ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗДЕЛА «ВВЕДЕНИЕ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ

 

Методические рекомендации по подготовке и оформлению

курсовых работ и выпускной квалификационной (дипломной, бакалаврской) работы для студентов направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование»  с двойным профилем подготовки (профиль «История и обществознание»)

 

 

Курган 2018

 

Кафедры: «Всемирная история и историография»

             «Отечественная история и документоведение»

          

Направления: 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание»).

 

Составители: канд. ист. наук, доцент Т.В. Козельчук (разделы 1-4),

                  канд. ист. наук, доцент С.В. Путилин (раздел 5).

 

Утверждены на заседании кафедры всемирной истории и историографии

                                                              

«23» марта 2017 г.

 

Утверждены на заседании кафедры отечественной истории и документоведения

                                                              

«22» марта 2017 г.

 

 

Рекомендованы методическим советом университета

 

«12» декабря 2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка………………………………………………………4

2 Общие требования к курсовым работам…………………………………….5

3 Выпускная квалификационная (дипломная/бакалаврская) работа………..9

3.1 Общие требования………………………………………………………………9

3.2 Тема дипломного исследования……………………………………………….10

3.3 Структура дипломной работы………………………………………………...11

3.4 Порядок защиты дипломной работы………………………………………...24

4 Примеры оформления дипломных работ…………………………………27

4.1 Образцы тем (названий) курсовых и дипломных работ                                                   с учётом дисциплинарной специфики……………………………………………27

4.2 Блан титульного листа и образец заполнения титульного листа………….30

4.3 Примеры структурирования дипломной работы и оформления оглавления..........................................................................................................32

4.4 Примеры обоснования актуальности темы…………………………………...34

4.5 Примеры цели, задач объекта и предмета исследования……………………38

4.6 Обоснование территориальных и хронологических рамок………………….42

4.7 Принципы и методы исследования. Примеры………………………………44

4.8 Новизна и практическая значимость. Примеры……………………………..47

4.9 Пример оформления списка источников и литературы…………………….50

4.10 Образцы библиографического оформления ссылок……………………..52

4.11 Образец оформления таблицы в приложении…………………………….55

4.12 Образцы оформления иллюстраций………………………………………..55

4.13 Образцы оформления архивных документов в приложении………………57

5 Общие требования и пример оформления методического приложения к диплому……………………………………………………………………………..59

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История») и 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») Государственная итоговая аттестация бакалавров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

Студенты указанных направлений согласно Основным профессиональным образовательным программам пишут ВКР в виде дипломной (бакалаврской) работы.

Учебными планами данных направлений предусмотрено также написание нескольких курсовых работ в течение срока обучения.

Настоящие методические рекомендации предназначены для бакалавров очной, очно-заочной и заочной форм обучения направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») и призваны дать практические советы по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ с учётом дисциплинарной специфики.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ

 

Курсовая работа – это один из видов обязательной учебной деятельности студентов и одновременно первая самостоятельная научно-исследовательская работа. Эта работа предполагает более углублённое изучение определённой проблемы/темы той дисциплины, в рамках которой она предусмотрена учебным планом. 

В процессе выполнения курсовых работ студенты приобретают и отрабатывают умения и навыки, необходимые для подготовки выпускной квалификационной работы, а именно:

· формулирование научно-исследовательской проблемы;

· обоснование её актуальности и значимости;

· выявление и анализ научной литературы по теме;

· выявление и характеристика исторических источников;

· формулирование промежуточных результатов и выводов проведённого исследования;

· оформление научной работы.

Курсовые работы могут стать основой будущей дипломной работы студента.

Тему курсовой работы студент предлагает самостоятельно и согласовывает с преподавателем соответствующей дисциплины или выбирает из списка примерных тем, рекомендованного преподавателем.

