В дипломе «Поясные наборы кочевого мира VIII-XII в.»: «Территориальные рамки исследования определяются в целом степной зоной Евразии. При проведении нашего исследования мы будем ограничиваться территорией от Алтая до Подунавья (территории современной Венгрии). Сужение территориальной зоны связано со спецификой внешних отношений населения Южного Зауралья, где монгольская часть степей оказывала меньшее влияние на местную культуру. Большинство аналогов обнаруженного в нашей области набора также имеются именно в зоне от Алтая до Подунавья. Аналогичные элементы орнамента были обнаружены в вещах салтово-маяцкой культурной общности, ряд изделий по форме и орнаменту близок к вещам из караякуповской культуры Южного Урала и Нижнего Прикамья. Кроме того, сужение территории может быть оправдано тем, что стилистика нашего набора позволяет считать эти предметы, близкими к мадьярскому кругу. Мадьяры, предки современных венгров, на нынешнюю территорию обитания пришли в результате длительных миграционных процессов, охвативших период с VII по X вв. В территориальном плане он охватил Южное Зауралье и Приуралье, Поволжье, предкавказские и донские степи и, собственно, Подунавье.
Хронологические рамки. Поясные наборы появились ещё в скифской культуре раннего железного века. Однако нас интересует не происхождение просто поясных наборов, а появление наборов с определенным типом орнаментирования. В связи с этим нижняя граница – VIII в. – обусловлена появлением стиля степного ориентализма, характерного для целого ряда культур кочевого мира, представленного именно в элементах декора украшений. Верхняя граница – XII в. – определяется массовыми подвижками в степной зоне в связи с формированием Монгольской империи. Монголы также продолжали использовать поясные наборы как символы социального статуса, однако специфика изображений на них и технология изобретения уже принципиально иная. Большая же часть поясов, аналогичных обнаруженному в нашей области, приходится именно на указанный временной промежуток».
В дипломе «Живопись как исторический источник (на примере творчества Эдуарда Мане)» хронологические рамки составят период активного творчества художника, то есть третью четверть XIX века. (Территориальные рамки здесь не указываются).
В дипломе ««Борьба с эпидемиями тифа и холеры (на материалах Курганского уезда 1919-1923 гг.)»: «Хронологические рамки: для исследования взят период с 1919 по 1923 гг., отражающий наиболее активный этап борьбы с опасными эпидемиями тифа и холеры в период становления Советской власти. В 1923 году Курганский уезд был преобразован в округ.
Территориальные рамки: город Курган и Курганский уезд Челябинской губернии».
Обоснование хронологических рамок в дипломе «Иностранные военнопленные на территории Курганского уезда (1914-1923 гг.)»: «Сентябрь 1914 года – это время прибытия первых военнопленных на территорию Курганского уезда, конец 1923 года – преобразование уезда в округ и перевод основной массы военнопленных в Челябинск».
В дипломе «Исторические взгляды И.С. Аксакова и К.С. Аксакова» хронологическими рамками являются годы жизни и деятельности идеологов славянофильства, а именно, 1823-1886 гг. и 1817-1860 гг., соответственно. (Территориальные рамки в данном случае не указываются).
В дипломе «Чернокнижничество в Священной Римской империи XVI века» территориальными рамками являются территории тех государств, которые в указанное время входили в состав Священной Римской империи, в данном случае это Германия, Швейцария, Северная Италия.
В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»: «Хронологические рамки – двадцатые годы XX века – совпадают с временными границами новой экономической политики 1921 – 1928/29 гг. В этот период социальная и образовательная политика еще не носили тоталитарного характера, напротив, находились в стадии развития и эксперимента, что приводило к разнообразию ее форм в разных регионах и населенных пунктах. Рядовой человек непосредственно участвовал в процессе создания нового жизненного уклада, новой трудовой школы. С другой стороны, у значительной части взрослого населения сохранялся традиционный образ мышления, вступавший в конфликт с культурными новшествами, разрешить который должно было образование и просвещение. Всё это сказывалось на повседневной жизни детей, занимавших, зачастую, посредническую роль между государственной политикой и традиционным семейным бытом».
Принципы и методы исследования. Примеры
В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»:
«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Данная дипломная работа опирается на принципы историзма и научной объективности, которые позволяют изучить предмет исследования без отрыва от современной ему исторической реальности, а также избежать политизации и односторонних оценок в процессе выявления информации.
В данной работе использован источниковедческий метод, позволяющий грамотно выявить и обработать исторические источники по заявленной теме; описательный метод, позволяющий дать характеристику исследуемым документам; историко-сравнительный метод, позволяющий выделить общие и повторяющиеся явления в повседневной жизни детей и оценить их; метод герменевтики, позволяющий истолковать текст с учетом реалий изучаемого временного отрезка, разглядеть за словами мысли и чувства людей, увидеть особенности их мышления; историко-системный метод, позволяющий систематизировать источники по истории детской повседневности указанного периода, проблемы и методы их источниковедческого изучения».
В дипломе «Газетная реклама в изучении повседневной жизни г. Кургана начала ХХ века»:
«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Традиционно базовыми являлись принципы объективности и историзма.
Методика изучения рекламы, предлагаемая в данной работе, основана на методических принципах исследования письменных источников, разработанных в источниковедении. Мы исследовали рекламу, проходя через все этапы источниковедческого анализа и синтеза (проблемы происхождения, интерпретация, анализ достоверности и другое).
