Этапы обучения двигательным действиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различают следующие этапы:

- определение понятий, создание представлений;

- анализ и выделение главных закономерностей;

- сравнение;

- обобщенная систематизация накопленного материала;

- моделирование;

- прогнозирование результата;

 - выработка умения преодолевать проблемные ситуации.

При постоянном дефекте в организме нарушается весь алгоритм обучения двигательному действию. При этом у человека может пропасть мотивация к занятиям АФК. Для этого нужно заинтересовать человека.

Пути повышения интереса к занятиям:

- обратиться к интересующей на данный момент для ученика проблеме;

- изменить целевые установки, задачи, сюжеты занятий;

- научить применять умения и навыки на практике.

При выполнении физических упражнений необходимо:

- менять исходные положения;

- менять темп и интенсивность нагрузки;

- менять инвентарь, место проведения занятий;

- включать музыкальное сопровождение;

- привлекать учеников к проведению занятиями;

- использовать необычные задания.

В результате дефекта анализатора той или иной системы общие представления о выполнении двигательного действия зачастую деформируются.

Для облегчения процесса создания представления преподаватель должен разъяснить всю информацию о действиях; определить условия выполнения действий; рассказать, с чего начинаются действия; объяснить содержание и последовательность действий.

В АФК выделяют следующие этапы выполнения двигательных действий:

1) физическое выполнение действия;

2) словесное выполнение действия (по памяти вслух);

3) выполнение действия в воображении (про себя);

4) творческое переосмысление действия.

1.4. Принципы адаптивной физической культуры

Основными в АФК являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально – интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности.

 Принцип сознательности и активности. Для того, чтобы сформировать у ученика сознательное, активное отношение к занятиям АФК преподаватель должен построить занятие так, чтобы ученик мог освоить задание, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему. Учителю нужно определить:

- Какой вид двигательной активности интересует ребенка?

- С каким инвентарем он хочет работать?

- Может ли ребенок самостоятельно работать с этим инвентарем или ему нужна посторонняя помощь?

- Какой вид физической работы ребенка заинтересует при возможности выбора?

- Какими личностными качествами обладает ребенок?

- Как долго ребенок может быть физически активен?

 В соответствии с принципом сознательности новые упражнения необходимо начинать с обсуждения целей, задач и способов их выполнения; необходимо развивать осмысление построения действия, умение анализировать собственные действия и находить причины допущенных ошибок; активно практиковать задания для самостоятельного решения, стимулировать творческий подход к решению задач на основе имеющихся у ученика знаний. При этом обязательна положительная оценка успешного выполнения задания.

Принцип индивидуализации. Учитель должен собрать информацию о возрасте, поле, состоянии здоровья ученика, уровне физического развития. Кроме того узнать об особенностях темперамента ребенка, о его интересах.

Изучить особенности протекающего у ребенка заболевания, определить показанные и противопоказанные средства АФК, обеспечить индивидуальные меры безопасности.

В каждом случае преподавателю необходимо индивидуально определять:

- исходные положения (обеспечить устойчивость и равновесие тела в пространстве);

- траекторию движения;

- длительность упражнения, которая зависит от выносливости обучаемого;

- частоту повторений упражнений;

- последовательности «включения» различных мышечных групп в работу;

- последовательность наращивания усилий;

- последовательность упражнений;

- длительность фаз напряжения и расслабления.

Принцип доступности заключаются в том, что все средства, используемые в АФК, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности обучаемого.

Для создания у занимающихся более полного и точного представления об изучаемом действии, учителю необходимо использовать наглядные пособия: рисунки, схемы, видео.

Принцип наглядности подразумевает использование наглядных средств с учетом функциональных возможностей сенсорных систем,

с учетом предыдущего двигательного опыта и знаний ученика.

Также использование наглядных средств может осуществляться для исправления двигательных ошибок ученика.

Принцип последовательности. При определении последовательности руководствуются закономерностями переноса двигательных навыков и «врожденных автоматизмов», которые сохранились у инвалидов.

Это правило облегчает освоение новых физических упражнений. Принцип находит свое отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Перенос навыков у инвалидов наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в более примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов выражается в применении оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок. Увеличение параметров нагрузки должно подняться следующему правилу: объем и интенсивность нагрузки сохраняются до тех пор, пока не произойдет стабилизация ЧСС. Затем увеличивают интенсивность нагрузки, и организм приспосабливается к новым условиям двигательной деятельности.

