Цели и задачи изучения темы:
Понять отличительные черты основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.
Успешно изучив тему, студент должен:
Знать:
1. характеристику олигополии и монополистической конкуренции
2. цели, функции и роль рекламы на рынке с монополистической конкуренцией и на олигополистических рынках
Уметь: анализировать методы, с помощью которых фирмы устанавливают цены на не полностью конкурентных рынках
Получить навыки:
1. по выявлению содержания основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке;
2. по определению оптимального объёма продаж картеля и пропорции распределения рынка между участниками картеля.
Вопрос 1.
Сущность и элементы монополистической конкуренции.
Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции.
Вопрос 2.
1. Понятие. Основные черты олигополии. Модель ломаной кривой спроса. Модель тайного ценового соглашения. Модель ценового лидерства. Модель цены «издержки плюс».
2. Олигополия и экономическая эффективность отраслевого рынка. Виды олигополии.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· несовершенная конкуренция,
· монополистическая конкуренция,
· дифференциация продукта,
· избыточные производственные мощности,
· картель,
· ценовой лидер,
· ценовая война.
Содержание темы:
Вопрос 1.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, между которыми невозможен тайный сговор, где необходима дифференциация продукта, где для сбыта своей продукции необходимо учитывать вкусы потребителей.
Каждая фирма действует на свой страз и риск и самостоятельно определяет свою ценовую политику.
Также помимо цены в условиях монополистической конкуренции важное значение имеют и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного обслуживания.
Не существует высоких барьеров для вступления в отрасль, эффект масштаба не имеет большого значения, для открытия бизнеса не требуется большого капитала.
Примерами отраслей, где широко представлена монополистическая конкуренция, могут служить: пищевая и легкая промышленность, сфера услуг.
В условиях монополистической конкуренции степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации товара или услуги.
Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены.
Потребитель, постоянно потребляющий какой-либо товар или услугу, не сразу откажется от его потребления при небольшом росте цен.
В условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирмы могут получать как прибыль, так и нести убытки. При отсутствии высоких барьеров в отрасль, где фирмы получают экономическую прибыль, устремляются другие предприниматели.
В результате этого в долгосрочном периоде создается ситуация, при которой экономическая прибыль равно нулю.
В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а цена и совокупные издержки – выше.
При монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей; эти мощности являются платой за дифференциацию продукта.
Важным неценовым фактором при монополистической конкуренции является реклама, которая играет большую роль в продвижении товаров или услуг на рынке.
Фирма заинтересована в рекламе, так как она расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.
Реклама усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, стимулирует изменение продукта и появление новых видов товаров или услуг.
Методические указания:
Прочитайте: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл. 7, с. 232 – 234, гл. 8, с. 249-259.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите основные признаки монополистической конкуренции.
2. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции?
3. Верно ли утверждение, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?
4. Почему на рынке олигополии у фирм есть стимулы для сговора? Каковы требования к успешному картелю?
Вопрос 2.
Олигополия – это рыночная структура, приближающаяся к несовершенной конкуренции, которой присущи следующие черты:
1) в отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии;
2) кривая спроса каждой фирмы имеет "падающий" характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной;
3) в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.
Необходимо сразу отметить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, труднорешаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии.
Обычно олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы - "Форд", "Дженерал моторс" и "Крайслер", в то же время 10-15 заправочных станций могут поделить рынок в среднем городе.
Фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты - дифференцированный. Олигополии могут быть "жесткими", когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и "мягкими", когда на их долю приходится порядка 70-80% выпуска отрасли. Главная же сложность в исследовании состоит в том, что фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара ("падающая" кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов.
Изучая ценообразование в условиях олигополии, невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих фирм усложняет теоретическое определение величин Q и P, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль.
В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности, анализируя реальную действительность, исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:
во-первых, цены при олигополии отличаются меньшей чувствительностью, более "жесткие", не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах;
во-вторых, если цены все же меняются, то чаще фирмы делают это одновременно. Постараемся осветить отдельные попытки теоретического обоснования поведения фирм-олигополистов.
В экономической науке существуют различные подходы и модели ценообразования в условиях олигополии: модель дуополии, теории игр, олигополистической координации, ломаной кривой спроса.
Дуополистическая модель была предложена А. Курно в 1838 г. В этой модели рассматривалась олигополия, включающая лишь двух товаропроизводителей. Курно считал, что взаимодействие фирм-дуополистов предопределяется максимизацией прибыли. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. При этом, по мнению Курно, равновесная цена будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и ниже чем в монополии. Позднее идея Курно была дополнена американским математиком Дж. Нэшем и получила название равновесие Курно-Нэша. Последнее достигается в том случае, когда каждая фирма принимает наиболее адекватное решение об объеме производства, т.е. выбрана наилучшая стратегия для каждой фирмы и нет необходимости в сговоре, чтобы повышать прибыль.
