Содержание
Введение | 3 |
1 Оформление контрольной работы | 4 |
1.1 Общие сведения | 4 |
1.2 Знаки и обозначения, применяемые в инженерной графике и используемые в данном пособии | 6 |
2 Геометрические построения. Сопряжения | 8 |
2.1 Деление окружностей на равные части | 8 |
2.2 Сопряжения | 9 |
2.3 Контрольное задание № 1 | 12 |
3 Точка. Прямая. Плоскость | 16 |
3.1 Определение взаимного положения прямой и плоскости | 16 |
3.2 Определение натуральной величины отрезка способом перемены плоскостей | 18 |
3.3 Контрольное задание № 2 | 19 |
4 Пересечение поверхностей геометрических тел проецирующими плоскостями | 22 |
4.1 Сечение поверхностей проецирующей плоскостью | 22 |
4.2 Контрольное задание № 3 | 26 |
5 Пересечение поверхностей | 30 |
5.1 Контрольное задание № 4 | 31 |
6 Построение трех видов модели по ее наглядному изображению | 36 |
6.1 Компоновка чертежа | 36 |
6.2 Контрольное задание № 5 | 37 |
7 Построение комплексного чертежа модели и ее аксонометрического изображения по двум заданным проекциям | 40 |
7.1 Простые разрезы | 40 |
7.2 Построение разрезов в изометрии с вырезом одной четверти | 42 |
7.3 Контрольное задание № 6 | 43 |
7.4 Контрольное задание № 7 | 50 |
8 Контрольные вопросы к зачету | 53 |
Приложение А Комплексный чертеж усеченного конуса | 54 |
Приложение Б Комплексный чертеж усеченного цилиндра | 55 |
Приложение В Комплексный чертеж усеченной пирамиды | 56 |
Список литературы | 57 |
Введение
В число учебных дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов техников, входит дисциплина «Инженерная графика». Эта дисциплина готовит студентов к выполнению и чтению чертежей и схем, как в процессе обучения в техникуме, так и в последующей практической деятельности.
Знания по построению изображений, решению проекционных задач, правила оформления и составления чертежей находят широкое применение при разработке любых проектов и воплощения их на практике. По чертежам изготавливают детали различных механизмов и осуществляют их сборку, пользуясь чертежами, изготавливают индустриальные изделия на заводах, затем на строительных площадках производят монтаж зданий и возводят различные инженерные сооружения.
Студенты заочной формы обучения изучают инженерную графику согласно программы по данной дисциплине. На лекциях и практических занятиях во время установочной сессии они знакомятся с «азами» дисциплины. Основная форма работы студента-заочника – самостоятельное изучение материала по учебнику, учебным пособиям и другим официальным документам, а основная форма отчетности за усвоение пройденного материала – выполнение контрольных работ и сдача зачета.
Данные методические указания составлены с целью оказания студентам помощи при выполнении контрольной работы № 1.
Перед выполнением контрольных заданий необходимо предварительно изучить соответствующие темы по учебнику.
Знание теории построения чертежа позволяет овладеть принципами его построения на формате.
Логика дисциплины такова, что изучение каждого последующего раздела невозможно без знания предыдущего.
При изучении темы по учебнику необходимо в черновой тетради с помощью чертежных инструментов выполнить чертежи, представленные по ходу текста.
Полезно вести конспект изучаемых тем, который должен содержать основные положения теории.
В данном пособии также даны контрольные вопросы к зачету.
Задания контрольной работы берутся из таблиц в соответствии с вариантом, номер которого выдаётся преподавателем на установочной сессии.
Контрольная работа включает 7 заданий. На рецензию направляется контрольная работа, которая содержит все входящие в нее задания. В противном случае, контрольная работа не рассматривается. Контрольная работа возвращается студенту вместе с рецензией, в которой отмечены допущенные ошибки. Работа должна быть проверена за 10 дней до сессии.
Оформление контрольных работ
1.1 Общие сведения
1.1.1 Чертежи брошюруются в альбом. Обложкой для альбома является титульный лист, выполненный по образцу (рисунок 1) на формате А-4.
Рисунок 1
1.1.2 Листы контрольных работ скрепляют при помощи скоросшивателя.
1.1.3 Задания выполняются на листах чертежной бумаги соответствующего формата.
1.1.4 На каждом листе в нижнем правом углу выполняется основная надпись по ГОСТ 2.104-68 (СТ СЭВ 140-74, СТ СЭВ 365-76) (рисунок 2). Допускается использовать листы с напечатанной на них надписью.
