Если понятием социальной организации обозначается способ упорядочения социальных отношений в целом, то понятие социально-политической организации включает в себя в том числе определенный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осуществления политической власти.
Социально-политическая организация обеспечивает следующие основные функции: 1) устанавливая порядок социальных взаимодействий, служит интегрированию общественных отношений на базе либо антагонистического (в эксплуататорском обществе), либо неантагонистического (в обществе социалистического типа) характера общественных отношений; 2) формирует и обеспечивает способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя понятия желаемого и допустимого по социально-классовым и иным признакам; 3) снабжает членов общества методами и способами решения конфликтных проблем, с тем чтобы конфликты не выходили за пределы социальной организации данного типа,
Специфическими социальными структурами, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.
Социальный контроль — это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового регулирования
Понятие социального института. Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты. Социальные институты могут быть охарактеризованы как с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры, так и с точки, зрения внутренней, содержательной структуры их деятельности.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средства-ми и осуществляющих конкретную общественную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения юстиция — это совокупность стандартизованных образцов поведения у правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т. д.).
Социальный институт — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функционирование иных социально-культурных институтов (система образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).
Социология права. Представляя собой по форме совокупностью юридических актов, предписывающих иди запрещающих от имений государства определенные виды поведения, право по своему существу является важнейшим социальным институтом, вносящим реальный вклад в социально-политическую организацию общества.
Право (как и иные надстроечные категории) находится в прямой зависимости от характера господствующих общественных, прежде всего производственных, отношений, от социальной реальности и соотношения классовых сил. Основой и материальным источником права является социальная реальность, тогда как само право — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни. Императив нормы—это ее форма (должен, а не то...). Содержание нормы—кон-кратное правило поведения, рассчитанное на многократное повторение (должен это, а не это и не то...). Содержание нормы—отражение и воплощение социальной реальности, объекта правового регулирования. Форма нормы — отражение и воплощение отношения к этой социальной реальности законодателя, субъекта правового регулирования (его воли).
Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление общественных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и, во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в рамках государственной политики.
Связь с государственной политикой — важнейшая социальная характеристика права. Взаимодействие права с государственной политикой протекает как на уровне законодательной деятельности (принятие, изменение, отмена законов и иных подзаконных актов), так и в ходе правоприменительной деятельности (применение права судом, арбитражем, иными управомоченными органами). Стержнем этого процесса является законодательное определение политически обусловленных целей развития общества и обеспечение соответствующих этим целям средств.
Социальное действие права выражается в укреплении и поддержании средствами правового регулирования политического господства экономически доминирующих классов, в стремлении обеспечить социальную интеграцию индивидов, групп, социальных институтов в рамках классовой структуры и тем самым обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие этой структуры.
В соотнесении категорий должного и сущего — суть социологических исследований в праве и сфере государственного управления. Это же относится и к области трудовых, семейных, имущественных отношений и т. д.
Выявление социальной сущности права требует сравнения двух моментов, а именно цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон.
Если основная задача правовой науки — изучение соответствующей отрасли права, воплощенной в системе законодательства, то задача социологии права — изучение социальных закономерностей становления и развития правовых норм, регулирующих деятельности социальных институтов, закономерностей взаимодействия социальных норм и социального поведения людей, проявляющихся в содержании и характере деятельности социальных институтов.
Для социологии права важна прежде всего реальность права. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы; 3 В свою очередь, установить механизм такого поведения — значит выявить характеристики двух переменных: а) содержания правовой нормы: б) содержания мотивов; целей, установок лиц, чье поведений связано с реальным функционированием нормы права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направление соответствующих актов социального действия. Для социальных исследований в праве важны реальные действия реальных личностей.
Принятие закона (его отмена, изменение и т. д.) — это социальный факт, результат общественных действий личности. То же самоед составляет сущность акта применения закона, его исполнения. Социальным фактом является и деятельность, идущая вразрез с за коном, нарушая его. Собственно в этом и проявляется социальность, т, е. общественно значимый характер права.
