Представления о высшей и нервной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имеется некоторая неоднозначность в их разделении. Большинство авторов использует следующие определения.

Высшая нервная деятельность:

деятельность «высших» отделов головного мозга человека и животных (коры больших полушарий и ближайших подкорковых структур), включающая совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся условиях, то есть направлены на взаимодействие организма с окружающей средой.

Низшая нервная деятельность:

деятельность «низших» отделов головного и спинного мозга, состоящая главным образом в интеграции работы разных частей организма между собой.

Виды поведения:

- инстинктивное поведение;

- поведение, основанное на приобретении индивидуального опыта (обучении);

- рассудочная деятельность («высшие» когнитивные процессы).

Методы исследования

Локальные разрушения мозга

Цель: определение топографии психических функций, в ряде случаев - их биохимической основы.

Основные направления.

1. Изучение проявлений в протекании психических функций и в поведении последствий локальных поражений головного мозга (травм, кровоизлияний, образования опухолей и т.д.).

2. Локальные разрушения головного мозга животных (моделирование) и перенос данных на человека.

3.Локальные разрушения мозга по медицинским показаниям. Сейчас практически не используются, но ранее позволили выявить существование структур, ответственных за отдельные психические процессы, и интегративное функционирование структур.

Разрушающее воздействие может осуществляться следующими способами.

· Перерезка отдельных нервных путей или полное отделение структур. Например, комиссуротомия: разделение полушарий путем рассечения межполушарной связки — мозолистого тела, применялась для купирования тяжелых приступов эпилепсии путем; лоботомия: отделение фронтальной коры, применялось в 50-е гг. XX в. для остановки навязчивого и асоциального поведения.

· Разрушение структур при пропускании постоянного тока (электролитическое разрушение) или тока высокой частоты (термокоагуляция) через введенные в соответствующие участки мозга электроды.

· Хирургическое удаление ткани мозга скальпелем или отсасыванием с помощью специального вакуумного насоса.

· Химические разрушения с помощью специальных препаратов, истощающих запасы медиаторов или разрушающих нейроны.

· Обратимое функциональное разрушение. Достигается за счет охлаждения, местной анестезии, применения электрического тока и других приемов.

Примеры полученных результатов.

1. Данные о межполушарной асимметрии, полученные путем комиссуротомии или функционального кратковременного выключения полушарий.

Например, при выключения полушарий на небольшое время с помощью электрических шоков у больных с психическими заболеваниями профессор В.Л. Деглин из Санкт-Петербурга предлагал своим испытуемым логические задачи типа: «Все обезьяны могут лазить по деревьям. Крот – обезьяна. Может ли крот лазить по деревьям?» Когда после электросудорожной терапии к больному возвращалась возможность отвечать на вопросы (хотя одно из полушарий еще оставалось намного более угнетенным, чем противоположное), те, у кого выключали левое полушарие, отвечали на этот вопрос отрицательно, а те, у кого подавляли правое полушарие, – положительно. Люди с выключенным правым полушарием и сохранной функцией левого не могли вообразить себе крота, карабкающегося по деревьям. На прямой вопрос, представляют ли они себе это, они отвечали отрицательно. Однако в своих ответах они строго и не критично следовали формальному условию задачи, не задумываясь о степени соответствия этих условий реальности: если крот назван обезьяной, а обезьяны лазят по деревьям, значит, и крот может это делать.

2. Выявление роли фронтальной коры в организации и планировании поведения, формировании побуждения к действию, полученные в результате проведения лоботомии.

3. Данные о роли коры больших полушарий в формировании эмоций, полученные на основании наблюдения за больными с поражениями разных участков коры.

4. Описание подкорковых мотивационных центров при разрушении различных областей мозга у животных.

Рис. 1. Пример влияния разрушения центров мотивации на пищевое поведение животных.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.