Социология средств массовой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная роль средств массовой информации. Одним из важных элементов советского общества является система средств массовой информации, включающая печать, кино, радио, телевидение. Их социальная роль связана прежде всего с развитием сознания широких масс, каждого члена социалистического общества.

Система средств массовой информации — это социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Деятельность средств массовой информации заключается в обеспечении обусловленного данным конкретным способом производства обмена социальной информаци­ей между большими группами людей в рамках социальной микро­среды с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации.

Предметом социологии средств массовой информации являются закономерности идеологического воздействия средств массовой ин­формации на формирование сознания и социального поведения лю­дей, проявляющиеся в содержании и характере их отношений к об­ществу, государству, своему положению в обществе и государстве, их отношений друг к другу.

При анализе структуры средств массовой информации исследу­ются источники информации (издатель, редакция, журналист), со­держание информации (понимаемое как аспект отражения действи­тельности), приемник информации (аудитория в целом, специфиче­ские группы, личность). При анализе деятельности, средств массовой информации изучаются процессы сбора, обработки и распространения информации, ее восприятия, воздействия на сознание и поведе­ние людей, социально-политические последствия, т. е. эффективность работы средств массовой информации.

Эффективность средств массовой информации. Эффективность средств массовой информации в широком смысле может быть определена как степень их влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную сферы жизни общества, а в узком — как соотношение между целью их пропагандистской программы, отдель­ной пропагандистской кампании или частных выступлений и факти­ческим ее достижением.

На уровне личности выделяются следующие критерии интеллектуально-психологической эффективности средств массовой информа­ции: познавательная активность — полученные знания — сложив­шиеся убеждения.

На уровне общества таким критерием служит направленность общественного сознания, включающая общественное мнение. В ка­честве основных критериев практической эффективности средств массовой информации выступают трудовая и общественно-политиче­ская активность, нравственность, поведение в трудовом коллективе, семье, общественных местах и т. д.

Существуют общие и специфические критерии эффективности пропаганды, средств массовой информации в частности. Общие кри­терии выражают преимущественно совокупные результаты пропаган­ды в целом, специфические — результаты действия отдельных идео­логических средств, разовых идейно-воспитательных мероприятий или результаты усилий по отдельным направлениям идеологической работы.

Аудитория есть устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Система социальных связей аудитории проявляется и может быть эмпирически зафиксирована в двух специфических рядах признаков. Первый характеризует внутреннюю структуру аудитории, относительно независимую от конкретного средства массовой информации. Это социально-демографические характеристики (воз­растная, половая, социально-профессиональная и другие структуры), социально-политические признаки (типы восприятия, уровень се­мантической подготовки и др.), структура духовных потребностей и интересов. Все указанные признаки существуют по отношению к источнику информации как объективная реальность, ориентируясь на которую средства массовой информации выбирают способы реше­ния стоящих перед ними задач.

Второй ряд признаков характеризует субъективное отношение аудитории к отдельным средствам массовой информации и их систе­ме в целом, что проявляется в оценке их деятельности.

В деятельности средств массовой информации находят отраже­ние связи и взаимозависимости не только системы массового обще­ния, но и всего, общества в целом. Указанное положение особенно важно для всестороннего исследования содержания материалов пе­чати, радио, кино, телевидения и т. д.

Общественное мнение

Общественное мнение — это отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в дан­ной стране, так и в международной жизни. По своей сущности об­щественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. В формировании общественного мнения ведущую роль играет классовая позиция слоев и групп населения, выражаю­щих данное мнение.

В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно под­разумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения лю­дей. Под субъектом, — общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения по определенной проблеме.

В социалистическом обществе, включающем в себя только дру­жественные классы, объединенные единством целей и задач, общест­венное мнение формируется прежде всего на базе интересов рабочего класса, которые наиболее глубоко и полно отражают интересы всего общества в целом.

Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народов в целом актуальных явлений действительности, представля­ющих общественный интерес, через призму господствующих производственных отношений.

Предметом социологии общественного мнения является исследо­вание закономерностей формирования Общественного мнения под воздействием различных субъективных и объективных факторов общественного развития, его воздействия на жизнь общества на различных уровнях.

Структура и функции общественного мнения. В зависимости от социальных последствий воздействия коллективных оценочных суждений людей на их сознание и поведение выделяются регулятив­ная (регулятор отношений между людьми), воспитательная (осуще­ствление идеологического и социально-психологического воздей­ствия на людей), информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции. В зависи­мости от характера влияния на различные общественные институты или на отдельных лиц выделяются контрольная, консультативная и директивная функции общественного мнения.

