МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Гродненский государственный политехнический коледж
Арифметические и логические
Основы Вычислительной Техники
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОго проекта
По специальности 2-40 02 01
«Вычислительные машины, системы и сети»
Гродно
2014
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект на проектирование и синтез комбинационных цифровых устройств (КЦУ) имеет целью обучение учащихся практическому применению знаний по материалу основных разделов дисциплины «Арифметические и логические основы вычислительной техники», формирование у них умения самостоятельной работы в рамках получаемой квалификации, развитие навыков работы с научной и справочной литературой и умение делать на основе ее изучения выводы и обобщения, создание и развитие навыков научно-исследовательской работы и практической деятельности.
Основными задачами курсового проекта следует считать: развитие у обучаемых навыков научно-исследовательской работы в части описания и формального представления функций алгебры логики; практическое освоение методологии приведения их к совершенным нормальным формам, минимизации; приобретение опыта выработки обоснованных решений; совершенствование приемов работы с научно-технической и нормативной литературой, а также получение специальных навыков по разработке сопроводительной документации.
Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов. В первом разделе содержатся рекомендации по организации выполнения курсового проекта и по защите ее результатов. Второй раздел посвящен содержательному наполнению работы. В третьем разделе приведены типовые задания на проведение исследования. Материал четвертого раздела связан с формальными аспектами представления результатов проделанных исследований.
По окончании выполнения и защиты курсового проекта учащиеся должны уметь комплексно подходить к решению прикладных задач синтеза комбинационных устройств в различных базисах, проводить минимизацию исходных СДНФ (СКНФ) различными методами (непосредственных преобразований, Квайна, Квайна-МакКласки, карт Карно-Вейча), интерпретировать результаты исследования, обосновывать выводы и предложения, работать с научно-технической и справочной литературой, оформлять документацию в соответствии с требованиями нормативных документов, докладывать основные результаты исследований перед аудиторией.
Курсовой проект призван подготовить учащихся к разработке курсовых проектов по дисциплинам специального цикла и вооружить их навыками самостоятельной работы, умением пользоваться научно-технической и справочной литературой, работать с ГОСТами и пр.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовой проект «Проектирование и синтез КЦУ» выполняется учащимися специальности 2 20 02 01 - «Вычислительные машины, системы и сети» в рамках изучения дисциплины «Арифметические и логические основы вычислительной техники» в третьем семестре обучения в ССУЗе.
Для руководства деятельностью обучаемых назначается руководитель, который составляет задание на курсовой проект, следит за ее ходом, проводит консультации, оказывает учащимся помощь в процессе исследований.
Каждому учащемуся выдается индивидуальное задание. Выполнение работы осуществляется в предусмотренные расписанием часы под руководством назначенного преподавателя и во время самостоятельной работы. Практическая часть исследований проводится в учебном кабинете дисциплины «Арифметические и логические основы вычислительной техники». При необходимости место работы может выбираться обучаемым самостоятельно.
По окончании работы учащийся представляет преподавателю отчет (пояснительную записку) на проверку. При положительном решении преподавателя о результатах выполнения работы учащийся допускается к защите. На защите он докладывает комиссии о процессе решения поставленной перед ним задачи, отвечает на вопросы, поясняет сущность своих решений. По результатам защиты выставляется отметка. Получение неудовлетворительной отметки ведет к выполнению новой работы или переработке прежней в сроки, установленные заведующим отделением по согласованию с председателем цикловой комиссии и зав. учебной частью.
ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Завершив теоретическую и практическую части работы, а также оформление их результатов, учащийся представляет пояснительную записку руководителю не позднее, чем за два дня до защиты.
Непосредственная подготовка к защите курсового проекта сводится к написанию тезисов доклада и оформлению графических материалов. На доклад по материалам проведенный работы не более 5-7 минут. Рекомендуется такая последовательность изложения:
1) тема курсового проекта;
2) постановка задачи по синтезу КС;
3) анализ исходных данных;
4) получение функции алгебры логики (ФАЛ) или (и) вывод системы логических функций для синтеза КЦУ;
5) объяснение работы искомой схемы (схем) на понятийном уровне;
6) обоснование выбора оптимального базиса для синтеза КС;
7) обоснование выбора оптимального метода для синтеза КС на базе полученной ФАЛ или (и) системы ФАЛ.
К оформлению графического материала целесообразно приступать после окончания работы над пояснительной запиской, когда все схемы протестированы. Это позволит избежать ошибок при изображении схем.
Основные положения доклада должны обязательно опираться на графические материалы: таблицы истинности ФАЛ, синтезированные схемы. Ответы на вопросы необходимо формулировать четко, ясно и по существу.
