МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И.А. Евстафьева, О.А. Решетняк
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
для обучающихся
заочной формы обучения
направления подготовки 49.03.02 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Симферополь 2016
Рекомендовано к печати заседанием кафедры теории и методики физической культуры
От 08.02.2016
протокол № 6
Рекомендовано к печати научно-методическим советом факультета физической культуры и спорта от 27.11.2015
Протокол № 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
|
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.4. Принципы адаптивной физической культуры
1.5. Средства адаптивной физической культуры
1.6. Методы адаптивной физической культуры
1.7. Формы адаптивной физической культуры
1.8. Материально-техническое обеспечение
1.9. Задачи врачебно-педагогического контроля в адаптивной физической культуре
1.10. Контроль эффективности учебного процесса в адаптивной физической культуре
1.11. Обязанности преподавателя адаптивной физической культуры
2.1. Адаптивная физическая культура с глухими
2.2. Адаптивная физическая культура со слепыми
2.3. Адаптивная физическая культура с людьми, перенесшими ампутацию конечности.
2.4. Адаптивная физическая культура при поражениях спинного мозга
2.5. Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе
2.6. Адаптивная физическая культура с умственно отсталыми детьми.
2.7. Адаптивная физическая культура в Доме малютки.
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по теории и методике адаптивной физической культуры (АФК) составлены в соответствии с учебным планом для обучающихся заочной формы обучения. Поскольку на самостоятельную работу отведена большая часть времени, методические указания помогут обучающимся овладеть своей специальностью более профессионально.
За основу взят учебник по теории и методике физического воспитания под редакцией Т.Ю. Круцевич (2003).
Задачами методических указаний являются:
1. Ознакомление обучающихся со структурой современной адаптивной физической культуры.
2. Рассмотрение основных закономерностей, определяющих формирование адаптивной физической культуры.
3. Изучение основных понятий, средств, форм и методов адаптивной физической культуры при различных заболеваниях.
Поскольку данная дисциплина является логическим продолжением дисциплины “Теория и методика физической культуры”, методические указания могут быть использованы и в области физического образования, и в области адаптивной физической культуры.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура (АФК)– социальный феномен, главной целью которого есть социализация людей с ограниченными физическими возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и физиотерапевтических процедур.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) – наука, изучающая различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные. В отечественном законодательстве таких людей называют инвалидами. Однако в большинстве развитых стран отказались от употребления слова инвалид в связи с негативной психологической нагрузкой. Вместо этого используют такие определения, как: недееспособные лица, люди с физическими дефектами, люди с функциональными ограничениями, люди с особыми потребностями.
Инвалидность – полная или частичная потеря вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, обучению и занятию трудовой деятельностью, т.е. стойкое нарушение общей или профессиональной трудоспособности.
Для каждого инвалида разрабатывают индивидуальную программу адаптивно-реабилитационных мероприятий.
Существуют следующие программы:
1) Социальная защита инвалидов – система правовых, экономических и социально-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение потребностей людей с ограниченными физическими возможностями в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной профессиональной и общественной деятельности и реализацию ими прав наравне со всеми гражданами государства.
2) Реабилитация инвалидов – система медицинских, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма людей, социально-профессиональную адаптацию и интеграцию их в общество.
3) Адаптивная двигательная реабилитация – направлена на восстановление у людей временно утраченных функций после перенесенных заболеваний, травм.
4) Индивидуальная программа реабилитации и адаптации инвалида – комплекс оптимальных для конкретного человека видов, форм и порядка проведения реабилитационных мероприятий.
5) Дефектология – система наук, изучающая психофизические особенности развития лиц с физическими и психическими недостатками, закономерности их воспитания, образования, обучения
6) Адаптивная физическая рекреация – ее содержание направлено на активизацию, поддержку и восстановление физических сил, которые расходуются людьми с ограниченными физическими возможностями за время любой деятельности.
7) Спорт инвалидов, или адаптивный спорт преследует цель – формировать у людей с ограниченными физическими возможностями высокое спортивное мастерство и достижение ими наивысших результатов в различных видах соревновательной деятельности.
