Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ОПОП ______________(_______________) «___»________20__года «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ______________(_______________) «___»________20__года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.1. «Микроэкономика (продвинутый уровень)»

                       направление подготовки 38.04.01. «Экономика»

Знать:

– знать основные законы и понятия экономической теории понимать ситуации на микроэкономическом уровне;

– знать теорию потребительского выбора и теорию фирмы;

– механизм рыночного ценообразования, специфику его функционирования в зависимости от уровня развития конкурентной борьбы; 

– специфику ценообразования на факторных рынках;

– основы антимонопольной политики государства;

– основные экономические события в России и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

уметь:

– уметь применять свои знания в дальнейшем изучении экономических дисциплин;

– проводить расчет наиболее важных коэффициентов и показателей;

– применять важнейшие методы математического анализа экономических явлений.

– уметь аргументировано оценивать важнейшие положения и выводы основных микроэкономических теорий и школ, вклад в развитие экономической теории ведущих ученых-экономистов;

– оценивать, в общих чертах, положение фирмы на рынке;

– уметь работать с монографической литературой, другими источниками социально-экономической и статистической информации.

Владеть:

– навыками аналитического мышления;

– инструментами микроэкономического анализа;

– навыками микроэкономического моделирования;

– навыками исследовательской работы по экономическим проблемам;

– иметь навыки решения задач по оптимизации экономических параметров фирмы в условиях их функционирования на рынках различной степени монополизации.

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Данная дисциплина относится к базовой части.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Политическая экономия», «Экономическая статистика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Инвестирование» и других дисциплин.

Дисциплины, учебные курсы, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) – «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Инновационно-инвестиционный анализ», «Анализ бизнес процессов» и других.

 

4. Объем дисциплины (модуля)

(в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)

Семестр

Общее количество часов

Количество зачетных единиц

Контактные часы

СР

Промежуточный контроль (экзамен, зачет, диф.зачет, курсовая работа (проект))

Всего л п с Лаб

ОФО

1 108 3 34 10 24     74 экзамен

ЗФО

                  экзамен

Сокращения: Л – лекции                                    П - практические занятия

С - семинарские занятия           Лаб. - лабораторные занятия

СР - самостоятельная работа ОФО – очная форма обучения

ЗФО – заочная форма обучения ОЗФО – очно-заочная форма обучения

5. Содержание дисциплины (модуля)

(структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)

Наименования тем (разделов, модулей)

Количество часов

Формы текущего контроля

дневная форма

заочная форма

всего

в том числе

всего

в том числе

л п с лаб СР л п с лаб СР
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Раздел 1. Теория индивидуального поведения в рыночной экономике

Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике   1 4     8             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Тема 2. Моделирование индивидуального поведения фирмы в условиях определенности.   1 4     8             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Тема 3. Выбор в условиях неопределенности.   1 2     8             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.

Раздел 2. Рыночное равновесие и фиаско (несостоятельность) рынков

Тема 4. Конкурентные рынки.   1 4     10             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Тема 5. Рыночная власть.   1 2     10             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Тема 6. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования   1 2     10             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.

Раздел 3. Общее равновесие

Тема 7. Равновесие и благосостояние.   2 4     10             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Тема 8. Теория вальрасовского равновесия.   2 2     10             Опрос, Реферат, Реферат, Доклад, Тестовый контроль, Решение задач.
Всего часов 108 10 24 74
Форма промежуточного контроля

Экзамен

 

Сокращения:        Л - лекции

П - практические занятия        С - семинарские занятия

Лаб. - лабораторные занятия СР - самостоятельная работа

5.1. Тематический план лекций

№ лекции

Тема занятия и вопросы лекции

Форма проведения (актив., интерактив.)

