МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение
образования лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 12
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 13
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 18
7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 21
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 21
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 21
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важное значение для формирования проектно-исследовательских компетенций принадлежит курсу «Методы научного исследования в логопедии».
Дисциплина «Методы научного исследования в логопедии» имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часов). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 30 часов – практических занятий), 36 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса, первого семестра. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часов). Из них 14 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 85 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса магистратуры курса, на дневной форме обучения и второго курса на заочной форме обучения. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена в первом семестре. На подготовку к экзамену выделяется 36 часов (1 з.е.) на дневном отделении и 9 часов на заочном отделении.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Методы научного исследования в логопедии» тесно связан с дисциплиной «Организация экспериментального исследования в дефектологии». Для освоения дисциплины студентам необходимы знания об организации и проектировании исследовательской деятельности. Студентам необходимы умения проведения экспериментального исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение студентами основными приёмами и методами ведения экспериментально-исследовательского проекта.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными методами и приёмами организации и содержательного наполнения проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности в области отечественной и зарубежной логопедии.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Научный семинар», «Научно-исследовательская работа».
1.4. Цели дисциплины:
- формирование у магистранта базовых исследовательских компетенций с области логопедии.
- определение основных методов научного познания в рамках научно-исследовательской работы в рамках диссертационной работы.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ОПК-2 готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности | З.1. основные нормативно-правовые акты международного и федерального уровней, регулирующие деятельность системы специального образования, отечественной логопедии З.2. Основные методы и способы научного исследования в логопедии. | У.1. анализировать современное состояние отечественной логопедии в правовом, практическом и теоретическом аспектах; У.2. Находить противоречия и пути их устранения | В.1. понятийным аппаратом современной отечественной специальной педагогики и психологии; В.2. Базовыми исследовательскими навыками |
2. | ПК-15 готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе | 3.3. Современное состояние исследований в отечественной логопедии | У.3. Определять поле исследовательской деятельности в области логопедии. | В.3. Навыками проектирования практических и теоретических исследований в области логопедии |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии |
| |||||||
1.1. | Методология исследования в логопедии | 2 | 6 | 8 | 16 | ||||
1.2. | Научное исследование в логопедии, его основные характеристики | 2 | 4 | 6 | 12 | ||||
1.3. | Этапы исследования в логопедии | 6 | 6 | 12 | |||||
Итого по разделу | 4 | 16 | 20 | 40 | |||||
2 | Раздел 2. Логика научного исследования в логопедии |
| |||||||
2.1. | Этапы научного познания | 4 | 4 | 8 | |||||
2.2. | Апробация результатов исследования | 2 | 6 | 8 | 16 | ||||
2.3. | Научные публикации по результатам исследований | 4 | 4 | 8 | |||||
Итого по разделу | 2 | 14 | 16 | 32 | |||||
Всего
72
Промежуточный контроль: экзамен
36
Итого
108
2.1. Тематическое планирование дисциплины
«Методы научного исследования в логопедии» (заочная форма обучения)
Курс «Методы научного исследования в логопедии» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них – аудиторная (14 часов: 2 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (85 часов); 9 часов выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IIIсеместра. Курс завершается экзаменом в III семестре.
