И.А. Евстафьева, О.А. Решетняк
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

для обучающихся

заочной формы обучения

направления подготовки 49.03.02 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

 

 

 

Симферополь 2016


Рекомендовано к печати заседанием кафедры теории и методики физической культуры

От 08.02.2016

протокол № 6

Рекомендовано к печати научно-методическим советом факультета физической культуры и спорта от 27.11.2015

Протокол № 7

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 5

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

6       1.1. Характеристика адаптивной физической культуры в России       1.2. Цель и задачи адаптивной физической культуры в России     1.3. Этапы обучения двигательным действиям   9  

 

1.4. Принципы адаптивной физической культуры

 

10    

 

1.5. Средства адаптивной физической культуры

 

13    

 

1.6. Методы адаптивной физической культуры

 

17    

 

1.7. Формы адаптивной физической культуры

 

  18  

 

1.8. Материально-техническое обеспечение

 

18    

 

1.9. Задачи врачебно-педагогического контроля в адаптивной физической культуре

 

19  

 

1.10. Контроль эффективности учебного процесса в адаптивной физической культуре

 

   

 

1.11. Обязанности преподавателя адаптивной физической культуры

   

 

РАЗДЕЛ 2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ   22    

2.1. Адаптивная физическая культура с глухими

22    

 

2.2. Адаптивная физическая культура со слепыми

24      

 

2.3. Адаптивная физическая культура с людьми, перенесшими ампутацию конечности.

   

 

2.4. Адаптивная физическая культура при поражениях спинного мозга

 

   

 

2.5. Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе

 

   

 

2.6. Адаптивная физическая культура с умственно отсталыми детьми.

   

 

2.7. Адаптивная физическая культура в Доме малютки.

 

     

 

  32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по теории и методике адаптивной физической культуры (АФК) составлены в соответствии с учебным планом для обучающихся заочной формы обучения. Поскольку на самостоятельную работу отведена большая часть времени, методические указания помогут обучающимся овладеть своей специальностью более профессионально.

За основу взят учебник по теории и методике физического воспитания под редакцией Т.Ю. Круцевич (2003).

Задачами методических указаний являются:

1. Ознакомление обучающихся со структурой современной адаптивной физической культуры.

2. Рассмотрение основных закономерностей, определяющих формирование адаптивной физической культуры.

3. Изучение основных понятий, средств, форм и методов адаптивной физической культуры при различных заболеваниях.

Поскольку данная дисциплина является логическим продолжением дисциплины “Теория и методика физической культуры”, методические указания могут быть использованы и в области физического образования, и в области адаптивной физической культуры.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Адаптивная физическая культура (АФК)– социальный феномен, главной целью которого есть социализация людей с ограниченными физическими возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и физиотерапевтических процедур.

Адаптивное физическое воспитание (АФВ) – наука, изучающая различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные. В отечественном законодательстве таких людей называют инвалидами. Однако в большинстве развитых стран отказались от употребления слова инвалид в связи с негативной психологической нагрузкой. Вместо этого используют такие определения, как: недееспособные лица, люди с физическими дефектами, люди с функциональными ограничениями, люди с особыми потребностями.

Инвалидность – полная или частичная потеря вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, обучению и занятию трудовой деятельностью, т.е. стойкое нарушение общей или профессиональной трудоспособности.

Для каждого инвалида разрабатывают индивидуальную программу адаптивно-реабилитационных мероприятий.

Существуют следующие программы:

1) Социальная защита инвалидов – система правовых, экономических и социально-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение потребностей людей с ограниченными физическими возможностями в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной профессиональной и общественной деятельности и реализацию ими прав наравне со всеми гражданами государства.

2) Реабилитация инвалидов – система медицинских, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма людей, социально-профессиональную адаптацию и интеграцию их в общество.

3) Адаптивная двигательная реабилитация – направлена на восстановление у людей временно утраченных функций после перенесенных заболеваний, травм.

4) Индивидуальная программа реабилитации и адаптации инвалида – комплекс оптимальных для конкретного человека видов, форм и порядка проведения реабилитационных мероприятий.

5) Дефектология – система наук, изучающая психофизические особенности развития лиц с физическими и психическими недостатками, закономерности их воспитания, образования, обучения

6) Адаптивная физическая рекреация – ее содержание направлено на активизацию, поддержку и восстановление физических сил, которые расходуются людьми с ограниченными физическими возможностями за время любой деятельности.

7) Спорт инвалидов, или адаптивный спорт преследует цель – формировать у людей с ограниченными физическими возможностями высокое спортивное мастерство и достижение ими наивысших результатов в различных видах соревновательной деятельности.

АФВ отличается от физической реабилитации присутствием в его содержании значительного объема спортивных игр и рекреативных мероприятий. От спорта АФВ отличает адаптационно-оздоровительная направленность и ориентация на достижение в первую очередь взаимопонимания, которое обеспечивает объединение людей с различными физическими возможностями.

 

1.1. Характеристика адаптивной физической культуры в России

В настоящее время АФВ в России осуществляется в системе специального образования – с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования – с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.

В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.2007 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах РФ специальное образование осуществляется в следующих учреждениях:

а) дошкольные образовательные учреждения:

- детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;

- детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детские сады комбинированного вида (входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном состоянии);

б) Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения

I-VIII видов для обучающихся с отклонениями в развитии:

I вид – для глухих;

II вид – для слабослышащих и позднооглохших;

III вид –для слепых;

IV вид – для слабовидящих и поздноослепших;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – с задержкой психического развития;

VIII вид – для умственно отсталых детей;

в) образовательные учреждения начального профессионального образования: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии;

г) Московский государственный гуманитарный институт-интернат, где можно получить высшее образование.

Также существуют:

-профессиональные училища (строительные, швейные, сельскохозяйственные);

- учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические школы, вечерние профессиональные училища;

- классы компенсирующего обучения и специальные классы при массовой школе, особенно для детей с задержкой психического развития;

- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в педагогической и медико-социальной помощи;

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.

Во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных программах предусмотрены занятия по АФВ не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе).

 

1.2. Цель и задачи адаптивной физической культуры в России  

Цель АФК адаптировать людей имеющих функциональные ограничения, к физическим и социальным условиям окружающей среды.

Задачи АФК:

- мобилизовать духовные силы человека, сформировать сознательное отношение к своим возможностям в самореализации;

- оптимизировать функциональное состояние органов и систем, повысить уровень здоровья;

- профилактика осложнений;

- сформировать необходимые знания, умения и навыки по сохранению и поддержке организма в активном функциональном состоянии;

- содействовать гармоническому физическому развитию;

- сформировать умения и навыки рационализации физической деятельности.

Специальные задачи зависят от нозологии и обусловленных ею нарушений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.