Количество часов

ОФО ЗФО
1. Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике Вопросы 1. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации 2. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Предприниматель как субъект установления равновесия 3. Издержки фирмы. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства интерактив. 1  
2. Тема 2. Моделирование индивидуального поведения фирмы в условиях определенности. Вопросы 1. Производственная функция и техническая результативность производства. 2. Минимизация издержек и максимизация прибыли производителя интерактив. 1  
3. Тема 3. Выбор в условиях неопределенности. Вопросы 1. Риск и неопределенность. 2. Предпочтения в условиях неопределенности. 3. Методы распределения и уменьшения рисков . интерактив. 1  
4. Тема 4. Конкурентные рынки. Вопросы 1. Виды конкурентных рынков 2. Парето-эффективность и общее равновесие 3. Общее конкурентное равновесие и Парето-эффективность 4. Долгосрочное конкурентное равновесие и предложение товаров. интерактив. 1  
5. Тема 5. Рыночная власть. Вопросы 1. Показатели рыночной власти 2. Предложение товара в долгосрочном плане 3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции интерактив. 1  
6. Тема 6. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования Вопросы 1. Классификация провалов рынка 2. Причины возникновения 3. Решение проблемы фиаско рынка интерактив. 1  
7. Тема 7. Равновесие и благосостояние. Вопросы 1. Частичное и общее равновесие. 2. Экономическая теория благосостояния Парето 3. Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции интерактив. 2  
8. Тема 8. Теория вальрасовского равновесия. Вопросы 1. Классификация провалов рынка 2. Причины возникновения 3. Решение проблемы фиаско рынка интерактив. 2  
  Итого: 10

 

Примечание: В табл. 5.1-5.4 в третьей графе необходимо отметить занятия, где используются интерактивные формы обучения.

 

Темы семинарских занятий

Не предусмотрены учебным планом

Темы практических занятий

занятия

Тема занятия

Форма проведения (актив., интерактив.)

Количество часов

ОФО ЗФО
1. Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике интерактив. 4  
2. Тема 2. Моделирование индивидуального поведения фирмы в условиях определенности. интерактив. 4  
3. Тема 3. Выбор в условиях неопределенности. интерактив. 2  
4. Тема 4. Конкурентные рынки.   интерактив. 4  
5. Тема 5. Рыночная власть.   интерактив. 2  
6. Тема 6. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования   интерактив. 2  
7. Тема 7. Равновесие и благосостояние.   интерактив. 4  
8. Тема 8. Теория вальрасовского равновесия. интерактив. 2  
  Итого: 24

Перечень лабораторных работ

Не предусмотрены учебным планом

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В разделе необходимо указать методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по темам и вопросам дисциплины, указанные в табл.6.1.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет следующие функции:

развивающая – повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим

видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов;

информационно-обучающая – внеаудиторная учебная деятельность студентов;

ориентирующая и стимулирующая, придающая процессу обучения профессиональную направленность;

воспитывающая, формирующая и развивающая профессиональные качества специалиста; исследовательская, развивающая новый уровень профессионально-творческого мышления.

Самостоятельная работа проводится с целью:

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Для достижения указанных целей студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

изучать рекомендуемые литературные источники;

проработать базовый конспект и дополнить его необходимыми пояснениями;

ответить на вопросы для самоподготовки;

выполнить предложенные по каждой теме контрольные задания;

выполнить задачи для самостоятельного решения и сделать выводы по полученным результатам;

Самостоятельная работа включает такие формы работы как:

работа со специальной учебной, научной, справочной литературой по дисциплине, использование Internet-ресурсов;

работа с программными продуктами MS Office;

работа с базовым конспектом – дополнение необходимыми пояснениями, примерами; получение консультаций для разъяснения по вопросам изучаемой дисциплины;

подготовка ответов на вопросы для самоконтроля и контрольные задания;

самостоятельное решение типовых задач по теме и задач повышенной сложности;

подготовка к практическим занятиям;

подготовка к экзамену.

 

 Методические рекомендации по освоению лекционного материала,

подготовке к лекциям

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на практическом семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе дисциплины.

 

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Основной целью данного предмета является расширение научного кругозора и формирование практических навыков необходимых академическому магистру по направлению подготовки 38.04.01 Экономика. Отсюда следует, что при подготовке студентов к практическим занятиям по дисциплине нужно не только знакомить студентов с новейшими теориями и методами в области макроэкономики, но и стремиться отрабатывать на практических занятиях полученные умения. Подготовка студентов должна быть ориентирована на овладение современными методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; глубокое освоение современных методов сбора, обработки и анализа экономических и социальных показателей; формирование навыков практической работы экономиста в целом и организации научного исследования; формирование умения анализировать возникшую социально-экономическую проблему, ставить на её основе исследовательские задачи и подбирать адекватный инструментарий для их решения; формирование стремления к постоянному самосовершенствованию, расширению палитры своего методического инструментария. Практическое занятие – это активная форма учебного процесса в вузе, направленная на умение студентов переработать учебный текст, обобщить материал, развить критичность мышления, отработать практические навыки. В рамках ООП применяются следующие виды практических занятий: семинар-конференция (студенты выступают с докладами, которые тут же и обсуждаются), семинар-дискуссия (научная дискуссия, основанная на поиске материала), обсуждение отдельных вопросов на основе обобщения материала, развернутая беседа в виде плана (при освоении трудного материала), практическая отработка конкретных методов исследования, обсуждение результатов проведенного сравнения, оформление текстового материала в виде таблиц и схем.

