Предполагаемые обстоятельства его написания. Адресат посланий. Черты Иоанновского стиля и богословия в посланиях. Обличение лжеучителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ

 

Можно думать, что три Иоанновских послания (как и Четвёртое Евангелие) были написаны одновременно. Первое послание Иоанна вовсе не имеет эпистолярного характера. Малые Иоанновские послания обычно относят к письмам, а не к посланиям.

 

Три послания Святого Апостола Иоанна Богослова представляют собою иерархическую лествицу. Учение Первого послания прилагается во Втором к нуждам одной из окормляемых Апостолом Церквей, а Третье послание обращено к предстоятелю этой Церкви. Они могут быть понимаемы, как приложение к частным случаям жизни учения большого послания (1 Ин.), которое, в свою очередь, и по форме и по содержанию теснейшим образом связано с Евангелием. Оба послания посвящены увещанию хранить чистоту христанского вероучения и предупреждению опасности псевдогнозиса.

 

Составитель малых посланий называет себя «старцем». Косвенным подтверждением этого указания является и молва, приводимая в Евангелии от Иоанна 21:23, «что ученик тот не умрет». К какому бы времени ни восходила эта молва, она могла вызвать к себе доверие только тогда, когда этот ученик вышел за пределы обычного человеческого долголетия. Мы вправе думать, что и Евангелие и послания были составлены Иоанном в глубокой старости. Их написание естественно относить к последним годам его служения в Ефесе, после его возвращения из ссылки. При таком понимании, Четвёртое Евангелие и три Иоанновских послания являются последними по времени Новозаветными писаниями. В переводе на наше летосчисление, дата около 100 года представляется наиболее вероятною. Если «избранная госпожа» 2ое Ин. 1 глава есть одна из Асийских Церквей, а в «возлюбленном Гаии», которому посвящено Третье послание (стих 1), мы вправе видеть её предстоятеля, то и учение Второго послания есть приложение к частичным случаям жизни общего учения большого послания. При таком понимании, 1ое Ин. было написано для более широкого круга церквей, в число которых входила и та Церковь, к которой Иоанн обращается во Втором послании. Этот большой круг естественно отожествлять с Асийской Церковной областью, центром которой был Ефес.

 

До IVого века оба послания считались либо не истинными, либо спорными, поэтому отрицалась их каноничность.

 

Адресаты.

 

2ое Ин. написано к «избранной госпоже», в которой естественно видеть не лицо, а коллектив. По общему толкованию – это одна из ассийских Церквей. 3е Ин. обращено к Гаию (вряд ли его возможно идентифицировать, как одного из 3ёх упоминаемых в Новом Завете Гаиев, это было весьма распространённое имя), предстоятелю одной из ассийских Церквей. (В Апостольских Постановлениях он называется епископом Пергамским, хотя может это и не он).

 

Истина, как основание любви, заставляет думать, в Иоанновском богословии, о действовании Святого Духа. Апостол начинает с заповеди любви и переходит к предостережению против обольстителей и антихристов. Речь идёт о странствующих миссионерах, которые могли быть и распространителями лжеучения. Как и в 1ом Ин., признак, по которому определяется антихрист, есть отрицание Боговоплощения. 2ое Ин. показывает, что в той местной Церкви, к которой обращался Апостол, были налицо опасности, вызвавшие составление Первого Послания.

 

2ое Ин. есть приложение наставлений 1ого Ин. к потребностям одной из Асийских Церквей, которые он окормлял своим апостольским служением. По содержанию Второе послание можно назвать кратким рефератом Первого послания. В нём затронуты все те же темы, которые мы видим в Первом послании. Это учение о любви, предостережение от опасности антихристов, лжеучителей, призыва к хранению святости. И призыв к хранению истинного учения, к неучастию в злых делах. В 3ем Ин. как и в 2ом Ин., Апостол думает о странствующих миссионерах, но уже не о еретиках, а о служителях Божиих. Из сопоставления 5-8 стихов с 9-11 стихами можно сделать вывод, что они были посланы Иоанном. Иоанн вменяет Гаию в особую заслугу ту любовь, которую он к ним проявляет. Он оценивает её, как служение (буквально – содействие) истине (Св. Духу? стих 8). Но Иоанну препятствует Диотреф. Он не признаёт авторитета Иоанна и чинит препятствия странствующим миссионерам. Иоанн предостерегает против него Гаия (стихи 9-11). В стихе 9ом он ссылается на письмо, отправленное им Церкви. Эту ссылку естественно понимать, как ссылку на 2ое Ин. Из контекста вытекает, что Диотреф не хотел считаться и с этим посланием. В Димитрии, которого Апостол рекомендует Гаию (стих 12), позволительно видеть тоже странствующего миссионера и подателя послания. Заключение 3его Ин. в стихах 13-15 параллельно заключению 2ого Ин., с тем только различием, что Церковь не упоминается, а привет посылается от друзей и друзьям.



Вопрос №38.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 184.