Этапы выполнения работы:
1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;
- дайте определение понятию «Я-концепция» и охарактеризуйте её основные компоненты;
- рассмотрите типы самооценок, влияние самооценки на поведение человека.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой самооценки).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации.
6.Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с её групповой оценкой.
Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен. Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов.
Процедура исследования заключается в количественной оценке личностных свойств члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже.
Чем более разносторонней является деятельностью группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в ГОЛ. И, напротив, если деятельность группы и общение ее членов узко и специфично, то возрастает вероятность ошибочных выводов ее участников друг о друге.
С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины «психологического дискомфорта» некоторых ее членов.
ГОЛ может быть полезен при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы.
Процедура эксперимента
1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов (таблицы 4, 5).
2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку.
Оценки выставляются по следующей шкале:
5 – качество выражено очень сильно;
4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего;
3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц;
2 – качество выражено слабо;
1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко.
Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п.
Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.
Обработка данных
1. По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.
2. По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка по формуле:
Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом.
3. В графу СО заносятся данные самооценки.
4. В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ).
5. Оценивается приблизительная разность оценок по данным граф 1-5.
6. Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.
А нализ и интерпретация результатов
1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно, окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качествам. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.
2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, «мягких» терминах.
3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.
Подведение итогов. Выводы
Отмечается, что самооценка является подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.
В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь в повышении самооценки испытуемым с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.
Т а б л и ц а 4 – Протокол ГОЛ (анализ)
Номера личностных характеристик | Распределение оценок | ГОЛ | со | со – гол | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
Т а б л и ц а 5 – Групповая оценка личности (ГОЛ)
Характеристики личности | Кодовые номера членов группы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1. Общительность | ||||||||||||
2. Тактичность | ||||||||||||
3. Чувство юмора | ||||||||||||
4. Обаятельность | ||||||||||||
5. Находчивость | ||||||||||||
6. Искренность | ||||||||||||
7.Эмоциональность | ||||||||||||
8. Мечтательность | ||||||||||||
9.Ответственность | ||||||||||||
10. Надежность | ||||||||||||
11. Целеустремлен-ность | ||||||||||||
12. Способность к руководству | ||||||||||||
13. Эрудиция | ||||||||||||
14.Творческие способности | ||||||||||||
15 Трудолюбие |
Контрольная работа 9.11
Тема: Волевая сфера личности
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- дайте определение воли, раскройте функции воли;
- рассмотрите основные теории воли;
- дайте характеристику простых и сложных волевых действий;
- рассмотрите волевые качества личности;
- опишите волевые свойства личности;
- как приобретаются и воспитываются волевые качества.
3. Определите объект исследования (не менее 5 человек разного возраста). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите методику исследования. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты. Дайте рекомендации испытуемым.
5. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.
4.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
6.Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
7.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Методика исследования волевого потенциала личности
Инструкция
Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в бланке опросника поставьте знак «+» против выбранного вами варианта.
Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера. И напротив, желание показаться лучше, чем вы есть на самом делe, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.