Рисунок 2
1.1.5 Все надписи на чертежах выполняют шрифтом В с наклоном 75%, согласно ГОСТ ЕСКД 2.304-81. Правила написания букв (рисунок 3).
Рисунок 3
Размеры шрифта:
а) для цифр и букв на чертеже 3.5;
б) заполнение основной надписи
- в строчках высотой 5 мм – шрифт 2.5 мм;
- название работы; номер задания – шрифт 5 или 7 мм.
1.1.6 Все чертежи выполняются линиями по ГОСТ 2.303-68 (СТ СЭВ 1178-80).
1.1.7 Правила нанесения размеров на чертежах устанавливает ГОСТ 2.307-68
(СТ СЭВ 1976-76, СТ СЭВ 2108-80).
1.1.8 Число размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления изделия. Каждый размер на чертеже указывается 1 раз.
1.1.9 Расстояние от первой размерной линии до линии контура изображения должно быть не менее 10 мм, а между параллельными размерными линиями – не менее 7 мм.
1.1.10 Размерные числа ставят над размерной линией на расстоянии 1…1,5 мм, параллельно ей, и по возможности ближе к середине.
1.2 Знаки и обозначения, применяемые в начертательной геометрии и используемые в учебном пособии.
1.2.1 Обозначения плоскостей проекций
- П1 – горизонтальная плоскость проекций;
- П2 – фронтальная плоскость проекции;
- П3 – профильная плоскость проекций.
1.2.2 Точки, расположенные в пространстве обозначаются
- прописными буквами латинского алфавита: A,B,C,D,E,F,K,L,M,N;
- арабскими цифрами: 1;2;3 и т.д.
1.2.3 Прямые обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e, f, k, l.
1.2.4 Плоскости обозначаются прописными буквами греческого алфавита: Φ(фи), Ψ(пси), Σ(сигма), Ω(омега) и т.д.
1.2.5 Обозначение проекций:
а) А΄, а΄, Φ΄ - горизонтальные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
б) А΄΄, а΄΄, Φ΄΄- фронтальные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
в) А΄΄΄, а΄΄΄, Φ΄΄΄-профильные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
1.2.6 Обозначение углов наклона геометрических объектов:
-α- угол наклона прямой (плоскости) к П1;
-β- угол наклона прямой (плоскости) к П2;
-γ- угол наклона прямой (плоскости) к П3.
1.2.7 Знаки:
→ - следовательно; отсюда следует;
≡ - совпадение (А΄≡В΄ - горизонтальные проекции точек А и В совпадают);
║ - параллельность (а║b- прямая а параллельна прямой b);
┴ - перпендикулярность (с┴d – прямая с перпендикулярна прямой d);
∩ - пересечение ( n∩f – прямая n пересекает прямую f);
= - результат действия ( m∩Φ=M – прямая m пересекает плоскость Φ в точке М);
- принадлежность подмножества множеству
-принадлежность элемента множеству
- не принадлежность
Сопряжения
Плавный переход прямой линии в дугу или одной дуги в другую, называется сопряжением.
2.2.1 Сопряжение двух пересекающихся прямых
Для построения сопряжения необходимо найти:
- центр сопряжения (О) ;
- точки сопряжения (К и К1).
Дано:
- 2 ∩ прямые
- радиус сопряжения.
Построение сопряжения (рисунок 9)
1) Провести параллельно заданных прямых линии центров на расстоянии равном радиусу R дуги сопряжения.
2) Точка пересечения данных линий будет центром дуги сопряжения (О).
3) Для нахождения точек сопряжения К и К1 необходимо опустить из центра О перпендикуляры на заданные прямые.
4) Зная центр и точки сопряжения из точки О радиусом R проводят дугу сопряжения.
Рисунок 9
2.2.2 Сопряжение дуги с прямой линией (рисунок 10)
Дано:
- окружность радиусом R;
- прямая;
- радиус сопряжения R1.
Построение сопряжения
1) Нахождение центра дуги сопряжения Q1:
а) параллельно заданной прямой на расстоянии равном радиусу сопряжения R1 проводим линию центра;
б) из центра окружности О проводим вспомогательную дугу радиусом R+R1;
в) пересечение данных линий центров (точка О1) является центром дуги сопряжения.
