Работоспособность человека и факторы, влияющие на ее динамику
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Работоспособность - это величина функциональных способностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении.

Уровень работоспособности человека зависит от условий труда, состояния здоровья, степени тренированности, мотивации (желания трудиться) и других факторов.

Работоспособность в течение рабочего дня имеет несколько фаз:

· 1 фаза врабатывания или нарастания работоспособности длится от нескольких минут до 1,5 часа при физическом труде и до 2 – 2,5 часов при умственном. За счет лабильности (подвижности) физиологических систем (дыхания, кровообращения, пищеварения) повышается работоспособность человека.

· 2 фаза высокой устойчивой работоспособности характеризуется стабильностью физиологических функций. Продолжительность ее 2 –2,5 часа и более, в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий труда. Сохранению высокой устойчивой работоспособности способствует периодическое чередование работы и отдыха во время рабочей смены. Основной задачей управленца является увеличение фазы высокой устойчивой работоспособности за счет улучшения условий труда.

· 3 фаза снижения работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека. О состоянии работоспособности можно судить по динамике утомления, показателем которого является увеличение продолжительности выполнения операций, рост числа ошибок, перерывов в работе.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает физическая работоспособность.

Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к переутомлению, появляется головная боль, чувство тяжести в голове, вялость, растерянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна. Для снижения утомления применяют рациональный режим труда и отдыха. После обеденного перерыва динамика работоспособности повторяется. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительна, чем до обеденного перерыва, в связи с более глубоким утомлением. Перед самым концом работы наблюдается кратковременное повышение работоспособности, т.н. конечный порыв. В течение суток наивысшая работоспособность наблюдается с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов, наименьшая - с 12 до 14 часов. Динамика работоспособности весьма изменчива, поэтому отклонения от нее свидетельствуют о наличии неблагоприятных условий труда.

Для высокой работоспособности необходимы рациональные режимы труда и отдыха:

· при работах, требующих большого нервного напряжения, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие перерывы (по 4 – 7 минут каждые 30 – 45 минут работы);

· при работах, требующих значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные перерывы (10 –12 минут в час работы);

· при выполнении особо тяжелых работ (труд шахтеров, металлургов, кузнецов) надо сочетать работу в течение 15 – 20 минут с отдыхом такой же продолжительности.

 

По данной теме студент должен четко знать определение гигиены труда, какие вопросы она изучает, как классифицируются условия труда, что лежит в основе гигиенической классификации условий труда, как и с какой целью проводится аттестация рабочих мест на предприятии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие факторы влияют на эффективность работ?

2. Назовите и охарактеризуйте все категории физических работ.

3. Какие категории труда различают по напряженности труда?

4. Сколько классов выделяет гигиеническая классификация условий труда? 

5. Для чего необходима аттестация рабочих мест?

6. Дайте определение аттестации рабочих мест.

7. Дайте определение работоспособности.

8. От чего зависит уровень работоспособности?

9. Расскажите подробно о каждой фазе работоспособности.

 

Рекомендуемая литература: 1, 12, 13, 16, 19, 20, 23, 24, 29.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 339.