КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО №______ от _______20_____ г. | СОГЛАСОВАНО Протокол педсовета №______ от _______20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_________20____ г. |
Рабочая программа
Учебного предмета
«Математика»
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
Для детей с умственной отсталостью )
Класс
2016 – 2017 учебный год
|
Составитель: Щербакова Наталья Владимировна,
Учитель начальных классов высшей категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
· Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
· Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
· Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цели программы:
- расширение у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
- использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
-формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
-повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
-воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Освоение обучающимися рабочей программы, созданной, на основе АООП и ФГОС предполагает ими двух видов результатов личностных и предметных.
Общая характеристика учебного предмета:
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках математике учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся во 2 классе учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин. Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду и работе на результат.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Математика»:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 5 | 33 | 165 |
2 класс | 5 | 35 | 175 |
3 класс | 6 | 35 | 210 |
4 класс | 6 | 35 | 210 |
760 часов за курс |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные результаты:
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к руду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-знать числовой ряд 1—20 в прямом порядке; -понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; - знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 | -знать числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке; -усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, -знать названия компонентов сложения, вычитания, -знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; -знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, -считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, -решать составные арифметические задачи в два действия |
Регулятивные БУД
-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
-планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя;
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные БУД
-уметь считать в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
-уметь использовать таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
-назвать компоненты и результаты сложения и вычитания;
- понимать математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
-различать прямую, луч, отрезок; элементы угла, виды углов; элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
элементы треугольника;
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
-решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
-узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
-чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
-определять время по часам с точностью до 1 часа.
Коммуникативные БУД
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя по теме урока;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),
не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл
того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/без-
нравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения, пересказ текста, выполнение проекта;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
1.Первый десяток (повторение).
Учащиеся повторяют и закрепляют нумерацию в пределах 10. Образование чисел первого порядка. Числовой ряд. Сравнение чисел. Состав чисел.
Присчитывание и отсчитывание по 1. Значение слов «столько же», «одинаковое количество». Счёт по 2,по3. Решение задач на нахождение суммы и остатка чисел. Название компонентов при сложении и вычитании. Число нуль. Монеты. Геометрический материал: прямая линия, луч.
2. Сутки. Неделя.
Учащиеся знакомятся с мерой времени - сутками. Частями суток. Неделей. Днями недели. Календарём.
3. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц .
Учащиеся знакомятся с увеличением, уменьшением числа на несколько единиц; понятием «больше», «больше на», «увеличить», «меньше», «меньше на» «уменьшить». Геометрическим материалом: меры длины - сантиметр, дециметр.
4. Второй десяток.
Учащиеся закрепляют образование чисел второго десятка. Состав чисел, числовой рядом 1-20, свойствами чисел в числовом ряду. Знакомятся с понятием « однозначные и двузначные числа»; учатся решать комбинированные примеры, содержащие 3 компонента, составные задачи. Геометрический материал: измерение и построение отрезков заданной длины.
5. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Учащиеся закрепляют навык решения составных арифметических задач и примеров на сложение и вычитание вида: 10+8 17-10 19-9 15+1; решения текстовых арифметических задач, содержащих отношение «больше на», «меньше на». Закрепляют и практически применяют переместительное свойство сложения. Закрепляют способы вычитания однозначных чисел из круглых десятков. Учатся вычитать двузначные числа из двузначного числа. Геометрический материал: угол и его элементы. Виды углов.
6. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Учащиеся учатся решать примеры и простые арифметические задачи, связанные с мерами стоимости, длины, времени; составлять и решать простые задачи с числами полученными при измерении величин. Учатся решать, составлять арифметические задачи численно-практического содержания, связанных с разменной и заменой монет, включающих понятия «дороже», «дешевле», «больше на». Знакомятся с мерой времени – часом. Знакомятся с часами. Учатся измерять время по часам с точностью до одного часа. Геометрический материал: виды углов. Сравнение углов с прямым углом.
7. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Сложение.
Учащиеся знакомятся со способами решения примеров на сложение с переходом через десяток. Составляют и заучивают таблицу сложения. Учатся решать текстовые арифметические задачи в два действия. Геометрический материал: луч, отрезок, квадрат.
8. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Вычитание.
Учащиеся знакомятся со способами решения примеров на вычитание с переходом через десяток. Составляют и заучивают таблицу вычитания.
Геометрический материал: треугольник, прямоугольник.
9. Деление на две равные части.
Учащиеся знакомятся с решение арифметических задач и примеров на деление на две равные части (поровну).
Формы организации обучения:
· урок (45 минут) — основная форма;
· учебная экскурсия на природу;
· фронтальные занятия,
· групповые занятия,
· парные занятия
· индивидуальные занятия.
