеры рационального, традиционного, аффективного и ценностно-рационального типов социального действия.

3. К какому типу социального действия относится предпринимательство?

4. Попытайтесь проанализировать рынок труда и систему образования с позиций теории социального обмена.

5. Объясните социальное взаимодействие с позиций теории символического интеракционизма и драматургического подхода.

6. Назовите основные типы социального взаимодействия. Приведите примеры каждого типа.

7. Какое действие, по Ю. Хабермасу, может быть охарактеризовано как коммуникативное? Охарактеризуйте содержание коммуникативного действия.

8. На основе чего возможно социальное взаимодействие в неясной и сложной ситуации.

9. Почему общества, в которых существует дефицит межличностного доверия испытывают сложности в социальном и экономическом развитии?

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

1. Постарайтесь объяснить, чем вызвано возникновение конфликтов в социальной жизни?

2. Какую роль играют социальные конфликты в жизни общества? Может ли общество существовать без конфликтов?

3. Назовите основные причины возникновения конфликта?

4. От чего зависит выбор стратегии поведения в конфликте? Какие типы стратегий конфликтного поведения Вам известны?

5. Какие причины способствуют эскалации межгруппового конфликта?

6. Каким образом и почему конфликт может быть прекращен?

7. В чем заключается специфика горизонтальных и вертикальных конфликтов в организации?

8. Как меняется восприятие проблем руководителей и подчиненных в вертикальном конфликте? Можно ли избежать или преодолеть искажение в восприятии конфликта?

9. Какие методы должны использовать руководители для разрешения конфликтов с подчиненными?

10. Какие способы поведения подчиненных в конфликте с начальством можно считать продуктивными?

11. Охарактеризуйте основные стили переговоров, используемых для разрешения социальных конфликтов. Какие из них кажутся наиболее продуктивными?

 

СОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

1. Что отличает малую группу от статистической группы и большой группы?

2. Назовите преимущества и недостатки участия индивида в группе.

3. Как можно объяснить эффект «сдвига риска»?

4. Назовите известные Вам модели коммуникационных сетей в малых группах.

5. Какие групповые роли направлены на поддержку и сплочение группы, а какие - на ее разобщение?

6. Какие этапы проходит малая группа в своем развитии? Каково содержание каждого из них?

7. Почему сплоченная группа может вызвать эффект «огруппленного мышления» и чем он опасен?

8. Какие способы используются группой для принятия решений?

9. В чем заключается сущность модели «рефлексивной рамки» для принятия групповых решений?

10. Каким образом можно провести «мозговой штурм»?

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

1. Почему проблема социального порядка или проблема социальной организации является одной из центральных проблем социологической теории и практики?

2. Чем обусловлено возникновение и существование социальных организаций? Дайте социологическое определение социальной организации.

3. Охарактеризуйте специфические черты социальной организации.

4. Какие модели социальной организации Вам известны? Назовите достоинства и недостатки бюрократической модели.

5. Дайте основные характеристики и отличительные черты формальной и неформальной социальной организации.

6. Невозможно найти в современном мире человека, который бы не был включен в какую-либо социальную организацию. Существует множество определений социальной организации. Прочитайте ниже приведенные определения данного социального явления и назовите правильные. Аргументируйте Ваш ответ.

Организация это -

- деятельность, направленная на упорядочение, регулирование процессов;

- учреждение, объединяющее множество людей для достижения определённых целей;

- группа взаимодействующих людей;

- не менее двух человек, преднамеренно работающих для достижения общей цели;

- субординация должностей и распределение функций в учреждении.

9. В работе промышленных предприятий нередко возникают ситуации, когда администрация и рабочие из-за своих взглядов не приходят к взаимопониманию и сотрудничеству. Возникает вопрос: чьё поведение должно измениться? Какие ответы на этот вопрос предлагают основные социологические концепции социологии организации?

10. Какие методы используются для повышения эффективности управления организацией?

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.    Как в социологии определяется девиантное поведение?

2.    Дайте определение понятию «социальная норма».

3.    В чём состоит отличие норм-правил от норм-ожиданий?

4.    Как связаны понятия «социальное отклонение» и «норма»?

5.    Что такое социальный контроль и какова его главная цель?

6.    Каковы методы социального контроля по Т. Парсонсу?

7.    Что такое делинквентное поведение и каковы его субъекты? Приведите примеры делинкветного поведения.

8.    Охарактеризуйте теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

9.    Что такое негативные и позитивные социальные отклонения?

10.  Опишите процесс наклеивания ярлыков, выработанный в рамках теории стигматизации.

 

Примерные темы дискуссий

· Традиционное общество в современном мире: возможности выживания и изменений

· Социокультурные основания успешной модернизации

· Горизонты и тупики модернизации

· Ограничения и возможности линейных и циклических моделей социальных изменений

· Глобализация: очередной миф или реальность современности?