Практические занятия предназначены для усвоения материала через систему основных понятий экономической науки. Они включают обсуждение отдельных вопросов, разбор трудных понятий и их сравнение в разных научных школах, решение различных экономических задач. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий.

Требования к подготовке рефератов, сообщений и докладов

Доклад, реферат является формой работы, при которой студент самостоятельно готовит сообщение на заданную тему и далее на семинарском занятии выступает с этим сообщением. Целью докладов является более глубокое знакомство с одной из проблем экономики труда и социально-трудовых отношений. Доклад должен быть построен таким образом, чтобы наиболее ярко охарактеризовать выбранную проблему и сформировать интерес к её дальнейшему изучению. Обязательным требованием является научное, толерантное и корректное изложение материала. Доклад является элементом промежуточной аттестации и оценивается. В течение семестра каждый студент должен сделать как минимум один доклад, реферат. При подготовке к докладам необходимо:

- подготовить сообщение, включающее сравнение точек зрения различных авторов;

- сообщение должно содержать анализ точек зрения, изложение собственного мнения или опыта по данному вопросу, примеры;

- вопросы к аудитории, позволяющие оценить степень усвоения материала;

- выделение основных мыслей, так чтобы остальные студенты могли конспектировать сообщение в процессе изложения;

- при разработке реферата используется не менее 3 различных источников.

- реферат должен соответствовать заявленной теме.

Учитывается:

- глубина проработки материала,

- правильность и полнота использования источников.

- оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя с бакалавром по выбранной теме.

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа является обязательной частью ФОС по дисциплине. Целью выполнения контрольной работы является более глубокое изучение вопросов и закономерностей экономики труда.

В начале семестра студент изучает требования и рекомендации по выполнению контрольной работы, а также рекомендуемую и дополнительную литературу по дисциплине. В течение семестра преподаватель уточняет и объясняет наиболее сложные вопросы как дисциплины в целом, так и касающиеся отдельных заданий данной контрольной работы. Кроме того, студент может получить дополнительную консультацию преподавателя на кафедре в заранее согласованное время.

По окончании изучения курса проводится контрольная работа. Контрольная работа, рассчитанная на выполнение в течение 30 мин., разработана в вариантах, каждый из которых содержит 10 тестовых заданий и 1 задачу, составленных в соответствии с учебным материалом.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на практическом семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе дисциплины.

Общие рекомендации по работе с литературой

1) Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, сопровождаемое конспектированием повышает эффективность усвоения изучаемого материала. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала.

2) Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

3) При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

4) В идеале должен получиться полный конспект по программе дисциплины, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

5) При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

6) При чтении учебной и научной литературы следует следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Следует уточнять значения понятий по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

7) При написании учебного конспекта необходимо уточнять автора, название, дату и место издания прорабатываемых источников.

6.1. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине (модулю)

 

Наименование тем и вопросы, выносимые на самостоятельную работу

Формы СРС

Количество часов

ОФО ЗФО
1. 2 3 4 5
2. Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 8  
3. Тема 2. Моделирование индивидуального поведения фирмы в условиях определенности. Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 8  
4. Тема 3. Выбор в условиях неопределенности. Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 8  
5. Тема 4. Конкурентные рынки.   Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 10  
6. Тема 5. Рыночная власть.   Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 10  
7. Тема 6. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования   Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 10  
8. Тема 7. Равновесие и благосостояние.   Подготовка к лекциям, практическим занятиям, написание рефератов, сообщений и докладов, работа с литературой 10  
 

ИТОГО:

74

 

Примечание: Самостоятельная работа студентов включает самостоятельное изучение отдельных тем курса, подготовку к лабораторным, практическим и семинарским занятиям, текущему контролю, составление учебных рефератов и др.