Рекомендуется курсовые работы тематически связывать с будущей дипломной работой и согласовывать с научным руководителем диплома, если студент уже определился с примерной тематикой своего диплома и предварительно получил согласие преподавателя быть в дальнейшем его научным руководителем.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ:

· для набора текста используется шрифт Times New Roman, 14 кегль;

· цвет шрифта чёрный;

· интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25 см;

· текст обязательно выравнивается по ширине, не допускается расстояние между абзацами, превышающее расстояние между строками внутри абзаца;

· текст печатается на одной стороне листа;

· поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см;

· не рекомендуется немотивированное использование курсива, полужирного шрифта, разнообразных подчёркиваний;

· ссылки автоматические постраничные, набираются арабскими цифрами, нумерация ссылок – сквозная;

· цитаты обязательно сопровождаются ссылками;

· используются французские кавычки (ёлочки) – «…»;

· страницы (кроме титульного листа) нумеруются арабскими цифрами внизу страницы в центре;

· основные структурные части квалификационной работы (оглавление, введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложения) начинаются с новой страницы;

· названия глав набираются прописными буквами полужирным шрифтом, название параграфов – строчными буквами полужирным шрифтом;

· названия выравниваются по центру листа;

· точка в конце названия главы/параграфа не ставится;

· стиль текста должен быть строго научным;

· не рекомендуется вести повествование от первого лица («я считаю», «по моему мнению» и т.п.), следует использовать безличную форму («документы позволяют установить…», «следует подчеркнуть, что…», «можно сделать вывод…») или множественное лицо («по нашему мнению»);

· при упоминании фамилий в тексте инициалы ставятся перед фамилией («И.Д. Ковальченко отметил…»). Напомним, что в ссылках, наоборот, инициалы ставятся после фамилии (Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования…);

· объем каждой главы в тексте должен быть приблизительно одинаковым;

· минимальный объём курсовых работ – 25 страниц без учёта приложений;

· максимальный объём – 40 страниц;

· плагиат не допускается.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основная часть (минимум 2 главы, деление на подглавы (параграфы) не обязательно);

· заключение;

· список источников и литературы;

· приложение (при необходимости).

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(ДИПЛОМНАЯ/ БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Выпускная квалификационная (дипломная, бакалаврская) работа (далее дипломная работа) призвана показать качество освоения обучающимся специальных теоретических знаний и практических умений в рамках реализуемой профессиональной образовательной программы, поэтому дипломная работа должна:

· представлять собой законченное самостоятельное исследование (разработку) научной проблемы на выбранную тему;

· быть логически выстроенной, доказательной;

· опираться на данные исторических источников и научную литературу;

· учитывать последние достижения исторической науки.

Текст дипломной работы проверяется на объём заимствований (плагиат). Требуемый минимальный процент оригинальности текста устанавливается соответствующим регламентом Курганского госуниверситета.

 

При выполнении дипломной работы выпускник должен продемонстрировать:

· умение формулировать научно значимые цели и задачи;

· способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;

· умение квалифицированно характеризовать источники и критически оценивать состояние изученности темы;

· способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ;

· способность использовать в исторических исследованиях полученные знания в области теории и методологии исторической науки;

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования;

· умение самостоятельно формулировать выводы по теме исследования.

 

Дипломная работа может выполняться как одним обучающимся, так и несколькими обучающимися совместно. 

Подготовку дипломной работы обучающийся осуществляет под руководством официально назначенного преподавателя – научного руководителя. Научный руководитель определяет план исследования и график работы, консультирует студента по всем возникающим вопросам, содействует в выборе методики исследования, контролирует выполнение им всех этапов и заданий, информирует заведующего кафедрой в случае невыполнения графика.

Научный руководитель разрабатывает задание на дипломную работу, которое определяет сроки выполнения, структуру, содержание и объём работы.

 

Требования к оформлению дипломных работ полностью совпадают с требованиями к курсовым работам кроме объёмов, а именно:

· минимальный объём дипломных работ – 50 страниц без учёта приложений;

· максимальный объём – 80-90 страниц без учёта приложений.

 

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· главы основной части (минимум 2 главы, разделённые при необходимости на подглавы);

· заключение;

· список источников и литературы;

· приложение (при необходимости);

· методическое приложение (только для студентов направления «Педагогическое образование»).

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист – первая страница дипломной работы, она оформляется строго в соответствии с определенными правилами (4.2).

