Общий обзор содержания Соборного послания Святого Апостола Иакова. Проблема соотношения веры и дел (Иак. 2:14-26)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ

 

Особенностью послания является практически полное отсутствие собственно догматических утверждений и фактически, отсутствие христологии.

 

Ещё одной особенностью послания является полное отсутствие плана: одна и та же мысль несколько раз затрагивается, это затрудняет чтение. Комментировать по стихово послание трудно, несколько раз обращение к одной и той же мысли.

 

План послания.

 

В послании три центра, смысловых блока, в каждом из которых повторяются одни и те же мысли.

 

В первом концентре (1:2-8) Иаков призывает читателей радоваться выпадающим на их долю искушениям. Искушение понимается, как испытание веры, которое приводит к терпению. В непоколебимой вере читатели должны просить у Бога мудрости.

 

Эти три понятия: искушения, мудрости и веры, получают своё раскрытие во втором концентре (1:9-2:26). На искушениях Иаков сосредотачивает внимание в 1:9-18. Он связывает их со страданием от социальной неправды. Искушение исходит не от Бога. В начале искушения лежит обольщение похоти, которая ведет к греху и к смерти. Но искушение ставит нас перед выбором, и тем самым получает значение спасительного испытания. Призывая своих читателей к праведной жизни, согласной с «законом свободы» (стих 25), Иаков полагает, что христианская праведность выражается в обуздании языка              (стих 26) и в деятельном добре (стих 27). В практическом поведении христианина, о котором Иаков говорит в этом отрывке, и получают осуществление та мудрость, о даровании которой он учил молиться в первом концентре.

 

Учению о вере посвящена, во втором концентре, глава IIая. Понятие веры раскрывается, во-первых, отрицательно, а затем – положительно. Отрицательно, вера не терпит лицеприятия, допускающего социальную неправду (2:1-13). В этом отрывке чувствуется настороженность против богатства и, наоборот, великая любовь к беднякам. Но от отрицательного учения о вере Иаков переходит к раскрытию её положительного аспекта: вера требует дел (2:14-26). Поскольку вера непременно получает выражение в делах, наличность дел свидетельствует о наличности веры.

 

 

Соотношение Веры и Дел.

 

Начиная с 14ого стиха IIой главы, возникает тема вера и дела. Здесь, чтобы не впасть в противопоставление апостолов, Иакова Павлу, надо разобраться, о чём идёт речь. В послании к Римлянам и к Галатам Апостол Павел говорит, что спасает вера, не дела. Апостол Иаков возражает, что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет. Может ли эта вера спасти. «Вера, не имея дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

 

Термины вера и дела Апостолы понимают в несколько различном смысле. Для Апостола Павла «вера» обозначает субъективную уверенность в спасительном подвиге Христа. Для Апостола Иакова такое понимание веры тоже было характерно, но здесь он говорит о другой вере. «Ты веруешь, что Бог Един – хорошо делаешь. И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Во-первых, Апостол Иаков, предстоятель иудео-христианской общины, говорит о вере в традиционном еврейском смысле – вера как вера в Единого Бога, монотеизм, отрицание многобожия. Но такой веры не достаточно, потому что и бесы веруют и трепещут. Вера бесов это не есть субъективное, а объективное знание. Апостол Павел близок к такой точке зрения в послании к Коринфянам, «знание без любви надмевает» (1 Кор. 8:1). В послании к Галатам Апостол Павел провозглашал веру, действующую любовью. Вера непременно должна действовать в любви.

 

Второй термин «дела». Конечно, когда Апостол Павел говорит, что спасает вера без дел, он имеет в виду все дела Моисеева закона. Закон был дан для того, чтобы указать границы греха, а вовсе не для того, чтобы спастись. Спасает только Христос, поэтому вера спасает. Апостол Иаков говорит: покажи веру твою без дел, а я покажу веру мою из дел (Иак. 2:18). Он имеет в виду дела милосердия, любви, дела, которые свидетельствуют о вере, противостоит ли такая позиция апостолу Павлу? Пример жертвоприношения Авраама здесь трактуется как оправдание делами: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»« (Иак. 2:21-23). Тот же пример у Апостола Павла трактуется как оправдание не делами, а верой: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:17-19).

 

Свидетельство о Таинстве Елеосвящения. В Иак. 5:14 содержится совет: если христианин болеет, то следует позвать пресвитеров Церкви, «и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Предание Церкви относит эти слова к Таинству Елеосвящения. Следовательно, это Таинство совершалось ещё в апостольское время.



Вопрос №32.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.