Предмет исследования всегда имеет чёткие пространственно-временные границы. Во введении эти границы (рамки) не только указываются, но и обосновываются. Главным критерием обоснования являются качественные изменения самого предмета исследования.
Территориальные рамки проводимого дипломного исследования, как правило, не отражают современные административно-политические реалии, поэтому целесообразно пояснять употребляемые географические термины и названия. Территориальные рамки в дипломах источниковедческой и историографической тематики могут не указываться.
В хронологических рамках обосновываются нижняя и верхняя границы исследования.
Объём обоснования будет зависеть от проблематики исследования, это может быть несколько предложений, а может 0,5-2 страницы. Примеры приведены в подразделе 4.6.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
(ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Достигнуть цели исследования и решить поставленные в дипломной работе задачи позволяет методология исторической науки. Использованные в дипломе принципы и методы исследования являются показателем профессионализма и исследовательской культуры студента.
Теоретико-методологическую базу составляют основополагающие принципы исторического исследования – историзма и научной объективности. Эти принципы обязательно указываются и кратко характеризуются в дипломной работе независимо от темы и/или дисциплинарной специфики работы.
Научная работа опирается на следующие методы:
· общенаучные (анализ и синтез, дедукция и индукция, структурный, статистический, логический и др.);
· исторические (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, источниковедческий, диахронического анализа и др.).
В отдельных случаях используются специальные методы исследования, в том числе междисциплинарные. Например, для изучения актовых материалов используется формулярный метод; для эго-документов – метод герменевтики; массовые источники анализируются на основе количественных методов исследования; к изучению материалов периодической печати можно применить метод контент-анализа.
Выбор методов исследования определяется предметом, целью и задачами исследования. При разработке методологии дипломного исследования, выборе конкретных методов следует обращаться к научным работам по методологии исторического исследования.
Во введении дипломной работы указываются и характеризуются только те методы, которые реально применялись в исследовании.
На раздел «Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования)» выделяется минимум 0,5-1 страницы введения.
Образцы приведены в подразделе 4.7.
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исторические источники – основа любого научного исследования исторической тематики, без источников исследование не представляется возможным.
В разделе введения «Источники исследования» указываются типы и виды использованных источников в соответствии с общепринятой классификацией источников, даётся их источниковедческий анализ и оценка. Для характеристики источников рекомендуется использовать следующие фразы:
· «настоящее исследование основано на изучении следующих типов источников…»;
· «среди письменных источников к исследованию были привлечены такие-то разновидности…»;
· «подлинность перечисленных источников не вызывает сомнений»;
· «большое значение в раскрытии заявленной проблематики сыграли такие-то комплексы источников…»;
· «данный вид источников даёт лишь фрагментарные сведения об изучаемой проблеме…»;
· «более достоверные сведения сообщают такие-то документы…»;
· «такие-то источники из-за проблем с достоверностью позволяют охарактеризовать лишь некоторые аспекты поставленной проблематики»;
· «при использовании таких-то источников возникли проблемы интерпретации».
При заполнении данного раздела необходимо опираться на типовую классификацию источников И.Д. Ковальченко. На основании способа кодирования информации он выделил следующие основные типы источников:
1 письменные;
2 вещественные;
3 визуальные (изобразительные);
4 фонетические.
Целесообразно придерживаться следующей видовой классификации письменных источников:
1 летописи (только для отечественных источников);
2 законодательные документы;
3 актовые (договорные) источники;
4 делопроизводственные документы;
5 статистические документы;
6 периодическая печать;
7 публицистические произведения;
8 литературные памятники;
9 художественная литература;
10 научные труды.
Следует учитывать, что видовая классификация не универсальна: некоторые виды и разновидности связаны между собой по характеру, поэтому не поддаются чёткой классификации; разнообразие источников зависит от времени (эпохи) и места (территории, государства) возникновения. Например, в зарубежном источниковедении выделяют в качестве самостоятельных видов письменных источников парламентские документы, документы политических партий и общественных движений и пр.; международные договоры Киевской Руси, приговоры Земских Соборов относят одновременно к законодательным и к актовым источникам. Таким образом, классификация конкретных текстов, использованных в дипломе, может представлять научную проблему.
Формирование источниковой базы для диплома, включая количество источников, зависит, в первую очередь, от проблематики исследования. Дисциплинарная проблематика также определяет специфику выбора источников для дипломного исследования, а именно:
· основой научных работ по археологии являются вещественные источники;
· в историографических исследованиях источниками выступают труды учёных, исторические взгляды которых непосредственно изучаются;
· основой исследований по истории могут быть источники всех типов, а не только письменные;
· в работах по педагогике допускается использование источников современного происхождения.
В дипломных работах по источниковедению раздел «Источники исследования» не заполняется! В работах по историографии допускается исключение данного раздела по согласованию с научным руководителем.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 666.