Название дипломной работы должно полностью совпадать с темой, утвержденной в приказе ректором университета. Если тема, указанная на титульном листе, не будет дословно совпадать с темой, утвержденной приказом ректора, студент не допускается к защите.

ОГЛАВЛЕНИЕ

· оглавление отражает структуру работы и помещается после титульного листа;

· деление на главы может быть проблемным, хронологическим или комбинированным;

· в оглавлении указываются все заголовки глав и параграфов дипломной работы и страницы, с которых они начинаются;

· заголовки должны точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в иной формулировке и последовательности нельзя;

· названия глав и параграфов необходимо размещать друг под другом. Все названия начинаются с заглавной буквы;

· номера проставленных страниц должны совпадать с реальными страницами в тексте работы;

· введение, заключение, список источников и литературы, приложение не нумеруются.

Примеры оформления оглавления приведены в подразделе 4.3.

ВВЕДЕНИЕ

Введение – одна из важнейших частей дипломной работы. Введение должно занимать минимум 5-6 страниц текста дипломной работы.

 

СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ

· актуальность исследования;

· степень изученности (историография проблемы);

· цель и задачи;

· объект и предмет исследования;

· территориальные и хронологические рамки;

· теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования);

· источники исследования (кроме работ по источниковедению);

· новизна и практическая значимость;

· апробация (при наличии таковой);

· структура работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным требованием к любому научному исследованию, будь то курсовая или дипломная работа, является обоснование актуальности темы исследования. Актуальность показывает, что поставленные в дипломном исследовании цель и задачи имеют существенное значение для исторической науки. В актуальности студент должен привести аргументы необходимости проведения исследования выбранной тематики, обосновать свой научный интерес к данной проблеме и одновременно показать, почему эта проблема должна заинтересовать других историков.

Для обоснования актуальности рекомендуется выделить минимум 1-2 страницы.

Примеры обоснования актуальности приведены в подразделе 4.4.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исторические источники – основа любого научного исследования исторической тематики, без источников исследование не представляется возможным.

В разделе введения «Источники исследования» указываются типы и виды использованных источников в соответствии с общепринятой классификацией источников, даётся их источниковедческий анализ и оценка. Для характеристики источников рекомендуется использовать следующие фразы:

·  «настоящее исследование основано на изучении следующих типов источников…»;

· «среди письменных источников к исследованию были привлечены такие-то разновидности…»;

· «подлинность перечисленных источников не вызывает сомнений»;

· «большое значение в раскрытии заявленной проблематики сыграли такие-то комплексы источников…»;

· «данный вид источников даёт лишь фрагментарные сведения об изучаемой проблеме…»;

· «более достоверные сведения сообщают такие-то документы…»;

· «такие-то источники из-за проблем с достоверностью позволяют охарактеризовать лишь некоторые аспекты поставленной проблематики»;

· «при использовании таких-то источников возникли проблемы интерпретации».

 

При заполнении данного раздела необходимо опираться на типовую классификацию источников И.Д. Ковальченко. На основании способа кодирования информации он выделил следующие основные типы источников:

1 письменные;

2 вещественные;

3 визуальные (изобразительные);

4 фонетические.

 

Целесообразно придерживаться следующей видовой классификации письменных источников:

1 летописи (только для отечественных источников);

2 законодательные документы;

3 актовые (договорные) источники;

4 делопроизводственные документы;

5 статистические документы;

6 периодическая печать;

7 публицистические произведения;

8 литературные памятники;

9 художественная литература;

10 научные труды.

 

Следует учитывать, что видовая классификация не универсальна: некоторые виды и разновидности связаны между собой по характеру, поэтому не поддаются чёткой классификации; разнообразие источников зависит от времени (эпохи) и места (территории, государства) возникновения. Например, в зарубежном источниковедении выделяют в качестве самостоятельных видов письменных источников парламентские документы, документы политических партий и общественных движений и пр.; международные договоры Киевской Руси, приговоры Земских Соборов относят одновременно к законодательным и к актовым источникам. Таким образом, классификация конкретных текстов, использованных в дипломе, может представлять научную проблему.