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии |
| |||||||
1.1. | Методология исследования в логопедии | 1 | 2 | 16 | 19 | ||||
1.2. | Научное исследование в логопедии, его основные характеристики | 2 | 16 | 18 | |||||
1.3. | Этапы исследования в логопедии | 2 | 14 | 16 | |||||
Итого по разделу | 1 | 6 | 46 | 53 | |||||
2 | Раздел 2. Логика научного исследования в логопедии |
| |||||||
2.1. | Этапы научного познания | 2 | 13 | 15 | |||||
2.2. | Апробация результатов исследования | 1 | 2 | 13 | 16 | ||||
2.3. | Научные публикации по результатам исследований | 2 | 13 | 15 | |||||
Итого по разделу | 1 | 6 | 39 | 46 | |||||
Всего | 2 | 12 | 85 | 99 | |||||
Промежуточный контроль: экзамен | 9 | ||||||||
Итого | 108 | ||||||||
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии | |||||
Требования к результатам освоения модуля: З.1., З.2., У.1., У.2.; В.1., В.2. | |||||
Содержание раздела Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Методология исследования в логопедии. Системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы в методологии поиска. Философские основы исследований в логопедии: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. Методологическая культура исследователя, как овладение учителями-логопедами аппаратом научной деятельности, где перечисленные умения опосредованы интеллектуальными операциями: осознания, формулирования, творческого решения педагогических задач, методической рефлексии. Степень сформированности умений, входящих в состав методологической культуры, определяется такими показателями, как проблемное видение (способность выделять противоречия, формулировать проблему); постановка перспективных целей (выдвижение стратегических и тактических задач); выявление причин неудач (определение и анализ своих недостатков). 1.2. Научное исследование в логопедии, его основные характеристики. Методы и критерии научного исследования. Уровни педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Педагогический эксперимент. Принципы научно-практических исследований в логопедии. 1.3. Этапы исследования в логопедии Идея эксперимента. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента). Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента). Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента). Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты). Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента). Внедренческий этап.
| |||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||
Лекция 1 Тема: 1.1 Методология исследования в логопедии Кол-во часов: 4. План: 1. Основные подходы в методологи поиска. 2. Философские основы исследования в логопедии. 3. Методологическая культура исследователя. Список литературы: [1, 2, 4, 7, 11, 14, 16]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация о теме лекции |
Практическое занятие 1. Кол-во часов: 6. План: 1. Основные подходы в методологи поиска. 2. Философские основы исследования в логопедии. 3. Методологическая культура исследователя. Список литературы: [1, 2, 4, 7, 11, 14, 16]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами
| ||||
Лекция 2. Тема: 1.2. Научное исследование в логопедии, его основные характеристики. Кол-во часов: 2. План: 1. Методы и критерии научного исследования. 2. Уровни педагогических исследований. 3. Педагогический эксперимент. 4. Принципы научно-практических исследований в логопедии. Список литературы: [2, 5, 8, 11, 15, 18, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация о теме лекции |
Практическое занятие 2. Кол-во часов: 4. План: 1. Методы и критерии научного исследования 2. Уровни педагогических исследований. 3. Педагогический эксперимент. 4. Принципы научно-практических исследований в логопедии. Список литературы: [2, 5, 8, 11, 15, 18, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами
| ||||
Практическое занятие 3. Кол-во часов: 6. План: 1. Идея эксперимента. 2. Диагностический этап. 3. Прогностический этап 4. Организационно-подготовительный этап 5. Практический этап. 6. Обобщающий этап. 7. Внедренческий этап. Список литературы: [4, 6, 7, 10, 14, 16, 17]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1. Проанализировать банк диссертаций РГБ по специальной педагогике и логопедии – 3 балла. 2. Составить таблицу соотнесения цели, объекта, предмета, задач и гипотезы трёх диссертационных исследований по логопедии – 8 баллов. 3. Проанализировать методологическую базу пяти исследований на соискание научных степеней кандидата педагогических наук и доктора педагогических наук – 5 баллов. 4. Определить научную новизну и практическую значимость диссертационного исследования – 8 баллов. | 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||
ОПК-2 готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности З.1. основные нормативно-правовые акты международного и федерального уровней, регулирующие деятельность системы специального образования, отечественной логопедии З.2. Основные методы и способы У.1. анализировать современное состояние отечественной логопедии в правовом, практическом и теоретическом аспектах; У.2. Находить противоречия и пути их устранения В.1. понятийным аппаратом современной отечественной специальной педагогики и психологии; В.2. Базовыми исследовательскими навыками | 1. 1. Модель исследуемого процесса / модель коррекционного процесса из опыта работы. 2. Научно-практическая статья по результатам теоретического анализа литературы или по результатам квалификационного исследования 3. Опубликовать тезисы статьи. 5.Аннотированный список моделей из обзора диссертаций в базе данных РГБ. 6. Анализ нормативно-правовых актов ВАК. | ||||