Ведущим элементом структуры общественного мнения является социальная оценка, которая представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдель­ных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым.

Социальные оценки имеют разную степень рациональности. Наиболее рациональной социальной оценкой является такая, в кото­рой зафиксировано четко осознанное отношение человека к окружа­ющей действительности. Существование общественного мнения невозможно без элементов знания, как житейского, так и научного, о предмете суждений. Эти элементы знания используются для фор­мирования оценки о нем, для выработки определенного отношения к нему.

Кроме элементов рационального знания, в структуру обществен­ного мнения входят представления — некий обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения.

Поскольку общественное мнение является духовно-практическим образованием, то, очевидно, в его структуре содержатся элементы, ориентирующие людей на реализацию их мнений в поведенческих актах. К таким элементам следует отнести установку, суть которой заключается в готовности или предрасположенности индивида, груп­пы людей действовать определенным образом. К этому же типу от­носятся и волевые элементы, в которых отражается сознательная и целевая направленность действий человека.

Таким образом, общественное мнение по своей структуре пред­ставляет сложную систему, в которую входят как рациональные, так и эмоциональные и волевые компоненты.

Характеристики общественного мнения. Общественное мнение обладает рядом качественных характеристик, в том числе направ­ленностью, интенсивностью, распространенностью, стабильностью и динамичностью, зрелостью.

Направленность фиксирует характер оценочного суждения по основанию положительно — отрицательно (одобряющая оценка или осуждающая). Суждения людей о каком-либо явлении нередко касаются разных его сторон и представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицатель­ное или сбалансированное отношение людей к действительности. Интенсивность выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию больше — меньше, например сильно положительное, слабо отрицательное и т. д.

Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общест­венное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакций на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.

Распространенность характеризует масштаб охвата общественно­го мнения по какому-либо конкретному вопросу определенных - групп людей, по их положению в социальной структуре или по при­надлежности к географическому, социально-экономическому реги­ону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и. т. д.). Распространенность зависит как от объекта, так и от субъекта общественного мнения.

Наиболее, комплексной характеристикой общественного мнения является зрелость, которая выражает его монолитность, сознательное, единодушное отношение людей, гармоничное сочетание общественных, коллективных и личных интересов. Зрелое общественное мнение — это то, которое способствует решению насущных задач, встающих в процессе развития нашего общества, содержит в себе оценку различных событий и явлений с позиций, интересов советско­го народа, интересов социалистического общества.

Важная характеристика общественного мнения — компетент­ность, под которой понимается обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы. Ком­петентность в условиях развитого социализма — это прежде всего способность оценивать различные явления, процессы, опираясь на знание марксизма-ленинизма.

Первым организационным принципом, обеспечивающим корреляцию процесса изучения общественного мнения с социальным контекстом советского общества, следует назвать постоянную связь социологов с партийными организациями, партийными комитетами.

Этот принцип распространяется на изучение общественного мнения на всех уровнях — от страны в целом до отдельных трудовых коллективов, на все этапы работы — от выработки направления исследовании до внедрения их результатов в практику коммунистического строительства.

5. Социальное планирование. Социальные показатели

Экономическое и социальное планирование

Планирование экономического и социального развития — научный инструмент управления социалистическим обществом в соответствии с основными социальными целями коммунистического строительства. Смысл и назначение планомерной организации в обеспечении благосостояния и всестороннего развития всех членов общества.

В условиях развитого социализма планирование поднимается на качественно новую ступень, когда развивающаяся экономика актив­но воздействует на социальные процессы, а глубина и диапазон это­го воздействия, его цели и методы претерпевают существенные изменения. Основу народнохозяйственного планирования СССР состав­ляет в первую очередь планирование экономических отношений на базе всестороннего развития производства и использования новей­ших достижений современной научно-технической революции. Но в рамках экономического планирования возникают, развиваются а приобретают относительно автономный характер многие аспекты социального планирования.

Планирование в области промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи образует так называемую производственную программу народнохозяйственного плана и вместе с тем несет важную социальную функцию, поскольку предусматривает развитие новой техники, специализацию, кооперирование и комби­нирование промышленного труда, механизацию и электрификацию сельского хозяйства, развитие Средств связи и т. д.