Во время предварительного анализа работы руководителю, а при защите - членам комиссии должна быть предоставлена возможность ознакомиться с полученными результатами.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
В ходе выполнения курсового проекта учащийся должен провести анализ заданного уравнения, сформировать систему ФАЛ, получить СДНФ (СКНФ), а также минимальные формы функций в трех базисах, получить их схемную реализацию и, наконец, выявить оптимальные пути схемного отображения полученной системы логических функций.
В общем виде этапы выполнения работы будут следующими:
- постановка задачи;
- проектирование задачи;
- реализация;
- тестирование результатов;
- оформление пояснительной записки.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.
Пояснительная записка должна полностью отражать процесс работы по выше перечисленным этапам.
ВВЕДЕНИЕ
Введение (одна - две страницы) включает формулировку задачи. Это подготовительный этап. При его проведении уясняется поставленная задача: что дано и что требуется получить в результате выполнения работы. Обозначается цель и пути решения поставленной задачи. Проводится осмысление всех этапов достижения цели.
Следует определить основные термины, на которых будет строиться пояснительная записка: логическая переменная; логическая операция, логическая функция и таблица истинности функции алгебры логики (ФАЛ), логическая схема, вентиль, многофункциональный базис, СКНФ, МКНФ, СДНФ, МДНФ, комбинационная схема; процесс синтеза комбинационных схем и др.
Во введении не следует затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах пояснительной записки.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Этот этап является одним из основных, так как содержательное описание служит базисом для дальнейшей работы.
Требуется привести четкую однозначную формулировку поставленной задачи. Перечислить все требования, предъявляемые для ее решения. При описании использовать глаголы "необходимо", "требуется", "следует" и т.д. Все перечисляемые требования обязательно должны соответствовать листу задания. Обратить особое внимание на требования, предъявляемые к искомым комбинационным схемам.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ
В этом разделе следует произвести анализ исходного уравнения, полученного в качестве задания. Определить наборы входных переменных, число выходов проектируемой схемы, выявить значение(я) функции (функций) на входных наборах. Следует обосновать выбор базиса для синтеза комбинационной схемы (набор вентилей для синтеза КС). Ограничения на входы логических элементов должны быть приведены (если они указаны в задании) в Постановке задачи. Обязательна мотивация использования определенного набора логических элементов для синтеза КС по полученной системе ФАЛ (функции алгебры логики).
На этом этапе осуществляется формализация содержательного описания. На данном этапе моделируемый объект описывается в терминах известной формальной теории, которая отражает основные аспекты содержательного описания процесса его функционирования. Формальная модель должна быть лишена избыточности и неопределенности, проводится строгое взаимнооднозначное соответствие между каждой комбинацией значений аргументов и значений функции. Как результат этого этапа - построение соответствующей таблицы истинности.
РЕАЛИЗАЦИЯ
Поставлена задача проектирования комбинационного цифрового устройства (КЦУ), имеющего один выход.
Требуется выполнить следующие действия для решения поставленной задачи:
3.1 Реализация (для работы с одной функцией)
3.1.1Представление ФАЛ в виде СДНФ и СКНФ.
3.1.2 Получение МДНФ и МКНФ методом карт Карно-Вейча.
3.1.3 Получение МДНФ методом Квайна.
3.1.4 Получение МДНФ методом Квайна-Мак-Класки.
3.1.5Анализ полученных результатов.
3.1.6 Преобразование МДНФ к форме, обеспечивающей минимум цены схемы.
3.1.7 Построение КС в булевом базисе по полученной форме. Определить задержку схемы.
3.1.8 Преобразование МДНФ к виду, реализуемому в монофункциональном наборе ЛЭ «И-НЕ» (базисе Шеффера) и к виду, реализуемому в монофункциональном наборе ЛЭ «ИЛИ-НЕ» (базисе Пирса).
3.1.9 Построение схем с минимальной ценой в базисах «И-НЕ» и «ИЛИ-НЕ». Определить задержку каждой из схем.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Цель тестирования.
Оценка адекватности искомой схемы. На данном этапе осуществляется проверка того, насколько разработанная схема равнозначна объекту-прототипу, а значит и пригодна к использованию. Возможный способ оценки адекватности состоит в сравнении выходных показателей, полученных для системы ФАЛ (таблица истинности), с результатами функционирования полученной схемы на одинаковых наборах входных аргументов (сигналов). Проверка работы синтезированных схем должна быть осуществлена на полном наборе аргументов. С этой целью определяются значения на выходах схем при подаче на входы комбинаций сигналов, в соответствии с таблицей истинности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение (одна-две страницы) содержит суждение автора о результатах решения поставленной задачи, степени достижения им поставленных целей, достоинствах и недостатках проведенной работы.