Основные виды учебной деятельности:
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1.Работа с учебником.
2.Работа с дополнительной литературой.
3.Наблюдение.
54.Работа с раздаточным материалом.
Раздел
Тема урока
Работа над ошибками
Монеты
2. Сутки. Неделя. - 4 часа
Мера времени – сутки. Части суток.
Неделя. Дни недели. Работа с календарем.
Работа над ошибками
Работа над ошибками
Второй десяток – 31 час
Десяток и 10 единиц. Число 11. Образование, запись. Работа со счетами.
Число 12. Образование, запись. Работа со счетами.
Числовой ряд.Свойства чисел в числовом ряду 1-12. Работа со счетами
Решение примеров и задач. Монеты.
Сравнение задач на нахождение суммы и остатка. Составление примеров
Измерение и построение отрезков заданной длины.
Работа над ошибками
Число 13. Число и цифра. Однозначные и двузначные числа.
Числовой ряд 1-13. Свойства чисел в числовом ряду.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы и остатка.
Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношение «> на», «< на».
Сравнение чисел знаки больше, меньше, равно, решение текстовых задач.
Число 14. Образование числа. Числовой ряд 1-14. Однозначные и двузначные числа.
Сравнение чисел. Решение примеров и задач. Математический диктант.
Число 15. Образование числа. Числовой ряд 1-15. Свойство чисел, сравнение.
Составление и решение арифметических задач, содержащих отношение «> на», «< на».
Числовой ряд 1-15. однозначные и двузначные числа. Составление арифметических задач. Краткая запись условий.
Измерение и построение отрезков заданной длины.
Число 16. Образование числа. Состав числа 16. Сравнение однозначных и двузначных чисел.
Числовой ряд 1-16.Сравнение примеров. Краткая запись, условие. Структура задач.
Краткая запись задачи, решение.
Образование чисел 17 18. Число и цифра. Числовой ряд 1-18.
Поместные значения цифр в числе. Решение и составление арифметических задач, включая действия + и -.
Число 19. Образование, состав числа. Числовой ряд 1-19. Получение из 2-х простых задач составную.
Образование числа 20. (19+1, 10+10). Числовой ряд 1-20.
Устная и письменная нумерация в пределах 20. Сравнение чисел. Однозначные и двузначные числа.
Составление, решение, сравнение арифметических задач, содержащих отношение «> на», «< на».
Решение комбинированных примеров, содержащих 3 компонента
Контрольная работа.
Тема: «Второй
десяток.»
Работа над ошибками
5.Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. - 33 часа
Решение составных арифметических задач и примеров на сложение и вычитание вида: 10+8 17-10 19-9 15+1.
Состав чисел второго десятка. Решение примеров вида 12+3.
Решение арифметических примеров вида: 16-5.
Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношение «> на», «< на».
Контрольная работа(диагностич.)
Переместительное свойство сложение. Сравнение примеров, составление задач по решению и картинке.
Мера длины: дециметр.
Составление и решение примеров, содержащих отношения «> на», «< на», «увеличь», «уменьши».
Решение текстовых арифметических задач, содержащих понятия «> на», «< на».
Контрольная работа.
За 2 четверть
Работа над ошибками
Составление, решение, сравнение текстовых арифметических задач, включающих действия + и-.
Упражнения в решении примеров и задач.
Самостоятельная работа.
Решение и сравнение задач на нахождение суммы и остатка
Сравнивание и решение примеров. Переместительное свойство сложения.
Решение составных арифметических задач на сложение. Структура задачи, краткая запись условия, решение задачи.
Решение составных арифметических задач, включающих действие – вычитание. Краткая запись условия и решения.
Решение комбинированных примеров. Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Угол и его элементы. Виды углов
Решение примеров вида: 17+3.
Решение текстовых арифметических задач в два действий. Решение примеров.
Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. Состав числа 20, решение простых арифметических задач.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание. Сравнение примеров на + и -.
Вычитание двузначного числа из двузначного. Составление и решение задач на + и -.
Вычитание двузначных чисел из круглых десятков. Состав числа 20.
Составление и решение примеров на + и – в пределах 20.
Решение комбинированных примеров. Решение задач, содержащих понятие «> на», «< на».
Контрольная работа.
Работа над ошибками
6. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.-18 часов
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
7.Сложение и вычитание с переходом через десяток. Сложение.-16 часов
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
8. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Вычитание.- 31 час
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
8. Деление на две равные части
139
140
141
142
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО №______ от _______20_____ г. | СОГЛАСОВАНО Протокол педсовета №______ от _______20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_________20____ г. |
Рабочая программа
Учебного предмета
«Математика»
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.