Гр.3 может содержать такие формы, как работа с литературой, выполнение письменной домашней работы и т.д.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

 

Методы контроля и самоконтроля по эффективности учебно-познавательной деятельности:

а) устный контроль и самоконтроль: индивидуальные и фронтальные опросы, устные зачеты и экзамены, программированные опросы, устные самоконтроль;

б) письменный контроль и самоконтроль: контрольные письменные работы, письменные зачеты и экзамены, программированные письменные работы, письменные самоконтроль;

в) лабораторно-практический контроль и самоконтроль: контрольно-лабораторные работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль.

 

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Дескрипторы

Компетенции

Оценочные средства

ОПК-3 – способностью принимать организационно-управленческие решения. ПК-8 – способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне ПК-11 – способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти 1 2 3 4 5 Знать знать основные законы и понятия экономической теории понимать ситуации на микроэкономическом уровне; знать теорию потребительского выбора и теорию фирмы.   механизм рыночного ценообразования, специфику его функционирования в зависимости от уровня развития конкурентной борьбы;  специфику ценообразования на факторных рынках.   основы антимонопольной политики государства; основные экономические события в России и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.   Опрос Реферат Доклад Тестовый контроль Решение задач Экзамен Уметь уметь применять свои знания в дальнейшем изучении экономических дисциплин; уметь аргументировано оценивать важнейшие положения и выводы основных микроэкономических теорий и школ, вклад в развитие экономической теории ведущих ученых-экономистов; проводить расчет наиболее важных коэффициентов и показателей; применять важнейшие методы математического анализа экономических явлений.   оценивать, в общих чертах, положение фирмы на рынке; уметь работать с монографической литературой, другими источниками социально-экономической и статистической информации.   Опрос Реферат Доклад Тестовый контроль Решение задач Экзамен Владеть иметь навыки решения задач по оптимизации экономических параметров фирмы в условиях их функционирования на рынках различной степени монополизации.   навыками аналитического мышления; инструментами микроэкономического анализа.   навыками микроэкономического моделирования; навыками исследовательской работы по экономическим проблемам.   Опрос Реферат Доклад Тестовый контроль Решение задач Экзамен

Примечание: Графы 2,3, …., и т.д. берутся из «Матрицы соответствия компетенций» ООП.

Графа 4 – перечисляются оценочные средства, которые затем раскрываются в таблице 7.2.

Оценочные средства

Вопросы для самоконтроля

1. Отношение предпочтения и функция полезности.

2. Задача максимизации полезности при заданном бюджетном ограничении и задача минимизации затрат при заданном уровне полезности.

3. Двойственность в теории потребителя.

4. Метод сравнительной статики.

5. Изменение спроса потребителя в результате изменения его номинального дохода.

6. Изменение спроса потребителя в результате изменения цены одного из благ.

7. Эффект замещения и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.

8. Измерение изменений в благосостоянии потребителя: компенсирующая вариация, эквивалентная вариация и потребительский излишек.

9. Анализ влияния различных мер социальной политики на благосостояние потребителя.

10. Формирование рыночного спроса. Эластичность спроса.

11. Правила поведения потребителя в условиях неопределенности. Понятие лотереи. Ожидаемая ценность лотереи.

12. Ожидаемая полезность: понятие, экономический смысл, области применения на практике.

13. Аксиомы ожидаемой полезности (функция Неймана-Моргенштерна)

14. Виды функции ожидаемой полезности по отношению игроков (потребителей) к риску: нерасположенные к риску; нейтральные к риску и предпочитающие риск (склонные к риску).

15. Приведение сложных лотерей. Справедливая цена лотереи. Понятие справедливой игры. Предельная полезность игры и склонность игрока к риску.

16. Максимизация ожидаемой полезности. Методы сокращения риска. Премия за риск.

17. Ожидаемая полезность и кривые безразличия. Модель страховки.

18. Способы описания технологий: производственное множество, производственная функция и множество необходимых факторов производства.

19. Свойства производственных функций. Задача максимизация прибыли и свойства функции прибыли.

20. Задача минимизация издержек и свойства функции издержек. Особенности краткосрочного и долгосрочного периода производства.

21. Модель совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

22. Частичное равновесие и эффективность совершенно конкурентного рынка.

23. Государственное регулирование товарных рынков и потери в общественном благосостоянии.

24. Общее равновесие. Экономика чистого обмена.

25. Условие Парето-эффективного распределения благ в обмене. Контрактная кривая. Равновесие Вальраса.