Формирование источниковой базы для диплома, включая количество источников, зависит, в первую очередь, от проблематики исследования. Дисциплинарная проблематика также определяет специфику выбора источников для дипломного исследования, а именно:

· основой научных работ по археологии являются вещественные источники;

· в историографических исследованиях источниками выступают труды учёных, исторические взгляды которых непосредственно изучаются;

· основой исследований по истории могут быть источники всех типов, а не только письменные; 

· в работах по педагогике допускается использование источников современного происхождения.

В дипломных работах по источниковедению раздел «Источники исследования» не заполняется! В работах по историографии допускается исключение данного раздела по согласованию с научным руководителем.

 

АПРОБАЦИЯ

Если по теме дипломной работы имеются научные публикации и/или выступления на конференциях, то их следует указать в этом разделе:

· «отдельные результаты данного исследования были представлены (прошли апробацию) на конференциях….»;

· «по теме диплома были опубликованы следующие работы…».

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Данная часть введения – это буквально одно предложение, где просто перечислены все структурные элементы дипломной работы. Например: «Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особое место в дипломной работе занимает заключение, оно является логическим завершением дипломного исследования, где в сжатой форме излагаются результаты проведённого исследования. На заключение рекомендуется отводить 3-5 страниц.

Чтобы грамотно написать заключение, нужно обратиться к вводной части, а именно, к цели и задачам исследования, от которых и следует отталкиваться при формулировании итоговых выводов. При этом следует избегать механического повторения выводов по главам. В заключении можно ещё раз подчеркнуть значимость и актуальность исследования выбранной проблематики, наметить перспективы дальнейшего изучения темы.

При формулировании заключения рекомендуется использовать следующие фразы:

· «В результате проведенного исследования можно утверждать, что…»;

· «Таким образом, было установлено, что…»;

· «Анализ источников позволяет говорить о…»;

· «В качестве перспектив исследования следует указать…».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

· в качестве источников в списке указываются не только письменные, но и все другие типы источников (изобразительные и фонетические) при условии их использования;

· список источников может включать, как неопубликованные (архивные), так и опубликованные источники: сборники документов, хрестоматии, Интернет-публикации источников и др.;

·  опубликованные источники из хрестоматий и сборников документов в данном списке не расписываются, указывается сборник документов или хрестоматия как отдельное издание;

· в списке не конкретизируются использованные архивные документы, достаточно указать архив, фонд и дело (дела);

·  в качестве источников дипломных работ историографической тематики выступают труды историков.

Образец оформления списка источников приведён в подразделах 4.9, 4.10.

Количество привлечённых источников определяется целью, задачами и дисциплинарной спецификой дипломной работы. Так, дипломные работы по источниковедению могут быть написаны на основе анализа одного исторического источника; дипломные работы по истории основываются, как правило, на комплексе источников. Главное требование – количество источников должно быть достаточным для раскрытия темы дипломной работы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

· список литературы оформляется сплошной нумерацией и является продолжением списка источников;

·  в списке литературы должны быть указаны только те экземпляры, которые реально использовались при исследовании, на которые студент ссылается в тексте;

·  требуемый минимум – это 20 пунктов в списке литературы независимо от того, монография или научная статья; статья, опубликованная в сборнике научных статей или на Интернет-сайте.

Образец оформления списка литературы и образцы библиографического оформления приведены в подразделах 4.9, 4.10.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Большинство тем дипломных работ целесообразно проиллюстрировать репродукциями, фотодокументами, схемами, диаграммами, рисунками, картами, таблицами, текстами документов, и т.п.

В таких случаях структура работы дополняется разделом «Приложение», что обозначается в содержании.

· раздел «Приложение» является продолжением дипломной работы, но в общий объём работы не включается;

· страницы приложения не нумеруются;

· раздел «Приложение» располагают с новой страницы, на которой вверху посередине размещается слово «Приложение»;

· если приложений несколько, каждое обозначается буквой, например, «Приложение А», «Приложение Б»;

· Приложения могут быть разделены по тематике или видам иллюстраций, в таком случае целесообразно дать название каждому приложению;

· все размещаемые в приложении иллюстрации атрибутируются;

· на все приложения должны быть сделаны отсылки в тексте, например, «Наиболее распространённым видом рекламы в местных газетах начала ХХ века были объявления (приложение А, рисунок 1.1)».