Практическое занятие 4. Тема: 2.1. (4 часа) Этапы научного познания Кол-во часов: 4. План: 1. Эмпирическое описание. 2. Теоретическое представление. 3. Создание нормативных моделей. 4. Проект будущей коррекционно-педагогической деятельности. Список литературы: [1, 3, 4, 11, 14, 17]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами | |||||
Лекция 3. Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы выбора методов педагогического исследования. 2. Теоретические методы исследования. 3. Эмпирические методы исследования. 4. Интерпретационные методы. Список литературы: [2, 8, 9, 13, 14, 17, 20]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация о теме лекции |
Практическое занятие 5. Кол-во часов: 6. План: 1. Принципы выбора методов педагогического исследования. 2. Теоретические методы исследования. 3. Эмпирические методы исследования. 4. Интерпретационные методы. 5. Методы математической статистики в логопедии. Список литературы: [2, 8, 9, 13, 14, 17, 20]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами | ||||
|
Практическое занятие 6. Тема: 2.3. (4 часа). Научные публикации по результатам исследований Кол-во часов: 4. План: 1. Этапы работы над статьей. 2. Виды научных статей. 3. Структура научной статьи. 4. Тезисы. 5. Монография как популяризация результатов исследования. 6. Научно-практические публикации. Список литературы: [3, 6, 10, 11, 14, 17]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по вопросам плана, подготовленная магистрантами | ||||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1. Провести анализ созданных моделей в диссертационных исследованиях – 5 баллов. 2. Создать модель по теме своего исследования – 5 баллов. 3. Написать план статьи по результатам исследования – 5 баллов. 4. Написать и опубликовать тезисы и статью по результатам исследования – 8 баллов. | 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||
ПК-15 готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе 3.3. Современное состояние исследований в отечественной логопедии. У.3. Определять поле исследовательской деятельности в области логопедии. В.3. Навыками проектирования практических и теоретических исследований в области логопедии | 1. 1. Определить методологическую базу исследования по результатам анализа диссертационных исследований. 2. Составить план экспериментальной работы в рамках исследования. 2. Определить методы исследования. 3. Участие в деловой игре «Оппонирование исследовательского проекта». 4. Написать отзыв на квалификационную работу или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 специальная педагогика «логопедия». | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Методология, методика, практика: учебное пособие/Г. А. Герцог.-Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/591
2. Кузнецов И. Н. Научное исследование:методика проведения и оформление/ И.Н.Кузнецов.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:Дашков и К,2008.
Дополнительная литература
3. Безуглов И.Г. Основы научного исследования. / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. – М.: Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.
4. Куликэн Х. Методы исследований // Психология: комплексный подход / Под ред. М.Айзенка. ж Минск: Новое знание. - 2002. - С. 667-730.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002.
6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 244 с.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. /Ю.К. Бабанский. – М., 1982.
8. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М., 1973.
9. Герцог Г.А. Основы научного исследования [Текст]
10. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях./ М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. – М., 1977.
11. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования./ В.И. Загвязинский. – М., 1982.
12. Ильин В. В. Природа науки. / В.В. Ильин, А.Г. Калинкин. – М., 1985.
13. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. / В.В. Краевский. – Самара, 1994.
14. Кожухар В. М. Основы научных исследований:учеб. пособие/В.М.Кожухар.-М.:Дашков и К,2010
15. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для вузов*/В.А.Тихонов,Н.В.Корнев,В.А. Ворона,В.В.Остроухов.-М.:Гелиос АРВ,2006
16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 2. Методология и методы педагогических исследований – 1989.
17. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований:учеб. пособие/М.Ф.Шкляр.-3-е изд.-М.:Дашков и К,2010
18. Эксперимент в школе: организация и управление /под ред. Поташника М.М., - М., 1991
19. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., Эдиториал УРСС, 1997. - 246 с.
20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1995.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины
21. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
22. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
23. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
24. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека им. Ленина
25. http://chelreglib.ru/ru/ - Челябинска областная универсальная библиотека
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
Шкалы оценивания
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
4:12: 20 : 28:36
Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:
Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:
Первый этап
Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).