Бланк опросника
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
1.Счастье – это когда повезет | ||||
2. Мои планы на будущее редко оказываются реальны-ми | ||||
3. После того как я уже решился сделать, я, как правило, еще раскачиваюсь, прежде чем начать | ||||
4. Часто из-за лени я откладываю начатую работу | ||||
5. Часто я поступаю по первому побуждению «Сде-лано – и будь, что будет» | ||||
6. Обычно без посторонней помощи я могу оторваться от какого-нибудь соблазна (чте-ние интересной книги, волну-ющий телефильм и т.д.) и заняться нужным делом | ||||
7. В спорах о жизни я бываю прав чаще, чем мои друзья | ||||
8. Я уже выбрал для себя дело, которому мог бы посвятить всю свою жизнь | ||||
9. Я редко опаздываю на занятия | ||||
10. Обычно я слишком долго не могу решиться на какое-нибудь дело | ||||
11. Любое дело я стремлюсь довести до конца | ||||
12. Я более других вспыльчив и раздражителен | ||||
13. Я легко заражаюсь настроением других людей | ||||
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
14. Обычно все у меня получается с первой попытки | ||||
15. Я люблю читать книги о жизни замечательных людей | ||||
16. Мне удалось избавиться от некоторых вредных привычек (постоянно опазды-вать, курить и т.д.) | ||||
17. Обо мне могут сказать, что я не из робкого десятка | ||||
18. Я нередко охладеваю к делу, которое еще недавно казалось мне интересным | ||||
19. При разговоре с чело-веком, которого я стесняюсь или боюсь, я обычно так волнуюсь, что моя речь заметно меняется | ||||
20. Чаще всего мне нужны подталкивания со стороны, чтобы довести начатое дело до конца | ||||
21. Мне хорошо знакомо чувство лени | ||||
22. Я живу интересной и полноценной жизнью | ||||
23. Мне чаще всего удается выполнять намеченное на день | ||||
24. Я чаще бываю уверенным в себе | ||||
25. У меня много забро-шенных дел | ||||
26. Я обладаю выдержкой и хладнокровием | ||||
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
27. Выслушав доводы одной спорящей стороны, я обычно принимаю ее точку зрения, а после выслушивания другой стороны хотел бы принять противоположную | ||||
28. Мое упрямство иногда мешает мне | ||||
29.Мое будущее представля-ется мне еще очень неопределенным | ||||
30. Довольно часто я не выполняю обещанного | ||||
31. В новой и незнакомой ситуации я, как правило, теряюсь и робею | ||||
32. Я могу назвать себя человеком с твердым харак-тером | ||||
33. Часто тревожные мысли одолевают меня настолько, что долго не дают заснуть | ||||
34. В отношениях с товари-щами я чаще бываю в роли подчиненного, чем началь-ника | ||||
35. До сих пор еще никому не удавалось вывести меня из терпения | ||||
36. Я могу отнести себя к тем людям, которые ясно видят свое жизненное призвание | ||||
37. Я хотел бы добиться в жизни многого, но плохо представляю, каким именно образом | ||||
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
38. Когда я опаздываю на занятие, мне обычно бывает трудно открыть дверь и войти | ||||
39. Упорство – черта моего характера | ||||
40. Как правило, я хозяин своего положения | ||||
41. Мне легче живется, когда кто-нибудь из моих близких контролирует каждый мой шаг | ||||
42. В своих поступках я полностью независим от других | ||||
43. Меня в жизни интересует то одно, то другое, и трудно чему-либо отдать предпочте-ние | ||||
44. Мне очень не хватает собранности и аккуратности в делах | ||||
45. Я часто испытываю чувство неуверенности в успехе начатого дела | ||||
46. У меня лени больше, чем у других | ||||
47. Мои собственные эмоции мне часто мешают в жизни | ||||
48. Жить мудрыми мыслями других лучше, чем своими | ||||
49. Я иногда откладываю очень важное начатое дело | ||||
50. Я хотел бы в корне изменить свою жизнь | ||||
51. Я соблюдаю режим дня даже в свободное время, на отдыхе | ||||
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
52. Отвечая на все эти вопросы, мне нетрудно было выбирать между «да» и «нет» | ||||
53. Я часто, не закончив одного дела, хватаюсь за другое, не закончив другого – за третье и т.д. | ||||
54. Мне, как правило, удается заставить себя сделать малоприятное, но полезное в будущем дело | ||||
55. Я довольно часто делаю что-нибудь со всеми за компанию, даже когда не очень хотел бы это делать | ||||
56. Когда я занят чем-нибудь очень ответственным, мое внимание все равно можно отвлечь |
Обработка и интерпретация результатов
После заполнения бланка опросника отметьте свои результаты в таблице.
