1. Взрослый убирает экран и обращает внимание ребенка на игрушки (грибы, фишки, матрешки, палочки). Затем дает задание: «Возьми столько игрушек, сколько у меня. Проверь». Такие задания предлагаются с различным количеством предметов и разнообразным счетным материалом.
2. Перед ребенком располагаются три куклы, у учителя-дефектолога в руке флажки, которые он дает ребенку со словами: «Сосчитай, сколько надо взять флажков, чтобы у каждой куклы было по одному флажку».
3. Педагог дает ребенку карточку, на которой нарисованы квадраты, отдельно лежат круги. Задание: «Положи на каждый квадрат круг. Проверь, одинаковое ли количество кругов и квадратов».
4. Взрослый предлагает ребенку лист с нарисованными контурами грибов, игрушки-грибы, цветные карандаши. Задание: «Раскрась столько грибов, сколько я поставлю перед тобой игрушек (ставит грибы в количестве меньшем, чем нарисовано)».
5. Педагог предлагает ребенку лист бумаги, карандаши, ставит вазу с двумя-тремя яблоками или другими фруктами. Задание: «Сосчитай, сколько яблок лежит в вазе, потом нарисуй столько же».
6. Взрослый предлагает ребенку карточку, на которой нарисованы грибы, выкладывает изображения листьев и просит ребенка: «Положи на нижнюю полоску на один листок больше, чем нарисовано грибов на верхней полоске». Затем предлагается следующее задание:
«Положи на нижнюю полоску на один листок меньше, чем нарисовано грибов на верхней полоске».
В результате выполнения заданий 1-6 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, принимает ли задание, соотносит ли количество предметов с соответствующим количеством объемных и плоскостных моделей, используя способы проверки: приложение и наложение.
Сравнение групп множеств на основе отвлеченных счетных операций (для детей старшего дошкольного возраста).
Педагог предлагает эти задания в том случае, если ребенок может выполнить задания на конкретном счетном материале.
Варианты вопросов: «Сколько больше: три стола или два стула, одна машина или две машины?» и т. п.
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, умеет ли выполнять задание на соотнесение количества двух множеств отвлеченно.
владение УМЕНИЕМ РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
(старший дошкольный возраст)
Решение задач-драматизаций.
1. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с открытым результатом. Взрослый рассказывает текст задачи, а ребенок проигрывает действия. Варианты текстов задачи:
«На столе стояло две чашки, потом ты поставил еще одну чашку. Сколько чашек стоит на столе?»
«В вазе было четыре яблока, одно яблоко ты взял из вазы. Сколько яблок осталось лежать в вазе?»
2. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с закрытым результатом, взрослый сопровождает текст задачи игровыми действиями. Варианты текстов задачи:
«В коробке лежало два карандаша, потом ты положил в коробку еще один карандаш и закрыл ее. Сколько карандашей стало в коробке?»
«В папке лежало три книги, одну книгу ты достал из папки. Сколько книг осталось в папке?»
Решение задач-иллюстраций.
Варианты задач:
«На дереве сидело три птички. Потом прилетела еще одна птичка. Сколько птичек на дереве?»
«У девочки в руках было три шарика. Один шарик улетел. Сколько шариков осталось в руках у девочки?» ;
«В гараже стояло три машины. Одна машина уехала из гаража. Сколько машин осталось в гараже?»
В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок текст задачи, умеет ли выполнять игровые действия, направленные на изменение количественных отношений в соответствии с содержанием задачи, умеет ли выполнять арифметические действия в соответствии условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко).
Составление арифметических задач по наглядно представленным ситуациям (моделям, последовательным и ситуационным картинкам).
1. Педагог предлагает ребенку различные предметы (флажки, цветы, яблоки), дает задание: «Выбери то, о чем ты хочешь составить задачу, расскажи ее».
2. Педагог в логической последовательности предлагает ребенку картинки для составления задач и говорит: «Посмотри на картинки и составь по ним задачу».
Варианты картинок:
«На одной картинке нарисована девочка, у нее в руках два цветка, на второй картинке мальчик дает девочке еще один цветок»
«Белка срывает гриб, на полянке остаются еще два
гриба».
В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок смысл слова «задача», умеет ли он составить задачу с использованием наглядного материала, выполнять арифметические действия в соответствии
условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко).
Выявление знаний цифр и соотнесение их с количеством предметов (старший дошкольный возраст).
1. Ребенку предлагаются цифры от 1 до 5. Педагог просит: «Разложи по порядку цифры от 1 до 5».
2. Ребенку предлагается посчитать количество игрушек и положить цифру рядом с ними. Педагог расставляет за экраном игрушки группами от одной до пяти без учета последовательности счета. Экран убирается, взрослый предлагает рассмотреть игрушки, сосчитать их количество в каждой группе и подобрать соответствующую цифру, положить ее рядом с группой игрушек.
3. Педагог предлагает карточки, на которых нарисованы картинки одного наименования в различных количествах — от одного до шести. Ребенку предлагается положить под каждую картинку цифру, соответствующую количеству изображенных на картинке предметов.
В результате выполнения заданий 1—3 фиксируется, знает ли ребенок названия цифр и их последовательность, умеет ли располагать цифры в логической последовательности, соотносит ли цифру с соответствующим количеством объемных и плоскостных моделей и т. п.
владение СЛОВАРЕМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.