Фирмы – это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, использующие факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству.
Ресурсы фирмы подразделяются на:
· Общие – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме;
· Специфические – ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем за ее пределами;
· Интерспецифические – взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Изучение поведения фирм-товаропроизводителей необходимо для раскрытия закономерностей формирования предложения товаров и услуг, принципов ценообразования в различных рыночных структурах, минимизации издержек производства, оптимального соотношения используемых ресурсов.
В разных странах с рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.
Единоличное хозяйство - такая форма организации предпринимательства, когда один собственник принимает единоличные решения и несет личную ответственность за все дела. Преимуществом единоличного хозяйства является полный контроль за ведением дел со стороны хозяина-собственника капитала, а недостатком - незначительная, как правило, величина капитала, а также то, что собственнику приходится нести личную ответственность за убытки, потери, долги. Единоличные хозяйства встречаются в сельском хозяйстве, в отдельных отраслях сферы услуг и др. По оценкам, например, в США насчитывается около 7 миллионов единоличных хозяйств, включая фермерские хозяйства.
Партнерство - форма организации предпринимательства, когда два или более предпринимателя принимают решения сообща и несут личную ответственность за все дела. Партнерство помогает преодолеть первый недостаток, присущий единоличному хозяйству, но не второй. Основной недостаток партнерства состоит в том, что каждый партнер несет неограниченную ответственность по долгам предприятия. Если в партнерстве доля одного партнера А составляет 10%, другого партнера В - 90%, то в случае неудачи партнерства предприниматель А заплатит 10% долга, а В - - 90%. Но если В будет не в состоянии оплатить долг (в силу смерти, выезда в неизвестном направлении и др.), то его часть автоматически перейдет на А. Это обстоятельство очень сдерживает развитие партнерства. Партнерство в основном распространено в таких областях, как юриспруденция, медицина, искусство.
Корпорация - форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности, в которой предприниматель, как правило, отделен от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. Преимущество корпорации состоит в том, что она может привлечь значительный капитал путем продажи акций. Кроме того, собственники корпорации, акционеры, не несут материальной ответственности по обязательствам фирмы, они могут потерять только стоимость своих акций в случае банкротства фирмы. Корпоративная форма доказала на практике свою рациональность там, где необходимы крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска. В корпорации избирается совет директоров, который определяет основную политику и нанимает управляющих для проведения в жизнь этой политики. К недостаткам корпоративного предпринимательства относят отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении корпорацией, осуществлять контроль за деятельностью фирм, ибо для реального контроля необходимо иметь около 20% акций. Другим недостатком этой формы, по мнению западных экономистов, является "двойное" обложение налогом акционеров: корпорация платит налоги с прибыли, что уменьшает величину дивиденда, причитающегося акционеру; помимо того, он выплачивает еще и налог с дивиденда.
В настоящее время в России в соответствии с Гражданским кодексом (ГК РФ) существуют разные формы предпринимательства: индивидуальные хозяйства, товарищества и общества.
Индивидуальное хозяйство создается одним лицом, которое и становится его единственным участником.
Хозяйственными товариществами и обществами, согласно ГК РФ, признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Товарищества бывают двух типов: полное товарищество и товарищество на вере. Полным товариществом является такое, когда его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Прибыль и убытки в таком товариществе распределяются между участниками пропорционально долям в складочном капитале.
Товарищество на вере является таким, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), именуются участники — вкладчики, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общества подразделяются на общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.
Общество с ограниченной ответственностью - это общество, которое учреждается одним или несколькими лицами и уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Уставный капитал подобного общества составляется из стоимости вкладов его участников. Такой капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Общество с дополнительной ответственностью отличается тем, что при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Участники такого общества несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладе.
Акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, в том числе иностранных, объединивших свои усилия путем выпуска акций, и имеющая своей целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Уставный капитал акционерного общества состоит из выпускаемых им акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым. Оно имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободно их продавать.
Закрытым акционерным обществом считается такое, акции которого распределяются только среди его учредителей или определенного круга лиц. Такое общество не может осуществлять открытую, свободную продажу своих акций. Члены закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.
Основной целью любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли. В целом теория рыночной экономики строится на положении о том, что главным побудительным мотивом является максимизация прибыли.
Методические указания:
Прочитайте:
1. Максимова В.Ф. «Микроэкономика». Гл.5, с. 181-187.
2. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики». Гл. 6, с. 184-192.
Ответьте на вопросы:
1) Какие формы предпринимательства определены в нашей стране Гражданским кодексом РФ?
2) Назовите концепции мотивации поведения фирмы.
3) Чем можно объяснить многообразие форм и размеров фирм в России?
Практические задания и тесты:
Обсудите на семинаре:
1) Какие формы предпринимательства определены в нашей стране Гражданским кодексом РФ?
2) Концепции мотивации поведения фирмы.
Тема 5. Теория контрактов.
Цели и задачи изучения темы:
приобрести знания по теории контрактов, их видам и моделям контрактных отношений.
По изучению темы должны быть приобретены следующие:
Успешно изучив тему, студент должен:
Знать:
1.понятия контрактов и их классификацию,
2. критерии, особенности и объектов контрактов,
3. структуру контракта
Уметь: различать виды контрактов, факторы, влияющие на форму контракта, 2. модели контрактных отношений;
Получить навыки: по заключению контрактов.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· контракт и контрактные отношения
· эксплицитные и имплицитные контракты
· модели контрактных отношений
· оппортунизм в контрактных отношениях.
Вопрос 1
Понятие контракта. Виды контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Эксплицитные и имплицитные контракты. Контракт о найме, контракт о продаже. Зависимые и независимые контракты.
Вопрос 2
Модели контрактных отношений. Оппортунизм и защита контрактов.
Содержание темы:
Вопрос 1.
Специализация, кооперация, интеграция и интенсификация связей между людьми, включенными в систему разделения труда, позволяют констатировать тот факт, что люди постоянно вступают друг с другом в отношения обмена продуктами труда, услугами и обязательствами.
Достижение цели предполагает использование труда, его результатов, помощи и поддержки других людей, для чего мы и вступаем с ними в договорные или контрактные отношения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.