Механизм воздействия правовых норм на социальное поведена не сводится к одностороннему процессу, где на стороне законодателя—активное, направляющее поведение (формулирование правого предписания, требование его исполнения), в то время как на стороне того, кому адресовано предписание или запрет, — лишь пассивное воплощение предписания или выполнение запрета.
Стабильность системы личность — социальная среда (или индивидуальное поведение — правовая норма) есть лишь один у показателей ее нормального функционирования. Другим важны показателем устойчивости системы служит способность к своевременному изменению отдельных структурных характеристик, что позволяет обеим взаимозависимым переменным (правовой системе и индивидуумам, социальным группам) взаимно учитывать происходящие изменения.
Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы с помощью социальных компенсирующих механизмов должны восстанавливать возникающие нарушения в социальном взаимодействии.
К таким механизмам относятся те виды социальной деятельности, цель которых — обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении в относительно постоянном состояв ее принципиальных характеристик. Стремление к достижению цели воплощается в двух тенденциях: а) гасить стихийно возникающие отклонения в поведении индивидуумов (или групп) от правовых норм; б) тенденций приводить систему в состояние устойчивого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону, их приближения к требованиям социальной реальности.
Социология политики. Важное место в функционировании и развитии любого классового общества занимают явления и процессы политической жизни, к которой относится все, что связано с осуществлением политической власти и в определенных условиях — борьбой за овладение ею.
Политика есть область отношений между классами, причем тех отношений, которые складываются по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами и проблемами власти.
Предмет социологии политики — закономерности становления и развития политических институтов и их взаимодействия с другими социальными институтами, формы проявления этих закономерностей в содержании и характере взаимодействия социальных классов и социальных групп, в содержании и характере социально-политических действий личности.
Политическая сфера общественной жизни может быть представлена следующими элементами.
1. Государственная власть, являющаяся концентрированным выражением воли и интересов господствующего класса и характеризующаяся определенной структурой и функциональной направленностью. Власть порождает особую разновидность социальной деятельности — политическую. Это прежде всего деятельность самой власти, политика, осуществляемая каким-либо государством, правящими силами в той или иной стране. Поскольку государственная власть — наиболее мощное средство, способное обеспечить интересы той или иной социальной общности (класса, слоя, группы, а в межнациональных отношениях — интересы нации, народности), политическая деятельность выступает необходимым и важнейшим проявлением жизнедеятельности каждой из этих социальных общностей. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы посредством государственной власти обеспечить свои интересы.
Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государство — воплощение политической власти. Экономически господствующий класс становится и политически господствующим, образует социальную базу существующей в этом обществе государственной власти. В классово-антагонистическом обществе именно борьба различных классов, социальных групп за власть, за придание ей желательных для определенного класса (социальной группы) содержания и направленности — если не в полной мере, то хотя бы отчасти — образует всю сферу политической жизни.
Государственная власть при социализме становится выражением воли и интересов всего народа, и, следовательно, здесь исчезают всякие объективные основы для борьбы за обладание ею. Однако государственная власть не утрачивает классового, следовательно, политического характера, поскольку сохраняется ведущая роль рабочего класса и необходимость учитывать при осуществлении властных функций интересы различных классов и социальных групп которые еще имеются в этом обществе.
Рассматриваемая сфера включает в себя и особого вида общественные отношения — политические, специфика которых заключается в том, что они складываются по поводу государственной власти — ее обладания, использования, придания ей нужной направленности и т. п. Такие отношения возникают между классами и социальными группами, а также между нациями, народностями, между самой властью в ее институциональном оформлении и различными классами общества, между властью и гражданами, что также оно опосредуется той или иной классовой принадлежностью последних.