АФВ отличается от физической реабилитации присутствием в его содержании значительного объема спортивных игр и рекреативных мероприятий. От спорта АФВ отличает адаптационно-оздоровительная направленность и ориентация на достижение в первую очередь взаимопонимания, которое обеспечивает объединение людей с различными физическими возможностями.
1.1. Характеристика адаптивной физической культуры в России |
В настоящее время АФВ в России осуществляется в системе специального образования – с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования – с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.
В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.2007 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах РФ специальное образование осуществляется в следующих учреждениях:
а) дошкольные образовательные учреждения:
- детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;
- детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детские сады комбинированного вида (входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном состоянии);
б) Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения
I-VIII видов для обучающихся с отклонениями в развитии:
I вид – для глухих;
II вид – для слабослышащих и позднооглохших;
III вид –для слепых;
IV вид – для слабовидящих и поздноослепших;
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид – с задержкой психического развития;
VIII вид – для умственно отсталых детей;
в) образовательные учреждения начального профессионального образования: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии;
г) Московский государственный гуманитарный институт-интернат, где можно получить высшее образование.
Также существуют:
-профессиональные училища (строительные, швейные, сельскохозяйственные);
- учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические школы, вечерние профессиональные училища;
- классы компенсирующего обучения и специальные классы при массовой школе, особенно для детей с задержкой психического развития;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в педагогической и медико-социальной помощи;
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных программах предусмотрены занятия по АФВ не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе).
1.2. Цель и задачи адаптивной физической культуры в России |
Цель АФК – адаптировать людей имеющих функциональные ограничения, к физическим и социальным условиям окружающей среды.
Задачи АФК:
- мобилизовать духовные силы человека, сформировать сознательное отношение к своим возможностям в самореализации;
- оптимизировать функциональное состояние органов и систем, повысить уровень здоровья;
- профилактика осложнений;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки по сохранению и поддержке организма в активном функциональном состоянии;
- содействовать гармоническому физическому развитию;
- сформировать умения и навыки рационализации физической деятельности.
Специальные задачи зависят от нозологии и обусловленных ею нарушений.
Рекомендации и противопоказания к использованию средств АФК во время учебного процесса
Задачи АФК | Рекомендованные средства АФК | Противопоказания | |
1 | 2 | 3 | |
Формирование мотивации | Подвижные игры и эстафеты, цель которых – интересный результат или награда для ученика | Отвлечение внимания ученика | |
Развитие способности концентрировать внимание | Сюжетные игры, имеющие интригу в развитии сюжета; упражнения с предметами, интересными для ученика | Обращение к действиям и вещам, неинтересным для ученика; отвлечение внимания; чрезмерная сложность задачи | |
Вестибулярная тренировка | Раскачивание на качелях, элементы акробатики и гимнастики: быстрые наклоны, приседания, наклоны с поворотами, ходьба, бег, игры с резкими остановками, поворотами, прыжками; подскоки и перемещения на одной ноге; элементы борьбы; танцы. | Упражнения, в которых требуется высокий уровень развития вестибулярной функции; перегрузки вестибулярного аппарата; ролики; плавание без страховки | |
Развитие восприятия времени движения | Ритмическая гимнастика; аэробика; фитнесс; элементы фехтования, бокса; танцы; ходьба и бег на различный счет | Наличие факторов, которые отвлекают ученика | |
Развитие мышечной силы | Атлетизм; элементы гимнастики, стретчинга; упражнения на произвольное расслабление; упражнения для позвоночника: упражнения для глубоких мышц спины, восстановление мышечной симметрии; упражнения для ССС, которые увеличивают капиллярное кровообращение; гимнастика для глаз | Перенапряжение; резкое выполнение упражнений | |