1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
Компетенции | Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию | Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения | Коэффициент успешности | Коэффициент сформиро-ванности компетенции |
ПК-15 готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе | Знать | Кy1=n/5;
| Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3) | |
3.3. Современное состояние исследований в отечественной логопедии | 1. Выделить основные направления научно-практических исследований в отечественной специальной педагогике. 2. Анализ нормативно-правовых актов ВАК. | |||
Уметь | Кy2=n/6;
| |||
У.3. Определять поле исследовательской деятельности в области логопедии | 3. Аннотированный список тем диссертационных исследований по логопедии за последние 5 лет по результатам анализа диссертационных исследований на соискание учёной степени канд. пед. наук (13.00.03. – специальная педагогика (логопедия)). | |||
Владеть | Кy3=n/3.
| |||
В.3.. Навыками проектирования практических и теоретических исследований в области логопедии | 1. Разработать модель исследуемого процесса. 2. План работы над магистерской диссертацией. |
Второй этап - экзамен.
Вопросы к экзамену
1. Основные научные тенденции отечественной и зарубежной логопедии.
2. Системный подход в методологии научного исследования в логопедии.
3. Личностный подход в методологии научного исследования в логопедии.
4. Деятельностный подход в методологии научного исследования в логопедии.
5. Полисубъектный подход в методологии научного исследования в логопедии.
6. Культурологический подход в методологии научного исследования в логопедии.
7. Этнопедагогический подход в методологии научного исследования в логопедии.
8. Антропологический подход в методологии научного исследования в логопедии.
9. Философские основы исследований в логопедии.
10. Методологическая культура исследователя.
11. Нормативно-правовые акты международного и федерального уровней, регулирующие деятельность системы специального образования, отечественной логопедии.
12. Методы и критерии научного исследования.
13. Уровни педагогических исследований в логопедии.
14. Эксперимент в логопедии.
15. Принципы научно-практических исследований в логопедии.
16. Этапы исследования в логопедии.
17. Идея эксперимента в отечественной и зарубежной логопедии.
18. Диагностический этап научного исследования в логопедии.
19. Прогностический этап научного исследования в логопедии.
20. Организационно-подготовительный этап научного исследования в логопедии.
21. Практический этап научного исследования в логопедии.
22. Обобщающий этап научного исследования в логопедии.
23. Внедренческий этап научного исследования в логопедии.
24. Этапы научного познания.
25. Методы научного исследования в логопедии.
26. Научные и научно-практические публикации по результатам исследования.
5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:
1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа
Кy=n/m;
Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)
Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике
5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
5 «отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4 «хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3 «удовлетворительно» (зачтено) | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
2 «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 9
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Практикум / лабораторная работа | Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- проблемно-поискового обучения
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПД «Методы научного исследования в логопедии»
утверждена «___»________20___г.
Внесены изменения:
№ | Содержание изменения | Дата и № протокола заседания кафедры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | " | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение
образования лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 12
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 13
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 18
7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 21
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 21
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 21
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важное значение для формирования проектно-исследовательских компетенций принадлежит курсу «Методы научного исследования в логопедии».
Дисциплина «Методы научного исследования в логопедии» имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часов). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 30 часов – практических занятий), 36 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса, первого семестра. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часов). Из них 14 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 85 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса магистратуры курса, на дневной форме обучения и второго курса на заочной форме обучения. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена в первом семестре. На подготовку к экзамену выделяется 36 часов (1 з.е.) на дневном отделении и 9 часов на заочном отделении.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Методы научного исследования в логопедии» тесно связан с дисциплиной «Организация экспериментального исследования в дефектологии». Для освоения дисциплины студентам необходимы знания об организации и проектировании исследовательской деятельности. Студентам необходимы умения проведения экспериментального исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение студентами основными приёмами и методами ведения экспериментально-исследовательского проекта.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными методами и приёмами организации и содержательного наполнения проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности в области отечественной и зарубежной логопедии.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Научный семинар», «Научно-исследовательская работа».
1.4. Цели дисциплины:
- формирование у магистранта базовых исследовательских компетенций с области логопедии.