2) Нахождение точек сопряжения:
а) на прямой:
- из О1 опускаем ┴ на прямую, получаем точку К;
б) на дуге:
- соединяем центры О и О1
- точка пересечения К1 находится на пересечении данной прямой с заданной окружностью.
Рисунок 10
2.2.3 Сопряжение 2-х окружностей дугой заданного радиуса
Дано:
- две окружности с центрами О и О1 и радиусами R и R1
- радиус сопряжения R2 .
А) Построение внешнего сопряжения (рисунок 11)
1) Из центра О проводим вспомогательную дугу радиусом R+R1;
2) Из центра О1 проводим вспомогательную дугу радиусом R1+R2 .
3) Точка пересечения двух вспомогательных дуг О2 является центром сопряжения.
4) Для нахождения точек сопряжения необходимо соединить точку О2 с точками О и О1.
5) Точки пересечения данных линий с заданными окружностями будут являться точками сопряжения К и К1.
6) Из центра О2 проводим дугу сопряжения радиусом R2, соединяя точки К и К1 .
Рисунок 11
Б) Построение внутреннего сопряжения (рисунок 12)
1) Из центра О проводим вспомогательную дугу R3=R2-R
2) Из центра О1 проводим вспомогательную дугу радиусом R4=R2-R1
3) Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, являющейся центром сопряжения.
4) Для построения точек сопряжения К и К1:
- из О2 через центры О и О1 проводим лучи до пересечения их с заданными окружностями, получаем точки К и К1.
5) Из центра О2 проводим дугу сопряжения радиусом R2 соединяя точки К и К1.
Рисунок 12
2.3 Контрольное задание №1
Выполнение сопряжений на чертежах.
2.3.1 Указания к решению контрольного задания
(Образец выполнения - рисунок 13)
1) Чертеж выполняют на формате А-4
2) Условия задачи взять из таблицы 1, согласно номеру варианта
3) Приступая к выполнению чертежа
- проводят анализ графического изображения детали, т.е. определяют виды используемых сопряжений и способы их построения
- изображение мысленно разбивают на элементы и определяют последовательность их выполнения.
4) Начинают построение изображения с проведения оси симметрии
5) Затем откладывают расстояние между центрами отверстий проводят центровые линии.
6) Сначала вычерчивают элементы, которые будут сопрягаться, а затем строят их сопряжения.
7) При вычерчивании сопряжений необходимо точное построение точек сопряжения и центров дуг сопряжения.
8) Обводку чертежа начинают с проведения окружностей и дуг от точек сопряжения.
9) Проставляют размеры согласно ГОСТ 2.307-68 (СТСЭВ 1976-76, СТ СЭВ 2180-80).
Таблица 1 – Исходные данные к контрольному заданию №1
Рисунок 13
Точка. Прямая. Плоскость
Пересечение поверхностей
При взаимном пересечении поверхностей образуются линии пересечения (линии перехода). Эти линии принадлежат одновременно 2-м поверхностям.
По форме они могут быть плоскими и пространственными кривыми ломаными линиями.
В зависимости от взаимного расположения поверхностей пересекающихся тел могут получиться:
- одна замкнутая линия взаимного пересечения, если поверхность одного геометрического тела частично прошла через поверхность второго геометрического тела (рисунок 23 а);
- две замкнутые линии, если поверхность одного геометрического тела полностью прошла через поверхность второго геометрического тела (рисунок 23 б).
Рисунок 23
Начинать построение следует с характерных точек, расположенных на контурных линиях. Эти точки чаще всего определяют и границу видимости.
К характерным точкам относятся:
- самая верхняя и самая нижняя;
- левая и правая крайние точки.
Построить линию пересечения только по этим точкам нельзя. Необходимо ввести еще ряд промежуточных точек. Для их построения используют вспомогательные секущие плоскости.
Сущность метода заключается в том, что вводятся такие плоскости уровня, которые пересекают поверхности по графически простым линиям (окружностям, прямым). Эти линии, пересекаясь, дают точки, принадлежащие линии взаимного пересечения поверхностей .
5.1 Контрольное задание № 4
Построить 3 проекции пересекающихся тел и показать на них:
1) линию пересечения;
2) видимость линий пересечения и видимость очерков пересекающихся поверхностей и записать характерные точки линий пересечения.
5.1.1 Указания к решению контрольного задания
(Образец выполнения - рисунок 24).
1) Задание выполняется на формате А3 по условию, взятому из таблицы 4.
2) На рисунке 24 представлена задача на пересечение конической поверхности и сферы.