Продолжение табл. 1 | |||
1 | 2 | 3 | |
Формирование правильной осанки | Упражнения, которые формируют правильную посадку головы; упражнения на восстановление симметрии тонуса мышц плечевого, тазового поясов и позвоночника; упражнения, развивающие глубокие мышцы спины, поверхностные мышцы спины; плавание; закаливание; волейбол, художественная гимнастика, танцы; лыжи | Тяжелая атлетика; фехтование; теннис; гандбол; прыжки; длительный бег | |
Ловкость | Элементы акробатики и гимнастики: упражнения на точность, упражнения из необычных исходных положений, с предметами; упражнения на произвольное расслабление мышц, которые не принимают участие в движении; упражнения с изменением скорости; для мелкой моторики рук; подвижные и спортивные игры | Упражнения, требующие высокого уровня развития ловкости; использование предметов, которые могут травмировать ученика; отрицательная оценка результатов ученика учителем | |
Профилактика и ликвидация нарушений гармоничности развития | Атлетизм; фитнесс; плавание; аэробика; гимнастика; спортивные игры; танцы | Виды спорта, которые приводят к нарушениям гармоничности развития ребенка | |
Ликвидация задержки психомоторного развития | Развитие умений и привычек, отвечающих следующему возрастному этапу | Задача, которая по своей сложности ниже способностей ученика или превышает его возможности на момент занятий | |
Увеличение выносливости | Дыхательная гимнастика; аэробные упражнения: ходьба, бег, плавание, упражнения на велотренажерах; аэробика; упражнения для ССС; ближний туризм | Перегрузки | |
Профилактика и ликвидация плоскостопия | Упражнения для развития силы мышц, образующих свод стопы | Упражнения с отягощениями в положении стоя; дальний туризм | |
| |||
Продолжение табл. 1 | |||
1 | 2 | 3 | |
Улучшение функции ССС | Дыхательные упражнения; упражнения улучшающие капиллярное кровообращение; упражнения из облегченных исходных положений для больших и средних групп мышц; аэробные упражнения: плавание, ходьба, ближний туризм; лыжи; танцы; упражнения с предметами | Натуживания; спортивные игры с большим эмоциональным напряжением | |
Ликвидация вегетососудистых расстройств | Закаливание; вестибулярная тренировка; аэробные упражнения. | Натуживания; спортивные игры с большим эмоциональным напряжением; резкие изменения положений тела | |
Улучшение функции зрения | Гимнастика Бейтса; упражнения для шейного отдела позвоночника; упражнения для мышц глаз; упражнения для пальцев рук; подвижные и спортивные игры с мячом; игры с перемещением игроков в пространстве | Натуживания
| |
Нормализация обмена веществ | Упражнения на выносливость; фитнесс; аэробика; элементы гимнастики; дыхательные упражнения; плавание; гребля; лыжи; велосипедный спорт; подвижные игры; ближний туризм | Перегрузки | |
Профилактика и ликвидация нервных расстройств | Ритмическая гимнастика; аэробика; плавание; закаливание; медленные танцы; туризм; упражнения на выносливость; игры | Эмоциональные перегрузки; возбуждающая музыка | |
Ликвидация контрактур | Стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений; выявление, анализ и ликвидация патологических компенсаций; гидроаэробика, плавание | Резкие движения; неадекватные нагрузки на пораженный сустав
| |
1.6. Методы адаптивной физической культуры
В АФК различают следующие методы:
1) репродуктивный – преподаватель подводит ученика к основному умению определенной последовательностью упражнений. Дети анализируют действия, определяют сходства и различия;
2) проблемный – создается проблемная ситуация. Преподаватель предлагает задачу, которая побуждает детей анализировать, сравнивать и делать выводы;
3) игровой – подвижные или спортивные игры с использованием какого-либо сюжета;
4) пропедевтика – изучение представлений ученика; его памяти, мышления, речи, моторики; обучение его ориентации в пространстве и типичных ситуациях; коррекция серьезных недостатков восприятия; привитие навыков дисциплины и повышение трудоспособности; формирование мотивации к тренировкам.
Применяя различные методы при разучивании действий используют следующую последовательность:
1. Ставится задача: учитель обращает внимание учеников на проблемную ситуацию. После того, как ученики восприняли предложенную проблему, преподаватель руководит поиском решения.
