Н ейротизм – эмоциональная стабильность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.

н ейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположном полюсе этого фактора, у него недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.

Соотнесите данные вами ответы с «ключом» опросника (таблица 3). Если ваш ответ совпадает с данным в ключе, то по соответственному качеству вы выставляете себе 1 балл. Суммируйте данные по каждому качеству.

Далее обратимся к системе свойств темперамента (рисунок 11). Показатели по шкалам экстраверсия – интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность отображаются на прямоугольной системе координат, которая позволяет определить 4 классических типа темперамента и связанные с ними свойства личности.

Данные по шкале искренности на оси координат не выносятся.

Т а б л и ц а  3 – Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка

 

№№

Э – И

Н

И

№№

Э – И

Н

И

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да

Нет

Да Нет
1. r           29.   r  

 

   
2.     r       30.      

 

  r
3. r           31.     r

 

   
4.     r       32.   r  

 

   
5.   r         33.     r

 

   
6.         r   34.   r  

 

   
7.     r       35.     r

 

   
8. r           36.      

 

r  
9.     r       37.   r  

 

   
10 r           38.     r

 

   
11     r       39. r    

 

   
12           r 40.     r

 

   
13 r           41.   r  

 

   
14     r       42.      

 

  r
15   r         43.     r

 

   
16     r       44. r    

 

   
17 r           45.     r

 

   
18           r 46. r    

 

   
19     r       47.     r

 

   
20   r         48.      

 

  r
21     r       49. r    

 

   
22 r           50.     r

 

   
23     r       51.   r  

 

   
24         r   52.     r

 

   
25 r           53. r    

 

   
26     r       54.      

 

  r
27 r           55.     r

 

   
28     r       56. r    

 

   
              57.     r

 

   
                             

 

 

Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия

                    Н — нейротизм – эмоциональная стабильность

                       И — искренность

 

Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии точку, соответствующую полученным данным. Такую же точку найдите по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень качеств характера с наибольшей легкостью формирующийся на базе данного типа. Например, по шкале нейротизма – 5, экстраверсии – 10. Тип темперамента – флегматик. Дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный. Соотнесите полученный тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.

 

Рисунок 11 – Двухфакторная модель экстравертированности

 и нейротизма Г. Айзенка

При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.

О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» – сильнее стимул – сильнее ответ. У «слабых» – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной деятельности являются следующие показатели:

1.способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).

2.Умение преодолевать трудности, неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности,  настойчивости в трудных и опасных условиях.

3.Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.

4. Способность к быстрой мобилизации в случае трудностей и т.п.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О силе тормозного процесса можно судить по выраженности способности к волевой регуляции, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу со стороны торможения являются следующие показатели:

1. Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.

2.сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).

3.Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.

4.Неторопливость в принятии решений.

5.Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.

6.Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов (имеется в виду, прежде всего, переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

1. Преимущественно быстрый тип деятельности, даже при освоении новой работы или вида спорта).

2.Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).

3.Легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям.

4.Быстрое освоение, быстрая адаптация к новой обстановке.

5.Быстрое засыпание и пробуждение.

6.Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для отнесения к группе относительно инертных являются противоположные признаки.

 

 

Контрольная работа 9.5

Тема:  Профессиональные интересы личности

 

Этапы выполнения работы:

1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в своей работе.

2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:

- структура личности, ее компоненты;

 - направленность как ведущая подструктура личности;

- формы направленности: желания, стремления, интересы, склонности, убеждения, взгляды, мировоззрение, идеалы и их характеристика;

- задатки, способности, склонности, интересы, их взаимосвязь;

- виды интересов и их характеристика.

3.Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).

4.Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету интересов и листы ответов (по количеству испытуемых).

5.Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.

6.Оформите работу в соответствии с требованиями.

 

Литература:

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.

 

«Анкета интересов» Е.А. Голомштока позволяет оценить интересы и стремления как проявления направленности личности, и, следовательно, как компоненты потенциального или реального призвания.

Испытуемому дается «анкета интересов» и лист ответов, где указано, как отмечать свой ответ.

 

Анкета интересов

Нравится ли вам?

1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

2. Читать об открытиях в химии?

3. Выяснять устройство электроприборов?

4. Читать технические журналы?

