Издержки также бывают внешними (явными) и внутренними (неявными)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К внешним издержкам относят платежи внешним поставщикам

Внутренними издержками являются: издержки на ресурсы, которые принадлежат самому предприятию; нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательская способность.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют альтернативные издержки.

Вопрос 2.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками: TR - TC = P

В современной экономической науке различают несколько видов прибыли. Важным является деление на:

· бухгалтерскую прибыль, которая является разницей между суммарной выручкой фирмы и ее явными издержками. Неявные издержки при этом не учитываются;

· экономическую прибыль, которая является разницей между суммарной выручкой фирмы и ее экономическими издержками. Они равны сумме явных и неявных издержек упущенной возможности.

Для более детального анализа экономической деятельности фирмы необходимо изучить следующие понятия:

 

Суммарная выручка (ТR) - это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене Р рублей, то ТR = Р ? q.

Средняя выручка (AR) – доля суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции: AR = TR / q = P.

 

Предельная выручка (MR) - приращение к суммарной выручке фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

MR = D TR / D q.

 

Методические указания:

Прочитайте:

1.Учебник Максимовой В.Ф. гл. 5. с. 188-197, гл. 6. с. 216-239, выполнить практические задания к гл. 6 учебника Максимовой В.Ф.

2.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл. 6, с. 192-201.

 

Ответьте на вопросы:

1. Назовите основные виды издержек, связанных с владением и эксплуатацией автомобиля. Какие из них следует отнести к явным, какие - к неявным.

2. Почему конфигурация кривой переменных затрат зеркально отображает конфигурацию кривой совокупного продукта труда?

3. Почему предельные издержки, рассчитанные на основе общих затрат не отличаются от предельных издержек, рассчитанных на основе переменных затрат?

4. Приводят ли изменения в постоянных издержках к сдвигу кривой предельных издержек или кривой средних переменных издержек?

5. Как изменяются средние постоянные издержки при росте объема производства?

Решите задачи:

1. Функция спроса на товар имеет вид Qd=400-20P. Фирма является монополистом на рынке данного товара. Общие постоянные затраты фирмы ( TFC) составляют 80 у.е., а переменные затраты на единицу продукции ( AVC) – 4 у.е. Найдите величину выпуска продукции, при которой прибыль фирмы будет максимальной.

Тема 7. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция.

 

Успешно изучив данную тему, студент должен:

Знать:

1. типы рынков и особенности принятия решений фирмой на рынках с разной степенью конкуренции;

2. основные характеристики рынка совершенной конкуренции;

3. как конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, принимает решение о предложении товаров и услуг;

4. почему в определённых условиях фирмы временно прекращают производство продукта.

 

Уметь:

1.по данным о затратах фирмы на рынке совершенной конкуренции объяснять основные различия между типами рынков;

2.выявлять особенности политики и принципов конкурентоспособности продукции фирм, действующих на рынках разных типов - совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии;

3.определять индивидуальное и рыночное предложение, параметры рыночного равновесия по данным о затратах фирмы на рынке совершенной конкуренции.

 

Вопрос 1.

Рыночные структуры: сущность, виды, критерии разграничения. Основные элементы теории совершенной конкуренции.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· Отрасль

· Конкурентность

· Двухсторонняя монополия

· Дуополия

· правило MR=MC,

· правило MR=MC=P

· правило P=min LATC.

Содержание темы:

Вопрос 1.

Поведение товаропроизводителей предопределяется отношениями, которые складываются на рынке в зависимости от степени конкурентности. Под конкурентностью понимается способность отдельной фирмы оказывать воздействие на рынок товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли влиять на рынок реализуемого ею товара, тем будет выше конкурентность такого рынка. Когда ни одна фирма отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию, рынок считается совершенно конкурентным.

На практике отдельная фирма обычно сталкивается с рыночным спросом, спросом на продукцию, произведенную всей отраслью. Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные, однотипные товары, принято называть отраслью. Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется структурой рынка, в которой функционируют фирмы.

Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара.

 

С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:

· совершенная (чистая) конкуренция;

· чистая монополия;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия.

 

Кроме основных рыночных структур, существует также множество других. Например, монопсония- наличие на рынке одного покупателя. Когда происходит столкновение монопсониста-покупателя с монополистом-продавцом, то возникает двусторонняя монополия. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы – это частный случай олигополии – дуополия.

 

Различные варианты сочетаний форм рыночного предложения и спроса представлены в таблице 1:

 

Классификация форм рынка

Формы спроса/предложения Конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия
Конкуренция (полипосония) Олигопсония   Монопсония Совершенная конкуренция   Олигопсония   Монопсония Олигополия     Олигополия, ограниченная олигопсонией   Монопсония, ограниченная олигополией Монополия     Монополия, ограниченная олигопсонией   Двустороння монополия

Совершенная конкуренция в действительности является довольно редким явлением. Лишь некоторые виды рынков, такие как рынок ценных бумаг, рынок зерна, валютный рынок приближаются к ней.

Но при этом данная рыночная структура является эталоном для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Совершенная конкуренция обладает рядом достоинств и недостатков.

К достоинствам относится то, что совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребителей, что обеспечивается при условии равенства цены и предельных издержек.

При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

В условиях совершенной конкуренции фирмы стремятся производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее по цене, соответствующей этим издержкам.

 

Недостатками совершенной конкуренции можно считать следующие:

· совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д.);

· совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП. Это касается наукоемких и капиталоемких отраслей и фундаментальных исследований, которые, как правило, убыточны;

· совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Но в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие издержки, которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество. В таких случаях говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях).

· совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, она не учитывает широкий диапазон потребительского выбора.

 

Методические указания:

Прочитайте:

1.Учебник Максимовой В.Ф. «Микроэкономика», глава 7, стр. 263-293.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл. 7, с. 221-224.

 

Ответьте на вопросы:

1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции?

4. Для чего необходимо изучение теоретической модели совершенной конкуренции?

5. За какими издержками в краткосрочном периоде должен следить конкурентный производитель, чтобы не ошибиться в решении - производить или нет?

6. Почему конкурентная фирма продолжает действовать при цене ниже средних совокупных издержек, но превышающей средние переменные издержки?

Практические задания и тесты:

Обсудите на семинаре:

1. Рыночные структуры: сущность, виды, критерии разграничения.

2. Фирма как чистый конкурент. Спрос, предложение, цена, доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции.

 

Тема 8. Монополия.

 

Цели и задачи изучения темы:

1.Изучить проблемы формирования конкурентной рыночной среды и способы поощрения конкуренции и сдерживания монополизма.

Успешно изучив тему, студент должен:

Знать:

1. понятие чистой монополии и монопольной власти

2. виды монополий

3. специфику российского антимонопольного законодательства

 

Уметь: сравнивать монопольную цену и выпуск с их аналогами при совершенной конкуренции

Получить навыки: по использованию модели монополии, максимизирующей прибыль

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· монополия,

· ценовая дискриминация, чистые потери общества,

· монопольная власть

· барьер для входа на рынок

· естественная монополия

Методические рекомендации:

1. Посмотрите лекцию в учебнике «Микроэкономика» Максимова В.Ф. гл. 8, с. 300.

Содержание темы:

Вопрос 1.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия.

Понятие «монополия» возникло от греческих слов «моно» - один и «полио» - продаю.

 

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

 

· выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;

· производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

· монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

 

Данные условия означают, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 345.