Индивидуальные особенности представлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, у третьих – двигательные, четвертая группа – это люди с представлениями смешанного типа: они в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений:

· зрительного типа – вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным;

· слухового типа – вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа;

· двигательного типа – вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

У одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бедны и схематичны.

Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя и говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т.д.

Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т.е. слуховое воображение, сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайно музыкальной выразительностью и «живописностью».

Человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

Важнейшим условием развития представления является наличие достаточного перцептивного материала.

Память

Под памятью мы понимаем запечатление (запоминание), сохранение и последующее узнавание следов прошлого опыта.

Существуют различные виды памяти, которые могут быть классифицированы по следующим критериям:

1) по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности:

   а) двигательная (моторная) память – это запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (ходьба, письмо, пользование инструментом, машинами, механизмами и т.п.);

б) образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей;

 в) эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек;

  г) словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий (присуща только человеку);

2) по степени волевой регуляции:

 а) произвольная память – человек по собственному усмотрению и активному желанию что-то запоминает и воспроизводит;

 б) непроизвольная память – запоминаются и воспроизводятся без волевых усилий сами собой. Чаще всего они имеют ярко выраженную эмоциональную окраску – положительную или негативную; 

3) по продолжительности закрепления и сохранения:

а) кратковременная – обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного, очень непродолжительного восприятия, однако через короткое время впечатления исчезают; кратковременная память имеет объем, формула которого V= 7 ± 2.

б) долговременная память – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит накопление знаний и при необходимости они актуализируются в сознании человека и затем снова переходят в долговременную память;

4) по месту и роли деятельности:

а) постоянная;

б) оперативная память – память, которая служит для осуществления человеком действий, операций, когда он выполняет сложную деятельность; осуществляется такая деятельность по частям – одно действие за другим, одна операция за другой; при этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты.

Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно.

К процессам памяти относятся:

1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Существует два способа запоминания: механическое – путем многократного повторения; осмысленное – установление смысловых связей нового с уже известным. Как показал эксперимент, осмысление запоминания дает результат в 22 раза лучший по сравнению с механическим запоминанием.

2. Сохранение – удержание заученного в памяти.

3. Забывание – естественный процесс, имеющий избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет жизненного значения, не вызывает его интереса. Забывание может быть полное или частичное.

4. Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии.

5. Воспроизведение – процесс актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала

Индивидуальные различия памяти зависят от особенностей высшей нервной деятельности, характера профессиональной деятельности; уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей процесса обучения.

У человека может быть тот или иной тип памяти:

- наглядно-образный – память на картины, лица, предметы, звуки, цвета;

- словесно-логический – легче запоминаются мысли, понятия, формулы, словесные формулировки;

- промежуточный (гармоничный).

Продуктивность памяти определяется рядом ее качеств: объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения, длительностью сохранения, готовностью памяти, т.е. способностью быстро извлекать нужную информацию, легкостью воспроизведения.

Причины, влияющие на продуктивность памяти в процессе обучения, могут быть как объективные, так и субъективные.

К объективным можно отнести: объем материала, его структурирование; дедуктивный или индуктивный тип построения текста – место информации в ряду стимулов; осмысленность, связность, логичность материала; наглядность, схематизация, модельная представленность; оригинальность; распределение, повторение во времени, пропорциональность, ритмичность повторения; общая установка, условия, в которых происходит запоминание.

К субъективным – ведущий индивидуальный тип запоминания; наличие установки на цели запоминания и время сохранения; богатство и упорядоченность прошлого опыта; интерес, эмоциональное отношение, личная значимость; половозрастные особенности; объем памяти; собственная активная мнемическая деятельность; использование приемов мнемотехники; физическое состояние человека.

Интеллектуальные процессы

 

Мышление

Познание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось.

На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что уже известно о них.

В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний, т.е. благодаря мыслительной деятельности или процессу мышления.

Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности.

Мышление неразрывно связно с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира недостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи:

- Что делать в сложившейся ситуации?

- Как поступать в данной ситуации?

- Что должно получиться в результате действия?

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических признаков:

- обобщенность познания. Знание единичного не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, нужно обобщать отдельные факты, исходя из этих обобщений, делать выводы;

- опосредованность отражения действительности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, путем косвенной информации, которую мы получаем с помощью, например, термометра и других приборов.

