ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По окончании первого этапа у детей с интеллекту­альной недостаточностью могут быть сформированы:

- действия с игрушками и их изображениями, вы­полняемыми в контексте математического содержания на фоне положительных эмоциональных реакций;

- действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- понимание названий игрушек и словесного обо­значения выполняемых с ними действий;

- умение выделять совокупности множеств (много, мало, пусто — нет) по подражанию и образцу действия взрослого;

- умение выбрать геометрическое тело (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по сло­весной инструкции;

- навыки перемещения в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и само­стоятельно;

- умение показать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши

и т. п.);

— умение перемещать различные предметы вперед

и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инст­рукции;

— узнавание и называние на основе наиболее харак­терных признаков (по наблюдениям в природе, по изо­бражениям на картинках) времен года — лето и зима, частей суток — ночь и день.

 

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

На втором этапе формирование элементарных мате­матических представлений выделяется в специальный раздел программы, в котором определен круг педагоги­ческих задач, непосредственно направленных на мате­матическое развитие детей.

На этом этапе педагоги наибольшее внимание уде­ляют дидактическим, сюжетно-дидактическим, театра­лизованным играм и разнообразным игровым упражне­ниям с математическим содержанием: игры с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями. За­нятия по формированию элементарных математических представлений проводит учитель-дефектолог с группа­ми детей по пять-шесть человек. Действенной формой организации работы являются комплексные занятия, которые объединяются единой сюжетной линией (темой). В процессе такого занятия решается широкий круг за­дач, которые не исчерпываются формированием, к при­меру, только количественных, временных или про­странственных представлений, а предполагают также развитие речи, знаний о себе и окружающем мире или обучение конструированию. Комплексное занятие со­единяется единой логической цепочкой, представляю­щей собой игровую сюжетную линию, основанную на каком-либо интересном для детей литературном произ­ведении, театральном действии и т. п.

Учитель-дефектолог уделяет внимание развитию элементарных математических представлений и в про­цессе индивидуальных занятий, основная цель которых — реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ, обеспечивающих раскрытие и акти­визацию потенциальных возможностей каждого ребен­ка. Однако содержание индивидуальных занятий не должно дублировать то, что ребенок уже усвоил на подгрупповых занятиях. Оно направляется на расширение знаний и дальнейшее развитие ребенка. Таким обра­зом, на занятиях по развитию математических пред­ставлений учитель-дефектолог использует игровую (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные игры), элементарную трудовую (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивную и изо­бразительную деятельность, которая направлена на расширение, уточнение и закрепление данных пред­ставлений.

Переход на второй этап развития элементарных ма­тематических представлений возможен только после того, как ребенок освоит содержание первого этапа. Для определения готовности к переходу ребенка с одного этапа на другой учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели и другие специалисты проводят специальное диагностическое обследование, определяющее зону ближайшего и актуального матема­тического развития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

На втором этапе формирования элементарных мате­матических представлений у детей с недостатками ин­теллекта решаются следующие задачи:

- обучение детей обыгрыванию предметов, дейст­виям с ними в процессе игр с математическим содержа­нием;

- развитие совместных действий детей и взрослых в играх и игровых упражнениях с математическим со­держанием;

- формирование умения действовать по подража­нию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;

- ознакомление детей со способами проверки пу­тем наложения и приложения для определения коли­чества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;                          

- обучение показу и моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических средств (показ руками, изо­бражение пантомимикой после предварительного так­тильного и зрительного обследования предметов, их моделей);                     

- обогащение опыта выполнения ориентировочных действий путем выработки умений предварительно рас­сматривать, называя, показывая по образцу и по словес­ной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;  

- обучение действиям со множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- ознакомление детей с некоторыми общими прин­ципами счета: понятие об устойчивости порядка числи­тельных при счете; понимание принципа «один к одно­му», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понятие об итоге счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая со­вокупность объектов может быть сосчитана;

- формирование умения считать объекты в любом порядке;

- формирование элементарных счетных действий с множествами предметов на основе слухового, тактиль­ного и зрительного восприятия;