В дипломной работе также использовался историко-сравнительный метод, позволивший сравнить между собой рекламу разных газет, выявить общее и особенное разных рекламных объявлений, степень их значимости как источника в изучении повседневности.
Одним из основных методов изучения рекламы стал историко-генетический метод (необходимый для прослеживания эволюции рекламы)».
В дипломе «История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники»:
«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). При написании работы мы придерживались принципов объективности, историзма, и всесторонности. Нами были использованы следующие исторические методы. Описательный, с помощью которого был произведен сбор, первичный анализ и изложение данных по изучаемой теме; историко-генетический, суть которого в изучении генезиса конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений; историко-типологический, на основании которого мы провели работу по типологизации русской керамики».
В дипломе «Проектная деятельность учащихся в старших классах при изучении отечественной истории (на примере школ города Кургана)»:
«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Одним из главных принципов исторического исследования является принцип объективности. Ученые под принципом объективности понимают воспроизведение объекта таким, каким он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания. Это условие полностью не реализуемо, поскольку мир всегда отражается через познающий субъект и всегда отражается с разной, но неизбежной степенью искажений и упущений. Немаловажен и принцип системности. Он характеризуется прежде всего тем, что нужно изучать объекты исследования с разных сторон, с точки зрения разных теорий, рассматривать взаимодействия изучаемого явления с другими явлениями в разных сферах социальной жизни и окружающего материального мира.
Так как дипломная работа связана со сферой педагогики, то для более точного исследования мы применили методологические принципы педагогических исследований:
а) диалектический метод изучения социальных процессов деятельности, общения;
б) структурный подход – описание педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;
в) ценностно-смысловой и личностно-временной подход – рассмотрение педагогических явлений и процессов, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);
г) системный анализ педагогических процессов и явлений – целостное построение (формулировка конечной и промежуточной цели, программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации)».
Новизна и практическая значимость. Примеры
В дипломе: «Молодежная политика периода нэпа в документах Курганского окрисполкома и публикациях газеты «Красный Курган»:
«Новизна. Впервые в данной работе проводится комплексный анализ основных направлений политики в отношении молодежи, даётся характеристика процесса реализации молодёжной политики в Курганском округе в годы нэпа, а также вводится в научный оборот делопроизводственная документация Курганского окрисполкома и публикации газеты «Красный Курган» как источник по истории молодежной политики в Курганском округе».
В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»:
«Новизна и практическая значимость исследования. Несмотря на довольно частое в последнее десятилетие обращение к теме детства работы, представляющие комплексный анализ детской повседневности, немногочисленны, что связано в первую очередь с источниковедческими и методологическими трудностями. На местном материале заявленная тема еще не рассматривалась, что позволяет ввести в научный оборот новые исторические источники. Документы, известные ранее и использованные для изучения других тем, рассматриваются в новом ключе, с привлечением методов истории повседневности, решаются источниковедческие проблемы использования делопроизводственных материалов и материалов периодики в изучении детской повседневности.
Результаты данной дипломной работы могут быть использованы для составления школьных курсов, факультативов, вузовских спецкурсов по истории повседневности и истории детства, для работы краеведческих кружков».
В дипломе «Поясные наборы кочевого мира VIII- XII вв.»: «Новизна состоит во введении в научный оборот сделанной в 2008 году находки «Могилевского» поясного комплекта. Этот комплект говорит о связи племен, находившихся на территории нашего края, с мадьярским населением. Можно также говорить о роли Уральского региона в этнокультурных процессах складывания мадьярского населения.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Археология» и «История кочевых государств Евразии».
В дипломе «Оценки исторических взглядов Н. М. Карамзина как историографическая проблема»:
«Научная новизна исследования. В работе предпринята попытка показать эволюцию оценок исторических взглядов Н.М. Карамзина как проблему отечественной историографии XIX – XXI в. Также новизна заключается в изучении отечественной историографии через особый подход – характеристику отношения к научному вкладу Н.М. Карамзина.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы, во-первых, могут быть использованы при подготовке обобщающих исследований по истории и историографии России; во-вторых, могут найти применение непосредственно в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по историографии; в-третьих, могут быть полезны при написании факультативного курса в старшей школе».
В дипломе «Творчество группы «Машина времени» как исторический источник»:
«Новизна исследования заключается в том, что впервые, с точки зрения источниковедения, рассматривается возможность оценить происходившие в стране события сквозь призму творческой деятельности музыкантов группы «Машина времени». В научный оборот вводится новый вид источников, такой как музыкальные произведения, апробируется методика его изучения, подчеркиваются положительные и отрицательные стороны.
Практическая значимость заключается в возможности разработки курсов преподавания источниковедения музыкального искусства в контексте изучения истории, культурологии и музыковедения».
В дипломе «Газетная реклама в изучении повседневной жизни г. Кургана начала ХХ века»:
«Новизна и практическая значимость. В настоящей работе впервые газетная реклама проанализирована в качестве источника изучения повседневности г. Кургана начала XX века; дан комплексный источниковедческий анализ курганской газетной рекламы, выявлены её особенности как источника, определены проблемы источниковедческого изучения. Полученные результаты смогут помочь нам определить информационный потенциал газетной рекламы как источника по истории повседневности, определить её значимость. Это позволит дополнить программы школьных спецкурсов по историческому краеведению, а также вузовские спецкурсы по истории повседневности».
4.9 Пример оформления списка источников и литературы
Дата: 2018-12-28, просмотров: 463.