3) Строим три вида пересекающихся тел в тонких линиях.
4) На каждом из очерков пересекающихся поверхностей точки пересечения отыскиваются с помощью вспомогательных плоскостей, проведенных через каждый из контуров заданных поверхностей.
5) Прежде чем приступить к нахождению характерных точек, надо ответить на следующие вопросы:
a) Какие поверхности пересекаются? Если одна из них – проецирующий цилиндр, то одна из проекций линии пересечения совпадет с вырожденной проекцией цилиндра – окружностью.
b) Каково взаимное расположение поверхностей и следовательно, сколько пространственных кривых получится при их пресечении.
c) Имеется ли плоскость общей симметрии и каково её расположение в пространстве. Плоскость общей симметрии проходит через оси вращения пересекающихся поверхностей.
-если плоскость общей симметрии параллельной П2, то пересекутся фронтальные очерки поверхностей (рисунок 24, плоскость ω);
- если параллельная П1 – пересекутся горизонтальные очерки;
- параллельна П3 – профильные.
Поэтому без дополнительных проекций отмечаемся точки пересечения соответствующих очерков.
На рисунке 24, точки 1" и 2" отмечаем на пересечении фронтальных очерков, а затем строим их на П1 и П3. Точка 1 – самая верхняя; точка 2 – самая нижняя.
6) Горизонтальный контур сферы (экватор) пересекает конус в точках 3 и 31.
Чтобы построить их:
a) На П2 через экватор сферы вводим горизонтальную плоскость. Она рассечет:
- конус – по окружности;
- сферу - по окружности;
b) На П1 находим точки пересечения данных линий (3' и 31').
c) Строим их на П2 и П3.
7) Для нахождения точек, лежащих на профильном очерке конуса:
a) Вводим на П2 профильную плоскость τ. Она рассечет:
- конус – по треугольнику;
- сферу - по окружности.
b) На П3 находим точки пересечения данных линий (4"' и 41"'; 5"' и 51"'), а затем строим их на П2 и П1.
8) Промежуточные точки строим, используя плоскости уровня (точки 6 и 61 7 и 71).
9) В некоторых случаях характерные точки, лежащие на контуре одной из пересекающихся поверхностей, до определения промежуточных точек найти точно невозможно. Поэтому их отмечают приблизительно, после того, как кривая построена с учетом промежуточных точек. На рисунке 24 – это точки 8 и 81, лежащие на профильном контуре сферы. Порядок их нахождения:
- на П2 соединяем построенные точки и получаем проекцию кривой пересечения.
- отмечаем точки пересечения данной кривой с фронтальным очерком сферы и получаем точки 8" и 81", а затем строим их на П3 и П1.
10) Видимость линии пересечения на каждой из плоскостей проекций определяем по контуру тела, ближе расположенного к наблюдателю:
a) На П1 – видимость кривой решает та поверхность, горизонтальный контур которой выше;
b) На П2 – та поверхность, фронтальный контур которой ближе;
c) На П3 – профильный контур которой левее.
Поэтому кривая пересечения всегда меняет видимость на очерке ближней, по направлению взгляда поверхности.
На рисунке 24 кривая пересечения симметрична фронтальной плоскости ω, поэтому на П2 видимая часть – ближняя половина кривой пересечения (1",4",6",3",5",7", 8", 2") совпадает с невидимой частью (1",41",61",31",51",71", 81", 2").
На П1 видимой будет та часть линии, которая на П2 расположена выше экватора сферы (т.е. 3',6',4',1',41',61',31',). Точки 3' и 31' – границы видимости на П1.
На П3 видимой будет линия, которая расположена левее оси симметрии сферы на П1 (81''',2''', 8'''). Точки 8''' и 81''' – границы видимости на П3.
11) После определения видимости кривой пересечения необходимо определить видимость очерков сложной поверхности, образованной двумя пересекающимися телами.
a) На П2 фронтальные контуры сферы и конуса лежат в одной фронтальной плоскости ω, поэтому они видны до точек их пересечения 1'' и 2'', а в области наложения фронтальных проекций попадают внутрь поверхностей, т.е. не существуют и не обводятся (остаются в тонких линиях).
b) На П1 горизонтальный контур сферы (экватор); пересекает поверхность конуса в точках 3' и 31'. Он расположен выше горизонтального контура конуса и поэтому обводится от точки 31' влево до точки 3'. А горизонтальный очерк конуса в области наложения проекций не виден и обводится штриховой линией.
c) На П3 мы видим профильный очерк сферы расположенный выше точек 81''' и 8'''.
d) Очерк конуса сверху до точек 41''' и 4''' и снизу – до точек 51''' и 5''' виден только там, где он выходит из-за профильного очерка сферы, т.к. он расположен дальше от наблюдателя, чем сфера.