2. Политическая сфера включает в себя, далее, систему учреждений особых социальных институтов, которые либо осуществляют государственную власть (органы государственной власти и управления, вооруженные силы, судебные и иные государственные органы) либо так или иначе связаны с ее функционированием — направляют деятельность власти, выражая интересы определенных классов, социальных групп, участвуют по воле государственной власти в осуществлении отдельных ее функций или, напротив, ведут борьбу за овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т. д. Такими институтами являются политические партии и различные общественные и общественно-политические организации.
3. Наконец, сфера политической жизни охватывает определенные проявления жизнедеятельности, социального поведения масс, а именно борьбу — в той или иной степени и форме — за власть (революционная борьба, оппозиционная или, напротив, охранительная деятельность), формирование органов государственной власти путем выборов и определение программы их деятельности, участия в последней и контроль за ней, вообще все проявления массовки политических действий, политической активности.
Таким образом, политическая сфера общественной жизни охватывает систему особого вида общественных отношений, социальных институтов в их реальном функционировании, а также проявлений общественной деятельности, активности масс, связанной с их политическим сознанием.
Социальные проблемы международных отношений. Международные отношения как область человеческого общения слагаются из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между мировыми системами, государствами (однотипными и разнотипными), народами, классами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене. Основным субъектом международных отношена в современном мире является государство, которое в этих отношениях реализует свою внешнеполитическую функцию.
Наиболее общие направления в области социологического исследования международных отношений следующие:
общий анализ природы международных отношений, их основных закономерностей, главных тенденций, соотношения и роли объективных и субъективных факторов и на этой основе экономических, научно-технических, политических, культурных, социально-психологических и идеологических аспектов в международных отношениях, классовой борьбы, роли классов, социальных групп, роли мировых систем, государств, партий, вооруженных сил, народных масс и личностей и т. д. в международных отношениях;
исследования центральных аспектов международных отношений (война и мир, внешнеполитическая концепция, внешнеполитическая доктрина, внешнеполитическая программа, стратегия и тактика, главные направления, задачи, цели, принципы внешней политики и т. д.);
изучение факторов, указывающих на положение государства на международной арене,— его классовой природы и экономической системы, государственных интересов, экономического, научно-технического и военного потенциала, морального и идеологического сознания населения, связи и степени единства с другими государствами (система, союз и т. д.);
исследование проблем, связанных с внешнеполитическими действиями: внешнеполитической ситуацией; внешнеполитическими решениями и механизмами их подготовки, выработки и принятия;
внешнеполитической информацией и способами ее обобщения и использования; международными противоречиями, и конфликтами и способами их урегулирования; международными соглашениями и договоренностями и т. п.;
изучение тенденций развития международных отношений и внешнеполитических событий и их прогнозирование.
В социологических исследованиях международных отношений разрабатывается соответствующий понятийный аппарат, создается ряд специальных методик, позволяющих проводить исследования в области международных событий, ситуаций, явлений, факторов к т. п. Эксперименты в международных отношениях ограничены в силу специфики этой сферы жизни, состоящей из взаимодействия большого числа государств, сбором информации и опросами экспертов и групп населения.
Социология образования
Социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования и развития системы образования как социального института, взаимодействие ее подсистем друг с другом и с обществом в целом, прежде всего его социальной структурой, а также с производством, политическими и идеологическими отношениями данного общества.
Развитое социалистическое общество предъявляет непрерывно растущие требования к уровню образования и профессиональной подготовки работников производства. Однако конкретное содержание этих требований и происходящие прогрессивные изменения неодинаковы в разных отраслях народного хозяйства, в различных профессиях. Это обусловлено различием темпов научно-технического прогресса в отраслях производства. По этой причине могут возникать и противоречия между уровнем образования (квалификации) работников и реальным содержанием их труда, что, в свою очередь, влияет на отношение работников к труду, повышая или понижая степень удовлетворенности трудом.
Основная социальная функция системы образования в условиях развитого социализма состоит в содействии сближению классов и социальных групп, усилению социальной однородности общества. У Наряду с этим, поскольку в обществе еще сохраняются существенные социальные различия, система образования призвана обеспечивать и воспроизводство классов, социальных групп и слоев, формируя, их новые пополнения. По той же причине система образования выступает в качестве канала массовых социальных перемещений молодежи из одних классов, социальных групп и слоев в другие.
