ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
по направлению подготовки 37.04.01 Психология
(заочная форма обучения)
квалификация выпускника – магистр
направленность (профиль): социальная психология
Вологда
2017
Программа производственной (преддипломной) практики по направлению подготовки 37.04.01 – Психология, квалификация выпускника – магистр. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017 – 30 с.
Разработчик программы:
Е.Л. Сучкова – доцент кафедры организации психологической службы в УИС, кандидат психологических наук, доцент.
Рецензенты программы:
И.В. Фокина – доцент кафедры психологии и педагогики Вологодского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.
О.Н. Ракитская – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.
Программа производственной (преддипломной) практики рассмотрена и одобрена на заседаниях:
кафедры организации психологической службы в УИС, протокол № 12 от 31 октября 2017 года;
методического совета ВИПЭ ФСИН России протокол №3 от 23 ноября 2017 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Цели и задачи проведения практики, способ и формы ее проведения ...... | 4 |
2. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики ..................................................................................................................... | 4 |
3. | Место практики в структуре образовательной программы, объем и продолжительность практики ........................................................................... | 6 |
4. | Организация практики ........................................................................................... | 7 |
4.1. | Общие положения ................................................................................................... | 7 |
4.2. | Права и обязанности руководителей практики и обучающихся ................ | 8 |
4.3. | Документация по организации практики ......................................................... | 9 |
5. | Содержание практики ............................................................................................ | 9 |
6. | Формы отчетности по практике ........................................................................... | 11 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике .................................................................................... | 12 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения практики ..................................................................... | 12 |
7.2. | Описание показателей и критерий оценивания компетенций и оценочных средств…………………………………………………………. | 12 |
7.3. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения практики ......................................................................................... | 21 |
7.4. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ................................................................... | 21 |
8. | Перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики ....................................................................................... | 22 |
9. | Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем………………………................... | 23 |
10. | Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики ....................................................................................... | 23 |
11. | Приложения .............................................................................................................. | 24 |
11.1. | Приложение 1. Образец рабочего графика (плана) проведения практики ... ………………………………………........................................ | 24 |
11.2. | Приложение 2. Образец индивидуального задания для обучающегося, выполняемого в период практики………………………………………... | 25 |
11.3. | Приложение 3. Образец дневника прохождения практики ......................... | 27 |
11.4. | Приложение 4. Образец титульного листа отчета о результатах прохождения практики.......................................................................................... | 29 |
11.5. | Приложение 5. Образец структуры отчета о результатах прохождения практики.......................................................................................... | 30 |
Цели и задачи проведения практики,
При прохождении практики
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов практики |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать: - основные приемы анализа и синтеза как основных мыслительных операций; - источники получения новой информации об актуальных научных проблемах по теме своего исследования и направлениям исследовательской деятельности; - современные технологии проведения научных исследований. Уметь: - абстрактно мыслить, использовать методы анализа и синтеза в научной деятельности; - критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе ее анализа и синтеза; - разрабатывать и обосновывать новые практические предложения, конкретные мероприятия в профессиональной деятельности. Владеть: - высокой культурой мышления, способностью мыслить критически; способностью к аргументации и обоснованию самостоятельных научных выводов и предложений; - высоким уровнем представления результатов научного исследования. |
ОПК-3 | способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения | Знать: - методы и технологии достижения поставленных целей научного исследования; - основные источники научной информации, поисковые системы, базы данных, а также способы работы с ними. Уметь: - осуществлять обработку, критический анализ, систематизацию и обобщение научной информации; - аргументировано излагать свою точку зрения при постановке цели исследования; - разрабатывать, планировать, проводить его, представлять результаты в различных формах. Владеть: - навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований; - методологией, методами, способами организации научных исследований, демонстрируя знания в области научных исследований для решения задач исследований, с полным обоснованием, аргументацией, интерпретацией полученных результатов. |
ПК-1 | способность осуществлять постановку проблемы, целей и задач исследования на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического и эмпирического) | Знать: - основные подходы к психологическому исследованию; - категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования психики на основе анализа достижений современной психологической науки и практики. Уметь: - осуществлять постановку актуальных проблем, целей и задач исследования; - обосновывать научные гипотезы; - подбирать адекватные методы исследования с учетом психологических характеристик респондентов. Владеть: - навыками разработки программы теоретического исследования; - технологиями организации и проведения научного исследования, адекватного целям, ситуации и контингенту респондентов. |
ПК-4 | готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения | Знать: - правила представления результатов научных исследований (в том числе подготовки научных докладов, научных статей). Уметь: - представлять результаты научных исследований (в том числе в виде научных статей); - структурировать научный материал для его грамотного описания и интерпретации; - обосновывать полученные научные результаты. Владеть: - приемами представления результатов проведенных научных исследований; - способами обоснования полученных научных результатов; - способами аргументированного обоснования необходимости их внедрения. |
3. Место практики в структуре образовательной программы,
объем и продолжительность практики
Практика является этапом практической подготовки обучающегося в процессе освоения им образовательной программы 37.04.01 Психология, квалификация выпускника – магистр.