В заключении следует подвести итоги проделанной работы с обязательным анализом полученных результатов. Перечислить полученные тупиковые и минимальные формы. Указать наиболее удобный метод минимизации для функций системы. Определить и аргументировать выбор оптимального базиса и соответствующего набора ЛЭ для синтеза многовыходного КЦУ. Указать (если они есть) несущественные аргументы.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
3.1 Синтез схемы КЦУ, вычисляющего значения функции у=5х2+23, если х может принимать целые значения в диапазоне от 0 до 15.
2.2 Синтез схемы КЦУ, вычисляющего значения функции у=(х-5)2+6х-3, если х может принимать целые значения в диапазоне от 0 до 15.
3.3 Синтез комбинационной схемы логических функций F1 и F2 на сдвоенном четырехканальном мультиплексоре.
Исходные данные:
Логические функции заданы в виде F1(x1,x2,x3,x4) = (0,6,7,10,14,15); F2(x1,x2,x3,x4) = (1,3,4,5,11),
3.4 Синтез комбинационной схемы логической функции F(x1,x2,x3,x4) на восьмиканальном мультиплексоре.
Исходные данные:
Логическая функция задана в виде F(x1,x2,x3,x4) = (0,3,5.7,10,12,14,15).
3.5 А) Построить КС, реализующую не полностью определенную булевы функцию f(x1,x2,x3,x4), которая принимает значение 1 при условии:
и неопределенное значение на наборах, для которых
В) Спроектировать многовыходное КЦУ, вычисляющего значения функции Y = X 3 +(127-2 X ), если х может принимать целые значения в диапазоне от 0 до 3.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Содержание пояснительной записки
После того, как проделана работа по синтезу многовыходного КЦУ, сформулированы выводы и рекомендации следует приступить к литературному оформлению полученных результатов в виде пояснительной записки. Это основной документ, представляемый учащимся руководителю по завершении курсового проектирования. Общий объем пояснительной записки не должен превышать 25-30 листов рукописного текста.
Последовательность разделов пояснительной записки: титульный лист, бланк задания, содержание, список сокращений (при числе терминов больше пяти), введение, реферат, разделы основной части работы, заключение, список литературы, приложения.
Титульный лист должен соответствовать образцу (приложение 1).
Бланк задания выдается руководителем по установленной форме (приложение 2).
Содержание призвано раскрыть в краткой форме сущность работы путем обозначения основных разделов, подразделов и других частей пояснительной записки. Содержание состоит из наименований всех разделов курсового проекта (с требуемой степенью детализации) с указанием страниц их расположения в записке.
Список литературы содержит перечень источников, использованных при выполнении курсового проекта.
Приложение включает в себя таблицы истинности, результаты тестирования, полученные схемы. В общий объем отчета листы приложений не включаются.
Текст пояснительной записки следует делить на абзацы. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает в себя самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.
Необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новому положению, пока предыдущее не получило полного законченного выражения. Следует избегать растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений, вводных слов и фраз, писать по возможности краткими и ясными для понимания предложениями.
Выдвигаются следующие требования:
· каждое выполняемое в работе действие должно иметь текстовый комментарий;
· смысловые группы команды программы должны иметь комментарии;
· символические имена, введенные в программу разработчиком должны иметь смысловое значение;
· описываемые в записке комментарии по работе программы должны сопровождаться экранными копиями;
· записка должна быть подготовлена в WinWord.
В пояснительной записке необходимо выдержать единые обозначения и размерности для используемых параметров и переменных. Сокращения слов, терминов и обозначений допускаются только общепринятые, например АСУ, ЭВМ. При необходимости введения сокращений аббревиатура указывается в скобках после первого упоминания сокращаемого понятия. Это осуществляется, если возникает потребность в употреблении аббревиатуры более трех раз. Введенные сокращения вносятся в список, помещаемый в пояснительной записке перед списком литературы, по форме: слева аббревиатура, справа через тире полное наименование. Формирование списка идет в алфавитном порядке. При общем числе сокращений, не превышающем пяти, список не составляется.
Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова "должен", "следует", "необходимо", "требуется, чтобы", "разрешается только", "не допускается", "запрещается", "не следует". При изложении других положений следует применять слова - "могут быть", "как правило", "при необходимости", "может быть", "в случае" и т.д. При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например "применяют", "указывают" и т.п.
В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе. Если в документе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа (в ПЗ перед списком литературы)э
В тексте документа не допускается:
- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
Последовательность разделов пояснительной записки : титульный лист, бланк задания, содержание, список сокращений (при числе терминов больше пяти), введение, реферат, разделы основной части работы, заключение, список литературы, приложения.
Титульный лист должен соответствовать образцу (приложение 1).