Образующие конуса от точек 41''' до 51''' и 4''' до 5''' попадают внутрь сферы и
поэтому не обводятся и остаются в тонких линиях (как несуществующие).
12) Записываем характерные точки линии пересечения:
- 1 и 2 – расположены на пересечении фронтальных очерков конуса и сферы;
- 1 – самая верхняя;
- 2 – самая нижняя;
- 3 и 31 - расположены на горизонтальном очерке сферы;
- 4 и 41; 5 и 51 – на профильном очерке конуса;
- 8 и 81 – на профильном очерке сферы.
Таблица 4 – Исходные данные к контрольному заданию № 4
Рисунок 23
Компоновка чертежа
Компоновка чертежа показана на рисунке 24
Рисунок 24
1) Размеры габаритных прямоугольников соответствуют габаритным размерам будущего изображения с учетом размеров предмета и масштаба, в котором он будет изображаться.
2) Чтобы найти расстояние между ними по горизонтали, воспользуемся формулой
(1)
3) Для нахождения расстояний по вертикали вычислим величину
(2)
4) Тонкими линиями изображаем габаритные прямоугольники. В их пределах строят изображения.
6.2 Контрольное задание № 5
Построить 3 вида модели по её наглядному изображению.
Проставить размеры.
6.2.1 Указания к решению контрольного задания
(Образец выполнения – рисунок 25)
1) Чертеж выполняется на формате А-3 в масштабе 1:1
2) Варианты заданий размещены в таблице 5
3) Внимательно изучают конструкцию модели, т.е. мысленно делят её на составные элементы
4) Выбирают направление проецирования :
а) Фронтальная проекция должна более полно раскрывать форму модели
5) Зная габаритные размеры, выполняют компоновку чертежа, согласно п.6.1 данного пособия
6) Строят изображение в тонких линиях
7) Если модель симметричная, то на всех габаритных прямоугольниках проводят оси симметрии
8) Наносят все необходимые размерные линии (ГОСТ 2.307-68)
9) Построение обычно начинают с основания модели
10) Проверяют правильность построения
11) Обводят чертеж карандашом по ГОСТ 2.303-68 (СТ СЭВ 1178-78)
12) Проставляют размерные числа (ГОСТ 2.304-81)
Таблица 5 – Исходные данные к контрольному заданию № 5
Рисунок 25
Простые разрезы
Разрез – изображение детали, мысленно рассеченной плоскостью, перпендикулярной к одной из плоскостей проекций, которое строится на плоскости, параллельной плоскости разреза.
Часть предмета, находящегося между плоскостью, разрезающей его, и человеком строящим изображение, мысленно удаляем.
При этом на разрезе показываем то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.
Направление взгляда указываем стрелками.
Стенки модели или детали, которые условно разрезала проведенная плоскость, заштриховываем под углом 45º к горизонтальным линиям основной надписи. Если направление штриховки совпадает с направлениями какой-нибудь контурной линии, то штриховку выполняем под углом 30º или 60º к линиям основной надписи. Интервал между линиями штриховки (1,5-4 мм).
В зависимости от положения секущей плоскости разрез может быть:
1) горизонтальным – если секущая плоскость параллельна П1;
2) фронтальным – если секущая плоскость параллельна П2;
3) профильным – если секущая плоскость параллельна П3;
4) наклонным – секущая плоскость расположена под некоторым (отличным от прямого) углом к горизонтальной плоскости проекций.
7.1.1 При выполнении разреза выявляется внутреннее устройство предмета, но частично теряется его внешний вид. Такой разрез называют полным. Его рекомендуется применять, если в плоскости разреза форма детали несимметричная.
Чтобы сохранить внешний вид предмета, на симметричных изображениях соединяем половину вида с половиной разреза. Линией их раздела служит штрихпунктирная ось симметрии. На половине вида линии невидимого контура не показываются.
На рисунке 26 показана последовательность построения чертежа, на котором соединены половина вида с половиной разреза.