Социальные перемещения молодежи через образовательные каналы тесно связаны с социальной ориентацией юношества. Социальная ориентация есть прежде всего осознание человеком своего положения, места в социальной структуре общества, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. В социальной ориентации различают три стороны: ретроспективную (осознание человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и этапов движения к нему). Социальная ориентация, будучи феноменом общественного и индивидуального сознания, непосредственно реализуется в социальном поведении людей, в осуществлении ими на практике принятых решений о достижении желаемого социального положения. Поскольку в социалистическом обществе социальное положение людей тесно связано с их профессией, родом занятий (хотя и не тождественно им), постольку социальная ориентация связана с профессиональной и проявляется через последнюю.
Образование является важнейшим элементом духовной жизни общества и как совокупность знаний, и как процесс их передачи от поколения к поколению.
Социология образования закономерно включает в себя ряд аспектов социологии личности: именно благодаря полученному образованию в значительной мере осуществляется духовное становление личности, формирование ее способности активно, деятельно включиться в систему общественных отношений реализуя в своей деятельности те производственно-технические и социальные требования, которые предъявляются обществом к образованию. Зрелый социализм обеспечивает формирование в рамках системы образования таких социальных качеств личности, которые отвечают перспективам перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические.
В качестве социального института развитого социалистического общества система образования осуществляет не только функции социального управления, но и функции социального контроля за процессами умственного, нравственного и физического развития молодого поколения, а система профессионального образования, кроме того,— и за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры — классам, социальным группам, социальным слоям, трудовым коллективам.
Социологические исследования системы образования как социального института всесторонне изучают факторы, повышающие или понижающие степень ее социальной эффективности, дают научную основу для выработки практических рекомендаций. В связи с этим требует социологического изучения, ряд актуальных проблем общего и профессионального образования.
Среди социальных проблем общего образования на первый план ныне выдвигаются те, которые связаны с осуществлением всеобщего обязательного среднего образования. Из них наибольшее значение имеют следующие: пути разрешения объективного противоречия между всеобщим характером среднего образования и социальными различиями, присущими развитому социалистическому обществу; преодоление разрыва между формальным уровнем образования (выраженным в количестве лет обучения) и фактическим объемом общеобразовательных знаний у учащихся, имеющих разное социальное происхождение, и у тех, кто учится в разных типах учебных заведений; разработка системы наиболее эффективных стимулов к получению полного среднего образования; создание модели общественно необходимого уровня общеобразовательной подготовки и соответствующего ей содержания общего образования, исходя из взаимодействия социальных и профессионально-технических (производственных) требований к образованию; динамические характеристики социально-профессиональной ориентации и жизненных планов выпускников общеобразовательных школ; социальные проблемы педагогических кадров школы.
Столь же широк круг проблем, которые социология образования решает в сфере профессионального образования молодежи. Среди них — социальные проблемы профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, перехода к всеобщему профессиональному образованию молодежи, оптимального соотношения профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в профессиональной подготовке молодежи, жизненных планов профессионально подготовленной молодежи, педагогических кадров профессионального образования и другие.
Социология науки
Наука — это сфера человеческой деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающее в себя: ученых, научные учреждения, методы научного исследования, систему научной информации и всю сумму научных знаний. Предметом социологии науки является взаимодействие науки и общества; закономерности функционирования и развития науки как социального института данного общества; научная деятельность как процесс социального и познавательного взаимодействия работников науки, квалификация и личность работника науки, рассматриваемые во взаимосвязи с научной деятельностью, а также условия, благоприятствующие (или препятствующие) их проявлению; система взаимосвязей науки и других общественных сфер — производства, образования, управления, политики, искусства и др.