Бланк задания выдается руководителем по установленной форме (приложение 2).
Содержание призвано раскрыть в краткой форме сущность работы путем обозначения основных разделов, подразделов и других частей пояснительной записки. Содержание состоит из наименований всех разделов курсовой работы (с требуемой степенью детализации) с указанием страниц их расположения в записке.
Список литературы содержит перечень источников, использованных при выполнении курсового проекта.
Приложение включает в себя листы графической части и копию слайдов презентации программы. В общий объем отчета листы приложений не включаются.
Текст пояснительной записки следует делить на абзацы. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает в себя самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.
Необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новому положению, пока предыдущее не получило полного законченного выражения. Следует избегать растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений, вводных слов и фраз, писать по возможности краткими и ясными для понимания предложениями.
Оформление пояснительной записки и графических материалов
Общие положения
ГОСТ 2.001-93. Общие положения.
ГОСТ 2.002-72. Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании.
ГОСТ 2.004-88. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ
ГОСТ 2.051-2006. Электронные документы. Общие положения.
ГОСТ 2.052-2006. Электронная модель изделия. Общие положения.
ГОСТ 2.053-2006. Электронная структура изделия. Общие положения.
Правила оформления текста пояснительной записки регламентируются ГОСТ 2.702-75, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 19.106-78. Пояснительная записка выполняется с основной надписью по ГОСТ 2.104-68. Наличие рамки, выполняемой черной тушью, черной шариковой ручкой или печатным способом, требует штампа. При выполнении пояснительной записки без рамки оформление осуществляется согласно приложению Е, т.е. выдерживаются размеры полей, ограничивающих текст, номера страниц проставляются в правом нижнем углу.
Пояснительная записка к курсовому проекту пишется на одной стороне листа бумаги формата А4 (297´210 мм).
Параметры страницы должны быть одинаковыми по всей работе (верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 3,0 см; правое – 1,5 см). Установить поля страницы можно с помощью следующей команды Файл→Параметры страницы (рисунок 1).
Рисунок 2 − Окно Параметры страницы
Оформление сокращений в тексте
ГОСТ 7.12-93 устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний на русском языке. ГОСТ 7.11-2004 определяет правила сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. При использовании сокращений для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени. Необходимо также руководствоваться следующими соображениями:
1. Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должно быть однобуквенным, если последней букве предшествует гласный звук, а если согласный – двухбуквенным.
Например: 5-й (пятый), 5-го (пятого).
2. При обозначении крупных круглых чисел используются сокращения: для тысяч – с точкой (тыс.), для миллионов, миллиардов – без точки (млн, млрд).
Знаки в тексте
1. Знак процентов (%) отделяют от предшествующего числа пробелом.
2. Знаки №, § пишут слитно с последующим числом.
3. Знаки градуса (º), минуты (′) секунды (″) пишутся слитно с предшествующим числом. Но в выражениях типа «16 ºС» знак градуса отделяют пробелом от предшествующего числа и пишут слитно с обозначением шкалы.
4. В тексте используют только типографские кавычки вида « » (ёлочкой). Другие кавычки (“ ”) и (" ") допустимы только при записи программных кодов, html и др.
5. Следует различать знаки тире (–) и дефис (-) в тексте.
Тире (–) ставится: | |
а) перед каждой позицией перечисления, если в тексте имеется ненумерованный список, например:
б) в пояснениях к математическим формулам после каждого символа перед его расшифровкой (примеры см. в подразд. «Набор математических формул»); в) между двумя или несколькими словами для обозначения пределов: – временных: массовые отпуска в июле – августе; – количественных: сопротивление не должно превышать 3–5 Ом; (Тире при цифрах, заменяющее по смыслу фразу «от…до…», не отделяют пробелами); г) в словосочетаниях типа база – эмиттер, ввод – вывод, сток – исток, затвор – исток; д) между двумя или несколькими фамилиями, если это название какого-либо закона, явления, теории: теория Канта – Лапласа, закон Бойля – Мариотта, постоянная Стефана – Больцмана. |
Дефис (-) ставится: |
а) как знак сокращения: – при выкидке середины слова: д-р техн. наук; – при сокращении сложного слова, которое пишется через дефис: инженер-механик → инж.-механик; б) между частями двойной фамилии (Склодовская-Кюри); в) в сложных прилагательных: – типа вертикально-сверлильный; поперечно-строгальный; зубчато-реечный; ступенчато-симметричный. |
Примечание. Прилагательные, образованные от иноязычной фамилии
с частицами типа де, фон, ван, пишутся слитно (фон Нейман → фоннеймановская концепция; де Бройль → дебройлевская гипотеза).
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");
- применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥(больше или равно), ≤(меньше или равно), ≠(не равно), а также знаки № (номер), % (процент);
- применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.