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | 3 | 2 | 1 | 0 |
12 | 0 | 1 | 2 | 3 |
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
13 | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | 3 | 2 | 1 | 0 |
15 | 3 | 2 | 1 | 0 |
16 | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | 3 | 2 | 1 | 0 |
18 | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | 3 | 2 | 1 | 0 |
21 | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | 3 | 2 | 1 | 0 |
23 | 3 | 2 | 1 | 0 |
24 | 3 | 2 | 1 | 0 |
25 | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | 3 | 2 | 1 | 0 |
27 | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | 3 | 2 | 1 | 0 |
33 | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | 3 | 2 | 1 | 0 |
36 | 3 | 2 | 1 | 0 |
37 | 3 | 2 | 1 | 0 |
38 | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | 3 | 2 | 1 | 0 |
40 | 3 | 2 | 1 | 0 |
41 | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | 3 | 2 | 1 | 0 |
43 | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | 0 | 1 | 2 | 3 |
№ вопроса | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
50 | 0 | 1 | 2 | 3 |
51 | 3 | 2 | 1 | 0 |
52 | 3 | 2 | 1 | 0 |
53 | 0 | 1 | 2 | 3 |
54 | 3 | 2 | 1 | 0 |
55 | 0 | 1 | 2 | 3 |
56 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Ключ:
Ценностно-смысловая организация личности: 1, 8, 15. 22. 29. 36. 43, 50.
Организация деятельности: 2, 9, 16, 23, 30. 37, 44, 51.
Решительность: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
Настойчивость: 4, 11, 18, 25. 32, 39. 46, 53.
Самообладание: 5, 12, 19, 26, 33. 40, 47, 54.
Самостоятельность: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.
Показатель лжи: 7, 14, 21, 28, 35. 42, 49, 56.
Общий показатель волевой организации личности: сумма всех полученных баллов.
Сумма набранных баллов и их значение
0-8: Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач.
9-16: Данное волевое качество развито в достаточной мере.
17-24: Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.
Если вы набрали 17-24 балла по показателю лжи, то ваши ответы на вопросы были недостаточно искренни, поэтому полученные результаты не соответствуют действительности. Заполните опросник еще раз, оценив себя более критично.
Общий показатель волевой организации личности
0-48 баллов – волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии. Вам рекомендуется серьезная работа по самовоспитанию. Особое внимание следует уделить тем факторам, по которым у вас наименьшие суммы баллов.
49-96 баллов – волевые качества личности развиты в достаточной мере.
97-144 балла – показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. Помните, что всегда есть опасность ослабления волевых качеств.
Если у вас по общему показателю волевой организации личности низкий балл или вы получили низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (решительность, настойчивость и т. д.), обратите больше внимания на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помните, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть.
Контрольная работа 9.12
Тема: Мозг и психика
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- структура нервной системы;
- строение и функции головного мозга;
- первая и вторая сигнальные системы;
- функциональная асимметрия мозга;
- особенности лево- и правополушарных психотипов человека.
3. Определите объект исследования (не менее 5 человек). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите методики исследования.
5.Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты. Сделайте выводы.
6.Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2008.
2.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
5.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6.Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Методика 1. Диагностика структуры сигнальных систем.
Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.
У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.
Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку.
Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).
Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельность, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.
Инструкция. Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы. Заполните бланк ответов.
1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?
2. У Вас есть тяга к рисованию?
3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?
5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?
8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?
9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
11. Вы обладаете литературными способностями?
12. Вам нравится абстрактная живопись?
13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
18. Вас считают хорошим рассказчиком?
19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?
21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?
23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?
25. Вы пишете стихи?
26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?
27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
28. Вас называют «мастер - золотые руки»?
29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?
32. Вам нравится выступать перед аудиторий?
33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?
34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?
37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
39. Вы владеете иностранными языками?
40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?
43. Вам нравится придумывать образные метафоры?
44. Вас часто можно застать за рисованием?
45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?
46. Вы много времени уделяете стихосложению?
47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?
48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?
49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?
51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?
