Выявление понимания ребенком того, что считать объекты можно в любом порядке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитель-дефектолог располагает игрушки по кругу, в ряд, в беспорядке, то есть в различных комбинациях и считает. Каждый раз, после того как игрушки перестав­ляются для счета, педагог обращается к ребенку с вопросом: «Можно ли так считать?»

В результате выполнения заданий 1-5 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, реагирует ли на словесную инструкцию взрослого в процессе выполнения заданий, обращает ли внимание на движения рук педагога (куклы) по ходу счета, то есть владеет ли ребенок некоторыми общими принципами счета.

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ОТВЛЕЧЕННОГО СЧЕТА

1. Прямой счет ребенку предлагается посчитать.

2. Обратный счет (для детей старшего дошкольно­го возраста).

Педагог предлагает ребенку посчитать обратно от 6-5. Если ребенок не понимает смысла задания, учитель-Дефектолог дает образец: он начинает обратный счет, называя два последовательно расположенных числа в обратном порядке, а ребенок продолжает.

3. Порядковый счет (для детей старшего дошколь­ного возраста).     

Педагог предлагает ребенку посчитать по порядку. При необходимости сам начинает порядковый счет, на­зывая первое порядковое числительное. Если ребенок не понимает задания, взрослый называет еще одно поряд­ковое числительное.

В результате выполнения заданий 1-3 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, до какого числа считает отвлеченно в прямом поряд­ке без ошибок, от какого числа начинает считать в об­ратном порядке, считает ли, используя порядковые числительные.

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ СЧЕТА НА НАГЛЯДНОМ МАТЕРИАЛЕ

1. Прямой счет предметов.

Педагог убирает экран, за которым стоят игрушки (от одной до шести), затем предлагает ребенку вы­полнить задание, сопровождая свои слова указатель­ным жестом — движением руки от первой до послед­ней игрушки: «Сосчитай, сколько игрушек стоит на столе».

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, до какого числа считает в прямом порядке, без оши­бок соотнося числительное с соответствующим предме­том в ряду, какие способы счета использует — на основе зрительного соотнесения, тактильного воспри­ятия; соотносит ли предметы при счете с соответст­вующими числительными.

2. Обратный счет на наглядном материале.

Педагог убирает экран, за которым стоят игрушки (от одной до пяти). Ребенку дается инструкция, сопро­вождаемая указательным жестом — движением руки от последней к первой игрушке: «Я буду убирать по одной (матрешке, грибку и т. п.), а ты называй, сколько оста­лось игрушек».

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, с какого числа начинает считать самостоятельно в обратном порядке, соотнося числительное с предметом при счете.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СООТНЕСЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ

Сравнение двух групп множеств без пересчета количества предметов.

1. Педагог убирает экран и обращает внимание ре­бенка на коробки: в одной лежит много шариков, во второй — мало шариков (по сравнению с первой короб­кой), в третьей — один шарик, в четвертой — нет шари­ков. Взрослый предлагает ребенку посмотреть в каждую коробку, потрогать шарики, дотронуться до дна коробки и т. п., то есть провести различные обследовательские Действия. Затем он выдвигает по две коробки и говорит ребенку: «Посмотри в коробки. Покажи (скажи), где лежит один шарик, где много шариков, а где мало шариков». «Покажи (скажи), где лежит один шарик, а где много шариков». «Покажи, где лежит много шариков, а где ни одного шарика» и т. д. Варианты заданий с данным дидактическим материалом могут быть различными.

В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращен­ную к нему речь, умеет ли осуществлять выделение ко­личества по объему, проводить сравнение количества предметов без пересчета на основе зрительного воспри­ятия.

2. Педагог предлагает ребенку три мешочка одного цвета, в которых лежат шарики: в первом мешочке — много шариков, во втором — один шарик, в третьем — пусто, нет шариков. Педагог просит ребенка опустить руки в первый мешочек, затем во второй и сказать, где много шариков, а где всего один, затем в первый и третий мешочек и сказать, где есть шарики, а где их нет, и т. п.

В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращен­ную к нему речь, умеет ли осуществлять выделение ко­личества по объему на основе тактильного обследова­ния, проводить сравнение количества предметов без, пересчета на основе тактильного восприятия.

3. Педагог предлагает ребенку куклу и одежду для нее — два пальто, три варежки, четыре сапожка, три шапочки и т. п. Затем он обращается к ребенку со сло­вами: «Возьми столько пальто (шапок, варежек и сапог), сколько надо кукле Ане, чтобы одеться на прогулку».  

В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, каким способом он про­водит выбор необходимого количества предметов одеж­ды (на основе целостного восприятия, соотнесения ко­личества рук, ног и т. п. куклы; с помощью счета частей тела куклы и количества одежды для нее и т. п.).

4. Педагог предлагает ребенку три непрозрачных стакана одного размера: в первом много воды, во вто­ром мало, а в третьем — пусто. Педагог просит загля­нуть в стаканы, достань пальчиком до дна каждого ста­кана и сказать (показать), где много воды, а где ее мало, а где ее совсем нет (пусто).

В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращен­ную к нему речь, умеет ли определять и сравнивать так­тильно и зрительно количество воды в стаканах, ее от­сутствие, выполнять обследовательские действия по словесной инструкции взрослого.

5. Педагог предлагает ребенку пять кукол, семь та­релок и семь ложек (методика А. М. Леушиной) и про­сит «накормить» кукол, для чего надо раздать куклам тарелки и ложки.

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, умеет ли сравнивать количества предметов, используя прием приложения предметов друг к другу без пересчета на основе зрительного соотнесения.

6. Учитель-дефектолог дает ребенку карточки е на­рисованными пуговицами, расположенными в ряд и в форме геометрической фигуры (квадрата), десять на­стоящих пуговиц (методика А. М. Леушиной) и предла­гает ему взять столько пуговиц, сколько нарисовано на карточке (карточки предъявляются поочередно — одна и вторая):

а) наложить пуговицы на изображение;

б) положить рядом с изображением.

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, принимает ли задание и устанавливает ли в ходе его выполнения равенство дискретных множеств, определя­ет ли пространственные направления при расположении множеств. Результаты выполнения задания могут быть зарисованы. Это поможет наглядно сравнить результаты выполнения задания до обучения и после него.

7. (Адаптированная методика Ж. Пиаже, Л. Ф. Обу­ховой). Педагог предлагает ребенку посмотреть, как он будет наливать воду в стаканы и сказать, одинаковое ли количество воды в них. В случае отрицательного ответа вода доливается в тот стакан, где ее меньше, то есть уравнивается. Взрослый просит ребенка подтвердить этот факт. Затем он наливает воду из одного стакана в одну бутылку, а из другого в другую и просит ребенка сказать, поровну ли воды в бутылках. Ребенок дает от­вет. Взрослый закрывает одну бутылку крышкой и пе­реворачивает ее, ставя на горлышко, затем спрашивает

ребенка, одинаковое ли количество воды в бутылках теперь.

В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взросло­го, принимает ли задание, умеет ли устанавливать в хо­де его выполнения равенство непрерывных множеств, понимает ли принцип сохранения непрерывного коли­чества.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.