Сравнение групп множеств на основе счетных операций на конкретном материале (сложение, вычитание)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Взрослый убирает экран и обращает внимание ре­бенка на игрушки (грибы, фишки, матрешки, палочки). Затем дает задание: «Возьми столько игрушек, сколько у меня. Проверь». Такие задания предлагаются с раз­личным количеством предметов и разнообразным счет­ным материалом.              

2. Перед ребенком располагаются три куклы, у учителя-дефектолога в руке флажки, которые он дает ре­бенку со словами: «Сосчитай, сколько надо взять флаж­ков, чтобы у каждой куклы было по одному флажку».

3. Педагог дает ребенку карточку, на которой нари­сованы квадраты, отдельно лежат круги. Задание: «По­ложи на каждый квадрат круг. Проверь, одинаковое ли количество кругов и квадратов».

4. Взрослый предлагает ребенку лист с нарисован­ными контурами грибов, игрушки-грибы, цветные ка­рандаши. Задание: «Раскрась столько грибов, сколько я поставлю перед тобой игрушек (ставит грибы в количе­стве меньшем, чем нарисовано)».

5. Педагог предлагает ребенку лист бумаги, каран­даши, ставит вазу с двумя-тремя яблоками или другими фруктами. Задание: «Сосчитай, сколько яблок лежит в вазе, потом нарисуй столько же».

6. Взрослый предлагает ребенку карточку, на кото­рой нарисованы грибы, выкладывает изображения ли­стьев и просит ребенка: «Положи на нижнюю полоску на один листок больше, чем нарисовано грибов на верх­ней полоске». Затем предлагается следующее задание:

«Положи на нижнюю полоску на один листок меньше, чем нарисовано грибов на верхней полоске».

В результате выполнения заданий 1-6 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, прини­мает ли задание, соотносит ли количество предметов с соответствующим количеством объемных и плоскост­ных моделей, используя способы проверки: приложение и наложение.           

Сравнение групп множеств на основе отвлечен­ных счетных операций (для детей старшего дошколь­ного возраста).

Педагог предлагает эти задания в том случае, если ребенок может выполнить задания на конкретном счет­ном материале.

Варианты вопросов: «Сколько больше: три стола или два стула, одна машина или две машины?» и т. п.

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, умеет ли выполнять задание на соотнесение количе­ства двух множеств отвлеченно.

владение УМЕНИЕМ РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

(старший дошкольный возраст)

Решение задач-драматизаций.

1. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с открытым результатом. Взрослый рас­сказывает текст задачи, а ребенок проигрывает дейст­вия. Варианты текстов задачи:

 «На столе стояло две чашки, потом ты поставил еще одну чашку. Сколько чашек стоит на столе?»

«В вазе было четыре яблока, одно яблоко ты взял из вазы. Сколько яблок осталось лежать в вазе?»

2. Педагог предлагает ребенку решить задачу-драматизацию с закрытым результатом, взрослый со­провождает текст задачи игровыми действиями. Вари­анты текстов задачи:

«В коробке лежало два карандаша, потом ты поло­жил в коробку еще один карандаш и закрыл ее. Сколько карандашей стало в коробке?»

«В папке лежало три книги, одну книгу ты достал из папки. Сколько книг осталось в папке?»

Решение задач-иллюстраций.

Варианты задач:

«На дереве сидело три птички. Потом прилетела еще одна птичка. Сколько птичек на дереве?»

«У девочки в руках было три шарика. Один шарик улетел. Сколько шариков осталось в руках у девочки?» ;

«В гараже стояло три машины. Одна машина уехала из гаража. Сколько машин осталось в гараже?»

В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок текст задачи, умеет ли выполнять игровые действия, направленные на изменение количе­ственных отношений в соответствии с содержанием за­дачи, умеет ли выполнять арифметические действия в соответствии условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко).

Составление арифметических задач по наглядно представленным ситуациям (моделям, последова­тельным и ситуационным картинкам).

1. Педагог предлагает ребенку различные предметы (флажки, цветы, яблоки), дает задание: «Выбери то, о чем ты хочешь составить задачу, расскажи ее».

2. Педагог в логической последовательности пред­лагает ребенку картинки для составления задач и гово­рит: «Посмотри на картинки и составь по ним задачу».

Варианты картинок:

«На одной картинке нарисована девочка, у нее в ру­ках два цветка, на второй картинке мальчик дает девоч­ке еще один цветок»

«Белка срывает гриб, на полянке остаются еще два

гриба».  

В результате выполнения заданий фиксируется, понимает ли ребенок смысл слова «задача», умеет ли он составить задачу с использованием наглядного материа­ла, выполнять арифметические действия в соответствии

условием задачи, находить ответ задачи, называть его (полно или кратко).

Выявление знаний цифр и соотнесение их с коли­чеством предметов (старший дошкольный возраст).

1. Ребенку предлагаются цифры от 1 до 5. Педагог просит: «Разложи по порядку цифры от 1 до 5».

2. Ребенку предлагается посчитать количество иг­рушек и положить цифру рядом с ними. Педагог рас­ставляет за экраном игрушки группами от одной до пяти без учета последовательности счета. Экран убирается, взрослый предлагает рассмотреть игрушки, со­считать их количество в каждой группе и подобрать соответствующую цифру, положить ее рядом с груп­пой игрушек.

3. Педагог предлагает карточки, на которых нари­сованы картинки одного наименования в различных количествах — от одного до шести. Ребенку предлага­ется положить под каждую картинку цифру, соответ­ствующую количеству изображенных на картинке предметов.

В результате выполнения заданий 1—3 фиксирует­ся, знает ли ребенок названия цифр и их последова­тельность, умеет ли располагать цифры в логической последовательности, соотносит ли цифру с соответст­вующим количеством объемных и плоскостных моде­лей и т. п.

владение СЛОВАРЕМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.