Бланк ответов
Сумма | ||||||||
1. | 8. | 15. | 22. | 29. | 36. | 43. | 50. | |
2. | 9. | 16. | 23. | 30. | 37. | 44. | 51. | |
3. | 10. | 17. | 24. | 31. | 38. | 45. | 52. | |
4. | 11. | 18. | 25. | 32. | 39. | 46. | 53. | |
5. | 12. | 19. | 26. | 33. | 40. | 47. | 54. | |
6. | 13. | 20. | 27. | 34. | 41. | 48. | 55. | |
7. | 14. | 21. | 28. | 35. | 42. | 49. | 56. |
Обработка и интерпретация результатов.
Анализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.
Значение шкал:
1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.
2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.
3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.
5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.
6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.
7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.
Методика 2. Тест «Художник - мыслитель».
Этот экспресс-тест позволяет определить ведущее полушарие мозга.
Инструкция:
1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой руки (П)? Запишите результат.
2. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень, глядя на неё обоими глазами. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий. И наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат.
3. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху (Л или П)? Запишите результат.
4. Поаплодируйте. Какая ладонь сверху? Запишите результат.
Интерпретация результатов
Сочетание ПППП — Соответствует мыслительному типу. В общих чертах: характер консервативный, предпочитает общепринятые формы поведения. Эффективен в следующих профессиях: пользователь ПК, конструктор, переводчик, лингвист, специалист по маркетингу, бухгалтер, и др., где предмет труда — цифры, числа, условные знаки и символы, чертежи. А также инженер, швея, технолог, автослесарь, водитель, радиомонтажник и пр., где предмет труда — различные виды техники.
Сочетание ПППЛ — преобладает мыслительный тип. Темперамент более слабый, часто нерешительный;
Сочетание ППЛП — преобладает мыслительный тип. Характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
Сочетание ЛППП — преобладает мыслительный тип. Один из наиболее распространенных типов. Эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
Сочетание ЛППЛ — похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок, наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
Сочетание ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, несколько консервативен, из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
Сочетание ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягкий, контактный, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
Сочетание ПЛПП — преобладает мыслительный тип. Аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим, расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
Сочетание ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
Сочетание ПЛЛП — характер артистичный, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов, переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
Сочетание ЛЛЛЛ — соответствует художественному типу, обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Эффективен в следующих профессиях: биолог, цветовод, ветеринар, агроном и т.д., где предмет труда — живая природа. А также дизайнер, художник, артист, парикмахер, фотограф, модельер, закройщик и др., где предмет труда — художественные объекты (литература, живопись, искусство). А также юрист, учитель, воспитатель, врач, менеджер, социальный работник, секретарь-референт, официант, продавец и пр., где предмет труда — человек, группы людей, коллективы.
Сочетание ПЛЛЛ — преобладает художественный тип. Более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством, аналитическим складом ума.
Сочетание ЛПЛЛ — преобладает художественный тип, характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
Сочетание ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
Сочетание ЛЛПЛ — преобладает художественный тип. Простодушие, мягкость, доверчивость — вот его основные черты, очень редкий тип, а у мужчин, практически не встречается.
Сочетание ЛЛЛП — преобладает художественный тип. Эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам, энергичен.
Контрольная работа 9.13
Тема: Интеллект
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- какие известны трактовки интеллекта?
- какова структура интеллекта?
- факторы интеллекта;
- теории интеллекта (потенциальный интеллект Кэттелла, интеллект Гилфорда; интеллект Хебба и др.);
- охарактеризуйте социальный и эмоциональный интеллекты;
- оценка интеллекта.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), дайте их характеристику (характер деятельности, половозрастной состав и т.п.),
4. Изучите методику исследования. Заготовьте бланки ответов.
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2008.
3.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
5.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Тест «Эмоциональный интеллект»
Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность,
2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность),
3) самомотивация (это произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14),
4) эмпатия (умение сочувствовать, сопереживать),
5) распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
Полностью не согласен — (- 3 балла);
В основном не согласен — (-2 балла);
Отчасти не согласен — (-1 балл);
Отчасти согласен — (+ 1 балл);
В основном согласен — (+2 балла);
Полностью согласен — (+ 3 балла).
