Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
1) самостоятельно принимает решения,
2) является собственником какого-либо фактора производства,
3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.
Фирма - это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли,
3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
Государство, под которым понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.
Методические указания:
Прочитайте:
1. Максимова В.Ф. Микроэкономика.- М.: «Маркет ДС Корпорейшн», 2006, гл.1. с.9-37.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.- М.: Изд-во НОРМА, 2006, гл.1 и гл.3.
Ответьте на вопросы:
1) Что изучает микроэкономика?
2) Что понимается под рыночной экономикой?
3) Дайте общую характеристику рынка.
4) Назовите преимущества и недостатки рыночного механизма.
5) Обозначьте основные черты современной рыночной экономики.
Тема 2. Основы теории спроса и предложения.
Цели и задачи изучения темы:
Изучить законы, функции и величины спроса и предложения.
Выявить причины и факторы изменчивости спроса и предложения.
Успешно изучив тему, студент должен:
Знать:
1.Понятия спроса и предложения, равновесной цены.
2.Виды эластичности.
Уметь:
Использовать на практике законы спроса и предложения.
Получить навыки:
По выявлению взаимосвязи эластичности и общей выручки.
Вопрос 1.
Понятие спроса и предложения. Функции спроса и предложения. Равновесная цена.
Вопрос 2.
Понятие, виды и показатели эластичности.
Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· спрос,
· величина спроса,
· предложение,
· равновесная цена,
· верхний и нижний предел цен,
· эластичный и неэластичный товар.
Методические рекомендации:
Посмотрите лекцию: Максимова В.Ф. Микроэкономика-. М.: «Маркет ДС Корпорейшн», 2006, гл. 2, с. 55-87.
Обратите внимание на основное понятие темы « Теория спроса и предложения»
Содержание темы:
Вопрос 1.
Между ценой и количеством реализованного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели готовы купить, тем, следовательно, выше на него спрос.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Эта зависимость изображается графически с помощью кривой спроса – кривой, показывающей, какое количество экономического блага готовы приобрести потребители в данный период времени.
На спрос влияют следующие основные факторы:
· цена на благо,
· увеличение или сокращение доходов потребителей,
· изменение вкусов и предпочтений потребителей;
· инфляционные ожидания;
· изменение количества покупателей данного блага;
· колебание расходов на рекламу;
· изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров.
Между величиной предложения и ценой существует прямая связь: чем выше цена, тем большее количество товара готовы предложить продавцы.
Эта зависимость изображается графически с помощью кривой предложения – кривой, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный период времени.
Кривая предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
Помимо цены, на предложение влияют также следующие факторы:
- цены на ресурсы;
- технологии;
- размер налогов и субсидий;
- количество продавцов данного блага на рынке.
Для функции предложения большое значение имеет фактор времени:
- в кратчайшем периоде все факторы производства – постоянные величины;
- в краткосрочном периоде некоторые факторы являются переменными величинами (например: сырье, материалы, рабочая сила;
- в долгосрочном периоде – все факторы переменны.
При изучении данной темы студенту необходимо обратить внимание на то, что в условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют возникновению равенства объемов спроса и объемов предложения.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
В результате установления равновесия выигрывают как потребители, так и производители.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены.
1-й подход- подход Л. Вальраса, в основе которого лежит разница в объеме спроса (предложения).
Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток.
Краткосрочный период характеризуется именно моделью Вальраса.
2-й подход – подход А. Маршалла, главным в котором является разность цен P1-P2.
Маршалл исходил из того, что продавцы прежде всего будут реагировать на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.
Увеличение (или уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Моделью Маршалла характеризуется долгосрочный период.
В условиях рынка автоматически формируются равновесные цены. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.
Равновесная цена способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая тем самым эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Вопрос 2.
В изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены важную роль играет понятие эластичности. Необходимо обратить внимание на следующие положения:
1. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Если спрос растет или падает быстрее цены, то спрос называют эластичным.
Если спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены, то спрос называют неэластичным.
Факторы, влияющие на эластичность:
1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
2 Удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.
3. Размер дохода потребителя.
4. Количество товара: на предметы роскоши спрос, как правило, эластичен, на предметы первой необходимости – спрос неэластичен.
5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6. Ожидания потребителя.
2. Перекрестной эластичностью называется эластичность спроса на одно благо, относительно цен на другое благо.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.