Образцы оформления приведены в подразделах 4.11, 4.12, 4.13.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

4.1. Образцы тем (названий) курсовых и дипломных работ                                                   с учётом дисциплинарной специфики

ИСТОРИЯ

1 Борьба Рима с Карфагеном за господство в западном Средиземноморье.

2 Альфред Великий как историческая личность.

3 Роль городов столичного значения в истории Японии VIII – XIX века.

4 Становление династии Тюдоров в Англии.

5 Чернокнижничество в Священной Римской империи XVI века.

6 Традиции питания Западной Европы позднего средневековья.

7 Реформационные проекты Мартина Лютера и Жана Кальвина.

8 Строительство и функционирование Исетской оборонительной линии крепостей в XVII веке.

9 «Социальные низы» в Великой французской революции.

10 Религиозное движение «Пляска духов» как форма этнического самоопределения индейцев США последней трети XIX века.

11 Девиантное поведение русских крестьян второй половины XIX – начала XX века.

12 Волостные суды в Южном Зауралье во второй половине XIX – начале XX века.

13 Этнический образ джентльмена XIX – первой половине XX века.

14 Иностранные военнопленные на территории Курганского уезда (1914-1923 гг.).

15 Борьба с эпидемиями тифа и холеры (на материалах Курганского уезда 1919-1923 гг.)

16 Деятельность милиции Курганского и Шадринского округов 1919-1930 гг. (на материалах ГАОПДКО).

17 Социальная политика Третьего рейха 1933-1939 гг.

ИСТОРИОГРАФИЯ

1 Людовик XIV в историографии.

2 Исторические взгляды И.С. Аксакова и К.С. Аксакова.

3 Исторические взгляды Томаса Карлейля.

4 Восточный вопрос в британской историографии.

5 Оценки исторических взглядов Н. М. Карамзина (как историографическая проблема).

6 Проблема исторической личности в русской историографии XIX века.

7 Историография сплошной коллективизации сельского хозяйства.

8 Уинстон Черчилль как военный лидер в отечественной и зарубежной историографии.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

1 «Боливийский дневник» Эрнесто Че Гевара как исторический источник.

2 Живопись как исторический источник (на примере творчества Эдуарда Мане).

3 Делопроизводственная документация как источник изучения эвакуации в Южное Зауралье в годы Великой Отечественной войны.

4 Источники по истории Гражданской войны в России.

5 Великая депрессия в США в эпистолярных источниках.

6 Информационные возможности мемуаров участников польских восстаний XIX века.

7 Купеческое сословие Южного Зауралья: характеристика источников.

8 Журнал «Нива» в историческом и источниковедческом аспектах.

9 Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения.

10 Оборона Порт-Артура в эго-документах.

11 Газетная реклама в изучении повседневности г. Кургана начала XX века.

12 Устные источники в реконструкции истории деревни Угловка Петуховского района (советский период).

АРХЕОЛОГИЯ

1 Новониколаевка-1 поселение периода поздней бронзы в Южном Зауралье.

2 Погребальный обряд могильника позднего бронзового века Озёрный-1.

3 Металлургия и металлообработка эпохи средней бронзы на территории Южного Урала и Южного Зауралья.

4 Предметы звериного стиля из могильника Усть-Терсюк-3 в Нижнем Приисетье.

5 Поясные наборы кочевого мира VIII- XII веков.

6 История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники.

ПЕДАГОГИКА

1 Формирование интереса к изучению истории в школе как педагогическая проблема.

2 Проектная деятельность учащихся в старших классах при изучении отечественной истории (на примере школ города Кургана).

3 Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе.

4 Педагогические произведения Яна Амоса Коменского в контексте модернизации средневекового образования.

5 Активизация учебной деятельности школьников как педагогическая проблема.