- формирование сенсорно-перцептивной способ­ности;

- обучение узнаванию количества предметов, фор­мы, величины на ощупь, зрительно;

- узнавание количества звуков на слух;

- формирование операционально-технической сто­роны деятельности: обучение действовать одной и дву­мя руками (удерживать, приближать, поворачивать, рас­ставлять фигуры в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

- развитие зрительно-двигательной координации, обучение прослеживанию взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

- формирование умения узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

- обучение изображению цифр 1, 2, 3 (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);

- развитие умения определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, подо мной);

- формирование умения перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;

- формирование умения соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

- формирование умения образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы и множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой/маленький, широкий/узкий, высокий/низкий), по количеству (в пределах трех);

- формирование представлений о времени: про­должать учить детей по наиболее характерным призна­кам (наблюдения в природе, изображения на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (лето и зима) и части су­ток (день и ночь).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Количественные представления:

- устойчивость порядка числительных при счете;

- действия «присчитывания»: к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное;

- обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитан­ного количества на пальцах;

- счет объектов в любом порядке с целью форми­рования представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана;

- выделение одного, двух, трех предметов из мно­жества и группировка предметов в множества;

- соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или кар­тинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов);

- объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на цвет (красный, желтый и зеленый), форму (куб, шар, треугольная призма-крыша, квадрат, круг, треугольник), величину {большой/маленький, длинный/короткий);

- состав числа в пределах трех;

- выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих дейст­вий с использованием приемов прикладывания или на­кладывания одного количества предметов или картинок на другое;

- последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трех) на основе использова­ния зрительного и/или тактильного анализатора;

- выполнение хлопков, ударов молоточком или ба­рабанной палочкой по заданному количеству, ориенти­руясь на слово, названное педагогом;

- выделение одного, двух, трех предметов на осно­ве тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».                     

- цифры 1, 2, 3;

- идентификация и выделение по словесной инст­рукции предметных множеств в пределах трех;

- рисование цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина;

конструирование их из палочек и т. п.;

- арифметические задачи с открытым результатом на наглядном материале в пределах двух-трех объектов (по примеру действий взрослого).

Представления о форме:

- выделение шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по образцу и словесной инструкции;

- группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, круги, квадраты, тре­угольники) по образцу и словесной инструкции;

- соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. п.);

- воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника (с помощью взрослого и самостоятельно);     

- идентификация и выделение по словесной инст­рукции предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, круги, квадраты, треугольники).

Представления о величине:

- знакомство с величиной предметов путем сопос­тавления двух объектов (большой/маленький, длин­ный/короткий, высокий/низкий), используя приемы на­ложения и приложения;

- раскрашивание, штриховка, обводка по трафаре­там, по опорным точкам изображений различной вели­чины (совместные действия, действия по подражанию);

- формирование представлений об относительно­сти и транзитивности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве:

- перемещение в пространстве различных помеще­ний (комнаты, кабинета учителя-дефектолога, логопеда, музыкального зала, физкультурного зала, столовой и т. п.) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

- ориентировка в схеме тела и лица (голова, руки, ноги, туловище, глаза, нос, уши и т. п.);

 - обводка карандашом по контурам ладони и пальцев с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим расположе­нию руки, в играх типа «Сделай так же, как нарисовано»;

- выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.), по подражанию дей­ствиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

- использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа пространственных отно­шений, сопровождение действий речью или пантоми­мическими движениями (большой — руки разводятся широко, длинный — руки разводятся в стороны, пока­зывая протяженность и т. п.).

