Адаптивная физическая культура со слепыми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слепота – двустороннее неизлечимое полное отсутствие зрения (0) или остаточное зрение (острота зрения: светоощущение 0,03-0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу, или сужение поля зрения до 10˚ на лучшем глазу независимо от остроты зрения).

В специальных школах детей с нарушением зрения подразделяют на следующие группы:

- с полным отсутствием зрения;

- имеющих светоощущение, позволяющее различать свет и тень;

- обладающих остаточным зрительным восприятием, позволяющим различать на близком расстоянии контуры предметов;

- с остротой зрения от 0,01 до 0,04, позволяющей зрительно ориентироваться при передвижениях и различать на некотором расстоянии формы предметов и яркие цвета;

- с остротой зрения от 0,05 до 0,08, при которой возможно: воспринимать очертания предметов, цветовые оттенки, различать движущиеся предметы на расстоянии, видеть контрастные изображения, контуры, цветные иллюстрации, читать крупный шрифт;

- с остротой зрения от 0,09 до 0,2 и выше, позволяющей зрительно ориентироваться в пространстве, контролировать свой трудовой процесс, воспринимать специальный учебный материал, читать, писать.

При патологии органа зрения в АФВ особое внимание уделяют вопросу допуска к занятиям. К занятиям физическими упражнениями получают допуск лица с патологией, при которой отсутствует риск ухудшения функции зрения от физической нагрузки.

Формируя группы для занятий АФВ, учитывают: 1) патологию глаз; 2) уровень физической подготовки; 3) заболевания других органов, систем; 4) степень зрительного дефекта; 5) участие в работе отдельных групп мышц; 6) психоэмоциональное состояние; 7) возраст; 8) пол.

Успешность процесса физического воспитания зависит от того, насколько полно обучающиеся воспринимают предметы и ситуации. Задача учителя АФК –развивать познавательную сферу ученика.

Цель АФК для людей с дефектом зрения – обеспечить максимальную свободу, эффективность, экономичность и безопасность двигательной активности.

Общие задачи:

- развитие способности перемещаться в пространстве;

- формировать умения и навыки безопасно взаимодействовать с окружающей средой, выполнять жизненно необходимые точные, результативные, экономичные действия.

Специфические задачи:

- развитие устойчивости и равновесия, восприятие пространства с помощью сенсорных систем;

- совершенствование навыков ориентирования в пространстве с помощью неповрежденных сенсорных систем;

- ликвидация скованности движений;

- расширение двигательных представлений и двигательной памяти;

- развитие двигательных качеств.

Средства АФК: упражнения для позвоночника; дыхательные упражнения; ритмическая гимнастика; подвижные игры; аэробика; упражнения на расслабление; плавание; упражнения для глаз; гимнастика; танцы.

Также используют тифлотехнику – совокупность приборов и приспособлений, которые помогают слепым людям овладевать движениями тела, заниматься спортивной ходьбой, бегом, стрельбой, плаванием.

При работе со слепыми используют следующие методы обучения:

 1. Метод словесного описания действий, включающий описание частей тела, участвующих в выполнении этих движений.

2. Метод избирательно-сенсорной демонстрации, подразумевающий воссоздание отдельных движений с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринимать на слух осваиваемые параметры.

3. Метод направленного «прочуствования» движений. Выражается в сосредоточении внимания обучаемого на восприятии сигналов от мышечно-связочного аппарата в крайних точках амплитуды движений. В процессе тренировки совершенствуется проприоцепция.

4. Метод лидирования, заключающийся в применении звуколидеров в беге для тренировки «прямобежания», что при данной нозологии является одним из самых сложных этапов обучения.

5. Метод срочной информации, предусматривающий экстренное получение обучаемым объективных сведений о ходе движений с целью их коррекции или сохранения заданных параметров путем связи электронным звуковым информатором, крепящимся на тело занимающегося или к снаряду.

6. Метод расчленено-конструктивного упражнения (разучивание упражнения по частям с последующим их объединением в единое целое).

7. Метод избирательного упражнения (избирательное воздействие на отдельные стороны структуры движений или отдельные физические качества).

8. Как специальный метод можно рассматривать применение специальных тренажеров, которые «принудительно» задают требуемые параметры движений, позволяя практически пот их.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.