Вопросы:
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вопросы:
Примеры заданий в тестовой форме с эталонами ответов
1. Искусственная среда существования человека, образуемая обычаями, верованиями, ценностями, нормами, символами и т.п. представляет собой:
а) социальную систему;
б) социальную организацию;
в) социальный институт;
г) культуру.
2. Группы людей, регулирующих проникновение новых элементов культуры в общество, называются:
а) «культурными координаторами»;
б) «культурными стражниками»;
в) «культурными инноваторами»;
г) «культурными мистификаторами».
3. Разновидность субкультуры, находящаяся в состоянии конфликта с доминантной культурой, называется:
а) субкультура;
б) контркультура;
в) доминантная культура;
г) культура.
Вопросы для отработки пропущенных занятий
1. Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.
2. Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы для отработки семинарских занятий (перечень вопросов см. ниже).
Вопросы для отработки семинарских занятий
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
1. Любое ли взаимодействие между людьми является социальным? Приведите примеры.
2. Дайте определение социологии. В чем заключается специфика данной науки?
3. Чем будут отличаться подходы экономиста, психолога, политолога, социолога к анализу, например, такого социального явления, как наркомания?
4. В чем состоит отличие между естественными науками и социологией?
5. Что означает характеристика социологии как полипарадигмальной науки?
6. Назовите фундаментальные вопросы социологии. Какие способы ответа на них Вам известны?
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
1. Социальная система состоит из совокупности подсистем: экономической системы, политической системы, системы социетальной общности и системы социализации. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
2. Какие подсистемы выступают по отношению к социальной системе в качестве окружающей среды?
3. Какое значение имеет понятие “функция” в теории социальной системы?
4. В чем заключается различие между явными и латентными функциями социальных структур? Приведите примеры этих функций для различных структур.
5. Могут ли неодинаковые структуры в различных социальных системах выполнять схожие функции? Аргументируйте свой ответ.
6. Могут ли внешне схожие структуры в различных социальных системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.
7. Какие из систем выполняют следующие функции?
1) Адаптации к природной среде. Связывает общество с природной средой, создавая и распределяя необходимые индивидам материальные продукты. Эффективного управления ресурсами и удовлетворения материальных потребностей индивидов.
2) Целеполагания. Осуществляет принятие решений и мобилизует ресурсы на их выполнение. Она несет ответственность за сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. К функциям данной системы также относится и принудительная, связанная с сохранением культурных образцов и с применением санкций за их отклонение от них.
3) Интеграции. Соединяет системы норм с коллективной организацией. Осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил сообщества.
4) Воспроизводства и поддержания образца. Интегрирует индивида в социальную систему, способствует усвоению норм и ценностей каждым носителем ролей. В силу этого она обеспечивает воспроизводство социальной структуры.
Системы:
а) социализации; в) политическая;
б) социетальная; г) экономическая.
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1. Назовите, кому из перечисленных ниже выдающихся социологов - сторонников эволюционизма принадлежат следующие идеи:
1) О. Конт; 2) Г. Спенсер; 3) Э. Дюркгейм; 4) Герхард и Жан Ленски; 5) Т. Парсонс.
а) социальная эволюция имеет начальную и конечные точки - история движется от “механической солидарности”, которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций, к “органической солидарности”, в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий;
б) эволюция - единый принцип природы и общества в равной степени, выступающая как переход от простоты к сложности; от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. История проходит ряд последовательных стадий: простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая организация, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение приобретает иерархическая политическая организация; эти общества в свою очередь сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов, наконец, на смену им приходят цивилизации - наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи;
в) “закон трех стадий”, согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии; историческая эволюция представляет собой прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний;
г) социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным и проходит следующие стадии: (1) примитивную; (2) продвинутую примитивную; (3) промежуточную; (4) современную. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации;
д) основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия, сутью которого является изменение диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром: на смену знаковой коммуникации, т.е. общения с помощью знаков, приходит символическая коммуникация, т.е. общение с помощью символов, которые используются для кодирования, хранения информации и обмена ею.
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
2. Каково социологическое содержание понятия «социальное изменение»?
3. Каковы причины социальных изменений?
4. Какой модели соответствуют представления о поступательном социальном развитии?
5. Приведите примеры и сформулируйте кратко содержание теорий, относящихся к циклической модели социальных изменений.
6. Как трактуются социальные изменения с позиций бифуркационной модели?
7. Сравните теорию исторического процесса К. Маркса и теорию социального развития Г. и Ж. Ленски. В чем различия между ними, а в чем сходства?
8. Сравните теорию социального развития Э. Дюркгейма и культурных циклов П. Сорокина. В чем заключаются различия между ними?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 506.