Временные представления:

  - наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег);

- узнавание и называние по наиболее характерным признакам (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времен года: лето и зима, весна и осень',

- изображение явлений погоды с помощью имита­ционных действий: холодно — нахмуриться и сжаться;

тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть ру­ки, как бы подставляя их солнцу; дождь — постукива­ние пальцами рук по поверхности пола или стола, со­провождаемое словами «кап-кап» и т. п.;    

— знакомство с астрономическими символами: солн­цем, луной, звездами — в окружающем пространстве и по иллюстрациям;

— имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (ут­ром, днем и ночью) по подражанию действиям взрос­лых, по образцу, а по возможности и по словесной ин­струкции;

- рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Игры-эксперименты с природным материалом:

«Налей воду в разные кастрюли», «Пускаем кораблики в большом и маленьком озере (тазу)», «Ловля рыбок» (количество, цвет, величина), «Насыпь песок в чашки», «Налей цветную воду в разные кувшины», «Следы на песке» (количество, величина), «Следы на полу», «На­полни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький (высокий и низ­кий) кувшины», «Игра с уточками в тазу» (количество, цвет, величина), «Игра с корабликами в бассейне (тазу)» (количество, цвет, величина), «Печем куличи (формочки с изображением геометрических фигур, цифр, предме­тов разной величины)», «Плавающие листья и цветы, шишки» (количество, величина) и т. п.

Игры-упражнения с бросовым материалом и бу­магой: «Цветной салют» (количество, цвет, форма), «Бумажные снежинки» (количество, форма, величина), «Склеивание листочков бумаги» (величина, деление це­лого на части), «Наши следы на бумаге» (количество, величина), «Наши ладошки на бумаге» (количество, цвет, величина), «Башня из банок» (величина, количест­во), «Картина из скорлупы» (количество, размер, форма) и т. п.

Игры с предметами-орудиями: игры-упражнения — «Накроем кастрюли крышками» (количество, величина), «Разложим посуду на подносы» (количество), «Чашки и ложки» (количество), «Мамин стол» (количество) и т. п.; игры-эксперименты — «Пустые и полные кастрю­ли» (величина, количество), «Наливаем чай в чашки — заварка и вода» (количество), «Салфетки для кукол» (форма, величина, количество) и т. п.

Игры с Монтессори-материалом: «Розовая башня» (величина, количество), «Коричневая лестница» (вели­чина, количество), «Красные штанги» (величина, коли­чество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конст­руктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), «Ме­таллические (пластмассовые) вкладыши» (форма, вели­чина).

Дидактические игры: «Цветные шары» (форма, ко­личество, величина), «Цветные кубики» (форма, коли­чество, величина), «Цвет и форма» (форма, количество, величина), «Найди свою метку» (форма, количество, ве­личина), «Катание шаров» (форма, величина, количест­во), «Катание шаров через ворота» (форма, количество), «Угадай, -что в .чудесном мешочке (под салфеткой)» (форма), «Бабочки и цветы» (количество, величина), «Листья и божьи коровки» (количество, величина), «Иг­ра с уточками в речке» (количество, величина), «Подбе­рем куклам одежду» (величина), «Игра с матрешками» (величина), «Принесем игрушки» (количество), «Ключи к замкам» (форма, величина), «Машины и гаражи» (форма), «Сосчитай-ка (удары в бубен, сопровождение ударов мазками кисточкой, примакиванием кисточки)», «Подбери картинки к большой картине» (времена года), «Когда это бывает?» (времена года, части суток), «Вол­шебные прищепки» (количество, пространственные представления)и т. п.

Сюжетпо-дидактические игры: «Магазин игру­шек» (цвет, форма, величина, количество), «Овощной магазин» (количество), «Веселый зоосад» (количество, величина), «День рождения куклы Ани» (количество, форма) и т. п.                        

Режиссерские игры с тальниковым театром:

«Волк и козлята» (количество, пространственная ориен­тировка), «Волшебные кубики и шары» — пальчиковый театр из кубиков и шариков для настольного тенниса (пространственная ориентировка, количество, форма) и т. п.; театр на рукавичках «Веселые рукавички» (коли­чество, форма, пространственная ориентировка) и т. п.;

театр кукол бибабо: «Репка» (пространственная ориен­тировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и вре­менная ориентировка, количество), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество) и т. п.