Текст опросника
1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником
знания, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
З.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14.Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21.Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26.Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Бланк ответов
ФИО ____________________________________________
Пол _____________________ Возраст _______________
1 | 11 | 21 | |||
2 | 12 | 22 | |||
3 | 13 | 23 | |||
4 | 14 | 24 | |||
5 | 15 | 25 | |||
6 | 16 | 26 | |||
7 | 17 | 27 | |||
8 | 18 | 28 | |||
9 | 19 | 29 | |||
10 | 20 | 30 |
Ключ:
Шкала «Эмоциональная осведомленность»: 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями»: 3, 7, 8,10,18, 30.
Шкала «Самомотивация»: 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия»: 9,11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей»: 12,15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
Контрольная работа 9.14
Тема: Общение
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- понятие об общении как социально-психологическом феномене;
- общение как восприятие людьми друг друга;
- охарактеризуйте общительность и коммуникабельность как свойства личности;
- функции и структура общения;
- вербальные и невербальные средства общения;
- взаимодействие в группе.
3. Определите объект исследования (не менее 5 испытуемых). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите предложенные методики исследования. Заготовьте необходимые материалы (протоколы, опросник).
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты.
6. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007.
2.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., :Питер, 2001.
4.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5.Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
6.Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Методика 1. Тест оценки уровня общительности.
Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда»– 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются, определяется, к какой категории относится испытуемый.
Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Обработка результатов.
30-31 очко. Вы явно необщительны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Методика 2. Опросник «Приятно ли с вами общаться?»
Конец формы
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот опросник предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. Ответьте на вопросы «да» или «нет».
Текст опросника.
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?
6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Обработка результатов.
Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, засчитайте себе по одному баллу за каждый совпавший ответ.
1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.
4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..
Контрольная работа 9.15
Тема: Воображение
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- дайте определение воображения; охарактеризуйте его как психический процесс;
- рассмотрите виды воображения;
- механизмы переработки представлений в воображаемые образы;
- индивидуальные особенности воображения и его развитие;
- воображение и творчество.
3. Определите объект исследования (не менее 5 испытуемых). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите методику исследования. Заготовьте необходимые материалы (протоколы, опросник).
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты.
6. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
3.Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
4.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5.Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Методика определения уровня воображения
Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов. На них надо отвечать либо «да», либо «нет». Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
5. «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Подсчитайте количество очков.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Вопросы по курсу
1. Становление психологии как науки, ее предмет.
2. Этапы развития психологии, их характеристика.
3. Структура психологической науки, ее связь с другими науками.
4. Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика.
5. Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
6. Структура личности, характеристика подструктур.
7. Направленность как ведущая сторона общей структуры личности. Характеристика основных форм направленности.
8. Потребности как источник активности личности: понятие, иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу).
9. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.
10. Ощущения: понятие, виды, свойства. Ощущения и познание окружающего мира.
11. Восприятие: понятие, виды, качества. Восприятие и познавательная деятельность.
12. Иллюзии: понятие, виды.
13. Представления: понятие, классификация видов представлений.
14. Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика.
15. Виды памяти, их характеристика.
16. Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.
17. Виды мышления, их характеристика.
18. Операции мышления, их характеристика.
19. Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика. Роль воображения в творческой деятельности.
20. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.
21. Типы темперамента, их характеристика.
22. Психические свойства, характеризующие типы темперамента, их влияние на учебную (профессиональную) деятельность.
23. Характер: понятие, природные и социальные предпосылки характера.
24. Свойства характера, их характеристика. Пути формирования характера.
25. Черты характера. Роль волевых черт характера в профессиональном самосовершенствовании.
26. Акцентуация характера, классификация типов акцентуации.
27. Способности: понятие, виды способностей, их характеристика.
28. Задатки и способности. Способности и профессиональная деятельность
29. Уровни развития способностей. Способности, интересы и склонности.
30. Эмоции и чувство: понятие, функции, особенности.
31. Формы эмоциональных переживаний.
32.Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.
33.Интеллект: теории, виды.
34.Общение: виды, коммуникативные барьеры.
