Условия результативности обучающего курса

Основная задача обучающего курса "Практическая психология для музыкантов" - направить сознание слушателей на формирование продуктивной и эффективной ментальной позиции, помогающей, прежде всего, поверить в себя и в возможности своего профессионального роста. Сопутствующая задача - научиться использовать знания, накопленные в рамках практической психологии для работы над собой или в классе с учеником.

Наиболее существенный фактор результативности обучающего процесса - интенсивность, сознательность и глубина "включённости" участника занятий в процесс работы над собой. Подобная "включённость" характеризуется

1. ярко выраженным желанием прогрессивных профессиональных изменений и личностного роста;

2. осознанием принципиальной возможности подобных изменений;

3. интенсивностью собственной внешней и внутренней деятельности в процессе осуществления личностных изменений.

Указанные три компонента характерны и для процесса групповой тренинговой работы, и для самостоятельной работы человека "по книгам". При чтении книги наедине с собой особую важность приобретает фактор поддержания интенсивности внутренней и внешней деятельности, так как человек лишён помощи и поддержки опытного ведущего, который не даёт "расслабляться" и уходить в сторону от основного процесса.

Почему многие книги по практической психологии как бы "не работают"? Ответ прост - человек ленится прилагать усилия, "забывает" выполнять упражнения или сознательно откладывает их "на потом". В результате изменения не происходят - недостаточно поверить в их возможность, важно планомерно и целенаправленно их добиваться, причём не ожидая мгновенного результата.

Вторая причина - недостаток доверия к методу, - либо изначального, либо приобретённого в случае, когда методика не "срабатывает" мгновенно. Зачем тратить время и энергию, если неизвестен результат? - так рассуждает большинство скептиков. В групповых занятиях недоверие, как правило, рассеивается благодаря умелым действиям ведущего, при работе же с книгой такой эффект не происходит, несмотря даже на многочисленные примеры позитивных эффектов.

Известно, что участники любых практических занятий подразделяются на "активистов", "наблюдателей" и "критиков". "Активисты" как раз и являются теми, кто наиболее "включён" в процесс работы. Будучи эмоционально и ментально открытыми новому знанию, они стараются максимально использовать возможности занятия. При этом они далеко не обязательно проявляют внешнюю активность: работа может идти на внутреннем, глубинном уровне. Важна здесь, прежде всего, позиция участника, его отношение к процессу.

"Критики" также по-своему активны. Однако их активность направлена против процесса, а не в русле его. Они, как правило, критикуют всё и вся, нередко даже не пытаясь понять значение происходящего вокруг. Чаще всего, таким образом работают защитные механизмы отрицания и сопротивления, открытые в своё время психоаналитиками и известные в настоящее время любому психологу-практику. Данные механизмы "включаются" в тот момент, когда человек чувствует угрозу каким-то представлениям о себе, своему статусу или жизненным установкам. Нередко за маской "критика" скрывается глубинный страх и неуверенность в себе.

"Наблюдатели" находятся как бы "в стороне" от процесса занятий. Их позиция - созерцание. Причины, по которым человек выбирает позицию "наблюдателя", могут быть самыми разнообразными: недоверие, непонимание происходящего, а иногда просто усталость.

Как показывает практика групповой работы, убеждённые "критики" и "наблюдатели" не получают существенных результатов в ходе занятий, однако мы никогда не пытаемся "насильно" изменить их отношение к процессу и не вступаем с ними в "борьбу". Чаще всего, сама динамика развития группы многое меняет в позициях её участников.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 179.