Практика базируется на освоении таких учебных дисциплин базовой части магистерской программы, как «Методология современной психологии», «Количественные и качественные методы в социально-психологических исследованиях», «Актуальные проблемы современной социальной психологии», «Дизайн психологического исследования», «Математико-статистические методы в психологии».
До начала прохождения практики обучающиеся должны:
Знать: основные подходы к психологическому исследованию, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, технологии проведения социально-психологических исследований.
Уметь: осуществлять обработку, критический анализ, систематизацию и обобщение научной информации, аргументировано излагать свою точку зрения при постановке цели исследования, на высоком уровне разрабатывать, планировать, проводить его, представлять результаты в различных формах;
Владеть: высокой культурой мышления, способностью мыслить критически; способами аргументации и обоснования самостоятельных научных выводов и предложений, методологией, методами, способами организации исследований в области социальной психологии.
Общая трудоемкость преддипломной практики: 18 зачетных единиц (648 академических часов), продолжительность – 12 недель.
Организация практики
Общие положения
Практика проводится на третьем курсе обучения (заочная форма обучения). Практика осуществляется на базе кафедр психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, а также на базе организаций, государственных и коммерческих учреждений, с которыми заключены договора о сотрудничестве. Также возможно проведение практики на базе образовательных организаций, государственных и коммерческих учреждений, с которыми заключены договоры о сотрудничестве по месту жительства магистранта. Основной формой прохождения производственной (преддипломной) практики является проведение реального научного исследования, выполняемого обучающимся в рамках утвержденной темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.
Производственная (преддипломная) практика осуществляется в три этапа: первый – «организационный», второй – «самостоятельная научная деятельность», третий – «заключительный».
Структура практики
№ п/п | Этапы практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу обучающихся | Формы контроля |
| 1 этап - организационный | Распределение по местам прохождения практики. | проведение инструктивно-методического занятия |
| Инструктаж по особенностям прохождения практики. | ||
| Ознакомительная лекция. | ||
| Ознакомление с документаций по организации практики | ||
| Оформление дневника производственной (преддипломной) практики. | ||
|
2 этап - самостоятельная научно-исследовательская деятельность | Планирование научного исследования. | консультирование научного руководителя, экспертная оценка материалов, проверка дневников прохождения практики |
| Определение проблемы, объекта и предмета исследования. | ||
| Подбор инструментария для проведения научного исследования. | ||
| Составление графика необходимых мероприятий, описание их методического обеспечения. | ||
| Выполнение индивидуального задания, сбор, обработка и систематизация полученных материалов. | ||
| Консультирование с руководителем практики и выполнение его указаний. | ||
| Анализ полученной информации, подготовка текста магистерской диссертации. | ||
| Оформление результатов выполненной работы в дневнике практики. | ||
| 3 этап - заключительный | Подготовка текста отчета о результатах проделанной работы по подготовке магистерской диссертации. | проверка дневников прохождения практики, письменный отчет руководителя практики об итогах ее проведения дифференцированный зачет |
| Подготовка доклада для защиты отчета в ходе проведения дифференцированного зачета по итогам преддипломной практики. |
Содержание практики
Производственная (преддипломная) практика осуществляется в форме проведения реального научного исследования, выполняемого обучающимся в рамках утвержденной темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.