Наименования команд, режимов, сигналов и т.п. в тексте следует выделять кавычками, например, "Сигнал +27 включено".
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.
Примеры:
1 Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.
2 Отобрать 15 труб для испытаний на давление.
Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.
Примеры
1 От 1 до 5 мм.
2 От 10 до 100 кг.
3 От плюс 10 до минус 40°С.
От плюс 10 до плюс 40°С.
Лист содержания
Содержание размещают на отдельной (пронумерованной) странице (страницах), снабжают заголовком «СОДЕРЖАНИЕ», размещаемым по центру строки, не нумеруют как раздел, и включают в общее количество страниц документа. В содержание включают номера разделов, подразделов, их наименование и номера страниц; буквы и наименование (при наличии) приложений и номера страниц; прочие наименования (перечень таблиц, рисунков) и номера страниц. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами. Прописными должны записываться заглавные буквы и аббревиатуры.
Заголовки структурных частей работ (например: «СОДЕРЖАНИЕ», «ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая.
4.2.2 Правила оформления разделов, подразделов
Структурными элементами текста пояснительной записки являются разделы, подразделы.
Раздел – первая ступень деления. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки.
Подраздел – часть раздела, обозначенная номером и имеющая заголовок.
Абзац – логически выделенная часть текста, не имеющая номера. Допускается помещать текст между заголовками раздела и подраздела, между заголовками подраздела и пункта. Каждый структурный элемент начинается с абзацного отступа.
Заголовки разделов пишут строчными буквами (кроме первой – прописной) и
размещают с абзацевого отступа. Заголовки разделов следует нумеровать арабскими цифрами. В конце заголовка раздела точку не ставят. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Заголовки подразделов записываются с абзаца строчными (кроме первой – прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
Например:
1 Типы и основные размеры
Нумерация пунктов первого раздела документа
2 Технические требования
Нумерация пунктов второго раздела документа
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Методы испытаний
3.1 Аппараты, материалы и реактивы
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа
3.2 Подготовка к испытанию
Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа
Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
Расстояние между заголовком и последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно при компьютерном наборе – двум интервалам (1,5 интервал + 6 пт после).
Для разделов и подразделов, текст которых записывают на одной странице с текстом предыдущего раздела или подраздела, расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком должно быть равно при компьютерном наборе – трем интервалам (1,5 интервал + 18 пт перед).
Расстояния между основаниями строк заголовков принимают такие же, как и в тексте.
Примечание: Текст пояснительной записки необходимо писать от 3-го лица; введение, первый и второй разделы в будущем времени, третий раздел и последующие разделы - в настоящем.
Оформление перечислений, списков
Внутри подраздела, пунктов и подпунктов могут быть даны перечисления, которые рекомендуется обозначать. Допускается выделять перечисления простановкой тире перед текстом.
Например:
- программа;
- процедура;
- функция.
Если на подпункт есть ссылка в тексте допускается выделять перечисления буквами, например:
a) программа;
b) процедура;
1) внешняя
2) внутренняя
c) функция;
Оформление ссылок
В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на стандарты, технические условия, литературные источники. При ссылках на литературу номер источника проставляется в соответствии с приведенным списком литературы. Наименования литературных источников в списке источников нумеруются арабскими цифрами. В списке литературы литературные источники располагаются в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки или в алфавитном порядке.
Если источник имеет большое количество страниц, необходимо указать номера страниц, таблиц, формул, на которые даются ссылки в пояснительной записке дипломного проекта.
Например:
1. [14, c. 26, табл. 2] (здесь 14 – номер источника в списке, 26 – номер страницы, 2 – номер таблицы).
2. Расчет налога на добавленную стоимость производим по методике, изложенной в [11].
3. Согласно [4] надежность оценивается по формуле…
То есть при небольшом объеме источника достаточно привести в ссылке только его номер.
Оформление сносок
Сноска обозначается цифрой со скобкой, вынесенными на уровень линии верхнего обреза шрифта, если сноска относится к отдельному слову, знак сноски помещается непосредственно у этого слова, если же к предложению в целом, то в конце предложения. Текст сноски располагают в конце страницы и отделяют от основного текста линией длиной 3 см, проведенной в левой части страницы. Пример оформления сносок представлен в приложении З.
Оформление сокращений
Если в пояснительной записке принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. д., то их перечень должен быть представлен в пояснительной записке в виде отдельного списка под заголовком «Перечень условных обозначений». Список должен быть помещен после содержания (перед введением).
Если в пояснительной записке специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа - его детальную расшифровку.
Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц, что позволяет более наглядно представить для сравнения полученные результаты.
Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.