Народнохозяйственные планы предусматривают осуществление планомерной подготовки квалифицированных кадров, повышение благосостояния народа, качества медицинского обслуживания и со­циального обеспечения, улучшение деятельности систем торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д. Народнохозяйственное планирование призвано оказывать научно обоснованное воздействие на стирание классовых различий, существенных различий между городом и деревней, ум­ственным и физическим трудом на всестороннее развитие и сбли­жение наций и народностей, расширение реальных возможностей для применения, каждым человеком своих творческих сил, способно­стей и дарований, на всестороннее развитие его личности.

В условиях развитого социалистического общества именно эти социальные аспекты, связанные с формированием коммунистиче­ских общественных отношений и нового, человека, получают суще­ственное углубление и развитие.

Экономическая эффективность народнохозяйственного плакиро­вания все в большей степени зависит от содержания и характера социальной Деятельности людей, уровня их культуры, образования, профессиональной подготовки, степени понимания стоящих перед ними социальных задач, убежденности в их практической реализа­ции. В этих условиях перед народнохозяйственным планированием ставятся принципиально новые задачи.

Система экономических показателей народнохозяйственного пла­нирования подразделяется па следующие основные группы; народо­население, трудовые ресурсы общества (их распределение и использование), национальное богатство и обращение общественного про­дукта, рост национального дохода, материального благосостояния населения и т. д. Каждая из этих основных групп распадается на соответствующие подгруппы. Однако для оценки уровня социального разбития страны одних экономических показателей в современных условиях явно недостаточно. Экономические показатели дают только косвенную характеристику социальных процессов и отражают в основном рост материального и Культурного богатства общества, социальных групп и среднестатистического индивида. Они позволяют осуществлять среднесрочное планирование путем простой экстраполяции от достигнутого уровня и не в состоянии дать дифференцированную характеристику всех сложных измене­ний, происходящих в развитом социалистическом обществе.

Необходимым дополнением к экономическим показателям высту­пает система социальных показателей, которая позволяет с науч­ной обоснованностью судить о конкретных условиях труда и быта человека и их влияния на его социальное поведение и социальную деятельность, об отношении человека к условиям его жизнедея­тельности и т. д.

Социальное планирование, таким образом, это не механическое выделение из общей системы экономических показателей, относя­щихся к социальному разделу народнохозяйственного плана, а ка­чественно новый этап народнохозяйственного планирования, харак­терный для общества развитого социализма. Его сущность состоит в том, что при выделении средств и капиталовложений на социаль­ное развитие и культуру учитывается социально-статистическая ин­формация о формах проявления и механизмах действия социальных законов, что позволяет с научной точностью определить возможную социальную эффективность планируемых экономических, организа­ционных и других мероприятий.

Реализация этих принципов предполагает разработку научно обоснованной системы социальных целей развития страны на дол­госрочный период, т. е. социальных целей коммунистического строи­тельства; социальных изменении, осуществляемых на пути реализа­ции этих целей в данный период времени; средств осуществления этих Целей, выбранных на основе анализа различных вариантов; экономических ресурсов, позволяющих достаточно полно использо­вать выбранные средства достижения планируемых социальных целей.

В этих условиях социологические исследования должны обеспе­чить необходимую исходную социально-статистическую информацию. Эта информация необходима для разработки научно обоснованного плана развития материальных и духовных потребностей на тот или иной период, социальных интересов и отношений человека коммуни­стического типа, т. е. для определений и конкретизации социальных показателей системы государственного планирования на различных уровнях жизнедеятельности общества, для целевой прогностической группировки факторов, {воздействующих на социальные процессы в различных сферах на различных уровнях общества.

Показатели социального планирования

Социальное планирование — это научное определение целей со­циального развития и средств их реализации на определенный (крат­кий или долгосрочный) промежуток времени. Общие социальные це­ли конкретизируются в виде системы частных целей, определяются с помощью контрольных показателей, выражающих сущность со­циальной политики.

Решение задач социальной политики, определенных на данный промежуток времени, зависит от системы средств, их адекватности каждой конкретной цели и имеющимся ресурсам, необходимым для оптимального использования этих средств. Эффективность социаль­ной политики фиксируется в виде итоговых (или результирующих) показателей. Итоговые показатели позволяют, во-первых, оценить степень возможности решения поставленных задач; во-вторых, полу­чить информацию о социальных процесса побочного действия, т. е. социальных изменениях, не предусмотренных планом; в-третьих, соотнести итоговую информацию с данной социальной целью, т. е. получить информацию позволяющую выявить возможности реали­зации той или иной цели социального развития и социальной эффек­тивности, использованных для этого средств и ресурсов.