35.Малые группы: понятие, уровни групп, развитие групп.
Заключение
Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами; они помогут построить деловые и межличностные отношения, будут способствовать самопознанию, рациональному подходу к собственной судьбе, личностному росту.
Систематизированный теоретический материал позволяет студентам очной и заочной формы обучения овладеть основами курса, а рекомендованная дополнительная литература увеличивает объем знаний по каждому из разделов.
Задания для самостоятельной работы, а так же вопросы и задания для самоконтроля дают возможность закрепить полученные знания.
Рекомендации по выполнению контрольных работ позволяют студентам применить на практике и связать с собственным опытом полученные знания.
Материалы, помещенные в данном учебном пособии, были апробированы и внедрены в учебный процесс по курсу «Психология и педагогика» в Кубанском государственном технологическом университете.
Глоссарий
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Адаптация (в области ощущений) – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
Активность - психическое свойство, о котором судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания.
Акцентуация характера – возникает тогда, когда количественная выраженность той или иной четы характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы.
Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.
Аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Бессознательное – состояние, характеризующееся отсутствием осознания.
Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.
Влечение (как неосознанный мотив) – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
Внимание – есть направленность, настроенность, сосредоточенность и концентрация психической деятельности человека на своем объекте.
Воля – проявляется в преодолении трудностей на пути к реализации цели.
Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение активное – связанное с конкретной практической деятельностью.
Воображение воссоздающее – процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.
Воображение непроизвольное – без каких-либо усилий.
Воображение пассивное – характеризуется отрывом (полным или почти полным) от практической деятельности. Оно не связано с волей, направленной на воплощение рождающихся образов в жизнь.
Воображение произвольное – связано с волевым усилием.
Воображение творческое – самостоятельное создание новых образов.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отраженного.
Воспроизведение – процесс актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала.
Дедуктивный способ умозаключения – рассуждение от общего суждения к частному суждению.
Действие – это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, достижение поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию.
Забывание - естественный процесс, имеющий избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет жизненного значения, не вызывает интереса.
Задатки – анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие предпосылки для развития способностей.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.
Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Иллюзии – искажение отражения при восприятии.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п.
Индуктивный способ умозаключения – рассуждение от более частных суждений к более общему суждению.
Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интероцептивные ощущения – имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
Интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.
Компенсация в области ощущений проявляется тогда, когда сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных.
Конкретизация – это мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.
Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.
Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на данном объекте.
Личность – «…субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев).
Личность – «…субъект деятельности» (А.Н.Леонтьев).
Личность – «…дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К.Платонов).
Личность – «…совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» ( С.Л.Рубинштейн).
Мечта – образ желаемого будущего.
Мировоззрение – система (философских, этических, эстетических, естественно - научных, политических, экономических психолого-педагогических и др) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.
Мышление – процесс познания сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.
Мышление наглядно-действенное – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Мышление наглядно-образное – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.
Мышление образное – это вид мыслительного процесса в котором используются образы.
Мышление понятийное – это такое мышление, в котором используются понятия.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Обобщение – есть мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.
Объем внимания – число ясно воспринимаемых одновременно объектов.
Осмысленность и обобщенность восприятия – осознание выделенного объекта, понимание его сущности.
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Ощущения – это психический процесс отражения отдельных свойств объекта реального мира, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (анализаторы).
Память – запечатлениие (запоминание), сохранение и последующее узнавание следов прошлого опыта.
Память двигательная (моторная) – это запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (ходьба, письмо, пользование инструментом, машинами, механизмами и т.п.).
Память образная – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Память эмоциональная – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния.
Память словесно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий (присуща только человеку).
Память произвольная – прилагается волевое усилие для запоминания.
Память долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.
Память непроизвольная - запоминаются и воспроизводятся без волевых усилий (само собой) чаще всего события, явления ярко эмоционально положительно или негативно окрашенные.
Память долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала
Память кратковременная – обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного очень непродолжительного восприятия.