Игры-драматизации: «Кошка и котята» (количест­во, пространственная и временная ориентировка), «Ку­рочка и цыплята» (количество, пространственная и вре­менная ориентировка), «Зайчики на полянке» (количество, величина, пространственная и временная ориентировка), «Бабочки на полянке» (количество, про­странственная и временная ориентировка), «Лягушата и бабочки у озера» (количество, временная и пространст­венная ориентировка), «Снеговики и солнце» (количест­во, временные представления), «Ежи и грибы» (количе­ство, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песе­нок и потешек, стихотворений, кумулятивных и автор­ских сказок.

Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные и пространст­венные представления), «Солнце и луна», «Земля в раз­ные времена года» (временные представления), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зайчики» (про­странственная ориентировка, количество) и т. п.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По окончании второго этапа обучения элементар­ным математическим знаниям дети дошкольного воз­раста с интеллектуальной недостаточностью могут нау­читься:

- выбирать необходимые по размеру и форме емкости для игровой и трудовой деятельности;

— пользоваться приемами наложения и приложения для соотнесения предметов, их объемных и плоскост­ных моделей по величине и форме;    

— выполнять имитационные действия, направлен­ные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомими­ческих средств (показ руками, движения частей тела — тяжело, легко) на основе предварительного так­тильного и зрительного обследования предметов, их моделей;         

- использовать ориентировочные действия в про­цессе предварительного рассматривания, самостоя­тельного называния формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых и числовых множеств и соотнесении предметов по величине в совместной дея­тельности со взрослым;

- последовательно выделять рассредоточенные в пространстве и непосредственно не охватываемые взглядом однородные предметы в помещении (группо­вой комнате, кабинете учителя-дефектолога, логопеда и других помещениях) с помощью взрослого, по образцу и словесной инструкции;

— выделять общее необходимое количество пред­метов независимо от их пространственного расположе­ния и качественных признаков в процессе игр и игровых упражнений;

— считать предметы и выполнять счетные действия в пределах трех предметов на основе слухового, так­тильного и зрительного восприятия;

- называть итог счета с предварительным обводя­щим движением, объединяющим группу сосчитанных предметов, показывать количество предметов на паль­цах и называть его;

- выделять цифры 1/2, 3 и соотносить их с соот­ветствующим количеством пальцев и предметов, рисо­вать, конструировать, лепить цифры 1, 2, 3 с помощью взрослого, по примеру взрослого и самостоятельно;

- самостоятельно показывать основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.), назы­вать с использованием при необходимости (при тяже­лом нарушении речи) пиктограмм;

- выбрать геометрическую фигуру (шар, куб, круг, квадрат), цифру (из трех) с помощью взрослого, по об­разцу и самостоятельно;

- объединять предметы, игрушки, их изображения, фигуры в группы по форме (шары, кубы, круги, квадра­ты); по величине (большой/маленький, широкий/узкий, высокий/низкий); на основе выделения знаков — цифр;

- узнавать изображения, называть времена года (зима и лето), части суток (день и ночь) по наиболее ха­рактерным признакам, формируемым в процессе на­блюдений в природе, рассматривания иллюстративного материала;

- эмоционально общаться с педагогом и с детьми в играх, на занятиях (с использованием вербальных и не­вербальных средств общения) по формированию эле­ментарных математических представлений;

- пользоваться элементарной математической лек­сикой: много/один, много/мало, по одному, ни одного, совсем нет, пусто, столько же, поровну, боль­ше/меньше, друг на друга; вопросами: сколько? по скольку?; глаголами, означающими противоположные направления: поставили/убрали, прилетели/улетели, приехали/уехали, принесли/унесли и т. п.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

На третьем этапе обучения у детей с недоразвитием интеллекта продолжается формирование элементарных математических представлений. Оно проводится учителем-дефектологом в процессе групповых и индивиду­альных занятий. Математические представления актив­но используются и закрепляются на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения на занятиях по элемен­тарной математике, на предматематических занятиях происходит накопление чувственного и информативно­го опыта. Не менее важно и опосредованное обучение в играх, в досуговых мероприятиях, в процессе организа­ции и проведения различных праздников.