Выделяют следующие группы показателей, характеризующих переменные, включенные в процесс функционирования социальной системы: контрольные показатели, характеризующие социальные из­менения, намечаемые на определенный исторический период; пока­затели социальных процессов (научно-техническая революция, урба­низация и т. д.), выступающих в качестве средств реализации пла­нируемых целей; показатели ресурсов, т. е. показатели материаль­ных затрат на организационные, идеологические и другие мероприя­тия, позволяющие оптимально использовать те или иные социальные процессы для решения конкретных социальных задач; показатели средств воздействия на социальные процессы (уровень развития на­уки, автоматизация и т. д.); показатели побочных процессов, кото­рые заранее не предусмотрены, но оказывают известное влияние на итоговые показатели и должны учитываться в текущем планирова­нии; итоговые показатели, позволяющие оценить результаты, со­циальных изменений и сопоставить их с контрольными показателя­ми; показатели социальной эффективности реализации экономиче­ской и социальной программ общественного развития на данный временный период, раскрывающие степень приближения (отклоне­ния) итоговых показателей к социальным целям общества, степень адекватности выбранных для их достижения средств и эффективно­сти использования ресурсов.

Основываясь на этих группах социальных показателей, опреде­ляют систему взаимоотношений, связывающих переменные, вклю­ченные в данный социальный процесс, и обусловливающих в конеч­ном счете социальную эффективность функционирования системы.

В отличие от экономических показателей, отражающих экономические затраты и ресурсы, необходимые для выполнения планов народнохозяйственного развития страны, Социальные показатели, фик­сируя внимание на изменении социально-экономических условий жизнедеятельности человека, отражают социальную эффективность этих изменений, т. е. воздействие изменившихся социально-экономи­ческих условий на социальное поведение и социальную деятельность человека, соотнося их (поведение и деятельность) с социальными це­лями строящегося коммунистического общества. Диалектика истории такова, что в условиях развитого социалистического общества в осно­ве экономической политики лежит политика социальная. Экономика и ее развитие—необходимые материальные условия жизнедеятель­ности общества. Но экономика—это не самоцель общественного развития, а объективно необходимые условия и средство решения социальных проблем строящего коммунизм общества.

В широком понимании система социальных показателей — это совокупность взаимосвязанных между собой переменных, включенных в социальный процесс для достижения конкретных социальных целей. В основе этой системы лежат категории и понятия историче­ского материализма и научного коммунизма. Именно требования объективных социальных законов функционирования и развития социалистического общества определяют систему социальных пока­зателей, ее исторические рамки.

 Основные социальные цели общества конкретизируются в виде иерархии социальных целей в соответствии со структурными уров­нями общества, а реализация этих целей детерминируется закономерными социальными процессами, свойственными развитому социа­лизму. Основные социальные цели и социальные процессы опреде­ляют направленность и характер социальных изменений, планируемых на данный исторический период и средств их осуществления.

Контрольные показатели социальных изменений характеризуют сущность социальной политики, а итоговые показатели — ее эффек­тивность.

В соответствии со структурными уровнями общества социальные цели, социальные процессы, показатели этих процессов образуют иерархию но вертикали. Выделяют пять уровней: А — общество в целом; Б — социальная структура общества; В — отрасли производ­ства и управления (социально-профессиональные и квалификацион­ные группы, их различие или сближение по характеру, содержанию и условиям труда); Г — социально-территориальные общности (го­род, деревня, поселок и т. д.); Д — социальные организации как первичные хозяйственные, культурные, социально-политические, и другие единицы общества.

Для разработки и реализации планов социального развития нам представляется возможным рекомендовать систему социальных по­казателей соответствующих социальным целям и социальным про­цессам, характерным для определенных уровней общества, в форме таблиц[55].

Табличные разработки социальных показателей, развития общества позволяют, во-первых, выявлять эффективность социальных процессов, средств и ресурсов в достижении конкретно поставлен­ных стратегических целей социального развития общества на пути к коммунизму; во-вторых, — и это особенно важно при социальном планировании —  обеспечивать корректировку полученных рядов производственных показателей по каждой отдельно Взятой стратегической цели и с учетом уровня общества. Эта задача решается путем сопоставления целей социальных процессов и итоговых показа­телей функционирования той или иной социальной системы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 497.