ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- В конце третьего этапа дошкольники с интеллекту­альной недостаточностью могут научиться:

- выполнять игровые действия по образцу, по словесной инструкции;

 - использовать разные способы проверки (наложе­ние и приложение) для определения количества, вели­чины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей с помощью взрослого и самостоятельно;

- выполнять простейшие действия моделирования с привлечением пантомимических средств (показ рука­ми, изображение пантомимикой с помощью взрослого и самостоятельно) при воспроизведении величины, фор­мы предметов, протяженности, удаленности;

- использовать самые общие принципы счета;

- образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее — удалением одного предмета из группы по словесной инструкции взрослого в пределах трех-четырех;

- действовать одной и двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять, убирать счет­ный материал, геометрические фигуры и т. п.);

- прослеживать взглядом за движением руки, иг­рушек, расположением картинок и т. п.;

- выделять и называть цифры 1, 2, 3 (4, 5) и соот­носить их с соответствующим количеством пальцев и предметов;

- решать задачи-драматизации и задачи-иллюст­рации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах двух-трех;

- перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (по столу, по полу) по об­разцу и по словесной просьбе взрослого;

- определять геометрические фигуры (шар, куб, треугольная призма-крыша, круг, квадрат, треуголь­ник) по образцу;                          '

- узнавать и называть реальные явления и их изо­бражения — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь) со­вместно со взрослым и самостоятельно;

- расставлять фигурки в ряд, брать по одной иг­рушке, картинке и т. п.

 

Изучение развития математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Изучение развития элементарных математических представлений осуществляется в ходе комплексного психолого-педагогического обследования, которое про­водится различными специалистами. Математические представления у детей по специально разработанной схеме изучает учитель-дефектолог. Для получения дос­товерных данных он привлекает результаты обследова­ния ребенка, полученные воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по фи­зическому воспитанию, музыкальным руководителем и т. д. Учитель-дефектолог обращает внимание на осо­бенности развития у ребенка количественных, величин­ных, пространственно-временных и геометрических представлений.

На основе обследования ребенка инструктором по физическому воспитанию учитель-дефектолог выявляет особенности его пространственной ориентировки, коор­динационные способности и пр.

Результаты логопедического обследования ребенка дают представление о развитии его пассивного и ак­тивного словаря и являются основанием для построе­ния специальной индивидуальной программы по его обогащению. У детей с умственной отсталостью может наблюдаться полное отсутствие речи, нарушение связной речи или ее лексико-грамматического строя, а также звукопроизношения и другие системные нарушения речи, которые необходимо учитывать в дальнейшей коррекционной работе с ребенком при формировании элементарных математических пред­ставлений.

Изучение музыкального развития детей дает инте­ресный и значимый материал об их ритмических спо­собностях, зрительном и слуховом восприятии. Этот материал может стать опорой в работе с музыкальными инструментами в процессе формирования прежде всего количественных, пространственно-временных пред­ставлений и представлений о величине при построении программы формирования элементарных математиче­ских представлений.

Таким образом, диагностика особенностей развития элементарных математических представлений детей обязательна для каждого ДОУ и проводится в начале учебного года. На основе ее результатов отбирается со­держание как для групповой, так и для индивидуальной работы с каждым ребенком. Кроме того, дети делятся на подгруппы в соответствии с уровнем владения ими раз­личными элементарными математическими представле­ниями.

Контроль эффективности работы с детьми по фор­мированию элементарных математических представле­ний, уточнение ее содержания, а также определение возможности перехода от одного этапа работы к друго­му требуют выяснения и фиксации динамики усвоения детьми математических знаний, а потому их диагности­ческое обследование проводится и в течение учебного года. При этом особое внимание обращается на тот ма­териал, который осваивался ребенком, и уровень его ос­воения. Такое обследование, на наш взгляд, является корректным в отношении ребенка и целесообразным с точки зрения изучения его достижений. Проводить об­следование по всем параметрам развития математиче­ских представлений чаще одного раза в год не имеет смысла. Это лишь излишне перегружает ребенка и обычно не дает качественных результатов для основно­го процесса обучения.

Диагностику математических представлений необ­ходимо каждый раз тщательно продумывать и готовить. Основные моменты, значимые для обследования: со­держание заданий, с помощью которых выявляются особенности элементарных математических представ­лений, подбор стимульного материала и организация обследования. До сих пор эти задачи решаются каждым учителем-дефектологом индивидуально.