Формирование элементарных математических пред­ставлений проводится на комплексной основе с разви­тием самых разнообразных видов деятельности. Поэто­му на третьем этапе педагоги большое внимание уделяют дидактическим играм и разнообразным игро­вым упражнениями с математическим содержанием: иг­ры с водой, песком, различными сыпучими материала­ми, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональные дидактические игры. Таким образом, на третьем этапе игровая (дидактиче­ские, сюжетно-дидактические, театрализованные и под­вижные игры), трудовая (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивная и изобразительная дея­тельность детей направлена на расширение, уточнение и закрепление элементарных математических представ­лений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

На третьем этапе предматематического образования детей с нарушенным развитием в качестве основных выступают следующие задачи:

- совершенствование совместных действий детей и взрослых в играх и игровых упражнениях с математиче­ским содержанием; дальнейшее обучение обыгрыванию предметов, действиям с ними в играх с математическим содержанием;

 - дальнейшее обучение действиям по образцу, по словесной инструкции;

- совершенствование навыков пользования спосо­бами проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

- обучение моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомимических средств (показ руками, пантомимиче­ские движения — длинный/короткий, высокий/низкий и т. п.) на основе предварительного тактильного и зри­тельного обследования предметов, их моделей;

- расширение ориентировочных действий, форми­рование умения предварительно рассматривать, назы­вая, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в ок­ружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- дальнейшее формирование у детей некоторых общих принципов счета: представления об устойчиво­сти порядка числительных при счете; понимание детьми принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное;

- понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчита­на; умение считать объекты в любом порядке;

- формирование представлений о независимости количества элементов множества от пространственно­го расположения и качественных признаков предме­тов, составляющих множество, в играх и игровых упражнениях;

- дальнейшее обучение образованию последующе­го числа добавлением одного предмета к группе, преды­дущего — удалением одного предмета из группы;

- совершенствование элементарных счетных дей­ствий с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- формирование операционально-технической сто­роны деятельности: действий одной и двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т.п.);

- совершенствование зрительно-двигательной ко­ординации, обучение прослеживанию взглядом за дви­жением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

- знакомство детей с количеством в пределах пяти;

- обучение узнаванию цифр 1, 2, 3, 4, 5 и соотно­шению их с соответствующим количеством пальцев и предметов; изображению цифр 1, 2, 3, 4, 5 (рисованию, конструированию, лепке и т. п.);

- обучение называнию цифрового ряда, выкладыванию цифр в определенной последовательности, под­бирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений;

- обучение решению задач-драматизаций и задач-иллюстраций на сложение и вычитание, используя на­глядный материал в пределах двух-пяти;

- дальнейшее развитие умений определять про­странственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

- обучение перемещению различных предметов вперед и назад по горизонтальной плоскости (по столу, по полу) по образцу и по словесной инструкции;

- обучение соотношению плоскостных форм и пространственных фигур в процессе игр и игровых уп­ражнений;

- дальнейшее обучение образованию множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировке предметов в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники-крыши, прямоугольники-кирпичики), по величине (боль­шой/маленький, широкий/узкий, высокий/низкий, тол­стый/тонкий, длинный/короткий); по количеству (в пределах пяти);

- дальнейшее обучение выбору геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма-крыша, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а так­же определению формы предметов в бытовом окруже­нии;

- дальнейшее формирование представлений о вре­мени: по наиболее характерным признакам (по наблю­дениям в природе, по изображениям на картинках) уз­навать, называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима) и части суток (утро, день, вечер, ночь);

- дальнейшее формирование операционально-технических навыков: расставлять фигурки в ряд, брать по одной игрушке, картинке и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Количественные представления:

- обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровож­дая обводящим движением руки и показом сосчитанно­го количества на пальцах;

- счет объектов в любом порядке;

- состав числа в пределах трех-пяти;

- сравнение двух групп множеств предметов, объ­емных или плоскостных моделей путем пересчета с ис­пользованием способов проверки (приложение и нало­жение) в пределах двух-пяти;

- вырезание кружков, полосок, квадратов в Коли­честве, соответствующем словесной просьбе взрослого или результату пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько), с помощью взрослого и самостоятельно;

- задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с от­крытым и закрытым результатом на сложение и вычи­тание в пределах пяти с использованием наглядного ма­териала, сюжетно-дидактические игры «Магазин», «Аптека», «Почта», «Кукольный театр» и др.