- определение основных методов научного познания в рамках научно-исследовательской работы в рамках диссертационной работы.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ОПК-2 готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности | З.1. основные нормативно-правовые акты международного и федерального уровней, регулирующие деятельность системы специального образования, отечественной логопедии З.2. Основные методы и способы научного исследования в логопедии. | У.1. анализировать современное состояние отечественной логопедии в правовом, практическом и теоретическом аспектах; У.2. Находить противоречия и пути их устранения | В.1. понятийным аппаратом современной отечественной специальной педагогики и психологии; В.2. Базовыми исследовательскими навыками |
2. | ПК-15 готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе | 3.3. Современное состояние исследований в отечественной логопедии | У.3. Определять поле исследовательской деятельности в области логопедии. | В.3. Навыками проектирования практических и теоретических исследований в области логопедии |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии |
| |||||||
1.1. | Методология исследования в логопедии | 2 | 6 | 8 | 16 | ||||
1.2. | Научное исследование в логопедии, его основные характеристики | 2 | 4 | 6 | 12 | ||||
1.3. | Этапы исследования в логопедии | 6 | 6 | 12 | |||||
Итого по разделу | 4 | 16 | 20 | 40 | |||||
2 | Раздел 2. Логика научного исследования в логопедии |
| |||||||
2.1. | Этапы научного познания | 4 | 4 | 8 | |||||
2.2. | Апробация результатов исследования | 2 | 6 | 8 | 16 | ||||
2.3. | Научные публикации по результатам исследований | 4 | 4 | 8 | |||||
Итого по разделу | 2 | 14 | 16 | 32 | |||||
Всего
72
Промежуточный контроль: экзамен
36
Итого
108
2.1. Тематическое планирование дисциплины
«Методы научного исследования в логопедии» (заочная форма обучения)
Курс «Методы научного исследования в логопедии» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них – аудиторная (14 часов: 2 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (85 часов); 9 часов выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IIIсеместра. Курс завершается экзаменом в III семестре.
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии |
| |||||||
1.1. | Методология исследования в логопедии | 1 | 2 | 16 | 19 | ||||
1.2. | Научное исследование в логопедии, его основные характеристики | 2 | 16 | 18 | |||||
1.3. | Этапы исследования в логопедии | 2 | 14 | 16 | |||||
Итого по разделу | 1 | 6 | 46 | 53 | |||||
2 | Раздел 2. Логика научного исследования в логопедии |
| |||||||
2.1. | Этапы научного познания | 2 | 13 | 15 | |||||
2.2. | Апробация результатов исследования | 1 | 2 | 13 | 16 | ||||
2.3. | Научные публикации по результатам исследований | 2 | 13 | 15 | |||||
Итого по разделу | 1 | 6 | 39 | 46 | |||||
Всего | 2 | 12 | 85 | 99 | |||||
Промежуточный контроль: экзамен | 9 | ||||||||
Итого | 108 | ||||||||
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1Понятие, подходы, закономерности, принципы научного исследования в логопедии | |||||
Требования к результатам освоения модуля: З.1., З.2., У.1., У.2.; В.1., В.2. | |||||
Содержание раздела Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Методология исследования в логопедии. Системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы в методологии поиска. Философские основы исследований в логопедии: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. Методологическая культура исследователя, как овладение учителями-логопедами аппаратом научной деятельности, где перечисленные умения опосредованы интеллектуальными операциями: осознания, формулирования, творческого решения педагогических задач, методической рефлексии. Степень сформированности умений, входящих в состав методологической культуры, определяется такими показателями, как проблемное видение (способность выделять противоречия, формулировать проблему); постановка перспективных целей (выдвижение стратегических и тактических задач); выявление причин неудач (определение и анализ своих недостатков). 1.2. Научное исследование в логопедии, его основные характеристики. Методы и критерии научного исследования. Уровни педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Педагогический эксперимент. Принципы научно-практических исследований в логопедии. 1.3. Этапы исследования в логопедии Идея эксперимента. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента). Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента). Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента). Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты). Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента). Внедренческий этап.
| |||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||
Лекция 1 Тема: 1.1 Методология исследования в логопедии Кол-во часов: 4. План: 1. Основные подходы в методологи поиска. 2. Философские основы исследования в логопедии. 3. Методологическая культура исследователя. Список литературы: [1, 2, 4, 7, 11, 14, 16]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация о теме лекции |
Практическое занятие 1. Дата: 2018-12-28, просмотров: 380. |