Рисунок 26
Изображение разреза модели или детали располагается
- от вертикальной оси симметрии справа (рисунок 26)
- от горизонтальной оси симметрии снизу (рисунок 27) независимо от того, на какой плоскости проекций он изображается
Рисунок 27
7.1.2 Если на ось симметрии попадает проекция ребра, принадлежащего внешнему очертанию предмета, то разрез выполняем как показано на рисунке 28, а если на ось симметрии попадает ребро, принадлежащее внутреннему очертанию предмета, то разрез выполняем как показано на рисунке 29. Проекцию ребра сохраняем. Границу между разрезом и видом вычерчиваем сплошной волнистой линией.
Рисунок 28 Рисунок 29
7.1.3 Если плоскость разреза совпадает с плоскостью симметрии фронтальных, горизонтальных и профильных разрезов, то положение плоскости, разрезающей предмет, на чертеже не отмечается и разрез надписью не сопровождают. В других случаях разрезы обозначаются.
7.1.4 Ребра жесткости, попавшие в продольный разрез на ортогональных проекциях не заштриховывают, а в аксонометрии – заштриховывают.
7.2 Построение разрезов в изометрии с вырезом одной четверти (рисунок 30).
Построенная в тонких линиях модель мысленно рассекается фронтальной и профильной плоскостями, проходящими через оси Ох и Оу. Заключенную между ними четверть удаляют, становится видна внутренняя конструкция модели.
Разрезая модель, плоскости оставляют на ее поверхности след. Один след лежит во фронтальной, другой – в профильной плоскости разреза.
Фигуры, лежащие в плоскости разреза проекции, заштриховывают.
На рисунке 31 показано направление линий штриховки.
Рисунок 30 Рисунок 31
7.3 Контрольное задание № 6
Построить комплексный чертеж модели по двум заданным проекциям. Выполнить фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы.
7.3.1 Указания к решению контрольного задания
(Образец выполнения - рисунок 33).
1) Работа выполняется на формате А3 в масштабе 1:1.
2) Варианты заданий взять из таблицы 6.
3) Изучить форму детали и расположить габаритные прямоугольники на формате в тонких линиях.
4) Вычерчиваем 3 проекции предмета тонкими линиями.
5) Выполняем необходимые разрезы, указанные в задании.
6) Наносим линии внутреннего контура.
7) Заштриховываем фигуру сечения.
8) Чертим выносные и размерные линии.
9) Обводим чертеж.
10) Проставляем размеры (рисунок 32):
а) размеры, относящиеся к внешнему контуру детали, рекомендуется проставлять со стороны вида, а к внутреннему - со стороны разреза.
б) если на чертеже соединены половина вида с половиной разреза, то при нанесении размеров внутреннего контура размерные линии проводятся с обрывом. Часть размерной обрывной линии должна быть по длине больше её половины.
Рисунок 32
Таблица 6 - Исходные данные к контрольным заданиям № 6 и № 7
Продолжение таблицы 6
Продолжение таблицы 6
Продолжение таблицы 6
Рисунок 33
7.4 Контрольное задание № 7
Простроить прямоугольное изометрическое изображение детали с вырезом одной четверти по трем заданным проекциям.
7.4.1 Указания к решению контрольного задания
(Образец выполнения – рисунок 37).
1) Работа выполняется на формате А3 в масштабе 2:1
2) За исходное условие принимается выполненное задание № 6.
3) Строим прямоугольные изометрические оси (рисунки 34, 35)
Рисунок 34 Рисунок 35
4) Вычерчиваем основание и отмечаем габаритный размер детали по высоте. Откладывать размеры и производить измерение в аксонометрии можно только по осям Ох, Оу и Оz или на прямых, параллельных этим осям.
Размеры берутся с ортогональных проекций детали.
5) Вычерчиваем внешнюю форму предмета (рисунок 30)
6) Строим изометрические изображения окружностей (рисунок 36)
В плоскости хОу построения доведено до конца, а в двух других плоскостях построение остановлено на определенном этапе.
Рисунок 36
7) Вычерчиваем различные отверстия.
8) Выполняем разрез с вырезом четверти.
9) Выполняем штриховку.
10) Обводим чертеж.
11) Проставляем габаритные размеры.