Следует различать три аспекта в оценке социальных проблем науки. С первым из них связаны проблемы общественного развития, порождаемые естественными и техническими науками, их бурным и зачастую противоречивым по своим социальным последствиям ростом. Прогресс физики, химии, математики, технических наук необходимым образом должен дополняться развитием общественных и гуманитарных наук, которые призваны сыграть ведущую роль в консолидации знаний, в объединении усилий ученых для решения интегральных задач — совершенствования промышленного и сельскохозяйственного производства, социального развития, сохранения окружающей среды.
Второй аспект составляют проблемы всестороннего развития трудящихся. Все большее значение приобретают такие социальные факторы, как научное мировоззрение, правовое сознание, интерес к труду, инициативность, ответственность, т. е. активная жизненная позиция.
С третьим аспектом связаны проблемы развития самой науки, повышения уровня научных, исследований, формирования личности ученого.
Объектом социологического исследования науки являются научные работники и научные коллективы; сообщества ученых, представляющие отдельные области знания (дисциплины); научные учреждения, научные советы, ассоциации, работники органов управления наукой; междисциплинарные, многодисциплинарные, региональные научные сообщества, научные сообщества определенной страны. Таким образом, объектом социологии науки являются субъекты научной деятельности различной степени общности — ученые, научные коллективы, научные сообщества и т. п.
К центральным проблемам социологии науки относятся проблемы выработки социально-познавательных критериев роста науки показателей повышения ее социальной эффективности.
На уровне научных коллективов и научных сообществ большую; актуальность приобретают исследования социальных факторов, способствующих получению научных результатов высокого уровняв вопросы формирования личности ученого и повышения его квалификации. Социология науки рассматривает проблему всестороннего развития личности ученого как необходимое и решающее условие развития науки. Такова одна из специфических черт социологического подхода к исследованию науки.
Активно участвуя в поиске путей дальнейшего повышения эффективности науки и общества, социология науки исследует также вопросы обратного влияния научной деятельности на самого ученого, на его внутренний мир (ценностные ориентации, мотивацию деятельности и т. п.) и поведение.
Повышение качества и результативности исследований, гражданской ответственности ученого, развитие его личности — главный ориентир и критерий эффективности управления социальными процессами в науке.
Необходимость перехода науки на преимущественно интенсивный путь развития ставит перед социологией науки задачу содействия совершенствованию организации, планирования, управления научной деятельностью, целью которого является сокращение сроков и повышение уровня и эффективности исследований, рост материально-технической оснащенности науки, улучшение отбора, подготовки и использования научных кадров.
Социология науки вместе с другими науковедческими дисциплинами ответственна за выработку предложений по перегруппировке научных сил, за разработку новых перспективных идей.
И наконец, предоставляя информацию об ученом как субъекте научной деятельности, о функционировании и развитии научного коллектива, о развитии науки как социальной системе и выработанные на этой основе предложения по оптимизации научных исследований, социология науки способствует формированию социологического стиля мышления и поведения научных работников — системы установок, мнений и оценок, формирующихся у ученого под воздействием социологических знаний.
Социология брака и семьи
Социология брака и семьи изучает: типы социальных отношений, характерные для семьи; факторы, определяющие численность и структуру семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивации браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.
Брак и семья — исторически изменяющиеся явления. Их общественное содержание, т. е. то, что свойственно им как разновидности общественных отношений и социальных институтов, находится в сложном взаимодействий с естественно-биологической, инстинктивной природой половой потребности.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает как экономическую, так и психологическую сторону. Экономическая сторона — это следствие половозрастного разделения труда в общественном производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половой диморфизм, оказывающий влияние на потребности, чувства, черты характера и в какой-то мере даже на способности и вкусы мужчины и женщины. Однако в главном своем содержаний духовная жизнь человека зависит от социальной (в антагонистическом обществе — классовой) направленности и уровня его интеллектуального и эмоционального развития.
В браке и супружеских отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.