26. Экономика с производством. Модель Робинзона Крузо.

27. Равновесие с трансфертами. Первая и вторая теоремы экономики благосостояния.

28. Определение границ отраслевого рынка: роль перекрестной и прямой эластичности спроса по цене; другие характеристики. Критерии классификации рыночных структур.

29. Поведение фирм на рынке. Результаты экономической деятельности фирм. Государственное регулирование рынков с несовершенной конкуренцией.

30. Основные показатели концентрации продавцов на рынке.

31. Рыночная доля фирмы.

32. Норма концентрации.

33. Индекс Херфиндаля – Хиршмана.

34. Основные показатели монопольной власти фирмы. Индекс Лернера. Источники монопольной власти фирмы.

35. Модель чистой монополии. Монополия и неэффективное по Парето распределение ресурсов.

36. Налогообложение монополий.Реакция монополии и совершенно конкурентной отрасли на налоги.

37. Ценовая дискриминация и условия, необходимые для её осуществления. Совершенная ценовая дискриминация.

38. Ценовая дискриминация второй степени: просеивание и самоотбор. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынков.

39. Характерные черты олигополистических рынков. Применение теории игр к анализу поведения олигополистов.

40. Равновесие по Нэшу. Одновременные и последовательные игры.

41. Конкуренция двух и более фирм при одновременном выборе выпуска (модель Курно). Функции количественной реакции. Равновесие Курно.

42. Картельное соглашение фирм. Выбор оптимального объёма выпуска и цены.

43. Конкуренция двух фирм за объем выпуска, если одна из фирм является лидером рынка (модель Штакельберга).

44. Ценовая конкуренция двух фирм (модель Бертрана). Функции ценовой реакции. Равновесие Бертрана.

45. Конкуренция на рынке, на котором доминирующая фирма является ценовым лидером (модель Форхаймера).

46. Повторяющиеся игры. Стратегия «возвращения к равновесию по Нэшу».

47. Скрытые характеристики, предконтрактный оппортунизм и неблагоприятный отбор. Модель Акерлофа: рынок «лимонов».

48. Подача сигналов о качестве. Модель Спенса: сигналы на рынке труда. Скрининг.

49. Скрытые действия, постконтрактный оппортунизм и моральный риск. Моральный риск на рынке страхования.

50. Моральный риск на финансовом рынке. Способы снижения морального риска. Проблема «принципал-агент».

Образец тестовых заданий

1. Аксиома потребительского выбора, в соответствии с которой потребитель склонен тем меньше ценить предельное приращение количества товара, чем большим количеством этого товара он располагает, - это аксиома

а.непрерывности предпочтений потребителя

б. строгой выпуклости множеств безразличия к началу координат

в. рефлексивности предпочтений потребителя

г. Сравнимости

 

2. Бюджетная линия описывается уравнением …, где РХ, РY рыночные цены товаров Х, Y; Х, Y – количество товаров Х, Y; M – доход потребителя в денежной форме.
а. РХХ+ РYY= M
б. РХХ- РYY= M
в. РХХ/( РYY)= M
г. РХРYХ Y= M

 

3. В «ящике Эджуорта» технологически эффективные распределения ресурсов будут находиться в точках касания
а. изоквант
б. кривых безразличия
в. изокост
г. излоклиналей

 

4.  В коротком периоде монополист покинет рынок отрасли в том случае, если цена в этой точке окажется ниже уровня ___ затрат при соответствующем объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста

а. средних постоянных

б. общих

в. средних переменных

г. Предельных

 

5. В ситуациях, когда одна из сторон, участвующих в рыночной сделке, владеет лучшей информацией, чем другая, имеет место

а. асимметрия информации

б. проблема безбилетника

в. частичное рыночное равновесие

г.Парето-эффективность

 

6. В соответствии с моделью Бертрана фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками в условиях долгосрочного равновесия

а. снизят цену до уровня предельных издержек

 б.поделят рынок пополам

в. снизят выпуск

г. будут выпускать совместно на уровне совершенной конкуренции

 

7. В соответствии с моделью Курно фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками

а. делят рынок пополам

б. снижают цену до уровня предельных издержек

в. увеличивают выпуск до уровня совершенной конкуренции

г. образуют картель, сокращая выпуск до монопольного уровня

 

8. В соответствии с принципом минимизации издержек, предприятие минимизирует издержки, когда