В данном учебно-методическом пособии мы пред­ставляем свой взгляд на подобное диагностическое об­следование и предлагаем методику, которая может быть дополнена, а при необходимости, наоборот, сокращена по объему и содержанию. При разработке данной мето­дики использовались материалы для изучения детей дошкольного возраста, разработанные Р. Гельман, А. М. Леушиной, К. Мекк, Л. Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, Т. Д. Рихтерман и другими, а также материалы, предла­гаемые для обследования детей с интеллектуальной

недостаточностью (С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).

По нашему мнению, задания для диагностики математических представлений могут варьироваться, главное, чтобы они были тщательно отобраны и продуманы педагогом. Практика показывает, что у учителей-дефектологов в процессе педагогической деятель­ности появляются «любимые пособия», которые, по их мнению, наиболее успешно могут быть использова­ны в процессе обследования. Если этот материал каче­ственный, содержательный и отвечает целям диагно­стического обследования, то его можно использовать для данной процедуры. Подбирая материал для обсле­дования, необходимо учитывать его разнообразие по видам и сложности, чтобы при обследовании получить как можно более широкую информацию о зоне бли­жайшего и актуального математического развития ре­бенка.

Для диагностики рекомендуется использовать мате­риал, который потом не будет применяться в обучении. В противном случае объективность выводов о сформированности математических представлений у детей в процессе обучения будет заметно снижена. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны ситуативность и стереотипность знаний и умений, особенно когда они еще недостаточно усвоены. Учителям-дефектологам и логопедам хорошо известен так назы­ваемый феномен «кабинетных ответов», когда в привычной обстановке кабинета, реагируя на хорошо зна­комый дидактический материал, привычную манеру его подачи, а также на голос, улыбку, взгляд, позу пе­дагога, ребенок достаточно хорошо отвечает на вопро­сы, выполняет задания и т. п. Малейшие изменения в обучающей ситуации могут привести к ошибочным ответам, а в целом — к неуспеху. Это свидетельствует о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью! не могут осуществить перенос, который является ос­новным показателем сформированности знаний, уме­ний и навыков.

Обследование необходимо проводить индивидуально, в привычных для ребенка условиях, в комфортной психологической обстановке. В процессе выполнения заданий важно предусмотреть оказание помощи ре­бенку. Педагог продумывает процедуру обследования таким образом, чтобы вызвать у ребенка желание уча­ствовать в нем. Этому способствует создание специ­альной игровой ситуации, которая поддерживается в течение всей процедуры обследования и в ходе выпол­нения отдельных заданий. Никогда нельзя забывать о том, что для ребенка обследование — это игра, а не эк­замен.       

В карте развития фиксируются следующие моменты диагностического обследования:

- принятие ребенком задания;

- способ выполнения задания и степень самостоя­тельности при этом;

- умение выполнять задание до конца;

- индивидуальные особенности поведения и дея­тельности ребенка;

- результативность выполнения задании. Диагностика математических представлений прово­дится в течение нескольких встреч. Материалы для вы­полнения заданий на основе изобразительной деятель­ности готовятся заранее и предлагаются ребенку в сочетании с заданиями, выполняемыми в предметной и игровой деятельности.

В процессе обследования важно создать такую си­туацию, в которой даже самые сложные для ребенка за­дания принимались бы им охотно. Ведь основная задача обследования — выяснить, каким способом, на каком Уровне и т. п. ребенок взаимодействует с предложенным математическим материалом.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

ВЛАДЕНИЕ НЕКОТОРЫМИ ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ СЧЕТА

1. Выявление устойчивости представлений о по­рядке счета.

Учитель-дефектолог предлагает ребенку понаблю­дать за тем, как кукла будет считать игрушки, и если кукла ошибется, поправить ее.

Педагог (кукла) считает любые предметы в прямом порядке до пяти, путает порядок числительных, повто­ряя задание один-два раза.

2. Выявление понимания детьми принципа 1+1. (К каждому объекту при счете по порядку может быть при­соединено последовательно только одно числительное).

Взрослый от имени куклы считает по порядку лю­бые одноименные предметы, он рукой куклы прибавля­ет то одну, то две игрушки, называя при этом по одному числительному до шести: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Ребенок должен заметить ошибку и исправить ее.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.