· Макдональдизация культуры: пессимистический прогноз или печальная реальность?

· «Институционалисты» versus «культуралистов»: pro et contra

· Есть ли будущее у семьи как социального института

· Недоверие к другим: признак зрелости личности или симптом социальной паталогии?

Примерные темы научных конференций

· Современная социология: между объяснением и пониманием

· Исследование практик: новое направление в современной социологии (эвристические возможности и пределы)

Примерные темы докладов

· Качественные исследования: «эпистемологическая куча» или многообразие подходов?

· Количественная и качественная социология: надуманное противопоставление или два разных мира?

· Православная этика: условие или барьер успешного развития капитализма в России?

· «Остров невезения» или почему сохраняются бедные страны

· Причины, условия и стадии успешной институционализации

· Явные и латентные функции образования

Примерные темы социологических исследований

· Общественное мнение студентов об учебном процессе в институте культуры

· Ценности современного студенчества (на примере студентов СПбГИК)

· Престиж, богатство и власть в представления современной молодежи

 

6.3.2.    Оценочные средства промежуточной аттестации

 

Примеры заданий в тестовой форме с эталонами ответов

1. Искусственная среда существования человека, образуемая обычаями, верованиями, ценностями, нормами, символами и т.п. представляет собой:

а) социальную систему;

б) социальную организацию;

в) социальный институт;

г) культуру.

 

2. Группы людей, регулирующих проникновение новых элементов культуры в общество, называются:

а) «культурными координаторами»;

б) «культурными стражниками»;

в) «культурными инноваторами»;

г) «культурными мистификаторами».

 

3. Разновидность субкультуры, находящаяся в состоянии конфликта с доминантной культурой, называется:

а) субкультура;

б) контркультура;

в) доминантная культура;

г) культура.

Вопросы для зачета

по дисциплине

«Социология»

1. Предмет социологического знания.

2. Фундаментальные вопросы социологии.

3. Уровни социологического анализа.

4. Понятие и структура социологического воображения.

5. Основные парадигмы и школы социологии.

6. Общество как система. Модель социальной системы Т. Парсонса.

7. Критерии и модели социальных изменений.

8. Признаки традиционного и современного общества. Основные принципы современности.

9. Теория постиндустриального общества.

10. Глобализация как тенденция современности. Основные трактовки глобализации.

11. Виды и черты глобализации.

12. Эволюция и революция как формы социальных изменений. Теории революции.

13. Теория относительной депривации.

14. Социологические трактовки культуры. Элементы культуры.

15. Доминантная культура, субкультура, контркультура: содержание и соотношение понятий.

16. Элитарная и массовая культура.

17. Понятия неравенства и стратификации. Теории происхождения стратификации.

18. Модели стратификационных систем.

19. Особенности классового типа стратификации.

20. Стратификация современного общества.

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.

22. Маргинальность как социальный феномен.

23. Понятие социального института. Функции социального института.

24. Формальные и неформальные социальные институты.

25. Содержание, этапы и результаты институционализации.

26. Основные социальные институты: семья, религия, образование.

27. Основные социальные институты: наука, СМИ.

28. Основные трактовки этничности.

29. Теории наций и национализма.

30. Теории толпы Г. Тарда и Г. Лебона. Современные теории толпы.

31. Теория коллективного поведения Г. Блумера.

32. Массовые социальные движения: причины происхождения, типологии, этапы развития.

33. Социальный статус и социальная роль. Теории социальной роли.

34. Ролевое поведение и ролевой конфликт.

35. Понятие, структура и виды социализации.

36. Теория «зеркального Я» Ч. Кули и теория социализации Дж. Мида.

37. Социальное действие, социальный контакт, социальное взаимодействие: соотношение понятий.

38. Социальное взаимодействие с позиций теорий утилитаризма, символического интеракционизма и драматургического подхода.

39. Понятие и структура межличностного и социального доверия.

40. Социальное доверие и социальный капитал. Роль социального доверия в развитии общества.

41. Предмет, структура и динамика социального конфликта.

42. Социальная норма и отклоняющееся поведение.

43. Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

44. Сущность и механизмы социального контроля.

45. Понятие и структура малой группы. Преимущества и ограничения участия в группе.

46. Ролевая структура малой группы.

47. Групповая динамика и групповая сплоченность.

48. Процесс принятия решений в группе. Феномен «огруппленного мышления».

49. Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации.

50. Основные элементы организации. Типологии организации.

 

Примеры заданий для оценки практических навыков

Метод включенного наблюдения.

Процедура анкетирования.

Организация проведения опросов.

Биографическое исследование.

Метод «фокус-группы».