К формам мышления относятся:

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения однородных предметов и явлений.

Суждение – это форма мышления, позволяющая устанавливать связи и отношения между познаваемыми предметами, явлениями, их свойствами и признаками.

Суждение есть связь между двумя понятиями.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, делается вывод.

Человек пользуется в основном двумя способами умозаключений:        

индуктивным – это способ рассуждения от более частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений; и

дедуктивным – это способ рассуждения от общего суждения к частому суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Виды мышления

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностью теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития.

Мышление как деятельность состоит из отдельных действий (операций).

Операции мышления

- анализ – это мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств;

- синтез – это мысленное соединение частей предметов и явлений или мыслительное сочетание их признаков, свойств или сторон;

- сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними;

- обобщение – это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом;

- систематизация или классификация предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом;

- абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств;

- конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах:

- широта мышления – способность охватывать весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Она проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями;

- глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов; умении видеть вопрос, проблему. Противоположное качество – поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;

- самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других;

- гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

- быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

- торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение; высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения;

- критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Индивидуальные особенности мышления людей проявляются также в стиле мышления.

Синтетический стиль мышления проявляется в создании чего-то нового, оригинального, в комбинировании противоположных идей, взглядов, в осуществлении мыслительных экспериментов. Девиз Синтезаторов – «Что если…». Они стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, снять противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления. Такие люди любят создавать теории и свои выводы строят на основе теоретических рассуждений; любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей; любят находить принципиально новые решения, интегрирующие противоположные взгляды; они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразие идей и предложений; успешно решают такие проблемы, где важным фактором являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями; он присущ людям, склонным к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде, чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных факторов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод и систему, способные дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Таким образом, индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.

Воображение (фантазия)

Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку и имеет несколько видов (рисунок 8).

 

 

Рисунок 8 – Виды воображения

 

Произвольное воображение связано с волевым усилием и может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение – произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.

Непроизвольное воображение осуществляется без каких-либо волевых усилий. Крайнее проявление этого вида воображения –сновидения.

Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта не дает непосредственно и немедленно объективного продукта, она направлена на желаемое будущее.

Пассивное характеризуется отрывом (полным или почти полным) от практической деятельности. Оно не связано с волей, направленной на воплощение рождающихся образов в жизнь.

Активное – это воображение, связанное с конкретной практической деятельностью.

Внимание

Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности как формы отражения, а организация других психических процессов.

Внимание есть направленность, настроенность, сосредоточенность и концентрация психической деятельности человека на своем объекте. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает, и не отвлечется при этом от всего остального. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов.

Сосредоточенность, углубленность в деятельность особенно необходима, когда стоящая перед человеком задача трудная, сложная, и чем она сложней, тем требуется большее сосредоточение внимания и отвлечение от всего остального для решения этой задачи.

Внимание обеспечивает еще одну функцию – контроль и регуляцию деятельности. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. Такое внимание называют интеллектуальным, которое отличается от сенсорного, внешнего внимания. Когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, то говорят о его моторном внимании.

По своему происхождению и способам осуществления внимание делится на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное, или пассивное, вынужденное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Оно может возникнуть под влиянием сильного, интенсивного раздражителя (громкого звука, вспышки резкого света и т. д.) чего-то нового, необычного, появившегося в поле восприятия субъекта, или под влиянием такого внешнего раздражителя, который соответствует внутреннему состоянию человека. Наконец, непроизвольное внимание возникает у различных людей в зависимости от их профессиональной направленности. То, на что не обратит никакого внимания один человек, может привлечь внимание другого в силу его профессиональной направленности.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным вниманием. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование и контроль протекания психических процессов.

Иногда выделяют еще и третий вид внимания — послепроиз вольное . Оно возникает тогда, когда психическая деятельность требует первоначально больших волевых усилий, но затем, когда сам процесс деятельности станет для человека интересным не только по его цели, но и сам по себе, внимание к этой деятельности уже не требует волевых усилий и становится как бы непроизвольным. Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное остается связанным с сознательной целью и поддерживается сознательными интересами.