Таблицы рекомендуется нумеровать в соответствии с принятой системой нумерации формул и рисунков, например: «Таблица 2» при сквозной нумерации или «Таблица 1.2» при нумерации по разделам пояснительной записки. Как правило, целесообразно использовать однотипную (сквозную или по разделам) нумерацию рисунков и таблиц по всей пояснительной записке.
При оформлении таблиц следует руководствоваться следующими правилами:
1. Таблицы следует набирать в Microsoft Word с помощью команды Таблица → Вставить → Таблица. В диалоговом окне Вставка таблицы установить необходимое число столбцов и строк. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
После того как таблица создана рекомендуется ее выделить и выполнить команду Таблица → Автоподбор → Фиксированная ширина столбца. Данная команда позволяет исключить «плавание» размеров ширины столбцов.
После выполнения указанных действий можно сформировать необходимую ширину столбцов.
2. Размер шрифта для табличных данных – такой же, как и во всей пояснительной записке. Допускается применять в таблице шрифт, на 1–2 пт меньший, чем шрифт основного текста.
3. Таблицы снабжают тематическими заголовками. Основной текст пояснительной записки и заголовок таблицы должны быть разделены пробельной строкой. Пробельной строкой отделяют от таблицы следующий за ней текст.Заголовок и фактический материал таблицы пробельной строкой не разделяют (см. пример построения таблицы).
Пример построения таблицы
Таблица 1.1 − Сравнительный анализ результатов теплового моделирования проектируемого изделия различными программными средствами
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовки в «шапке» таблицы выравниваются по центру ячейки (по горизонтали и вертикали) и набираются с прописной буквы, при этом обозначение единицы измерения величины отделяется от текста заголовка запятой.
Согласно ГОСТ 2.105-95 таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
4. Цифровая информация может выравниваться по разрядам, по запятой, либо по центру ячейки (в случае разнородности данных).
5. При построении таблиц графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Если же нумерация данных необходима, порядковый номер следует указывать в первой графе боковика таблицы непосредственно перед их наименованием.
Графа «Примечания» допускается лишь в тех случаях, когда она содержит ссылки, относящиеся к нескольким строкам таблицы. Во всех остальных случаях примечания лучше давать в виде сноски под таблицей отдельной строкой.
6. Все слова в «шапке» и боковике таблицы следует писать полностью, без сокращений. Допускаются сокращения и буквенные обозначения, принятые в тексте, или стандартные сокращения, устанавливаемые ГОСТ 7.12-93 и ГОСТ 7.11-2004.
7. В таблицах не допускается оставлять пустые (незаполненные) ячейки. Пропуски (если данные отсутствуют) заменяют знаком тире.
8. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы, на следующую страницу головку таблицы можно повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы <номер таблицы>». Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
9. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.
10. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае − боковик.
11. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее − кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается.
Оформление графического материала
Количество иллюстративного материала (графического материала, схем, рисунков, диаграмм, фотографий и т.п.) должно быть достаточным для пояснения излагаемого материала.
Рисунки располагают как можно ближе к соответствующим частям текста в порядке ссылок. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела, например «Рисунок 3.4» . На все рисунки в тексте должны быть ссылки, например (рисунок 7.2), или при повторной ссылке (см. рисунок 7.2)[2]. В ссылках рекомендуется использовать обороты «в соответствии с рисунком 2», «на рисунке 5.1 изображены…» и т. п.
При оформлении рисунков следует руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Рисунки должны быть четкими.
2. Подрисуночная подпись отделяется от рисунка пробелом в одну строку, размер букв подрисуночной подписи – 14 пт.
Согласно СТП 01-2010 допускается выносить в подрисуночную подпись расшифровку условных обозначений, частей и деталей иллюстрации. Все пояснительные данные помещают между рисунком и подрисуночной подписью.
Расшифровки пишут в подбор, отделяя их друг от друга точкой с запятой. Цифры, буквы, другие условные обозначения позиций в расшифровке приводят, отделяя от расшифровок знаками тире, например, «1 – измерительный преобразователь; 2 – усилитель; или а – корректирующее звено; б – …». Длина строк с пояснениями не должна выходить за границы рисунка. Стандартные буквенные позиционные обозначения, приведенные на рисунке, не расшифровывают.
Если обозначения, приведенные на иллюстрации, разъясняются в тексте пояснительной записки, то расшифровки в подрисуночных подписях не допускаются.
Не разрешается часть деталей иллюстрации пояснять в тексте, а другую расшифровывать в подрисуночной подписи.
Все подрисуночные подписи в пояснительной записке следует выполнять единообразно.
3. Размер шрифта надписей и обозначений на рисунке – не менее 12 пт.