 

6.4. Методические материалы,определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Методика оценивания по Балльно-ретинговой системе (БРС):

0-30 баллов – посещаемость лекций и семинаров

0-30 баллов – работа на семинарах

0-10 баллов – тестирование

0-30 баллов – ответ на промежуточной аттестации.

 

Максимальное число баллов, полученных за семестр – 100.

Зачет студент может получить автоматически, набрав за семестр минимум – 60 баллов.

 

Социологические журналы

Социс // http://socis.isras.ru

Социологический журнал // http://jour.isras.ru/index.php/socjour

Социологическая наука и социальная практика // http://jour.isras.ru/index.php/snsp

Социология: 4М // http://www.isras.ru/4M.html

Теория и практика общественного развития // http://teoria-practica.ru/home/

 

Базы данных

Банк социологических данных // http://www.isras.ru/Databank.html

 

Социологические центры

Левада-центр // http://www.levada.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // http://wciom.ru

Фонд общественного мнения (ФОМ) // http://fom.ru

 

Видеоматериалы

 

Постнаука. Социология // https://postnauka.ru/themes/sociology

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)[1]

Вид Наименование Наличие договора с правообладателем, лицензии или внутренняя разработка
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office Exel, Microsoft Office World, Microsoft Office Power Point Лицензия
Информационные справочные системы: Университетская библиотека online     ЭБС издательства «Лань»   БиблиоРоссика   Юрайт Подписка с 1 сентября 2012 г. по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 883 от 16 декабря 2014 г. Подписка с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 884 от 16 декабря 2014 г. Подписка с 1 января по 31 декабря 2017 г.; действующий контракт № 887 от 17 декабря 2014 г. Подписка с 31 августа 2017 по 30 августа 2018 г.; действующий договор № 265 от 3 июля 2017 г.
Профессиональные базы данных: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – это библиографическая база данных научных публикаций ученых; национальная информационно-аналитическая система публикаций российских авторов. Режим доступа: http://elibrary.ru/ Свободный доступ

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Социология».

Дисциплина «Социология» способствует выработке компетенций, навыков и умений, которые пригодятся в последующей профессиональной деятельности. Поэтому на протяжении семинарских занятий оценивается степень сформированности компетенций. Эта оценка складывается из результатов посещаемости лекций и семинарских занятий, выступлений на семинарских занятиях, подготовке докладов и выступлений, участия в дискуссиях.

Выступления на семинарских занятияхвключают в себя ответы на вопросы семинарского занятия с использованием материалов лекций, учебных пособий и дополнительной литературы. Оценивается умение находить, подбирать и обобщать учебную и научную литературу разного характера, сопоставлять различные точки зрения и подходы, делать самостоятельные выводы. В выступлениях могут быть использованы материалы докладов.

Доклады на семинарских занятияхготовятся по темам, утвержденным и рекомендованным преподавателем. При подготовке к докладу следует обратиться не только к учебной, но и к научной литературе. Список рекомендованной научной литературы можно найти к каждой теме семинарского занятия. При этом оценивается также умение студента представлять эмпирический материал (графики, схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Участие в дискуссии оценивается с позиции умения учащегося грамотно формулировать свою позицию, соотносить ее с имеющимися науке школами и парадигмами, оперировать эмпирическим материалом, аргументировано отстаивать свою позицию, вести научную полемику, соблюдать этические нормы при проведении дискуссии.

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществленияобразовательного процесса по дисциплине (модулю)

 

№ п/п Наименование Количество
4 Технические средства обучения: Аудитория с проектором, видеоаппаратурой и компьютером с выходом в Интернет. 1

 

Лист согласования

Должность, ФИО Дата согласования Подпись
Начальник учебно-методического управления Миронова А.Н.    
Декан факультета Хренов А.Е.    
И.о. Заведующего кафедрой Хренов А.Е.    
     
     
     
     
     
     
     


Лист ознакомления

Фамилия, инициалы Должность Подпись Дата ознакомления
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Рабочая программа дисциплины
«Социология»
 

 

ЛИСТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
« Социология »



На утверждение УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

Рабочая программа дисциплины

 «Социология»

<номер ОМКО>
 
 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,
председатель Учебно-методического совета

 

Смирнова А.А.___________________

 

«____»_______________2017 год


Система менеджмента качества

Рабочая программа дисциплины «Социология»

Направление/специальность

51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

(код и наименование, перечислить)

Профиль/специализация (направленность)

Выставочная деятельность

(наименование и код при наличии)

Квалификация

бакалавр

(наименование)

Форма обучения

заочная

Перечислить: очное, очно-заочное, заочное

Факультет

мировой культуры

(наименование факультета)

Кафедра

теории и истории культуры

(наименование кафедры)  

 

 

Версия:

0 3

Дата введения

       

 

 

Санкт-Петербург

2017


 