Свойства внимания

Устойчивость внимания. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям с периодом от 2-3 до 12 секунд, поэтому, для того, чтобы сохранить устойчивость внимания на каком-то объекте, необходимы определенные условия: либо волевые усилия, которые все время возвращают наше внимание к первоначальному объекту, либо сам предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности внимания на данном объекте.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключение внимания происходит скрыто, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, что позволяет быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Эта способность, как и все другие, различна у разных людей.

Объем внимания — число ясно воспринимаемых одновременно объектов. Оно колеблется у разных людей в пределах 5±2 и практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Она возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого какой-то деятельностью. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым занят человек.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности — мнимая и подлинная (рисунок 9).

Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете, какой-то мысли.

Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Такая рассеянность может быть вызвана разными причинами: общее расстройство нервной системы, другие болезни, сильное переутомление, тяжелые переживания.

 

 

 

Рисунок 9 – Свойства внимания

 

Воспитание внимания

Хотя особенности внимания во многом определяются природными задатками, но путем тренировки оно может быть развито и улучшено.

Первое условие хорошего внимания — это наличие широких и устойчивых интересов.

Второе, что нужно для развития внимания,— это выработать в себе умение заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете.

Третье средство воспитания внимания — приучить себя работать в неблагоприятных условиях.

Четвертое условие — никогда не работать невнимательно.

Наконец, последнее, пятое условие — возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для исправления недостатков внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступать к этой работе, не поняв сначала, в чем эти недостатки заключаются.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «ощущение»? Дайте общую характеристику этого психического процесса.

2. Что такое анализатор? Каково его строение?

3. Какую классификацию ощущений вы знаете?

4. Какие свойства ощущений вам известны?

5. В чем отличие восприятия от ощущения?

6. Какие основные качества восприятия вы знаете?

7. Какие бывают виды восприятия?

8. Какие психические процессы относятся к мнемическим? Охарактеризуйте их.

9. Что вы знаете о классификации представлений?

10. В чем выражаются индивидуальные особенности представлений?

11. Какие виды памяти вы знаете?

12. Какие процессы памяти вы знаете?

13. Какова основная функция мышления?

14. Какие бывают формы и виды мышления?

15. Какими операциями мышления человек пользуется в процессе мыслительной деятельности?

16. Что вы знаете о качествах мышления?

17. Каковы особенности воображения, его основные характеристики?

18. В чем заключается своеобразие внимания? Какова его роль в процессе познавательной деятельности?

19. Какими свойствами обладает внимание?

 

Психология деятельности

5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки

 

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, достижение поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.

Под целью понимается предполагаемый результат деятельности или отдельного действия, направленного на определенный предмет, с помощью которого человек намеревается удовлетворить возникшую потребность.

Причиной постановки тех или других целей являются мотивы, побуждающие человека к деятельности. Однако в ходе деятельности взаимоотношение мотивов и целей может меняться: само достижение цели может становиться мотивом деятельности. Например, определенные мотивы побудили молодого человека поставить перед собой цель поступить в университет и получить высшее образование. В дальнейшем, в процессе обучения в университете, эта цель становится побудительной силой – мотивом для учебной деятельности студента.

Отношение человека к деятельности, а, следовательно, и то, как он выполняет ее, в большой степени определяется тем, насколько далеко видит он перспективу стоящих перед ним задач. Если мотивы деятельности человека определяются не только ближайшими, но и более отдаленными, большими, принципиальными целями, то мы говорим о далекой мотивации деятельности. В отношении же человека, который побуждается к деятельности только ближайшими целями, не включенными в систему широких и далеких целей, мы говорим о короткой мотивации. Только далекая мотивация дает человеку желание и силы бороться с трудностями и преодолевать их, потому что она заставляет видеть в перспективе необходимый этап для достижения конечной цели, этап, который нужно преодолеть во что бы то ни стало, так как иначе достижение этой цели невозможно. Если же человек не видит перспективы дальше ближайшего этапа, то во имя чего он будет преодолевать связанные с этим этапом трудности?

Единицей деятельности является действие. Действие – это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Всякое действие выполняется в определенных условиях с помощью некоторых операций.