Брак, — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников иди просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в неразделенных, больших семьях — между супружескими парами, детьми разных отцов и т. д.).
Семья — это социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и в тоже время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в. которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В этом определении особенно важны следующие моменты: 1) социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; 2) наличие в семье наряду с общими для всех; социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенностей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность; быта, взаимная моральная ответственность); 3) то, что существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни[54].
Поскольку жизнь в семье связана с общностью если не всего материального обеспечения, то по крайней мере быта и совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, постольку между членами семьи неизбежно складываются определенные хозяйственно-экономические отношения.
Психологические отношения между членами семьи, так же как и супружеские, могут иметь нравственное, эстетическое, религиозное и политическое содержание. Поскольку же брак, лежащий в основе данной семьи, санкционируется не только моралью, но и нравом, постольку внутрисемейные отношения подверженный правовому регулированию.
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства. Родство далеко не всегда Ограничивается лишь пределами семьи, но истоки его находятся в семье, и проявляется оно прежде всего во внутрисемейных отношениях.
Система семьи в принципе стабильна (хотя степень и критерии ее стабильности различны в различные эпохи). Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней факторов: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального установления — института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).
Местоположение семьи не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников (или по крайней мере какой-то части их), а следовательно, и наличие общих элементов быта. Экономическая взаимопомощь и поддержка членов семейной группы, разделение труда между ними также осуществляются главным образом в определенных локальных границах, в рамках семейного домашнего хозяйства.
Структура семьи — это способ обеспечения единства ее основных элементов, т. е. составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями. Семейная власть может основываться на экономическом преобладании или моральном авторитете, исходить из традиционных представлений о структуре семьи или оценки существующего в данной конкретной семье положения, сосредоточиваться в одних руках или распределяться между несколькими взрослыми членами семьи.
Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.
Социальные функции семьи имеют два основных источника:
потребности общества и специфику самой семейной организации. Общество на любой ступени своей истории нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства.
Воспроизводство населения не сводится к деторождению. Это не только физическое, но и духовное воссоздание общества, не только рождение, но и соответствующее воспитание детей. А для этого необходима семья.
В целях воспитания общество заинтересовано в сохранении, развитии и всемерном использовании тех эмоциональных связей между родителями и детьми, которые являются следствием самого факта деторождения.
Среди социальных функций семьи необходимо различать такие которые связаны с самой сущностью и спецификой семьи и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных исторических условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь приспособлена наряду с другими социальными организациями.
К первой группе относятся воспроизводство населения и связанная с ним деятельность семьи, ко второй — такие функции, как, например, накопление собственности, представительство в экономических и юридических отношениях с государством и т.д.
5. Духовная жизнь общества. Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности
Исходным, основополагающим научным понятием для изучения идеологической деятельности является идеологический процесс. Идеологический процесс представляет собой единство разработки марксистско-ленинской теории, ее распространения и усвоения людьми. Он складывается из следующих компонентов: идеологическое отражение действительности в социальных теориях, постоянно развивающихся на основе анализа обобщения явлений и процессов общественной жизни с классовых позиций; деятельность социальных институтов (партии, государства, общественных организаций) и отдельных лиц по распространению идей, теорий, воззрений через различные каналы, с помощью различных средств и методов; идеологическое отражение (общественное сознание) и своеобразное социально-психологическое восприятие (общественная психология) общественных отношений, фактов и явлений действительности классами и социальными группами на основе социального опыта и уровня их развития; восприятие, усвоение идеологических знаний, распространяемых в обществе через различные каналы и средства информации, пропаганды и агитации.
Таким образом, идеологический процесс можно рассматривать как: а) систему отношений через взаимодействие людей и идеологических организаций; б) взаимодействие указанных видов деятельности. Два вида деятельности относятся к субъекту (разработка и распространение теории) и два — к объекту (отражение действительности восприятие социальной теории).
