МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
для обучающихся
заочной формы обучения
направления подготовки 49.03.02 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Симферополь 2016
Рекомендовано к печати заседанием кафедры теории и методики физической культуры
От 08.02.2016
протокол № 6
Рекомендовано к печати научно-методическим советом факультета физической культуры и спорта от 27.11.2015
Протокол № 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
|
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.4. Принципы адаптивной физической культуры
1.5. Средства адаптивной физической культуры
1.6. Методы адаптивной физической культуры
1.7. Формы адаптивной физической культуры
1.8. Материально-техническое обеспечение
1.9. Задачи врачебно-педагогического контроля в адаптивной физической культуре
1.10. Контроль эффективности учебного процесса в адаптивной физической культуре
1.11. Обязанности преподавателя адаптивной физической культуры
2.1. Адаптивная физическая культура с глухими
2.2. Адаптивная физическая культура со слепыми
2.3. Адаптивная физическая культура с людьми, перенесшими ампутацию конечности.
2.4. Адаптивная физическая культура при поражениях спинного мозга
2.5. Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе
2.6. Адаптивная физическая культура с умственно отсталыми детьми.
2.7. Адаптивная физическая культура в Доме малютки.
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по теории и методике адаптивной физической культуры (АФК) составлены в соответствии с учебным планом для обучающихся заочной формы обучения. Поскольку на самостоятельную работу отведена большая часть времени, методические указания помогут обучающимся овладеть своей специальностью более профессионально.
За основу взят учебник по теории и методике физического воспитания под редакцией Т.Ю. Круцевич (2003).
Задачами методических указаний являются:
1. Ознакомление обучающихся со структурой современной адаптивной физической культуры.
2. Рассмотрение основных закономерностей, определяющих формирование адаптивной физической культуры.
3. Изучение основных понятий, средств, форм и методов адаптивной физической культуры при различных заболеваниях.
Поскольку данная дисциплина является логическим продолжением дисциплины “Теория и методика физической культуры”, методические указания могут быть использованы и в области физического образования, и в области адаптивной физической культуры.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура (АФК)– социальный феномен, главной целью которого есть социализация людей с ограниченными физическими возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и физиотерапевтических процедур.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) – наука, изучающая различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные. В отечественном законодательстве таких людей называют инвалидами. Однако в большинстве развитых стран отказались от употребления слова инвалид в связи с негативной психологической нагрузкой. Вместо этого используют такие определения, как: недееспособные лица, люди с физическими дефектами, люди с функциональными ограничениями, люди с особыми потребностями.
Инвалидность – полная или частичная потеря вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, обучению и занятию трудовой деятельностью, т.е. стойкое нарушение общей или профессиональной трудоспособности.
Для каждого инвалида разрабатывают индивидуальную программу адаптивно-реабилитационных мероприятий.
Существуют следующие программы:
1) Социальная защита инвалидов – система правовых, экономических и социально-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение потребностей людей с ограниченными физическими возможностями в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной профессиональной и общественной деятельности и реализацию ими прав наравне со всеми гражданами государства.
2) Реабилитация инвалидов – система медицинских, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма людей, социально-профессиональную адаптацию и интеграцию их в общество.
3) Адаптивная двигательная реабилитация – направлена на восстановление у людей временно утраченных функций после перенесенных заболеваний, травм.
4) Индивидуальная программа реабилитации и адаптации инвалида – комплекс оптимальных для конкретного человека видов, форм и порядка проведения реабилитационных мероприятий.
5) Дефектология – система наук, изучающая психофизические особенности развития лиц с физическими и психическими недостатками, закономерности их воспитания, образования, обучения
6) Адаптивная физическая рекреация – ее содержание направлено на активизацию, поддержку и восстановление физических сил, которые расходуются людьми с ограниченными физическими возможностями за время любой деятельности.
7) Спорт инвалидов, или адаптивный спорт преследует цель – формировать у людей с ограниченными физическими возможностями высокое спортивное мастерство и достижение ими наивысших результатов в различных видах соревновательной деятельности.
АФВ отличается от физической реабилитации присутствием в его содержании значительного объема спортивных игр и рекреативных мероприятий. От спорта АФВ отличает адаптационно-оздоровительная направленность и ориентация на достижение в первую очередь взаимопонимания, которое обеспечивает объединение людей с различными физическими возможностями.
1.1. Характеристика адаптивной физической культуры в России |
В настоящее время АФВ в России осуществляется в системе специального образования – с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования – с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.
В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.2007 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах РФ специальное образование осуществляется в следующих учреждениях:
а) дошкольные образовательные учреждения:
- детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;
- детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детские сады комбинированного вида (входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном состоянии);
б) Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения
I-VIII видов для обучающихся с отклонениями в развитии:
I вид – для глухих;
II вид – для слабослышащих и позднооглохших;
III вид –для слепых;
IV вид – для слабовидящих и поздноослепших;
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид – с задержкой психического развития;
VIII вид – для умственно отсталых детей;
в) образовательные учреждения начального профессионального образования: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии;
г) Московский государственный гуманитарный институт-интернат, где можно получить высшее образование.
Также существуют:
-профессиональные училища (строительные, швейные, сельскохозяйственные);
- учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические школы, вечерние профессиональные училища;
- классы компенсирующего обучения и специальные классы при массовой школе, особенно для детей с задержкой психического развития;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в педагогической и медико-социальной помощи;
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных программах предусмотрены занятия по АФВ не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе).
1.2. Цель и задачи адаптивной физической культуры в России |
Цель АФК – адаптировать людей имеющих функциональные ограничения, к физическим и социальным условиям окружающей среды.
Задачи АФК:
- мобилизовать духовные силы человека, сформировать сознательное отношение к своим возможностям в самореализации;
- оптимизировать функциональное состояние органов и систем, повысить уровень здоровья;
- профилактика осложнений;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки по сохранению и поддержке организма в активном функциональном состоянии;
- содействовать гармоническому физическому развитию;
- сформировать умения и навыки рационализации физической деятельности.
Специальные задачи зависят от нозологии и обусловленных ею нарушений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.