Цель, заданную и осуществляемую в определенных условиях, называют задачей. Так что задача (в этом понимании) отличается от цели только тем, что когда говорят о цели, т.е. о предвидимом результате деятельности или действия, то не учитывают условия, в которых эта цель будет осуществляться; когда же учитывают эти условия, то цель переходит в задачу.

В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочная часть действия – это определение цели действия, условий, средств и путей его осуществления. Исполнительная часть заключается в последовательном применении к объекту действия в данных условиях системы операций – способов уже ранее освоенных действий, которые субъект может выполнять в виде навыка или умения. Для успешного выполнения исполнительной части действия субъект должен обладать нужными знаниями, навыками, умениями, привычками и способностями. В заключительной части действие подвергается контролю (сличению с поставленной целью) и при необходимости некоторой корректировке: внесению поправок, уточнений и изменений, а если нужно, то производится повторное выполнение этого действия.

Если деятельность социально обусловлена и ее предметом являются другие люди или отношения с ними, то такая деятельность обычно называется поведением. Поведение человека зачастую понимается более широко, как вся его жизнедеятельность, затрагивающая прямо или косвенно других людей, оказывающая то или иное воздействие на этих людей. Поведение человека состоит из последовательности поступков. Поступок – это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление отношения этого человека к другим людям.

Действия и поступки могут быть импульсивными и волевыми. Импульсивные действия или поступки существенно отличаются от волевых. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивные действия или поступки всегда связаны с аффективными переживаниями. Импульс, заключенный в исходном побуждении, стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов. Импульсивное действие или поступок определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим.

Волевое же действие или поступок – это целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нем более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от мотива – побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий и результата.

Деятельности и отдельные действия могут быть внешни ми: практическими, реальными и внутренними: идеальными, умственными. Переход от внешней деятельности к внутренней называется интериоризацией , а обратный переход умственного действия к реальному, практическому называется экстериоризацией .

 

Общение

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их совместной деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости, душевного облегчения у партнеров по общению. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Чаще всего общение рассматривается на следующих трех уровнях: общефилософском, социальном и психологическом.

Общефилософский смысл общения состоит в том, что общение выступает как форма жизнедеятельности организмов, наделенных психическим отражением.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта в историческом плане.

Психологический смысл общения состоит в том, что его результат заключается в следующем: субъективный мир одного человека раскрывается для другого; человек самоопределяется и самопредъявляется, выражая индивидуальные особенности; происходит значимое изменение в состоянии. Поведении, личностно-смысловых образованиях партнера по общению (намерения, установки, мнения, решения, представления, потребности, действия, активность и т.д.)

В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Целями коммуникативного общения является намерение его участников обменяться информацией, повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идейную представленность в другом. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса, неречевые вкрапления в речь, например паузы, система организации пространства и времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами».

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» физических характеристик человека, его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление данного человека известному, похожему на него) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъект познания другие люди), эмпатия (сочувствие, сопереживание).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотиваци онным (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести партнера в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить собеседника, а, в конечном счете – оказать определенное воздействие на его самочувствие.

По средствам общение может быть непосредственным и опо средованным, прямым и косвенным.

Среди видов общения можно выделить также деловое и ин тимно-личное общение. Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность. Интимно-личное общение имеет целью обмен сугубо личной информацией между близкими, знакомыми или родственными людьми.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета или продукта, а итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Для осуществления общения необходимо иметь определенные способности и умения. Развитие способностей и навыков общения особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения.

В процессе общения сначала через прямое подражание (ви карное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) каждый человек приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Специфику межличностного общения характеризуют коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватного восприятия информации.

Так, логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Неправильная организация сообщения порождает стилистический барьер между общающимися. К семантическому барьеру приводят: ограниченная лексика партнеров, социальные, культурные, психологические, национальные и другие различия. Фонетический барьер создается особенностями речи говорящего.

С точки зрения влияния характеристик объекта общения на межличностное восприятие выявлены различные «эффекты», которые возникают при восприятии людьми друг друга. Наиболее исследованы эффект ореола («галоэффект»), эффекты новизны и первичности, эффект стереотипизации, эффект самопроекции.

Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и состоит в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого. Восприятие негативных качеств, наоборот, способствует преобладанию негативных оценок. Данный эффект наиболее ярко выражается при недостаточном знании общающимися друг друга или при характеристике моральных качеств человека. Эффект ореола мешает видеть действительные черты личности (так называемые «розовые очки»).