Для теории коммунистического воспитания и идеологической деятельности основополагающими моментами являются следующие:
потребность в идеологической деятельности: а) в дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории; б) в распространении социальной теории и социальной политики КПСС; в) в овладении марксизмом-ленинизмом;
деятельность, связанная е реализацией перечисленных потребностей (деятельность идеологических институтов и познавательная деятельность классов, общественных групп и личности);
система общественных отношений, складывающихся на основе различных видов деятельности и социально обусловленных потребностей (экономических, политических, нравственных, правовых, эстетических, религиозных, бытовых, семейных и т. д.); для анализа системы общественных отношений определяющее значение имеет методологическое положение марксизма-ленинизма о взаимодействии базиса и надстройки, материальных (экономических) и идеологических отношений;
общение, складывающееся в процессе совместной деятельности людей в рамках системы общественных отношений;
взаимодействие, возникающее в процессе реализации потребностей, любого вида деятельности, системы общественных отношений и общения.
В процессе идеологической деятельности решаются следующие задачи: теоретическая — дальнейшая разработка марксистско-ленинской теории на основе обобщения опыта социальной практики, анализа социальной действительности; образовательная — вооружение советских людей знаниями марксистско-ленинской теории и информирование населения по различным вопросам общественной жизни;
воспитательная — формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической нравственности, идейной, убежденности и политической сознательности; организаторская — сплочение и мобилизация советских людей на решение экономических и социальных задач идеологическими средствами и методами.
В теории идеологической деятельности к основным направлениям воспитания относятся: воспитание советских людей в духе марксизма-ленинизма, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистических убеждений; политическое воспитание, целью которого является понимание людьми политики партии и государства и восприятие ее как своей собственной; нравственное воспитание, ставящее своей задачей развитие у советских людей высоких гражданских качеств; правовое воспитание, ориентированное на усвоение советскими людьми основных положений Конституции СССР, развитие правосознания, понимание единства прав и обязанностей, действий в соответствии с положениями советского законодательства; эстетическое воспитание, направленное на развитие эстетических чувств и вкусов, художественно-эстетических потребностей, эстетической культуры советского человека; атеистическое воспитание, непосредственно связанное с формированием диалектико-материалистического мировоззрения советских людей и преодолением религиозного сознания верующих методами убеждения; физическое воспитание — одно из направлений в деятельности дошкольных учреждений, школ и специально созданные государственных институтов.
Трудовое, патриотическое и интернациональное воспитание не редко выделяется в самостоятельное направление коммунистического воспитания. Единство обучения и воспитания — важнейший принцип в обеспечении взаимодействия основных, направлений идейно-воспитательной работы.
Эффективность идеологической деятельности определяется двумя путями: 1) сравнением результатов деятельности с поставленными целями, что позволяет определить степень выполнения плана идеологической работы на установленный срок, и 2) сравнением уровней сознания объекта воспитания за определенный период, изменении в сознании и психологии групп, коллективов. В первом, случае речь идет о количественных характеристиках выполнения плана намеченных мероприятий, во втором — о качественных изменениях в со знании и поведении трудящихся.
Об эффективности идеологической деятельности принято судить по фактам поведения и сознания. Социальное поведение выражается в производственной, общественно-политической деятельности, нравственных поступках. Уровень сознания находит выражение в социальных чувствах, настроениях, которые отражают психологическое состояние личности, группы, коллектива (чувства удовлетворенности — неудовлетворенности, настроения пессимизма — оптимизма и т. д.).
Другая группа факторов, в которых проявляется уровень сознания, — это потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы установки, убеждения. Все мероприятия идеологического, воспитательного характера проходят сферу чувств и разума, затрагивая или, не затрагивая их, и через мотивы и установки проявляются в фактах социального поведения.
Качественная оценка идеологической деятельности на уровне; группы или коллектива является объективной в том случае, если путем социологических и социально-психологических исследований, будут выявлены изменения в сознании и установках социального поведения и определено влияние идеологических мероприятий не выявленные изменения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 485.