4. Рисунок вместе с подрисуночной подписью должен быть отделен от предыдущего и последующего текста пробелом в одну строку.
5. В подрисуночной подписи, состоящей из нескольких строк, перенос слов не допускается.
6. Подрисуночная подпись не должна выходить за границы рисунка.
Например:
1 – антенны ретранслятора; 2 – солнечные батареи;
3 – привод антенны; 4 – блоки РЭУ; 5 – корпус;
6 – телевизионная камера с системой самонаведения
Рисунок 5.1 − Компоновка спутника «Молния–1»
Оформление списка использованных источников
При составлении списка использованных источников следует руководствоваться ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
В таблице приведены примеры библиографического описания.
Таблица 1 - Пример оформления литературы
Характеристика источника | Пример оформления |
1–3 автора | Куперштейн, В. И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении / В. И. Куперштейн. – СПб. : БХВ, 2000. – 248 с. Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. Виглеб, Г. Датчики. Устройство и применение / Г. Виглеб ; пер. с нем. – М. : Мир, 1989. – 198 с. |
4 и более автора | Управленческая деятельность : структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999 . – 189 с. |
4 и более автора | Управление персоналом : учеб. пособие / С. И. Самыгин [ и др.] ; под. ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 511 с. |
Многотомное издание или издание в частях | Сиберт, У. М. Цепи, сигналы, системы. В 2 ч. / У. М. Сиберт ; пер. с англ. – М. : Мир, 1998. – Ч. 1 – 336 с. ; Ч. 2 – 360 с. Компьютерное моделирование технологических систем : учеб. пособие. В 2 ч. – Минск : БГУИР : Ч. 1 / С. П. Кундас, Т. А. Кашко, 2002 . – 168 с.; Ч. 2 / С. П. Кундас [и др.], 2004. – 191 с. |
Отдельный том или часть | Компьютерное моделирование технологических систем : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / С. П. Кундас [и др.] – Минск : БГУИР, 2004. – 191 с. Свирид, В. Л. Микроэлектронные и преобразовательные устройства : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 : Микроэлектронные устройства / В. Л. Свирид. – Минск : БГУИР, 2005. – 134 с. |
Законы, постановления | О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г . №361-3 : текст по сост. на 1 дек. 2004. – Минск : Дикта, 2004. О размерах государственных стипендий учащейся молодежи : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 2004 г., №468 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – №69. |
ГОСТы | ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. – Введ. 2004–11–01. – Минск : Госстандарт Респ. Беларусь, 2004. Общие требования к текстовым документам. ГОСТ 2.105–95 ЕСКД. – Введ. 1996–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 1996. |
Материалы конференций | Новые информационные технологии : тез. докл. ХIII Междунар. студенч. шк.-семинара, Москва, 2005. – М. : МГИЭМ, 2005. – 361 с. Проблемы организации и управления реструктуризацией и развитием предприятий сферы услуг и коммун. хоз. : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Новочеркасск, 30 марта 2005 г. – Новочеркасск : Темп, 2005. – 58 с. |
Продолжение таблицы 1
| |
Характеристика источника | Пример оформления |
Статьи: – из тезисов докладов – из периодических изданий | Бочков, А. А. Единство правовых и моральных норм как условие построения правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь / А. А. Бочков, Е. Ф. Ивашкевич // Право Беларуси : истоки, традиции, современность : материалы междунар. науч.-практ. конф., Полоцк, 21–22 мая 2004 г. : в 2 ч. / Полоцкий гос. ун-т. – Новополоцк, 2004. – Ч. 1. – С. 74–76. Хронусов, Г. Автоматизированные системы контроля основных показателей электропотребления промышленных предприятий / Г. Хронусов, А. Кошта, А. Распутин // Современные технологии автоматизации. – 1998. – №1. |
Электронные ресурсы | IBM DB2 Universal Database. SQL Reference Version 6. International Business Machines Corporation [Электронный ресурс]. – 1999. – Режим доступа : http://www.software.ibm.com/data/db2/library/. |
Оформление приложений
Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки после списка литературы. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение приемов синтеза КС как рабочего инструмента компетентного специалиста – техника возможно после полного овладения методиками приведения совершенных нормальных форм к минимальным, способами выражения ФАЛ в различных базисах, техникой построения логических устройств на реальной элементной базе. Оказание помощи учащимся при проведении самостоятельных изысканий в рамках курсового проекта является целью, которую преследует настоящее пособие.