Представления о форме:

- игры с различными строительными наборами (на­пример, «Детская площадка», конструктор Лего, «Цвет и форма» и др.); выполнение по образцу, данному взрослым, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу;

- группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, четырехугольные призмы-кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоуголь­ники);

и, - соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. д.);

- воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (с по­мощью взрослого и самостоятельно);

 - идентификация и выделение предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, четырех­угольные призмы-кирпичики, круги, квадраты, тре­угольники, прямоугольники);

- конструирование квадрата, треугольника, прямо­угольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т. п.) из палочек разной длины, счет палочек.

Представления о пространстве:

- стороны: верх, низ, право, лево; показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помо­щью различных символов (повязка-ленточка на правой руке, значок-сердечко с левой стороны и т. п.);

- выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию дейст­виям взрослого, по словесной инструкции педагога;

- дифференциация слов, обозначающих направле­ние движения (вверх/вниз, вперед/назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова;

- раскрашивание, штриховка, обводка по трафаре­там, по опорным точкам изображений различной вели­чины (совместные действия, действия по подражанию).

Временные представления:

- простейшие явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), наблюдения за изменениями в природе;

- контрастные времена года: лето и зима, весна и осень;

- части суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, по­тешкам и песенками;

- изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахму­риться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук — по­стукивание по поверхности пола или стола и сопровож­дение словами «кап-кап» и т. п.;

- астрономические символы: солнце, луна, звезды в окружающем пространстве и на иллюстрациях;

- имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (ут­ром, днем и ночью) по подражанию действиям взрос­лых, по образцу, а по возможности — по словесной ин­струкции;                               

- рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков;

- выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — глаза закрыты, руки под щекой, ребенок спит; день — ре­бенок прыгает, изображает какое-то действие; зима — сжался от холода; лето — раскрылся навстречу солнцу и т. п.);

- выходные дни недели, первый день после выход­ного, по возможности, остальные дни недели (данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, по ' мере усвоения материала).

Представления о величине:

- условные мерки (полоски бумаги, ленточки, тесемка);

- предметы разной величины: большой/маленький, больше/меньше, длинный/короткий, длиннее/короче, широкий/узкий, шире/уже, высокий/низкий, выше/ниже, толстый/тонкий, толще/тоньше. Приемы проверки:

наложение и приложение;

 - раскрашивание, штриховка, обводка по трафаре­там, по опорным точкам (совместные действия, дейст­вия по подражанию) изображений различной величины;

- представления об относительности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидакти­ческих игр и игровых упражнений (транзитивность ве­личины).

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Игры с Монтессори-материалом: «Красные штан­ги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина).

Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Счетное Домино», «Геометрическое домино», «Дома разной вы­соты», «Волшебные замки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Уникуб» и т. п.

Сюжетно-дидактические игры: «Магазин школь­ных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количе­ство), «Магазин овощей и фруктов» (количество), «Ве­селый зоосад» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвета);

пальчиковый театр: «Волк и козлята» (количество, про­странственная ориентировка), «Волшебные кубики, ко­нусы, цилиндры и шары» (пространственная ориенти­ровка, количество, форма и т. п.); театр на рукавичках:

«Веселые рукавички» (количество, форма, пространст­венная ориентировка) и т. п.; театр кукол бибабо: «Реп­ка» (пространственная ориентировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и временная ориентировка, количе­ство), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество) и т. п.

Игры-драматизации: «Снеговики и солнце» (коли­чество, временные представления), «Ежи и грибы» (ко­личество, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песе­нок и потешек, стихотворений, кумулятивных и автор­ских сказок.

Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные представления, пространственные представления), «Солнце и луна», «Земля в разные времена года» (временные представле­ния), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зай­чики» (пространственная ориентировка, количество) и т. п.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 198.