Рисунок 37
8 Контрольные вопросы к зачету
1) Масштабы
2) Линии чертежа
3) Шрифты чертежные
4) Основные правила нанесения размеров на чертежах
5) Деление отрезков, углов и окружностей на равные части
6) Сопряжения
7) Ортогональное проецирование. Проекции точки, прямой и плоскости. Построение точек по координатам
8) Пересечение прямой с плоскостью
9) Способы преобразования чертежа
10) Виды аксонометрических проекций
11) Построение плоских геометрических фигур в аксонометрии
12) Геометрические тела в ортогональных и аксонометрических проекциях. Развертка поверхностей геометрических тел
13) Пересечение поверхностей геометрических тел проецирующими плоскостями. Построение ортогональных проекций, линий среза, аксонометрических проекций и разверток поверхностей усеченных геометрических тел.
14) Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел
15) Компоновка и последовательность выполнения чертежа модели в проекционном черчении
16) Построение трех проекций модели по её наглядному изображению
17) Построение третьей проекции модели по двум заданным проекциям
18) Разрезы. Их виды. Последовательность построения
Приложение А
(справочное)
Приложение Б
(справочное)
Приложение В
(справочное)
Список литературы
1) ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к оформлению текстовых документов».
2) Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. Инженерная и компьютерная графика: Учебник – М.: Высшая школа 2006.-334 с.: ил.
3) Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Инженерная графика: Учебник для среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400 с.
4) Боголюбов С.К. Задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов - второе издание, переработанное – М.: Высшая школа, 1983.- 279 с., ил.
Содержание
Введение | 3 |
1 Оформление контрольной работы | 4 |
1.1 Общие сведения | 4 |
1.2 Знаки и обозначения, применяемые в инженерной графике и используемые в данном пособии | 6 |
2 Геометрические построения. Сопряжения | 8 |
2.1 Деление окружностей на равные части | 8 |
2.2 Сопряжения | 9 |
2.3 Контрольное задание № 1 | 12 |
3 Точка. Прямая. Плоскость | 16 |
3.1 Определение взаимного положения прямой и плоскости | 16 |
3.2 Определение натуральной величины отрезка способом перемены плоскостей | 18 |
3.3 Контрольное задание № 2 | 19 |
4 Пересечение поверхностей геометрических тел проецирующими плоскостями | 22 |
4.1 Сечение поверхностей проецирующей плоскостью | 22 |
4.2 Контрольное задание № 3 | 26 |
5 Пересечение поверхностей | 30 |
5.1 Контрольное задание № 4 | 31 |
6 Построение трех видов модели по ее наглядному изображению | 36 |
6.1 Компоновка чертежа | 36 |
6.2 Контрольное задание № 5 | 37 |
7 Построение комплексного чертежа модели и ее аксонометрического изображения по двум заданным проекциям | 40 |
7.1 Простые разрезы | 40 |
7.2 Построение разрезов в изометрии с вырезом одной четверти | 42 |
7.3 Контрольное задание № 6 | 43 |
7.4 Контрольное задание № 7 | 50 |
8 Контрольные вопросы к зачету | 53 |
Приложение А Комплексный чертеж усеченного конуса | 54 |
Приложение Б Комплексный чертеж усеченного цилиндра | 55 |
Приложение В Комплексный чертеж усеченной пирамиды | 56 |
Список литературы | 57 |
Введение
В число учебных дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов техников, входит дисциплина «Инженерная графика». Эта дисциплина готовит студентов к выполнению и чтению чертежей и схем, как в процессе обучения в техникуме, так и в последующей практической деятельности.
Знания по построению изображений, решению проекционных задач, правила оформления и составления чертежей находят широкое применение при разработке любых проектов и воплощения их на практике. По чертежам изготавливают детали различных механизмов и осуществляют их сборку, пользуясь чертежами, изготавливают индустриальные изделия на заводах, затем на строительных площадках производят монтаж зданий и возводят различные инженерные сооружения.
Студенты заочной формы обучения изучают инженерную графику согласно программы по данной дисциплине. На лекциях и практических занятиях во время установочной сессии они знакомятся с «азами» дисциплины. Основная форма работы студента-заочника – самостоятельное изучение материала по учебнику, учебным пособиям и другим официальным документам, а основная форма отчетности за усвоение пройденного материала – выполнение контрольных работ и сдача зачета.
Данные методические указания составлены с целью оказания студентам помощи при выполнении контрольной работы № 1.
Перед выполнением контрольных заданий необходимо предварительно изучить соответствующие темы по учебнику.
Знание теории построения чертежа позволяет овладеть принципами его построения на формате.
Логика дисциплины такова, что изучение каждого последующего раздела невозможно без знания предыдущего.