Работа магистрантов в период практики осуществляется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы; определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых литературных источников по теме исследования; составление библиографии; формулирование рабочих гипотез; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования.
Производственная (преддипломная) практика включает следующие составляющие:
организационную – распределение по местам прохождения практики, прохождение инструктажа по особенностям прохождения практики. Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой происходит:
1) распределение по базам практики и инструктаж по порядку прохождения практики;
2) знакомство с целями, задачами, содержанием, порядкам и сроками производственной (преддипломной) практики;
3) ознакомление с документаций по организации практики (рабочим графиком (планом) проведения практики, индивидуальным заданием);
4) оформление дневника производственной (преддипломной) практики;
5) инструктаж по порядку прохождения практики.
Самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, заключающуюся в проведении реального научного исследования, выполняемого обучающимся в рамках утвержденной темы магистерской диссертации.
В период прохождения 2 этапа практики обучающийся должен:
6) составить программу исследования, согласовать разработанный методологический аппарат с научным руководителем;
7) подобрать инструментарий для проведения научного исследования;
8) составить график необходимых мероприятий, согласовать его с графиком консультаций научного руководителя;
9) выполнить индивидуальное задание, осуществить сбор, обработку и систематизацию полученных материалов;
10) консультироваться с руководителем практики от кафедры в течение всего периода прохождения практики и подготовки отчета;
11) провести количественный и качественный анализ полученных данных, осуществить содержательную психологическую интерпретацию полученных данных для подготовки текста магистерской диссертации;
12) фиксировать содержание и конкретные сроки выполнения практических работ в дневнике практики.
Заключительную – подготовка отчетных материалов по практике, обсуждение результатов с руководителем практики.
В период прохождения 3 этапа практики обучающийся должен:
13) подготовить текст отчета о результатах проделанной работы по подготовке магистерской диссертации;
14) подготовить доклад для защиты отчета в ходе проведения дифференцированного зачета по итогам преддипломной практики.
Фонд оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации по практике
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки от 05 апреля 2017 г. №301 – Режим доступа: https://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html.
8.2. Основная литература
3. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
8.3. Дополнительная литература
4. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учебное пособие / Н.П. Бусыгина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
5. Дружинин В.М. Экспериментальная психология: учебник / В.М. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
6. Капустина А.Н. Социальная психология личности. Часть 1 [Электронный ресурс] / А. Н. Капустина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 144 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=487939.
7. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. – 184 с.
8. Методы социологического исследования: Учебник [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 768 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=394159.
8.4. Периодические издания
9. Вопросы психологии.
10. Мир психологии.
11. Психологический журнал.
12. Социологические исследования.
Приложения
Приложение 1
Образец рабочего графика (плана) проведения практики
Рабочий график (план) проведения
производственной (преддипломной) практики
обучающегося ________________________________ учебной группы_______
ФИО
в _________________________________________________________________
Наименование учреждения
№ | Даты | Виды учебной работы на практике | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный этап | ||
1.1 | |||
1.2 | |||
… | |||
2 | Самостоятельная научно-исследовательская деятельность | ||
2.1 | |||
2.2 | |||
… | |||
3 | Заключительный этап | ||
3.1 | |||
3.2 | |||
… |
Дополнения: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель практики:
_____________________ _______________________/ _____________
Должность, звание Подпись ФИО
_______ ____________20__ г.
Ознакомлен:
обучающийся ________________________/ ___________________________
Подпись ФИО
_______ ____________20__ г.
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры _______
звание____________________
___________________ Ф.И.О.
«___»__________20_____ г.
Индивидуальное задание для обучающегося,
ЗАДАНИЕ
Изучить:
1. Научную литературу по теории и методологии современной социальной психологии.
2. Основную и дополнительную литературу в соответствии с тематикой магистерской диссертацией.
Ознакомиться:
1. С целями, задачами, содержанием, порядкам и сроками производственной (преддипломной) практики.