Принцип систематичности базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. Последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений – отвечать закономерностям «переноса» двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха – неизменному повышению функциональных возможностей организма.

Для реализации этого принципа необходимо:

- установить последовательность упражнений;

- определить методы, средства и формы физического воспитания;

- соблюдать последовательность обучения физическим упражнениям от главной, ведущей фазы упражнения, к второстепенной, производной фазе;

- периодически возвращаться к основной фазе двигательного действия.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки, используют для предупреждения утомления. Предусматривает такое сочетание средств АФВ, при котором работа одной группы мышц, осуществляющих движение, сменяется работой другой группы мышц.

Принцип прочности сводится к созданию у ученика полных и точных представлений об изучаемых движениях для выработки прочного навыка. Для этого необходимо:

- переходить к изучению новых упражнений только после изучения текущего;

- включать другие варианты выполнения изученных ранее упражнений;

увеличивать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений.

Специальные принципы АФВ:

- связи знаний, умений с жизнью и практикой;

- воспитательной и развивающей направленности;

- всесторонности, гармоничности содержания знаний, умений;

- концентризма в обучении: распределение учебного материала с характерной повторяемостью тематики и более глубоким освещением данной темы на каждом новом этапе.

 

1.5. Средства адаптивной физической культуры

В АФК используют те же средства, что и в физической культуре: физические упражнения, подвижные и спортивные игры, средства закаливания, элементы хореографии. Преподаватель АФК должен уметь подобрать для каждого ученика индивидуальные средства АФВ с учетом особенностей заболевания. Выбор средств определяется: 1) задачами учебного процесса; 2) функциональными возможностями ученика; 3) материально-техническим обеспечением; 4) необходимыми способами безопасности.

Рекомендации и противопоказания к выбору средств АФК представлены в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендации и противопоказания к использованию средств АФК во время учебного процесса

 

Задачи АФК Рекомендованные средства АФК

Противопоказания

1 2

3

Формирование мотивации Подвижные игры и эстафеты, цель которых – интересный результат или награда для ученика

Отвлечение внимания ученика

Развитие способности концентрировать внимание Сюжетные игры, имеющие интригу в развитии сюжета; упражнения с предметами, интересными для ученика

Обращение к действиям и вещам, неинтересным для ученика; отвлечение внимания; чрезмерная сложность задачи

Вестибулярная тренировка Раскачивание на качелях, элементы акробатики и гимнастики: быстрые наклоны, приседания, наклоны с поворотами, ходьба, бег, игры с резкими остановками, поворотами, прыжками; подскоки и перемещения на одной ноге; элементы борьбы; танцы.

Упражнения, в которых требуется высокий уровень развития вестибулярной функции; перегрузки вестибулярного аппарата; ролики; плавание без страховки

Развитие восприятия времени движения Ритмическая гимнастика; аэробика; фитнесс; элементы фехтования, бокса; танцы; ходьба и бег на различный счет

Наличие факторов, которые отвлекают ученика

Развитие    мышечной силы Атлетизм; элементы гимнастики, стретчинга; упражнения на произвольное расслабление; упражнения для позвоночника: упражнения для глубоких мышц спины, восстановление мышечной симметрии; упражнения для ССС, которые увеличивают капиллярное кровообращение; гимнастика для глаз

Перенапряжение; резкое выполнение упражнений

Продолжение табл. 1

 
1 2

3

Формирование правильной осанки Упражнения, которые формируют правильную посадку головы; упражнения на восстановление симметрии тонуса мышц плечевого, тазового поясов и позвоночника; упражнения, развивающие глубокие мышцы спины, поверхностные мышцы спины; плавание; закаливание; волейбол, художественная гимнастика, танцы; лыжи

Тяжелая атлетика; фехтование; теннис; гандбол; прыжки; длительный бег

Ловкость Элементы акробатики и гимнастики: упражнения на точность, упражнения из необычных исходных положений, с предметами; упражнения на произвольное расслабление мышц, которые не принимают участие в движении; упражнения с изменением скорости; для мелкой моторики рук; подвижные и спортивные игры

Упражнения, требующие высокого уровня развития ловкости; использование предметов, которые могут травмировать ученика; отрицательная оценка результатов ученика учителем

Профилактика и ликвидация нарушений гармоничности развития Атлетизм; фитнесс; плавание; аэробика; гимнастика; спортивные игры; танцы

Виды спорта, которые приводят к нарушениям гармоничности развития ребенка

Ликвидация задержки психомоторного развития Развитие умений и привычек, отвечающих следующему возрастному этапу

