Бывают ли у Вас дома Ваши друзья?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Да ...... 1 Нет ..... 2

 

После этих, вопросов интерес исследователя к отношениям в се­мье вполне обоснован, вопросы не вызывают неудовольствия, и оп­рашиваемый охотно отвечает на них.

Для перехода к другой теме опроса можно рекомендовать и такие «мосты», как:

А теперь несколько вопросов о...

А сейчас немного о другом.

Вопросы-фильтры. Прежде чем задавать респонденту содержа­тельный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. В противном случае последующие вопросы будут заданы не тем людям, для кото­рых они предназначены, что повлечет за собой смещение резуль­татов.

Так, например, прежде чем выяснить у людей мнение о работе клуба, нужно выяснить, ходят ли они в клуб, насколько часто и ка­кие мероприятия посещают. Если не будет вопросов: Часто ли Вы ходите в клуб? и Насколько часто Вы ходите в клуб?, то при обработке мнений о работе клуба не будет учтен такой существен­ный признак, определивший их оценки, как компетентность. Ведь оценки людей, часто посещающих клуб, могут весьма существенно отличаться от мнений тех, кто судит о работе клуба понаслышке.

Контрольные вопросы получили широкое распространение в практике социологических исследований. Их назначение — проверка достоверности данных.

Сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контроль­ный вопрос: Хотели бы Вы перейти на другую работу?, затем второй: Предположим, что по .каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы? Сопостав­ление ответов на три вопроса дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью полу­чения адекватной информации.

Контрольные вопросы могут выполнять несколько функций. С их помощью можно контролировать ответы на одну тему, они могут служить основанием для высчитывания коэффициента дове­рия к анкете в целом или к отдельному вопросу. Можно включить в анкету вопрос, данные о котором стопроцентно известны. Можно поступить и другим образом: задается вопрос, а далее следуют воз­можные варианты ответов на него; среди которых один заранее известен. Часто задается вопрос о вымышленном событии или несуществующих людях. Так, азербайджанские исследователи, изучав­шие чтение фантастики, спросили мнение читателей о произведении Долгие сумерки Марса вымышленного писателя Н. Яковлева. Такой способ контроля таит некоторую опасность. Прямой пе­ренос результатов контроля на основании одной альтернативы на весь вопрос или на основании одного вопроса на всю тему или ан­кету тоже относителен. Поэтому контроль ответов надо производить достаточно обоснованно и осторожно. Но тем не менее это лучше чем ничего. Обычно для целей контроля достаточно ограниченного числа вопросов, связанных с основными задачами исследования, разработанных специально для этой цели и проверенных на прак­тике.

Необходимо понимать, что контрольный вопрос никогда не дол­жен следовать сразу за тем вопросом, ответ на который он контро­лирует. Это связано с тем, что ответ опрашиваемого на каждый: последующий вопрос находится под влиянием содержания предыду­щего вопроса и ответа респондента на него.

Вопросы делятся на открытые и закрытые в зависимости от того, предлагаются ли после их формулировки возможные ответы.

К закрытым относятся вопросу, в которых респонденту предлагаются один или несколько возможных ответов. Ему может быть предложено каким-либо образом пометить или подчеркнуть выбран­ный ответ или ответы в анкете; при интервью возможные ответы зачитываются или показываются на карточке. Существует несколько видов закрытых вопросов: да — нет, альтернативные и вопросы меню.

Известнейшим видом закрытого вопроса является да — нет вопрос. Сюда относятся такие вопросы, как: Занимаетесь ли Вы общественной работой?, Подписываетесь ли Вы на газеты?, Есть ли у Вас телевизор? и многие другие.

Специфика этого вида вопроса заключается в, том, что его фор­мулировка не уравновешена, т. е. в ней присутствует только один из возможных ответов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вида вопроса сомнительно в методическом отно­шении, особенно при изучении знаний, мнений и установок.

Так, например, вопросы: Нравится ли Вам...?, Хотели бы Вы...?, Любите ли Вы...?, Удовлетворены ли Вы...? — вызыва­ют несомненное смещение ответов в положительном направлении. По этой причине рекомендуется как можно реже употреблять этот вид вопроса, используя вместо него альтернативный вопрос.

Это требование не соблюдается многими исследователями как при сборе информации о фактах и действиях, так и при выяснении знаний, мнений и установок. Некоторые социологи, для того чтобы уменьшить смещение, помещают внушающую альтернативу в сере­дине вопроса, например: Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дома радио?, Как вы считаете, нужен ли Вашему городу новый Дворец культуры? Несомненно, внушающее воздействие при этом; уменьшается, однако пет оснований утверждать, что оно исчезает полностью.

Альтернативный вопрос отличается от «да — нет» вопроса по такой важной характеристике, как уравновешенность формулировки. Вопрос этого вида звучит следующим образом:

Как вы считаете, соответствует или не соответствует подготовка выпускников вузов культуры требованиям, предъявляемым к клубным работникам?

Соответствует .............. 1

Не соответствует ......... 2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 465.