Синтез— метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Простейшая форма синтеза – это мысленное объединение в единое целое нескольких частей, которые получены в результате анализа.
Синтез выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Важно понять, что синтез вовсе не является простым механическим соединением разъединенных элементов в единую систему. Он показывает место и роль каждого элемента в этой системе, его связь с другими составными частями системы. Таким образом, при синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта.
Значение синтеза Синтез – это целенаправленный процесс объединения или соединения ранее разобщенных понятий или вещей, благодаря чему создается нечто целое или новое. Он является способом собрать целое из существующих функциональных вещей, поэтому его можно охарактеризовать как антипод анализа. Так как создание одного предмета или явления требует особых умственных усилий, синтез является логической операцией, в процессе которой логика помогает распознать и правильно объединить имеющиеся в наличии материалы.
* Житейский пример. Если нам завяжут глаза и дадут возможность угадать, что за объект находится перед нами. С помощью наших органов чувств мы проанализируем этот объект, совместим воедино полученную информацию и угадаем, что за объект нам предложили загадать. То есть мы синтезируем информацию, полученную от органов чувств представим, что за объект перед нами.
Необходимость синтеза в научном познании
Единство мира представляет собой сложную систему, и чтобы его познать необходимо использовать разные методы познания. Основными из которых является анализ и синтез. В науке процессы синтеза знания связаны с поиском общих закономерностей в различных областях науки. Возникновение новых наук — биофизики, астрофизики; астробиологии, биохимии, биогеохимии и т. п. — связано с процессами анализа и синтеза в исследуемых областях знания. Анализ знания, порождающиймножество новых предметов исследования, происходит в неразрывном взаимодействии с синтезом. В этомвзаимодействии возникают области знания, объединяющие различные науки: кибернетика, синергетика, общая теория систем. Процесс плодотворного взаимодействия синтеза с анализом — характерная чертасовременного знания.
Гипотеза.
Гипотеза– это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии знания не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.
1. как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле).
2. как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).
Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней можно лишь сказать, что она неопределенна, т.е. лежит между истинностью и ложностью.
Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.
Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще не составляет гипотезы, а только большую или меньшую ее часть.
Логическая структура гипотез:
1. основание гипотезы – совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;
2. форму гипотезы – совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;
3. предположение (или гипотезу в узком смысле слова) – выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.
Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:
1. Рабочая
2. Общая научная
3. Общая частная
4. Общая версия
Этапы разработки гипотезы:
1. выдвижение гипотезы;
2. развитие гипотезы;
3. проверка гипотезы.
Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в связи с построением гипотезы – значит выделять лишь центральное и конечное звено в целом сложного логического построения. Развитие гипотезы связано с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него
дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.
Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями – звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.
Под логическими следствиями понимаются мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи.
Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.
Проверка гипотезы. При проверке используются логические средства, но проверку гипотезы нельзя сводить к какому-либо одному логическому действию. При проверке используются различные формы и способы ее подтверждения или опровержения.
Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление, во-вторых, в процессе проверки гипотез опровергнуты (подтверждены) все ложные (истинные) предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.
Метод моделирования.
Моде́ль - (франц. modèle, от лат. modulus — мера) в языкознании — 1) искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощённом виде) поведение какого-либо другого («настоящего») устройства (оригинала) в лингвистических целях. 2) Образец, служащий стандартом (эталоном) для массового воспроизведения; то же, что «тип», «схема», «парадигма», «структура» и т. п. (ср., например, «модель спряжения или склонения», «словообразовательная модель», «модель предложения» и т. п.). - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Метод моделирования - центральный исследовательский метод в науке.
Моделирование в науке - это выяснение свойств какого-либо предмета при помощи построения его модели.
Моделью можно назвать образ какого-либо объекта, используемый в определенных условиях в качестве его заместителя (фотография в паспорте - модель человека).
Общие свойства моделей:
* условность
* образ может быть не только материальным, но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы
* моделью может быть не только образ, но и прообраз оригинала
* модель чаще всего является гомоморфной оригиналу (то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма)
Основные теоретические требования к модели:
1. полнота модели - способность отражать все факты, на которые она рассчитана, на охват которых она претендует
2. простота - удобство, использования как можно меньшего числа средств (символов, правил) для достижения поставленной научной цели
3. объяснительная сила - способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты (например. модели исторического изменения слова; системы машинного перевода в очень малой степени объяснительные)
4. адекватность - свойство максимальной похожести на моделируемый объект, на оригинал, можно свести к объяснительной силе или теоретико-множественному соответствию
5. экономность - экономичное использование энергетических и временных ресурсов при применении модели
6. точность - возможность выполнения операций представляемым моделью формальным аппаратом
7. эстетические свойства - красота модели
Прикладные критерий: главное - удобство модели. Для моделирования языка очень важны логические средства реализации модели (компьютерное воплощение модели).
21. Системный метод (подход).
Системный подход входит в состав четырнадцати научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений.
Система — это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
Существуют открытые и закрытые системы.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.
Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.
Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем. Системный подход позволяет устранить главный недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.
Системный анализ включает:
анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;
анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;
установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;
перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Система (греч.) — это объекты, обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и окружающей средой частей и элементов для достижения определенной цели.
Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.
Основные признаки и принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (J1. фон Берталанфи, Р. Джонсон, ф. Каст, Р. Розенцвейг, Дж. Гиг), так и отечественных (А. Богданов, А. Берг, В. Афанасьев, М. Сегров, Э. Минько).
Общая теория систем, созданная А. А. Богдановым (1873- 1928) и продолженная австрийским ученым Л. фон Берталанфи (1901 — 1972), выделяет основные аспекты, признаки и принципы системного подхода, которые позволяют охарактеризовать объект как системное явление.
Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика — греч. открываю, отыскиваю — слово, выражающее радость, удовлетворение).
Его положительная роль сводится к тому, что:
понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;
кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;
сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.
С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.
Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:
* интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;
* комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
* усложнение решаемых проблем и объектов;
* рост числа связей между объектами;
* динамичность изменяющихся ситуаций;
* дефицитность ресурсов;
* повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
* глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
* усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.
Системный подход - это методология исследования объектов как систем.
Система образуется двумя составляющими:
* внешним окружением, включающим в себявход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;
* внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.
Производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.
Объект (цех, предприятие, организация и т.п.), не отвечающий этим условиям, называется бессистемным, хаотичным. В условиях рыночной экономики целью производственных систем должно быть обеспечение (повышение) конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 537.