а. произведение предельной доходности каждого фактора и его цены равны между собой
б. сумма предельных доходностей факторов равна нулю

в. разность предельной доходности фактора и его цены равна нулю

г. отношение предельной доходности каждого фактора к его цене равны между собой

 

9. В соответствии с теоремой Коуза в отсутствие трансакционных издержек

а. частные предельные издержки равны нулю

б. общественные предельные издержки равны нулю

в. частные предельные издержки равны общественным

г. установление прав собственности не оказывает влияния на общественное

благосостояние

 

10. В теории фирмы выделяются четыре базовые рыночные структуры - это (выберите три из них):

а. ценовая конкуренция

б. монополия

в. олигополия

г. совершенная конкуренция

 

11. В условиях совершенной конкуренции фирма и отрасль оказываются в состоянии долгосрочного равновесия, когда

а. рыночная цена продукта равна минимальным значениям средних долгосрочных издержек производства

б. действующие на отраслевом рынке фирмы получают нулевую экономическую прибыль

в.величина долгосрочного рыночного предложения равна величине долгосрочного рыночного спроса

г. величина долгосрочного рыночного предложения достигает максимума

 

12. Величина факторного дохода зависит от ___ и

а. спроса на продукцию

б. предпочтений покупателей

в. рыночной цены производственного ресурса

г. объема его реализации

 

13. Взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех товаров равна

а. 1
б. 0

 в. -1
г. 100

 

14.  Возникновение неэффективности в производстве чистых общественных благ обусловлено

а. опережающим ростом предельных издержек производства этих благ

 б. имеющейся у потребителей возможностью их потребления бесплатно

 в. недостаточным уровнем развития механизмов управления обществом
г. безграничностью потребностей в таких благах

 

 

15. Все технологически эффективные комбинации распределения ресурсов между отраслями производства благ, рассматриваемых в «ящике Эджуорта», показывает

а.кривая производственных контрактов

б.изокванта

в.кривая безразличия

г.изокоста

 

16. Вспомогательная функция Лагранжа имеет вид …, где Z – вспомогательная функция Лагранжа; РХ, РY рыночные цены товаров Х, Y; Х, Y – количество товаров Х, Y; М – доход потребителя в денежной форме; λ – множитель Лагранжа

а. Z= U(Х, Y) – λХ ∙Х + РY ∙ Y- M)

б. Z= U(Х, Y) +λХ ∙Х + РY ∙ Y + M)

в. Z= λХ ∙Х + РY ∙ Y)

г. Z= λХ ∙Х + РY ∙ Y + M)

 

17. Высокие значения коэффициента эластичности предложения означают, что

а. сильные изменения рыночной цены приводят к относительно слабой реакции со стороны предложения фирм

б. малые изменения рыночной цены приводят к относительно слабой реакции со стороны предложения фирм

в. рыночная цена не меняется

г. малые изменения рыночной цены приводят к относительно сильной реакции со стороны предложения фирм

 

18. Главное отличие принципа определения совокупного спроса на чистое общественное благо от принципа определения совокупного спроса на чистое частное благо заключается в том, что

а. вместо горизонтального суммирования индивидуальных объемов спроса применяется их вертикальное суммирование

б. совокупный спрос на чистое общественное благо определяется не потребителями, уполномоченными общественными институтами

в. вместо сложения линий индивидуальных предельных выгод потребителей применяется сложение предельных выгод, характерных для большинства потребителей

г. вместо индивидуальных объемов спроса определяется общий объем потребления блага

 

19. Денежные средства, которые получает владелец производственного ресурса в виде платы за его временное использование, - это

а. факторный доход

б. чистый доход

в. выручка

г. Прибыль

 

20. Для необходимых благ предельная склонность к потреблению
а. является отрицательной

б. возрастает с ростом дохода

в.равна нулю

г. убывает с ростом дохода

21. Для нормального товара предельная склонность к потреблению
а. отрицательна

б. положительна

в. равна нулю

г. стремится к бесконечности

 

22. Для предметов роскоши предельная склонность к потреблению

а. возрастает с ростом дохода

б. является отрицательной

в. убывает с ростом дохода

г. равна нулю

 

23. Для рынка олигополии характерными чертами являются

а. маленькая монопольная власть

б. отсутствие ценовых войн

  в. всеобщая взаимозависимость

г. немногочисленность крупных производителей

 