2.Создают представление о двигательном действии: преподаватель демонстрирует ученику упражнение; учит его выделять то существенное, что требует усвоения; учитель демонстрирует выполнение данного упражнения в различных ситуациях и просит ученика выполнить изучаемое упражнение.
3. Используют метод повторения: применяют зеркальный, игровой, соревновательный методы.
4. Обсуждают действия на словах: в парах или малых группах обсуждаются проблемы, которые возникли при выполнении изучаемого упражнения.
5. Индивидуальная самостоятельная работа ученика: доведение действий, которые изучаются, до двигательного навыка, а также самостоятельный поиск вариантов выполнения этих действий в новых условиях.
1.7. Формы адаптивной физической культуры
В АФК различают следующие формы:
- утренняя гигиеническая гимнастика. Ее задачи: постепенно активизировать весь организм, нормализовать весь организм;
- уроки – занятия физическими упражнениями в учебных заведениях. Являются основной формой АФК;
- физкультурные паузы – кратковременное изменение деятельности в виде физических упражнений. Имеет большое значение при длительных вынужденных позах в качестве профилактики гиподинамии, осложнений. Рекомендуется проводить 5-7 раз в день продолжительностью 5-7 минут каждая;
- динамические перемены. Предназначены для активного отдыха в учебном процессе;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями;
- прогулки;
- закаливающие процедуры;
- купания, плавание;
- подвижные и спортивные игры;
- туризм;
- элементы спорта;
- спортивные соревнования, спортивные праздники.
Особенности методики АФК.
При работе с глухими обращают внимание на следующее:
1. Правильное положение головы (при глухоте часто для лучшего улавливания звука человек поворачивает или наклоняет голову, что негативно влияет на осанку, позвоночник);
2. Обучение правильному дыханию;
3. Рациональная поза (эта тема важна при поражениях вестибулярного анализатора);
- Фундаментальные свойства движения;
- Произвольные и непроизвольные движения;
- Движение глаз;
- Координация сгибателей и разгибателей;
- Движения и дыхание.
К особенностям методики физического воспитания глухих относятся следующие положения:
- учитель должен владеть знаковой речью;
- используются наглядные пособия, видеоматериалы;
- преподаватель при общении с учениками должен выбирать хорошо освещенное место, стоять лицом к ученикам так, чтобы они хорошо видели артикуляцию;
- при объяснении говорить медленно, четко;
- исключать мимику и жесты, не относящиеся к теме;
- в процессе общения с обучаемыми преподаватель должен обратную реакцию;
- преподаватель должен убедиться, что изучаемый материал понятен;
- каждые 15 минут делать перерывы;
- выбирать игры с простыми правилами. Использовать наглядные, тактильные, кинестатические подсказки (свет, яркие флажки, кегли, мячи);
- избегать подсказок во время игры. При необходимости остановить игру и объяснить правила всем игрокам вместе;
- избегать шума, так как глухие чувствуют вибрацию, которая может дезориентировать;
- организовать страховку и взаимопомощь между обучающимися;
- стараться своевременно распознавать мимические проявления эмоций;
- при повреждениях вестибулярного аппарата избегать упражнений и игр, которые могут вызывать негативные последствия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенкова Г.Д, Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития // Дефектология. – 1983. - № 5. – С. 15-18.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. – К.: Здоровье, 1998. – 480 с.
3. Баранов А.А., Каграманов В.И. Проблемы детской инвалидности: научно-информационное обеспечение // Здравоохр. Рос. Федер. – 1995. - № 3. – С. 27-30.
4. Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического воспитания инвалидов. – Одесса, 1991. – 170 с.
5. Двейрин О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие/ О.А. Двейрин // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000.
6. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
7. Звеньковский В.В. Психология детства./ В.В. Звеньковский.– М.: Академия, 1996.
8. Теория и методика физического воспитания: методика физического воспитания различных групп населения (в 2-х томах) /Под ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – Т.2. – 391 с.
9. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание /Р.В. Чудная. – К.: Наук. думка, 2000. – 360 с.
10. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /Под.
ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.