Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.
н ейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположном полюсе этого фактора, у него недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.
Соотнесите данные вами ответы с «ключом» опросника (таблица 3). Если ваш ответ совпадает с данным в ключе, то по соответственному качеству вы выставляете себе 1 балл. Суммируйте данные по каждому качеству.
Далее обратимся к системе свойств темперамента (рисунок 11). Показатели по шкалам экстраверсия – интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность отображаются на прямоугольной системе координат, которая позволяет определить 4 классических типа темперамента и связанные с ними свойства личности.
Данные по шкале искренности на оси координат не выносятся.
Т а б л и ц а 3 – Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка
№№ | Э – И | Н | И | №№ | Э – И | Н | И | |||||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |||
1. | r | 29. | r |
| ||||||||||
2. | r | 30. |
| r | ||||||||||
3. | r | 31. | r |
| ||||||||||
4. | r | 32. | r |
| ||||||||||
5. | r | 33. | r |
| ||||||||||
6. | r | 34. | r |
| ||||||||||
7. | r | 35. | r |
| ||||||||||
8. | r | 36. |
| r | ||||||||||
9. | r | 37. | r |
| ||||||||||
10 | r | 38. | r |
| ||||||||||
11 | r | 39. | r |
| ||||||||||
12 | r | 40. | r |
| ||||||||||
13 | r | 41. | r |
| ||||||||||
14 | r | 42. |
| r | ||||||||||
15 | r | 43. | r |
| ||||||||||
16 | r | 44. | r |
| ||||||||||
17 | r | 45. | r |
| ||||||||||
18 | r | 46. | r |
| ||||||||||
19 | r | 47. | r |
| ||||||||||
20 | r | 48. |
| r | ||||||||||
21 | r | 49. | r |
| ||||||||||
22 | r | 50. | r |
| ||||||||||
23 | r | 51. | r |
| ||||||||||
24 | r | 52. | r |
| ||||||||||
25 | r | 53. | r |
| ||||||||||
26 | r | 54. |
| r | ||||||||||
27 | r | 55. | r |
| ||||||||||
28 | r | 56. | r |
| ||||||||||
57. | r |
| ||||||||||||
Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия
Н — нейротизм – эмоциональная стабильность
И — искренность
Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии точку, соответствующую полученным данным. Такую же точку найдите по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень качеств характера с наибольшей легкостью формирующийся на базе данного типа. Например, по шкале нейротизма – 5, экстраверсии – 10. Тип темперамента – флегматик. Дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный. Соотнесите полученный тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.
Рисунок 11 – Двухфакторная модель экстравертированности
и нейротизма Г. Айзенка
При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.
О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» – сильнее стимул – сильнее ответ. У «слабых» – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа.
В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной деятельности являются следующие показатели:
1.способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).
2.Умение преодолевать трудности, неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности, настойчивости в трудных и опасных условиях.
3.Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.
4. Способность к быстрой мобилизации в случае трудностей и т.п.
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О силе тормозного процесса можно судить по выраженности способности к волевой регуляции, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.
Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу со стороны торможения являются следующие показатели:
1. Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.
2.сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).
3.Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.
4.Неторопливость в принятии решений.
5.Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.
6.Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов (имеется в виду, прежде всего, переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:
1. Преимущественно быстрый тип деятельности, даже при освоении новой работы или вида спорта).
2.Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).
3.Легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям.
4.Быстрое освоение, быстрая адаптация к новой обстановке.
5.Быстрое засыпание и пробуждение.
6.Живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для отнесения к группе относительно инертных являются противоположные признаки.
Контрольная работа 9.5
Тема: Профессиональные интересы личности
Этапы выполнения работы:
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
- структура личности, ее компоненты;
- направленность как ведущая подструктура личности;
- формы направленности: желания, стремления, интересы, склонности, убеждения, взгляды, мировоззрение, идеалы и их характеристика;
- задатки, способности, склонности, интересы, их взаимосвязь;
- виды интересов и их характеристика.
3.Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4.Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету интересов и листы ответов (по количеству испытуемых).
5.Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
6.Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
«Анкета интересов» Е.А. Голомштока позволяет оценить интересы и стремления как проявления направленности личности, и, следовательно, как компоненты потенциального или реального призвания.
Испытуемому дается «анкета интересов» и лист ответов, где указано, как отмечать свой ответ.
Анкета интересов
Нравится ли вам?
