Сужде́ние — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
Суждения делятся на простые и сложные.
В общем виде простое и сложное суждения различаются на основе ряда признаков.
Простое суждение содержит лишь одно утверждение или отрицание, сложное - несколько. В простом суждении содержится лишь одна смысловая единица, в сложном - несколько таких единиц. Простое суждение можно разложить только на понятия; из сложного при необходимости, выделяются как минимум два других суждения, каждое из которых можно оценить, как истинное или ложное.
Суждение имеет определённую структуру. Его элементами являются субъект, предикат, связка, и в некоторых случаях кванторные (количественные) слова.
Субъект - есть знание о предмете суждения (логическое подлежащее). Обозначается буквой S. Предикат - есть знание о том, что утверждается или отрицается о предмете суждения (логическое сказуемое). Обозначается - Р.
Предикат может выражать как мысль о существовании предмета, о его признаках, свойствах, отношениях, так и мысль о нашей оценке его или побуждениях к известным действиям, поведению и пр. Связка - устанавливает, что мыслимое в предикате присуще или не присуще предмету суждения. Иногда связка лишь подразумевается.
Субъект и предикат называются терминами суждения.
Каждое суждение состоит из трех элементов - двух терминов и связки. Каждый из этих членов суждения обязательно наличествует или подразумевается в этих суждениях.
Состав простого суждения
Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо признаков у какого-нибудь отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса.
Структура простого суждения содержит:
Во-первых, один или несколько субъектов суждения или логических подлежащих – это части, представляющие предметы, о которых нечто в суждении утверждается или отрицается.
Во-вторых, предикат суждения или логическое сказуемое – это часть суждения, выражает то, что утверждается или отрицается о предметах, которые представляют субъекты.
Вместе субъект и предикат называются терминами суждения и обозначаются соответственно латинскими символами S и P.
Кроме субъектов и предиката суждение содержит связку, которая, как правило, выражается словами «есть», «суть», «является», «быть».
Между атрибутивными суждениями по их содержанию могут быть отношения сравнимости и несравнимости.
Несравнимые суждения. У них разные субъекты или предикаты или то и другое вместе. Истинность или ложность одного из суждений непосредственно не зависит от истинности или ложности другого, а прямо определяется отношением к действительности. Сравнимые суждения. Они имеют одинаковые термины – и субъект и предикат, но могут различаться по количеству и качеству. Они сравнимы по истинности или ложности.
Сравнимые суждения подразделяются на совместимые и несовместимые.
Совместимые суждения содержат оду и ту же мысль – полностью или частично. Между ними могут возникать следующие логические отношения:
а) эквивалентность (равнозначность) – отношение между суждениями, у которых субъект и предикат выражены одними и теми же или равнозначными понятиями, причем и количество и качество одни и те же.
б) подчинение – отношение между такими суждениями, у которых количество различно, а качество одно и то же. В таком отношении находятся общеутвердительное (А) и частноутвердительное (I), общеотрицательное (Е) и частноотрицательное (О) суждения.
При подчинении действуют следующие закономерности:
– из истинности подчиняющего (А или Е) следует истинность подчиненного (соответственно I или О), но не наоборот;
– из ложности подчиненного (I или О) следует ложность подчиняющего (соответственно А или Е), но не наоборот.
в) частичная совместимость (субконтрарность) – отношение между суждениями одинакового количества, но разного качества: между частноутвердительными (I) и частноотрицательными (О) суждениями. Закономерность: оба суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Из ложности одного из них следует истинность другого, но не наоборот.
г) противоположность – это отношение между общеутвердительным (А) и общеотрицательным (Е) суждениями. Оба таких суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Из истинности одного непременно следует ложность другого, но не наоборот.
д) противоречие (контрадикторность) – отношение между такими суждениями, как общеутвердительное (А) и частно-отрицательное (О), общеотрицательное (Е) и частноутвердительное (I). Закономерность: они не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными. Из истинности одного непременно следует ложность другого и наоборот.
Отношения между реляционными суждениями.
Реляционные суждения (суждения об отношениях между предметами мысли), подобно атрибутивным, могут находиться в отношениях подчинения, частичной совместимости, противоположности, противоречия или же логической независимости.
Но, в отличие от атрибутивных, реляционные суждения раскрывают не свойства предметов, а отношения между предметами и имеют не одночленный (одноместный), а многочленный (n-местный) предикат. В зависимости от характера отношения R между предметами x и y внутри суждения устанавливаются особые отношения.
Во-первых, отношения между x и y могут быть симметричными и несимметричными.
Симметричные (от греч. simmetria – соразмерность) – это такие отношения между x и y, для которых не имеет значения, какой из этих членов предшествующий, а какой последующий (их можно менять местами). Несимметричными являются такие отношения между x и y, при которых важен порядок их расположения. Менять их порядок нельзя. Во-вторых, отношения между x и y могут быть транзитивными и нетранзитивными.
Транзитивные, или переходные, отношения (от лат. transitus – переход). Если, например, x эквивалентно y, а y эквивалентно z, то и x эквивалентно z. Это могут быть также отношения величины (больше – меньше), пространственные (дальше – ближе), временные (раньше – позже) и др. Такие суждения могут быть либо одновременно истинными, либо одновременно ложными. Нетранзитивные (непереходные) отношения. Такие суждения не могут быть одновременно истинными. Если истинно одно, то ложно другое.
В-третьих, между x и y могут быть отношения рефлексивности и нерефлексивности.
Рефлексивные отношения (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) характеризуются тем, что каждый из членов отношения R –x и y – находятся в таком же отношении к самому себе. Если два события произошли одновременно, то они одновременны между собой. Оба суждения могут быть либо истинными, либо ложными.