5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

6. Знакомиться с жизнью растений и животных?

7. Читать произведения классиков мировой литературы?

8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

9. Читать книги о воспитании?

10. Знакомиться с работой врачей?

11. Заботиться об уюте в доме?

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки?

13. Читать книги о войне и сражениях?

14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

15. Наблюдать за различными химическими реакциями?

16. Исправлять бытовые электроприборы?

17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

18. ходить в походы по родному краю для его изучения?

19. Изучать биологию, ботанику и зоологию?

20. Читать критические статьи о литературе?

21. Участвовать в общественной работе?

22. Объяснять товарищам, как выполнить ту или иную работу, если они сами не могут ее сделать?

23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24. Шить, вышивать, готовить пищу?

25. Читать об искусстве?

26. Знакомиться с военной техникой?

27. Проводить опыты по физике?

28. Проводить опыты по химии?

29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

30. Собирать и ремонтировать машины?

31. Собирать коллекции минералов?

32. Работать в саду, на огороде?

33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?

34. Читать книги по истории?

35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними?

36. Ухаживать за больными, следить за приемом лекарств?

37. Выполнять хозяйственные домашние дела?

38. Заниматься в каком-либо художественно-творческом коллективе?

39. Участвовать в различных походах, поездках?

40. Заниматься в математическом или физическом кружке?

41. Готовить химические растворы?

42. Собирать радиоприемники?

43. Заниматься моделирование, например, изготовлять модели планеров и т.п.?

44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?

45. Наблюдать за живой природой?

46. Изучать иностранный язык?

47. Выступать с докладами на исторические темы?

48. Выполнять работу воспитателя?

49. Ухаживать за детьми?

50. Делать разные покупки?

51. Беседовать с приятелями об искусстве?

52. Заниматься в спортивных секциях?

53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах?

54. Решать задачи по химии?

55. выполнять работы с измерительными приборами?

56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?

57. знакомиться с географическими (геологическими) картами?

58. Проводить опытническую работу по биологии?

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. Изучать политический строй в разных странах?

61. Обсуждать вопросы воспитания?

62. знакомиться с тем, как устроен организм человека?

63. Убеждать людей в чем-либо?

64. знакомиться с историей искусства?

65. Быть организаторах в походах и играх?

66. Выполнять математические действия по формуле?

67. находить химические явления в природе?

68. Разбираться в радиосхемах?

69. Выполнять чертежи?

70. Производить топографическую съемку местности?

71. Ухаживать за животными?

72. Выступать с докладами по вопросам литературы?

73. Знакомиться с вопросами культуры?

74. Давать объяснения младшим школьникам?

75. Изучать причины возникновения разных болезней?

76. знакомиться, общаться с разными людьми?

77. Принимать участие в конкурсах, концертах или выставках изобразительного искусства (творчества)?

78. Соблюдать режим (распорядок) дня?

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Ф.И.О.__________________________________

Возраст_________________________________

Профессия_______________________________

Место работы или учебы___________________

 

Прочитав внимательно каждый вопрос «Анкеты интересов», поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:

(+ +) - очень нравится, хотел бы быть специалистом в этой отрасли;

(+) – нравится знать, но не делать;

(-) – не нравится.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78

Учет результатов

Столбцы соответствуют:

1 – физико-математическое направление;

2 – химия;

3 – электрорадиотехника;

4 – техника;

5 – геология и география;

6 – биология и сельское хозяйство;

7 – филология и журналистика;

8 – история и общественная деятельность;

9 – педагогическая деятельность;

10 – медицина и врачебная деятельность;

11 – домашнее хозяйство;

12 – искусство;

13 – военное дело.

 

Условные знаки «Листа ответов» переводятся в баллы:

+ + =5;

+ = 3;

– =1.

По каждой из 13 групп знаний и деятельности получается дробь, в которой числитель равен сумме баллов троек (3) и пятерок (5), знаменатель – только пятерок (5).

Анализ результатов: числитель полученной дроби свидетельствует об интересе к данной области знаний и деятельности (как показатель интересов) и позволяет ранжировать по этому показателю все 13 групп, а знаменатель как показатель склонности, позволяет выявить стремление к соответствующей деятельности.

 

 

Контрольная работа 9.6

Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.