1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике?
2. Читать об открытиях в химии?
3. Выяснять устройство электроприборов?
4. Читать технические журналы?
5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?
6. Знакомиться с жизнью растений и животных?
7. Читать произведения классиков мировой литературы?
8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?
9. Читать книги о воспитании?
10. Знакомиться с работой врачей?
11. Заботиться об уюте в доме?
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки?
13. Читать книги о войне и сражениях?
14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?
15. Наблюдать за различными химическими реакциями?
16. Исправлять бытовые электроприборы?
17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?
18. ходить в походы по родному краю для его изучения?
19. Изучать биологию, ботанику и зоологию?
20. Читать критические статьи о литературе?
21. Участвовать в общественной работе?
22. Объяснять товарищам, как выполнить ту или иную работу, если они сами не могут ее сделать?
23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?
24. Шить, вышивать, готовить пищу?
25. Читать об искусстве?
26. Знакомиться с военной техникой?
27. Проводить опыты по физике?
28. Проводить опыты по химии?
29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?
30. Собирать и ремонтировать машины?
31. Собирать коллекции минералов?
32. Работать в саду, на огороде?
33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?
34. Читать книги по истории?
35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними?
36. Ухаживать за больными, следить за приемом лекарств?
37. Выполнять хозяйственные домашние дела?
38. Заниматься в каком-либо художественно-творческом коллективе?
39. Участвовать в различных походах, поездках?
40. Заниматься в математическом или физическом кружке?
41. Готовить химические растворы?
42. Собирать радиоприемники?
43. Заниматься моделирование, например, изготовлять модели планеров и т.п.?
44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?
45. Наблюдать за живой природой?
46. Изучать иностранный язык?
47. Выступать с докладами на исторические темы?
48. Выполнять работу воспитателя?
49. Ухаживать за детьми?
50. Делать разные покупки?
51. Беседовать с приятелями об искусстве?
52. Заниматься в спортивных секциях?
53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах?
54. Решать задачи по химии?
55. выполнять работы с измерительными приборами?
56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?
57. знакомиться с географическими (геологическими) картами?
58. Проводить опытническую работу по биологии?
59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
60. Изучать политический строй в разных странах?
61. Обсуждать вопросы воспитания?
62. знакомиться с тем, как устроен организм человека?
63. Убеждать людей в чем-либо?
64. знакомиться с историей искусства?
65. Быть организаторах в походах и играх?
66. Выполнять математические действия по формуле?
67. находить химические явления в природе?
68. Разбираться в радиосхемах?
69. Выполнять чертежи?
70. Производить топографическую съемку местности?
71. Ухаживать за животными?
72. Выступать с докладами по вопросам литературы?
73. Знакомиться с вопросами культуры?
74. Давать объяснения младшим школьникам?
75. Изучать причины возникновения разных болезней?
76. знакомиться, общаться с разными людьми?
77. Принимать участие в конкурсах, концертах или выставках изобразительного искусства (творчества)?
78. Соблюдать режим (распорядок) дня?
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Ф.И.О.__________________________________
Возраст_________________________________
Профессия_______________________________
Место работы или учебы___________________
Прочитав внимательно каждый вопрос «Анкеты интересов», поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:
(+ +) - очень нравится, хотел бы быть специалистом в этой отрасли;
(+) – нравится знать, но не делать;
(-) – не нравится.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |
Учет результатов
Столбцы соответствуют:
1 – физико-математическое направление;
2 – химия;
3 – электрорадиотехника;
4 – техника;
5 – геология и география;
6 – биология и сельское хозяйство;
7 – филология и журналистика;
8 – история и общественная деятельность;
9 – педагогическая деятельность;
10 – медицина и врачебная деятельность;
11 – домашнее хозяйство;
12 – искусство;
13 – военное дело.
Условные знаки «Листа ответов» переводятся в баллы:
+ + =5;
+ = 3;
– =1.
По каждой из 13 групп знаний и деятельности получается дробь, в которой числитель равен сумме баллов троек (3) и пятерок (5), знаменатель – только пятерок (5).
Анализ результатов: числитель полученной дроби свидетельствует об интересе к данной области знаний и деятельности (как показатель интересов) и позволяет ранжировать по этому показателю все 13 групп, а знаменатель как показатель склонности, позволяет выявить стремление к соответствующей деятельности.
Контрольная работа 9.6
Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.