Использование методов минимизации позволит добиваться существенного сокращения непроизводительных затрат времени на такие рутинные этапы, как приведение ФАЛ к минимальной форме. Начальный этап синтеза комбинационных устройств не может обеспечить их применение при выполнении курсового проекта. Поэтому совершенствование полученных навыков и переход к перспективным средствам проектирования и разработки устройств ЭВМ является одной из основных задач, подлежащих решению специалистами в области автоматизации обработки информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Е.Костин. Структура и функционирование ЭВМ. - М.: Высшая школа, 1987
2. П.Нортон. Персональный компьютер. Аппаратно-программная реализация. – С-П.: BHV, 1999
3. Дж.Брукшир. Введение в компьютерные науки. – М.: издательский дом "Вильямс", 2001
4. М.Гук. Энциклопедия. Аппаратные средства IBM PC. – C-П.: Питер, 2000
5. В.И.Бойко и др. Схемотехника электронных систем. Микропроцессоры и микроконтроллеры. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004
6. Б.Я.Цилькер, С.А.Орлов. Организация ЭВМ и систем. Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2004
7. В.А.Семененко, Э.К.Скуратович. Информатика и вычислительная техника. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2003
8. Г.Г.Калиш. Основы вычислительной техники. Учебное пособие. - М.:«Высшая школа», 2000
9. В.В.Стрыгин, Л.С.Щарев. Основы вычислительной техники и программирования. Учебное пособие. - М.:«Высшая школа», 1983.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Титульный лист (образец)
Приложение Б
Лист задания (образец)
Учреждение образования
«Гродненский государственный
политехнический колледж»
Цикловая комиссия общеобразовательных
и профилирующих дисциплин спец.2 -40 02 01
«Вычислительные машины, системы и сети»
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Титульный лист (образец для Гродно, у нас другой)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: «Проектирование и синтез комбинационных цифровых устройств»
Разработал И.Иванов
Руководитель работы Е.Н.Брынина
2014
ПРИЛОЖЕНИЕ, не актульно
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
ЗАДАНИЕ
для курсового проекта по дисциплине «Арифметические и логические основы вычислительной техники» специальности 2-40 02 01 «Вычислительные машины системы и сети»
Учащемуся Бабичу Антону (2 курс, группа ВМС-8)
Тема курсового проекта и исходные данные:
Задание 1. Построить КС, реализующую не полностью определенную булевы функцию f(x1,x2,x3,x4), которая принимает значение 1 при условии:
и неопределенное значение на наборах, для которых
Задание 2. Спроектировать многовыходное КЦУ, вычисляющего значения функции Y = X 3 +(127-2 X ), если х может принимать целые значения в диапазоне от 0 до 3.
При выполнении курсового проекта по названной теме должны быть представлены :
Введение
Постановка задачи по синтезу КС для Задания 1 и Задания 2
Проектирование задачи (для Задания 1 и Задания 2)
Анализ исходной информации Задания 1
Анализ исходной информации Задания 2
Требования, предъявляемые к искомым комбинационным схемам.
Графическая часть работы
Лист 1 Комбинационная схема цифрового устройства Задания 1 в булевом базисе.
Лист 2 Комбинационная схема цифрового устройства Задания 1 в базисе «И-НЕ».
Лист 3 Комбинационная схема цифрового устройства Задания 1 в базисе «ИЛИ-НЕ».
Лист 4 Комбинационная схема цифрового устройства задания 2.
Листы 5...12 Презентация КП
Дата выдачи 14.11.2014
Срок окончания 10.01.2015
ЗАДАНИЕ
На курсовой проект
Учащемуся Михалевичу Артёму Александровичу._______________________
Курса: 2 группы: ВС-21
по учебной дисциплине «Арифметические и логические основы
вычислительной техники» ________________________________________
Тема курсового проекта: Разработка комбинационной цифровой схемы устройства ___________________________________________________________
Исходные данные:
Задание 1. Требуется выполнить проектирование и синтез одновыходного комбинационного цифрового устройства (КЦУ), реализующего не полностью определенную булеву функцию f(x1,x2,x3,x4 , которая принимает значение 1 при условии: и неопределенное значение на наборах, для которых .
Задание 2. Необходимо спроектировать многовыходное КЦУ, вычисляющее значения функции если х может принимать целые значения в диапазоне от 0 до 15.
Содержание проекта
Пояснительная записка | |
Содержание разделов | Срок сдачи |
Введение | 1 консультация |
1. Описательный раздел 1.1 Постановка задач 1.2 Краткое техническое описание | 2 консультация 2 консультация 2 консультация |
[1] Если ссылка на рисунок или таблицу используются второй и более раз, то необходимо перед ссылкой записывать «см.», например, «см. рисунок 7.1» или «см. таблицу 2.5».
[2] По аналогии: на все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, при повторной ссылке − «см. таблицу» с указанием ее номера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Гродненский государственный политехнический коледж
Арифметические и логические
основы Вычислительной Техники
Дата: 2018-12-28, просмотров: 381.