Очень часто (каждый день) …………..…. 1
Часто (2 — 3 раза в неделю) ..................... 2
Не очень часто (3 — 4 раза в месяц) ….... 3
Редко (1 — 2 раза в месяц) ........................ 4
Очень редко (еще реже)...............................5
Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньше, и употребление этого вида вопроса предпочтительней предыдущего. Правда, в некоторых случаях, особенно при получении событийной информации, альтернативный вопрос звучит несколько коряво, например: Подписываетесь Вы на газеты или Вы не подписываетесь на газеты? Поэтому при получении данных о фактах и действиях часто применяется простой да — нет вопрос. Однако подобный выход из положения нельзя считать аффективным. Нужно помнить, что анкета — это не упражнение в стиле. В этих случаях следует улучшить формулировку. Вопрос можно задавать таким образом:
Одни люди подписываются на газеты, другие не делают этого. А как Вы поступаете?
Подписываюсь на газеты.......... 1
Не подписываюсь на газеты .... 2
Другой не менее важной характеристикой альтернативного вопроса является то, что предполагаемые ответь носят взаимоисключающий характер. Невозможно одновременно подписаться на газеты я не подписаться, иметь и не иметь радиоприемник.
Интересной разновидностью функционального вопроса является вопрос-диалог. В уста псевдособеседников вкладываются противоположные высказывания. От опрашиваемого требуется согласиться с одним из них. Форма диалога имеет то преимущество, что абстрактное становится более наглядным. Использование рисунков, изображающих собеседников, усиливает прожективный эффект, позволяет ввести респондента в ситуацию опроса.
Такой тип вопроса-иллюстрации использовался, например, в анкете, адресованной авторам писем в редакцию газеты Ленинградская правда[189].
Важно отметить, что вопрос-иллюстрация должен изображать собеседников-мужчин, когда опрашиваются мужчины, и собеседниц, если опрашиваются женщины, т. е. приходится печатать анкеты в мужском и женском вариантах. Если это условие не соблюдено, респонденты, отвечая на вопрос, могут обращать особое внимание на факторы, специфические для мужчин или для женщин, принимая на себя роль того собеседника, который изображен па рисунке. Смещения могут оказаться особенно значительными при изучении тех явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие.
Иногда вопрос-иллюстрация используется для получения высказываний респондента, сформулированных в свободной форме. В этом случае одному из собеседников приписывается определенное суждение или вопрос, а роль второго собеседника предлагается респонденту, который должен ответить на вопрос или завершить начатое высказывание. В упоминавшейся анкете ленинградских социологов предлагался такой вариант вопроса-иллюстрации.
Шкальный вопрос — не менее важная разновидность альтернативного вопроса. В этом случае опрашиваемые должны отметить интенсивность какого-либо явления или мнения. Например, такой вопрос, использующий шкалу самооценок:
Довольны ли Вы своей работой?
Работой очень доволен .......................... 1
Скорее доволен, чем недоволен ........... 2
Работа для меня безразлична ……….... 3
Скорее недоволен, чем доволен …….... 4
Работой очень недоволен ……............... 5
Шкальный вопрос может быть задан и таким образом:
Какое значение имеет для Вас присутствие в Вашей работе таких качеств, как:
Разнообразие небольшое значение |
большое значение | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Самостоятельность небольшое значение |
большое значение | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
От альтернативного вопроса следует отличать вопрос-меню. Этот вид позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в том его коренное отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного ответа.
В качестве простого примера вопроса-меню можно предположить следующий:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 431.