2. С документаций по организации практики (рабочим графиком (планом) проведения практики, индивидуальным заданием).
Осуществить следующие мероприятия:
1. Составить программу исследования, согласовать разработанный методологический аппарат с научным руководителем.
2. Подобрать инструментарий для проведения научного исследования.
3. Осуществить сбор, обработку и систематизацию полученных материалов.
4. Провести количественный и качественный анализ полученных данных, осуществить содержательную психологическую интерпретацию полученных данных для подготовки текста магистерской диссертации.
5. Фиксировать содержание и конкретные сроки выполнения практических работ в дневнике практики.
Подготовить:
1. Текст отчета о результатах проделанной работы по подготовке магистерской диссертации.
2. Доклад для защиты отчета в ходе проведения дифференцированного зачета по итогам преддипломной практики.
Руководитель практики: ____________ / _____________________
Подпись ФИО, должность, звание
___ __________________ 20___ г.
Ознакомлен:
Обучающийся _______________________________ /_____________________
Подпись ФИО
____ _______________20___г.
Приложение 3
Образец дневника прохождения практики
ДНЕВНИК
Учет выполненной работы
(заполняется ежедневно)
Дата | Содержание работы |
Обучающийся _____________________/_________________________________
Подпись ФИО
_______ ____________20__ г.
Руководитель практики: _________________________/__________________
Подпись (обязательно заверяется) ФИО
______ ____________20__ г.
Приложение 4
Образец титульного листа отчета о прохождения практики
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры _______
звание____________________
___________________ Ф.И.О.
«___»__________20_____ г.
ОТЧЕТ
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
по направлению подготовки 37.04.01 Психология
(заочная форма обучения)
квалификация выпускника – магистр
направленность (профиль): социальная психология
Вологда
2017
Программа производственной (преддипломной) практики по направлению подготовки 37.04.01 – Психология, квалификация выпускника – магистр. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017 – 30 с.
Разработчик программы:
Е.Л. Сучкова – доцент кафедры организации психологической службы в УИС, кандидат психологических наук, доцент.
Рецензенты программы:
И.В. Фокина – доцент кафедры психологии и педагогики Вологодского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.
О.Н. Ракитская – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.
Программа производственной (преддипломной) практики рассмотрена и одобрена на заседаниях:
кафедры организации психологической службы в УИС, протокол № 12 от 31 октября 2017 года;
методического совета ВИПЭ ФСИН России протокол №3 от 23 ноября 2017 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Цели и задачи проведения практики, способ и формы ее проведения ...... | 4 |
2. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики ..................................................................................................................... | 4 |
3. | Место практики в структуре образовательной программы, объем и продолжительность практики ........................................................................... | 6 |
4. | Организация практики ........................................................................................... | 7 |
4.1. | Общие положения ................................................................................................... | 7 |
4.2. | Права и обязанности руководителей практики и обучающихся ................ | 8 |
4.3. | Документация по организации практики ......................................................... | 9 |
5. | Содержание практики ............................................................................................ | 9 |
6. | Формы отчетности по практике ........................................................................... | 11 |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике .................................................................................... | 12 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения практики ..................................................................... | 12 |
7.2. | Описание показателей и критерий оценивания компетенций и оценочных средств…………………………………………………………. | 12 |
7.3. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения практики ......................................................................................... | 21 |
7.4. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ................................................................... | 21 |
8. | Перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики ....................................................................................... | 22 |
9. | Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем………………………................... | 23 |
10. | Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики ....................................................................................... | 23 |
11. | Приложения .............................................................................................................. | 24 |
11.1. | Приложение 1. Образец рабочего графика (плана) проведения практики ... ………………………………………........................................ | 24 |
11.2. | Приложение 2. Образец индивидуального задания для обучающегося, выполняемого в период практики………………………………………... | 25 |
11.3. | Приложение 3. Образец дневника прохождения практики ......................... | 27 |
11.4. | Приложение 4. Образец титульного листа отчета о результатах прохождения практики.......................................................................................... | 29 |
11.5. | Приложение 5. Образец структуры отчета о результатах прохождения практики.......................................................................................... | 30 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.