Память оперативная – служит для осуществления человеком действий, операций, когда он выполняет сложную деятельность; осуществляется такая деятельность по частям– одно действие за другим, одна операция за другой; при этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты.
Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.
Поведение - социально обусловленная деятельность, предметом которой являются другие люди или отношения с ними.
Подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Подсознание – некоторое пограничное состоянии е между сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира ( гипноз, медитационное проявление психики, сон и т.п.).
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Порог различения (дифференциальный порог чувствительности) – минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Представления – образы предметов или явлений реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.
Принцип психологии – это кратко сформулированная теория психологии отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт, проверенный практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений ее дальнейших теорий.
Принцип генетического (или исторического) подхода к пониманию психического. Сущность его состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике как процессы, и психолог стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории.
Принцип детерминизма – этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни и изменяется вместе с изменением образа жизни.
Принцип единства сознания личности и деятельности. Суть его заключается в том, что сознание и деятельность индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство.
Принцип личностного подхода предполагает учет индивидуально-психологических особенностей личности.
Принцип развития психики, сознания в деятельности – психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека.
Принцип системности – все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга.
Проприоцептивные ощущения – рецепторы, которых расположены в мышцах и суставах, они дают информацию о движении и положении тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими.
Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Таким образом психика выполняет две функции: отражательную ( возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную (конкретная регуляция поведения человека).
Психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Объект психологии – психика, а предмет – различные ее проявления.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Рассеянность внимания – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.
Репродуктивный уровень способностей – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью.
Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.
Сензитивность или чувствительность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.
Сенсибилизация – это взаимодействие ощущений, когда работа одного анализатора влияет на работу другого анализатора (усиливает или ослабляет ее).
Сила нервной системы – работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.
Синтез – это мысленное соединение частей предметов и явлений, или мысленное сочетание их признаков, свойств или сторон.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.
Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, причем эта деятельность не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.
Сознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание - это отношение людей к миру «со знанием» его объективных закономерностей, высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. Сознание обладает следующими характеристиками: совокупность знаний об окружающем нас мире; закрепленное в сознании различение субъекта и объекта («Я – не Я»); обеспечение целеполагающей деятельности человека; наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности.
Сохранение – удержание заученного в памяти.
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления конкретной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Способности общие (умственные) – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Способности специальные – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой –либо области деятельности.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Страсти – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Стресс – близкое состояние к аффекту, а по длительности протекания к настроению – возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др.
Стремление – осознанный мотив, возникает при включении в структуру желания волевого компонента
Суждение – это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, их свойствами и признаками.
Творческий уровень развития способностей - обеспечивает создание нового, оригинального.
Темп психических реакций – скорость протекания психических процессов.
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Убеждения – определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни.
Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения т.е. соотношение этих процессов.
Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Устойчивость внимания - способность задерживаться на восприятии одного объекта.
Филогенез – это процесс возникновения и развития психики, а также форм сознания в ходе эволюции. Выделяют следующие этапы развития психики: а)элементарная сенсорная психика, которая характеризуется реакцией животного (насекомые, рыбы) на отдельные свойства объекта; перцептивная психика - эта стадия отличается развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий (большинство позвоночных животных) и способна реагировать не на отдельные свойства объектов , а на целые предметы; интеллектуальная стадия развития психики наблюдается у высокоорганизованных животных (антропоидов и дельфинов), для нее характерно: активное использование «орудий»; явление инсайта (мгновенное решение задачи); закрепление удачного варианта решения задачи; способность использовать при решении одной задачи две усвоенные операции.
Фрустрация – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание.
Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.
Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг, речь. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать окружающий мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Чувства – отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.
Целостность восприятия – объединение отдельных элементов предмета в единое целое.
Экстероцептивные ощущения – отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности кожи.
Экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события.
Эмоции – реакция человека на предметы и явления окружающей действительности в данный конкретный момент.
Эмоциональная возбудимость - о ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.
Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.
«Я – концепция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно своей личности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.