Нерефлексивные отношения таковы, что если 2 меньше 3, то это не значит, что 2 меньше 2, а 3 меньше 3. Из истинности одного следует ложность другого.
По аналогии с простыми суждениями, сложные суждения могут быть сравнимыми и несравнимыми, совместимыми и несовместимыми. Но их отношения имеют специфику, обусловленную более сложной структурой.
Сравнимые сложные суждения включают в себя одинаковые исходные суждения и различаются логическими союзами – конъюнкцией, дизъюнкцией и т.д. (включая отрицание).
Несравнимые сложные суждения включают в себя полностью или частично разные составляющие: разные субъекты, или разные предикаты, или разные субъекты и предикаты.
Сравнимые тоже бывают совместимыми и несовместимыми – имеют место все отношения, что и между простыми.
Среди совместимых это эквивалентность, подчинение, и частичная совместимость.
Эквивалентность – отношение сложных суждений, которые при одних и тех же значениях истинности составляющих имеют одинаковые значения. Если истинно Р, то истинно и Q, и если ложно Р, то ложно и Q.
Подчинение – отношение сложных суждений, когда при истинности подчиняющего подчиненное ему всегда истинно. Если Р истинно, то и Q истинно; если Р ложно, то Q может быть, как истинным так и ложным. Но не может быть так, что Р истинно, а Q ложно.
Частичная совместимость – оба сложных суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
Среди несовместимых сложных суждений – отношения противоположности и противоречия.
Противоположность – оба сложных суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Если Р истинно, то Q ложно; если Р ложно, то Q может быть истинным и ложным. Но Р и Q не могут быть вместе истинными.
Противоречие – отношение между сложными суждениями, когда их значения могут лишь исключать друг друга. Если Р истинно, то Q ложно; если Р ложно, то Q истинно.
10. Умозаключение: основные виды
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного, двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом.
Все умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные. В непосредственных умозаключениях вывод делается из одной посылками.
Например:
Все цветы являются растениями.
Некоторые растения являются цветами.
В опосредованных умозаключениях вывод делается из нескольких посылок.
Например:
Все рыбы – это живые существа.
Все караси – это рыбы.
Все караси – это живые существа.
Опосредованные умозаключения делятся на три вида. Они бывают дедуктивными, индуктивными и умозаключениями по аналогии.
Дедукция – это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая (из общего правила выводится частный случай).
Силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений – посылок, связанных общим термином, получается третье суждение – вывод.
Например
«Все планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Следовательно, Земля светит отраженным светом»
Индуктивные умозаключения, или индукция – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило (несколько частных случаев как наводят на общее правило).
Полная индукция - такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса.
Неполная индукция - такое умозаключение, в котором общий вывод делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов.
Научная индукция - такое умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится информация о зависимости этого признака от определенных свойств наблюдаемого явления.
В популярной индукции факты для посылок берутся без специального методического отбора
Умозаключения по аналогии, или аналогия – это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.
Аналогия свойств - это умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, а переносимым признаком - свойства этих предметов.
Аналогия отношений - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком - свойство этих отношений.
Закон тождества.
Закон тождества — это один из основных общелогических принципов, согласно которому в процессе рассуждения всякое суждение, выраженное в определённой форме высказывания и имеющее определённое истинностное значение, должно сохранять свою первоначальную форму и своё значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте, то есть должно оставаться тождественным самому себе.
Закон тождества относится к четырём так называемым основополагающим логическим законам — закону тождества, закону противоречия, закону исключённого третьего и закону достаточного основания, которые подразумевают наиболее общие принципы теоретического мышления и используются при оперировании понятиями и суждениями, в умозаключениях, доказательствах и опровержениях, и поэтому присутствуют практически во всех логических системах.
Закон тождества является первым и наиболее важным законом логики, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».
Закон тождества утверждает, что любая мысль/рассуждение обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определённой. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т.е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.п.
Сущность закона тождества: Каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определёнными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.
Записывается закон так:
а есть а или а=а (для суждений); А есть А или А=А (для понятий)
Каков бы ни был предмет, закон тождества требует, чтобы:
а) рассуждая об известном предмете, мы рассуждали именно о нем, а не о другом предмете, только по ошибке принятом за первый;
б) включая мысль о предмете в паши рассуждения, мы мыслили этот предмет по одним и тем же признакам. Закон тождества относится ко всякому предмету мысли, о чем бы мы ни мыслили.
Существуют такие правила как:
1. В ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль или понятие другой.
2. Нельзя тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.
Примеры:
1. Если Земля вращается, то она вращается
2. Все люди смертны. Кай – человек. Следовательно, Кай смертен.
Пример нарушения суждения:
«Ученики прослушали объяснение учителя»
Данное высказывание можно воспринимать двояко. То ли ученики внимательно слушали учителя, то ли всё пропустили мимо ушей.
Нарушение принципа тождества приводит к ошибкам, наиболее типичными из которых являются подмена понятия и подмена тезиса.
Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определённого рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.
Закон противоречия.
Закон противоречия (закон непротиворечия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно.
Из бесконечного множества логических законов самым популярным является закон противоречия. Он был открыт одним из первых и сразу же объявлен наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия.
И вместе с тем в истории логики не было периода, когда этот закон не оспаривался бы и когда дискуссии вокруг него совершенно затихали бы.
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. о таких высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания «Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава – зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т. п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается.
Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А, будет отрицанием этого высказывания.
Идея, выражаемая законом противоречия, кажется простой и даже банальной: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными.
Используя вместо высказываний буквы, эту идею можно передать так: неверно, что А и не-А. Неверно, например, что трава зеленая и не зеленая, что Луна спутник Земли и не спутник Земли и т.д.
Закон противоречия говорит о противоречащих высказываниях – отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости – отсюда другое распространенное имя – закон непротиворечия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.