Впечатление о незнакомом человеке точно соответствует порядку предъявления информации о нем. Такой эффект получил название эффект первичности.

В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е., новая информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком при общении, а именно явления стереотипизации.

Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга посредством общения имеет два следствия: упрощенное познание другого человека и возникновение предубеждения (если суждение строится на основе прошлого ограниченного или негативного опыта).

Эффект самопроекции состоит в том, что при оценке и познании другого человека люди часто проецируют не него свои качества и особенности и с этих позиций объясняют его поведение. Считается, что самопроекция присуща в наибольшей степени людям с низкой культурой и бедным внутренним миром. Оноре де Бальзак писал: «Нам свойственно прощать людям слабости, которыми обладаем сами, и сурово осуждать их за то, что у них нет наших достоинств». Корни самопроекции лежат в нашем представлении о самих себе, точнее, в концентрации на собственной Я-концепции. Человек не видит и не слышит другого в данном восприятии: его потребностно-мотивационная и смысловая сферы замкнуты только на самом себе.

В процессе межличностного общения люди не просто воспринимают друг друга, а формируют определенные отношения друг к другу. Данная область науки называется межличностная аттракция – процесс и результат формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего.

Психологическими способами воздействия называют: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе; его можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Ярким примером этого способа воздействия является поведение спортивных болельщиков. Человек при этом, не испытывая давления со стороны, бессознательно усваивает образцы поведения окружающих – возникает «реакция заражения». Она проявляется и усиливается в больших открытых аудиториях. Наиболее эффектно такое поведение в неорганизованной общности, в толпе.

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении процесс передачи информации основан на ее некритическом восприятии.     

Убеждение – это целенаправленный логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Убеждение – это преимущественно интеллектуальное воздействие (внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие).

Подражание – это воспроизведение индивидом образцов демонстративного поведения. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения. Однако оно обладает своей спецификой.

Французский ученый Г. Тард утверждал, что подражание является фундаментальным принципом возникновения групповых норм поведения и установления общественных ценностей.

Необходимо иметь в виду, что подражание ребенка взрослому развивается совсем по другим законам, нежели подражание одной социальной группы другой. Есть три стадии подражания: слепое подражание (раннее детство); копирование образцов поведения (подростки); мотивированное подражание. В последующем подражание детей сходно с подражанием у взрослых.

В каждом случае осуществление психического воздействия наталкивается на ту или иную степень критичности по отношению к оказываемым на нее воздействиям. Кроме того, существует и обратное влияние – личности на источник воздействия. Психологи выделяют два плана подражания: подражание конкретному человеку и подражание нормам поведения, выработанным группой.

Малые группы

Понятие малой социальной группы является ключевым в психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как малая группа: семья, школьный класс, студенческая группа, компания друзей, производственный коллектив. Понимание малой группы связано с понятиями общности и совокупности.

Малая группа – это такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные группы в жизни человека – малые группы. Существуют различные типологии групп. По общественному статусу малые группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, общественную активность и психологическое состояние человека. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает в качестве референтной, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы.

Основными признаками малой группы являются: интегральные психологические характеристики (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и интересы), которые формируются с возникновением и развитием группы. Конкретный человек не обладает интегральной характеристикой группы – она является психологическим полем, возникающим при взаимодействии отдельных индивидов: иногда мнение отдельных людей может расходиться с общественным мнением. Общественный контроль, который существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик группы.

Уровни развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее психологическую и общественную ценность.

Существенным признаком малой группы является существование ее основных параметров как единого целого.

Одним из основных признаков малой группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. Способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности.

Причина  образования малой группы чаще всего внешне задана функционированием общества. Этот процесс включает несколько стадий.

 На первой стадии происходит знакомство членов группы, затем формирование первоначальных представлений людей друг о друге. На этом же этапе происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.

Вторая стадия характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений, групповых норм. В процессе общения происходит выработка групповых правил поведения, ценностных ориентаций. На этом этапе группе свойственна лишь формальная целостность (например, набор класса, обусловленный приходом государственных стандартов нового поколения в систему образования). На данной стадии начинает складываться система взаимных симпатий и антипатий. 