В соответствии с теорией игр, разработанной Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном, фирмы-олигополисты выбирают стратегию в ценообразовании с учетом реакции соперников на те или иные действия. Используя «правила игры», конкуренты принимают решение, которое дает наиболее адекватную результативность, в плане получения прибыли.
Концепция олигополистической координации предполагает выработку различных форм взаимосвязей фирм в достижении общих целей. Такими формами являются: сговор, лидерство цен и т.п. Тактика сговора используется тогда, когда фирмы тайно или открыто договариваются о координации действий в установлении объема производства и цены в целях получения высокой прибыли.
Лидерство цен означает такую координацию действий олигополистов, при которой фирма или несколько фирм устанавливают определенную цену, а остальные реализуют продукцию по этой цене. Лидерство цен может выступать в различных видах. Лидерство доминирующей фирмы - когда какая-либо фирма является лидером в отрасли, другие не могут оказать воздействие на изменение цены и они следуют за фирмой-лидером. Барометрическое лидерство цен имеет место, когда олигополисты ориентируются на цены, устанавливаемые фирмой-барометром. Как правило, таковой выступает крупная, известная в отрасли фирма, которая либо выделяется низким уровнем цен, либо адекватным прогнозированием, либо умением удерживать доминирующее положение на рынке. Однако конкуренты при этом принуждаются следовать за фирмой-барометром.
Неконкурентное ценовое лидерство наблюдается тогда, когда олигополисты предпочитают реализовывать продукцию по цене, устанавливаемой какой-либо крупной фирмой, считая, что такая тактика сулит больше выгод, чем конкурентная борьба за формирование новой цены.
Одной из форм координации действий олигополистов является установление цены в соответствии с правилом «издержки плюс прибыль». В этом случае определяется норма прибыли и вычисляется цена, исходя из издержек производства и установленной нормы прибыли. Все фирмы отрасли должны следовать этому правилу и не снижать цену.
Во всех формах олигополистической координации фирмы исходят из того, что выгоднее прибегать к коллективным действиям и проводить одинаковую политику ценообразования, нежели преследовать индивидуальные цели в данном вопросе. В этом случае поведение, реакция всех участников становится предсказуемой.
Обобщая, можно отметить, что в олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и достижении договоренности о разделе рынка, поскольку это сулит монопольную прибыль. С другой стороны, эгоистическое стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, затрудняет проведение совместной ценовой политики. Несмотря на достигнутые соглашения, каждая фирма, как правило, стремится тайно увеличить получаемую прибыль, прежде всего, за счет нарушений условий о доле в суммарном производстве. Кроме того, фирмы используют неценовые методы конкуренции (рекламу, например), что также влияет на объемы продаж фирм, изменяя обусловленные доли суммарного выпуска продукции и подрывая достигнутые договоренности
Ответьте на вопросы:
1. Назовите основные признаки монополистической конкуренции.
2. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции?
3. Верно ли утверждение, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?
4. Почему на рынке олигополии у фирм есть стимулы для сговора? Каковы требования к успешному картелю?
5. Чем можно объяснить постоянство цен на отдельных олигополистических рынках?
6. Охарактеризуйте эффективность олигополии с точки зрения общества.
7. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?
8. Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие нет?
Методические указания:
Прочитайте: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл. 7, с. 232 – 234, гл. 8, с. 249-259.
Практические задания и тесты
Обсудите на семинаре:
1. Какими свойствами характеризуется конкурентный рынок?
2. Какие свойства продукции отличают монополистически конкурирующую фирму от монополии?
3. Какую роль играют факторы дифференциации и ценового лидерства на рынке несовершенной конкуренции?
Решите задачи:
1. Обратная функция спроса на рынке некоторого товара задается уравнением: P(Q)=200-4Q, где Q – общеотраслевой объем выпуска.
В отрасли действуют только 2 фирмы, которые конкурируют в соответствии с моделью Курно и имеют одинаковые функции общих издержек: TC=(Q1)=8Q,TC2=(Q2)=8Q2.
Рассчитайте оптимальный выпуск каждой фирмы?
2. Предположим, что в отрасли действуют только 2 фирмы, объединившиеся в картель.
Обратная функция рыночного спроса задается уравнением: P(Q)=300-4Q,
Где Q- общеотраслевой объем выпуска.
Функция общих издержек первой фирмы TC?(Q ?)=9Q?,
Функция общих издержек второй фирмы TC?(Q?)=9Q
Чему будут равны максимизирующие прибыль картеля объем выпуска и цена?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.