При изучении темы по учебнику необходимо в черновой тетради с помощью чертежных инструментов выполнить чертежи, представленные по ходу текста.
Полезно вести конспект изучаемых тем, который должен содержать основные положения теории.
В данном пособии также даны контрольные вопросы к зачету.
Задания контрольной работы берутся из таблиц в соответствии с вариантом, номер которого выдаётся преподавателем на установочной сессии.
Контрольная работа включает 7 заданий. На рецензию направляется контрольная работа, которая содержит все входящие в нее задания. В противном случае, контрольная работа не рассматривается. Контрольная работа возвращается студенту вместе с рецензией, в которой отмечены допущенные ошибки. Работа должна быть проверена за 10 дней до сессии.
Оформление контрольных работ
1.1 Общие сведения
1.1.1 Чертежи брошюруются в альбом. Обложкой для альбома является титульный лист, выполненный по образцу (рисунок 1) на формате А-4.
Рисунок 1
1.1.2 Листы контрольных работ скрепляют при помощи скоросшивателя.
1.1.3 Задания выполняются на листах чертежной бумаги соответствующего формата.
1.1.4 На каждом листе в нижнем правом углу выполняется основная надпись по ГОСТ 2.104-68 (СТ СЭВ 140-74, СТ СЭВ 365-76) (рисунок 2). Допускается использовать листы с напечатанной на них надписью.
Рисунок 2
1.1.5 Все надписи на чертежах выполняют шрифтом В с наклоном 75%, согласно ГОСТ ЕСКД 2.304-81. Правила написания букв (рисунок 3).
Рисунок 3
Размеры шрифта:
а) для цифр и букв на чертеже 3.5;
б) заполнение основной надписи
- в строчках высотой 5 мм – шрифт 2.5 мм;
- название работы; номер задания – шрифт 5 или 7 мм.
1.1.6 Все чертежи выполняются линиями по ГОСТ 2.303-68 (СТ СЭВ 1178-80).
1.1.7 Правила нанесения размеров на чертежах устанавливает ГОСТ 2.307-68
(СТ СЭВ 1976-76, СТ СЭВ 2108-80).
1.1.8 Число размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления изделия. Каждый размер на чертеже указывается 1 раз.
1.1.9 Расстояние от первой размерной линии до линии контура изображения должно быть не менее 10 мм, а между параллельными размерными линиями – не менее 7 мм.
1.1.10 Размерные числа ставят над размерной линией на расстоянии 1…1,5 мм, параллельно ей, и по возможности ближе к середине.
1.2 Знаки и обозначения, применяемые в начертательной геометрии и используемые в учебном пособии.
1.2.1 Обозначения плоскостей проекций
- П1 – горизонтальная плоскость проекций;
- П2 – фронтальная плоскость проекции;
- П3 – профильная плоскость проекций.
1.2.2 Точки, расположенные в пространстве обозначаются
- прописными буквами латинского алфавита: A,B,C,D,E,F,K,L,M,N;
- арабскими цифрами: 1;2;3 и т.д.
1.2.3 Прямые обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e, f, k, l.
1.2.4 Плоскости обозначаются прописными буквами греческого алфавита: Φ(фи), Ψ(пси), Σ(сигма), Ω(омега) и т.д.
1.2.5 Обозначение проекций:
а) А΄, а΄, Φ΄ - горизонтальные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
б) А΄΄, а΄΄, Φ΄΄- фронтальные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
в) А΄΄΄, а΄΄΄, Φ΄΄΄-профильные проекции точки А; прямой а; плоскости Φ;
1.2.6 Обозначение углов наклона геометрических объектов:
-α- угол наклона прямой (плоскости) к П1;
-β- угол наклона прямой (плоскости) к П2;
-γ- угол наклона прямой (плоскости) к П3.
1.2.7 Знаки:
→ - следовательно; отсюда следует;
≡ - совпадение (А΄≡В΄ - горизонтальные проекции точек А и В совпадают);
║ - параллельность (а║b- прямая а параллельна прямой b);
┴ - перпендикулярность (с┴d – прямая с перпендикулярна прямой d);
∩ - пересечение ( n∩f – прямая n пересекает прямую f);
= - результат действия ( m∩Φ=M – прямая m пересекает плоскость Φ в точке М);
- принадлежность подмножества множеству
-принадлежность элемента множеству
- не принадлежность
Геометрические построения. Сопряжения
Дата: 2018-12-28, просмотров: 558.