На третьей стадии начинает оформляться групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. Однако на этой стадии возможно появление внутри формальных групп неформальных подгрупп.

На четвертой стадии происходит формирование чувства «мы» - происходит психологическое оформление людей в группу.

 

5.3 Учебная деятельность

 

Деятельность студентов в процессе учения является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно-зна чимые. Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология обучения младшего школьника» указывал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте». Доминирующим мотивом учебной деятельности является внутренний учебно-познавательный мотив. Если же доминирующим мотивом учения студента является оценка, получение диплома и другие внешние мотивы, то процесс его учения в вузе не является учебной деятельностью. Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной деятельности. В этом случае процесс обучения приносит студенту большое эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, овладения общеучебными и профессиональными умениями и навыками.

По мнению С.Л. Рубинштейна, «существует... два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Научение, доведенное до завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении».

Учебная деятельность есть первый способ научения. Но, конечно, студенты в процессе обучения выполняют и другие виды деятельности, направленные на совсем иные цели (например, написание рефератов, проведение каких-то опытов, решение задач, производственная практика и т.д.). Овладение знаниями и умениями в этих случаях есть лишь побочный результат деятельности студентов.

Давно установлено, что наиболее эффективной в смысле успешности и особенно развития студентов является учебная деятельность, поэтому она должна быть ведущей в учебном процессе вуза, хотя по времени может и не занимать первого места. Однако важно, чтобы при выполнении любых учебных заданий на выполнение некоторой деятельности студенты четко различали цель данной деятельности и ту учебную задачу, которая должна быть решена в процессе ее выполнения. Здесь под учебной задачей понимаются те знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть, выполняя ту или иную деятельность.

Учебная деятельность осуществляется с помощью следующих учебных действий:

1) вычленение проблемы из поставленной перед студентами задачи (задания);

2) выявление общего способа разрешения проблемы;

3) моделирование общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;

4) конкретизация и обогащение частными проявлениями общих отношений и способов действий;

5) самоконтроль за ходом и результатом учебной деятельности;

6) самооценка соответствия хода и результата деятельности поставленной перед студентами задачи (задания).

Процесс обучения в соответствии с теорией учебной деятельности строится так, что на начальной ступени (во вводной лекции) изучения фундаментального понятия дается общее представление об этом понятии, которое на последующих лекциях и других занятиях обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями.

Мотивация учения

Для того, чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешн ие и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Одной из основных задач преподавателя является повышение в структуре мотивации студента удельного веса внутренней мотивации учения.

Выделяют две основные группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

а) мотивы, связанные с содержанием учения: студента побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;

б) мотивы, связанные с самим процессом учения: учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

ІІ. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

а) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, группой, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

б) узколичные мотивы: 1) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); 2) желание быть первым, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

в) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны преподавателей, родителей, однокурсников (мотивация избегания неприятностей).

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии студента следует учитывать так же, как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации учения — это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у обучающихся. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение со стороны родителей и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия обусловливают ориентацию обучающихся на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта. Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся. Поэтому условием развивающего сдвига мотива на цель является расширение жизненного мира обучающегося.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие деятельности.

2. Что вы понимаете под целью деятельности? Что является причиной постановки тех или иных целей?

3. В чем отличие «далекой» и «короткой» мотивации? Каковы преимущества «далекой» мотивации?

4. Чем отличается «цель» от «задачи»?

5. Что такое «действие»? Из каких компонентов (частей) оно состоит?

6. Что вы понимаете под поведением человека?

7. В чем своеобразие понятия «поступок»?

8. В чем сущность «интериоризации» и «экстериоризации»? Кто из отечественных психологов сформулировал принцип «интериоризации-экстериоризации» – один из важнейших принципов в теории деятельности?

9. Существуют ли различия между деятельностью и общением как видами человеческой активности?

10. Какова роль общения в процессе деятельности?

11. Каковы основные характеристики общения?

12. Раскройте стороны общения.

13. Охарактеризуйте стадии формирования малой группы.

14. В чем отличие внушения от убеждения?

15. Назовите и раскройте «эффекты», которые возникают при восприятии людьми друг друга.

16. Какие бывают мотивы учебной деятельности?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.