Задача, которая по своей сложности ниже способностей ученика или превышает его возможности на момент занятий

Увеличение выносливости Дыхательная гимнастика; аэробные упражнения: ходьба, бег, плавание, упражнения на велотренажерах; аэробика; упражнения для ССС; ближний туризм

Перегрузки

Профилактика и ликвидация плоскостопия Упражнения для развития силы мышц, образующих свод стопы

Упражнения с отягощениями в положении стоя; дальний туризм

   

 

Продолжение табл. 1

 
1   2

3

Улучшение функции ССС Дыхательные упражнения; упражнения улучшающие капиллярное кровообращение; упражнения из облегченных исходных положений для больших и средних групп мышц; аэробные упражнения: плавание, ходьба, ближний туризм; лыжи; танцы; упражнения с предметами

Натуживания; спортивные игры с большим эмоциональным напряжением

Ликвидация вегетососудистых расстройств Закаливание; вестибулярная тренировка; аэробные упражнения.

Натуживания; спортивные игры с большим эмоциональным напряжением; резкие изменения положений тела

Улучшение функции зрения Гимнастика Бейтса; упражнения для шейного отдела позвоночника; упражнения для мышц глаз; упражнения для пальцев рук; подвижные и спортивные игры с мячом; игры с перемещением игроков в пространстве

Натуживания

 

Нормализация обмена веществ Упражнения на выносливость; фитнесс; аэробика; элементы гимнастики; дыхательные упражнения; плавание; гребля; лыжи; велосипедный спорт; подвижные игры; ближний туризм

Перегрузки

Профилактика и ликвидация нервных расстройств Ритмическая гимнастика; аэробика; плавание; закаливание; медленные танцы; туризм; упражнения на выносливость; игры

Эмоциональные перегрузки; возбуждающая музыка

Ликвидация контрактур Стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений; выявление, анализ и ликвидация патологических компенсаций; гидроаэробика, плавание

Резкие движения; неадекватные нагрузки на пораженный сустав

 

 

       

1.6. Методы адаптивной физической культуры

В АФК различают следующие методы:

1) репродуктивный – преподаватель подводит ученика к основному умению определенной последовательностью упражнений. Дети анализируют действия, определяют сходства и различия;

2) проблемный – создается проблемная ситуация. Преподаватель предлагает задачу, которая побуждает детей анализировать, сравнивать и делать выводы;

3) игровой – подвижные или спортивные игры с использованием какого-либо сюжета;

4) пропедевтика – изучение представлений ученика; его памяти, мышления, речи, моторики; обучение его ориентации в пространстве и типичных ситуациях; коррекция серьезных недостатков восприятия; привитие навыков дисциплины и повышение трудоспособности; формирование мотивации к тренировкам.

Применяя различные методы при разучивании действий используют следующую последовательность:

1. Ставится задача: учитель обращает внимание учеников на проблемную ситуацию. После того, как ученики восприняли предложенную проблему, преподаватель руководит поиском решения.

2.Создают представление о двигательном действии: преподаватель демонстрирует ученику упражнение; учит его выделять то существенное, что требует усвоения; учитель демонстрирует выполнение данного упражнения в различных ситуациях и просит ученика выполнить изучаемое упражнение.

3. Используют метод повторения: применяют зеркальный, игровой, соревновательный методы.

4. Обсуждают действия на словах: в парах или малых группах обсуждаются проблемы, которые возникли при выполнении изучаемого упражнения.

5. Индивидуальная самостоятельная работа ученика: доведение действий, которые изучаются, до двигательного навыка, а также самостоятельный поиск вариантов выполнения этих действий в новых условиях.

 

1.7. Формы адаптивной физической культуры

В АФК различают следующие формы:

- утренняя гигиеническая гимнастика. Ее задачи: постепенно активизировать весь организм, нормализовать весь организм;

- уроки – занятия физическими упражнениями в учебных заведениях. Являются основной формой АФК;

- физкультурные паузы – кратковременное изменение деятельности в виде физических упражнений. Имеет большое значение при длительных вынужденных позах в качестве профилактики гиподинамии, осложнений. Рекомендуется проводить 5-7 раз в день продолжительностью 5-7 минут каждая;

- динамические перемены. Предназначены для активного отдыха в учебном процессе;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- прогулки;

- закаливающие процедуры;

- купания, плавание;

- подвижные и спортивные игры;

- туризм;

- элементы спорта;

- спортивные соревнования, спортивные праздники.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 441.