Занятия физическими упражнениями проводятся в специально предназначенных для этого спортивных помещениях соответствующих учреждений. При этом спортивные сооружения должны соответствовать цели занятия; должны быть доступными для учеников в связи с их нозологией; в наличии должны иметься специальные приспособления и оснащения; учреждения должны быть доступны в транспортном отношении, если сооружение находится не на территории учреждения.
Общие требования к оборудованию:
1) доступность для восприятия ученика (с учетом специфики дефекта);
2) стимулирование ученика к активному действию;
3) возможность решения развивающих задач воспитательного процесса.
Известно, что «предмет формирует понятие». Поэтому практические действия с предметами имеют большое развивающее значение. В связи с этим рекомендуется спортивный инвентарь и оборудование, способные привлечь внимание, заинтересовать: яркие, разнообразных форм и размеров мячи, гимнастические палки и т. д.
1.9. Задачи врачебно-педагогического контроля в адаптивной физической культуре
Врачебно-педагогический контроль – это система медицинских и педагогических наблюдений, которые обеспечивают эффективное использование средств и методов физического воспитания, повышение уровня здоровья и совершенствование физического развития.
В АФВ важно соблюдение этапного, текущего и оперативного контроля.
Задача этапного контроля - оценка уровня развития функциональных возможностей систем и органов, которые лежат в основе двигательной активности. Включает медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. По этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных качеств, регуляция физиологических функций.
Задачи текущего контроля:
- определение соответствия режима нагрузок физиологическим возможностям организма через оценку общей напряженности функционального состояния организма;
- оценка соответствия тренировочного эффекта текущих нагрузок тем, что планировались;
- определение адаптационного потенциала организма на момент исследования: оценка резервов, изменение функциональных возможностей.
Задачи оперативного контроля:
- оценка влияния каждого занятия на организм;
- определение направленности и напряженности нагрузок;
- оценка степени достижения конкретной цели каждого занятия;
- осуществление оперативной коррекции тренировочного эффекта отдельных упражнений и занятия в целом.
В оперативном контроле определяют:
во время нагрузок – температуру тела, ЧСС и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;
после нагрузок – характеристики, которые отражают усталость, изменения электрокардиограммы, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц, параметры, которые характеризуют энергообеспечение нагрузки (уровень лактата, кислотно-щелочное равновесие крови), метаболические показатели, характеризующие нагрузки.
По результатам врачебно-педагогического контроля определяется общая нагрузка на организм ученика.
1.10. Контроль эффективности учебного процесса в адаптивной физической культуре
Эффективность учебного процесса оценивается по тестам, позволяющим определить состояние здоровья занимающегося на данном этапе.
Цель тестирования – выявить сильные и слабые качества ученика при выборе для него средств физического воспитания. С помощью тестирования оценивают главные физиологические компоненты трудоспособности, получают информацию об изменениях в организме, которые происходят в результате занятий.
Медицинское диагностирование включает:
- изучение психоэмоциональной сферы человека с целью создания адекватных условий для наиболее быстрого его выхода из негативного психологического состояния и создания мотивации к активной деятельности;
- определение потребностей в физической и социальной реабилитации. При этом учитывается характер дефекта и сопутствующих заболеваний;
- оценку степени двигательных нарушений;
- определение рекомендованных средств физического воспитания и спорта, а также противопоказаний;
- выявление лимитирующих факторов, которые препятствуют или ограничивают выбор средств физического воспитания или интенсивность тренировочных занятий;
- определение объема и интенсивности учебного процесса;
- выбор специальных мероприятий, которые необходимо проводить до и после тренировок.
1.11. Обязанности преподавателя адаптивной физической культуры
Преподаватель АФК должен выстраивать свою работу в следующем порядке:
1. Определение цели учебной программы и целей ученика.
2. Постановка цели работы с учетом указанных целей обучающегося.
3. Составление прогноза с учетом комплекса показателей, положительных и отрицательных факторов.
4. Определение приоритетов, конечного результата, критериев оценки, системы контроля.
5. Распределение обязанностей.
6. Оценивание затрат сил и материальных затрат на достижение цели.
Задачи преподавателя АФК:
- сбор разнообразной информации об изучаемом объекте;
- направление внимания учащегося на характерные признаки и свойства;
- расширение познавательной деятельности и накопленных ранее знаний;
- разъяснение для обучающихся причин, взаимосвязей и закономерностей движений;
- обеспечение принципа доступности при выполнении двигательного задания;
- формирование мотивации к выработке умения;
- закрепление в словесной форме непосредственных впечатлений, полученных во время выполнения движения;
- установление связи между объектом изучения и окружающей средой.
Алгоритм работы преподавателя:
- изучение диагноза обучающегося;
- тестирование двигательных возможностей обучающегося;
- формирование мотивации обучающегося к занятиям;
- выбор: учебных заданий; материально-технического обеспечения; помощников; средств контроля;
- планирование работы;
- непосредственно учебно-воспитательный процесс.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.