24. Для рынка совершенной конкуренции характерно

а. наличие единственного покупателя

б. наличие единственного продавца

в. наличие рекламы

г. неограниченное количество экономических субъектов на рынке отсутствие экономических барьеров вхождения в отрасль

 

25. Для совершенно конкурентной фирмы излишек производителя составит величину, равную

а. сумме экономической прибыли и постоянных издержек

б. разнице между совокупной выручкой и величиной переменных издержек производства для объема реализованной продукции

в. сумме нормальной и экономической прибыли

г. величине полученной фирмой экономической прибыли

 

26. Для совершенно конкурентной фирмы точка безубыточности производства есть точка ___ и_____

а. предельных издержек

б. максимальных значений средних издержек

постоянных издержек

в. равенства цены

г. минимальных значений средних издержек

 

27. Для технически эффективных способов производства предельный продукт факторов всегда

а. положителен и убывает

б. положителен и возрастает

в. отрицателен и убывает

г. отрицателен и возрастает

 

28. Для товара низшей категории предельная склонность к потреблению

а. отрицательна

б. положительна

в. равна нулю

 г. стремится к бесконечности

29. Достаточное условие максимизации прибыли монополиста имеет вид …, где TR – общий доход; TC – общие издержки; Q – совокупный выпуск; d – знак дифференциала
а. d2TR ( Q )/ dQ2 = d2TC ( Q )/ dQ2

б. d2TR(Q)/dQ2 < d2TC(Q)/dQ2

в. d2TR(Q)/dQ2 ≥ d2TC(Q)/dQ2

г. d2TR(Q)/dQ2 < d2TC(Q)/dQ2=0

 

30. Достижение Парето-эффективного распределения благ означает, что
а. не существует другого лучшего варианта их распределения

б. отсутствуют способы, чтобы повысить благосостояние участников обмена

в. все возможные выгоды от обмена исчерпаны

г. существуют способы повышения благосостояния одного из участников обмена без ущерба для другого участника.

















Примеры задач

Задача 1.

Представим, что есть два крестьянина и один хочет продать другому свою корову. Удойность коровы является важной характеристикой. Представим, что им эта характеристика известна. Необходимо выяснить состоится ли сделка? Для этого нужно определить функции полезности участников при заданных условиях: S – объём потребления молока, m – количество денег; θ - коэффициент, соизмеряющий молоко с деньгами (фактически, то количество денег, которое участник готов заплатить за молоко); U – функция полезности.

Задача 2.

Совершенно конкурентное предприятие использует ресурсы X и У, покупая их также на совершенно конкурентном рынке по ценам: ЦХ - 120 ден. ед. и ЦУ = 90 ден. ед. Определите цену товара, максимизирующую прибыль предприятия, если предельный продукт ресурса X равен 20 ед., а ресурса У – 15 ед.

Задача 3.

Каково экономическое поведение предприятия, использующего при производстве конкурентного товара ресурсы X и У, предельные продукты которых в денежном выражении составляют соответственно 40 и 60 ден. ед.? Цена ресурса Х равна 10 ден. ед., а ресурса У - 15 ден. ед.

Задача 4.

Швейный цех при годовом объеме выпуска 2 тыс. единиц несет издержки за аренду помещения в размере 25 тыс. ден. ед. и в виде выплаты процентов 11 тыс. ден. ед. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 20 ден. ед., а затраты на сырье и материалы 12 ден. ед. Рассчитайте общие, постоянные и переменные издержки производства, а также средние общие издержки. В чем заключается отличие совокупных издержек от средних?

Задача 5.          
Составьте

характеристику основных видов бизнеса используя для

этого таблицу:          
Вид бизнеса

Основные функции

Организационные формы

 
Производственный          
           
Коммерческий          
           
Финансовый          
           
Посреднический          
Страховой          
           

Примерный вариант контрольной работы

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый курс)»

4. Неравновесные состояния рынка.

5. Неравновесие и недостаток информации.

6. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика.

7. Предприниматель как субъект установления равновесия.

8. Издержки фирмы.

9. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства.

10. Производственная функция и техническая результативность производства.

11. Минимизация издержек и максимизация прибыли производителя.

Риск и неопределенность.

Форма контроля

Форма контроля

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ОПОП ______________(_______________) «___»________20__года «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ______________(_______________) «___»________20__года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 175.