Разработано кафедрой теории и истории культуры Исполнено доцентом, канд. филос. наук, доцентом Хреновым А.Е. Одобрено на заседании методической комиссии кафедры теории и истории культуры «01» февраля 2017 г., протокол № 3. Председатель методической комиссии доцент, кандидат культурологии, доцент Прокуденкова О.В. Одобрено на заседании кафедры «07» февраля 2017 г., протокол заседания кафедры № 6 Заведующий кафедрой доцент, канд. филос. наук, доцент Хренов А.Е. Рецензент заведующий кафедрой искусствоведения, кандидат искусствоведения, доцент Габриэль Г.Н. Внесено представителем руководства по вопросам менеджмента качества образования.  Рекомендовано для утверждения Учебно-методическим советом «__»_________2017 г., протокол № ___.    
    © ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»   Настоящий документ является интеллектуальной собственностью СПбГИК и не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён без разрешения ректора СПбГИК.
 
 

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с:

 

¾ ФГОС ВОпо направлениям подготовки:

¾ 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденным Минобрнауки России от «01» июля 2016 г. № 788;

¾ учебным планом СПбГИК.

Аннотация рабочей программы:

В дисциплине «Социология» рассматриваются ключевые проблемы современной социологической науки, ее основные методы и парадигмы. Курс состоит из двух разделов. В первой части общество представлено как макроструктура, как совокупность социальных групп и институтов, определяющих жизнь и поведение отдельных людей. Во второй части общество раскрывается как система социальных взаимодействий, как постоянный процесс (вос)производства тех или иных видов социальной общности (семьи, формальных и неформальных организаций и сообществ),важнейшими ресурсами которого являются доверие, понимание, согласование интересов субъектов социальной коммуникации. Центральное место в дисциплине отведено социологическому анализу культуры, вопросам ее взаимосвязи с социальными процессами, ее формирования и воспроизводства, управления (меж) культурными конфликтами. Дисциплина направлена на формирование компетенции ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Формой промежуточной аттестации по социологии выступает зачет.


Содержание

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................. 5

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП .................................................................... 5

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.............................................................. 6

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ....... 7

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов........................ 7

5.1. Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине.................... 25

5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................... 27

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................................................... 28

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования...................................................... 28

6.2. Описание шкалы оценивания компетенции........................................................... 29

6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.................. 32

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.......................................................................................................................... 46

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.......................................................................................................................... 48

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля).......................................................................... 50

9. Информационное обеспечение дисциплины................................................................... 50

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).................................... 51

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)........................................................................... 51

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты обучения

Шифр

Описание

Когнитивные

Деятельностные

Мотивационные

указывается полное название соответствующих компетенций или их отдельные компоненты ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Умение понимать нормы и ценности представителей других культур и субкультур, их отличительные особенности Уметь разрешать межкультурные конфликты в трудовом коллективе, строить взаимодействие на основе сотрудничества Стремиться понимать различия как многообразие единого, вести диалог и находить общую платформу для взаимодействия

 

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП

Учебная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1., 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Профиль Выставочная деятельность Б1.Б.5.

2.1.   Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

«Русский язык и культура речи» – в части умения грамотно излагать свои мысли для умения вести дискуссию по социологическим проблемам, отстаивать собственное мнение, грамотно и аргументировано излагать усвоенный материл по социологии.

«История и культура Санкт-Петербурга» – в части эволюции города для понимания процессов урбанизации.

 

2.2.   Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.

Понимание взаимосвязи социальных явлений и культуры. Понимания специфики аудитории культурных индустрий, культурных вкусов публики, изучения общественного мнения о различных культурных проектах. Использование социологических методов для анализа различных сегментов потребителей продукции культурной индустрии, их потребностей и культурных предпочтений. Умения использовать социологические методы для сбора и анализа научной информации в профессиональной сфере деятельности.

«Основы музеологии» – в части понимания культуры, ее структуры и процесса сохранения культурных ценностей.

«Политология» – в части понимания социальных оснований политического процесса.

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

Общая трудоемкость дисциплины (з.е./час.)

2 з.е./72 час.

Распределение учебной работы, час.:

всего семестры всего семестры всего семестры

Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе:

        6 2

занятия лекционного типа

        4 2

занятия семинарского типа

        2 2

индивидуальные занятия

           

Самостоятельная работа

        62 2

Промежуточная
аттестация, час. 

зачет         4 2
экзамен            

(в графе зачет при его наличии ставится: +; в графе экзамен при его наличии ставится: 36, 72, 108 … (из расчета 36 часов на экзамен)


4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наименование разделов и тем, содержание



Контактные занятия, час.

Самостоятельная работа, час.

Итого, час.

Рейтинг-план

Лекции

Семинарского типа

Индивидуальные

Всего, час.

Лабораторные Практические Семинары Мелкогрупповые Формы текущего контроля Баллы по БРС
Семестр:

2

              12 12    
Раздел 1.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.