4.2 Бланк титульного листа[1]

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курганский государственный университет»

 

Кафедра «………………………………»

 

                                         Допускаю к защите

Заведующий кафедрой__________ / …………………/

                                                                        (подпись)       (фамилия, инициалы)

 

………………………………………………………

(указать тему выпускной квалификационной работы)

……………………………………………………….

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Разработал студент гр. И/ИЗ-00000 ____________ / ___________________/

                                                          (подпись)              (фамилия, инициалы)

 

Направление 00.00.00. полное название направления

 

Руководитель………………………………… ____________ / ______________/

                           (должность, ученая степень, звание)             (подпись)           (фамилия, инициалы)  

 

Курган 2018

Примеры структурирования дипломной работы

и оформления содержания

 

Для темы диплома: «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Детская повседневность как теоретическая проблема…………………17

Глава 2. Источники по истории повседневной жизни детей Кургана и округа в 1920-е гг.: особенности, проблемы и методы изучения…………………………34

Глава 3. Информационный потенциал как проблема источниковедческого исследования………………………………………………………………………..53

Заключение………………………………………………………………………….79

Список источников и литературы…………………………………………………83

Приложение

 

Для темы диплома: «Предметы звериного стиля из могильника Усть-Терсюк-3             в Нижнем Приисетье»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Описание материалов могильника Усть-Терсюк-3 и их культурная принадлежность.........................................................................................................11

Глава 2. Зооморфные изображения на артефактах памятника Усть-Терсюк-3 и мифология угорских народов ..................................................................................24

Заключение.................................................................................................................45

Список источников и литературы...........................................................................49

Приложения

Для темы диплома: «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема формирования гражданской идентичности в современном российском образовании……………………………………………………………8

1.1 Понятие гражданской идентичности…………………………………………..8
1.2 Роль образования в становлении гражданской идентичности в современном российском обществе………………………………………………………………16
Глава 2. Образовательные технологии формирования гражданской идентичности в современной школе………………………………………………27

2.1 Роль истории в формировании гражданской идентичности школьников….27

2.2 Методика формирования гражданской идентичности на уроках истории в школе………………………………………………………………………………..35

Глава 3. Практические аспекты диагностики формирования гражданской идентичности на уроках истории………………………………………………….44

Заключение………………………………………………………………………….65

Список использованных источников и литературы……………………………...68

Методическое приложение

Для темы диплома: «Исторические взгляды Томаса Карлейля»



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография Т. Карлейля…………………………………………………..11

Глава 2. Учение Т. Карлейля о героях в истории………………………………...26

Глава 3. Концепция Французской революции Т. Карлейля……………………..51

Заключение…………………………………………………………………………69

Список источников и литературы…………………………………………………72

Приложение

Примеры обоснования актуальности темы

Тема «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа

в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»

Актуальность. История повседневности одно из актуальных направлений в современной исторической науке. Она обращается к человеку в истории, позволяет по-новому взглянуть на событийную историю, проследить ее влияние на жизнь простых людей, соотнести процессы, происходящие «внизу» и «наверху», оценить степень самостоятельности рядового человека. История повседневности обращается к региональным материалам, многие из которых ранее входили в сферу только краеведческих интересов, вводит в научный оборот источники, не привлекавшие внимания приверженцев событийной истории, предлагает новые методы исследования, в связи с чем часто вносит значительные коррективы в представления о макроисторических процессах. Методы истории повседневности открывают обширное поле для изучения советской действительности и отношения к ней советского человека, дают возможность изучить генезис нации «советского народа».

Это делает актуальным обращение к истории детства, которая занимается изучением периода становления человеческой личности. В силу своей молодости и открытости большинства вопросов, история детства также является одним из востребованных сегодня направлений в исторической науке, еще разрабатывающим собственную методологическую и источниковую базу.

Изучение детской повседневности двадцатых годов XX века дает возможность проследить становление советского человека на самом начальном этапе существования нового государства, а также процесс формирования людей, ставших основой индустриализации и коллективизации тридцатых годов, увидеть, какие меры принимало государство для воспитания и обучения детей, какое место занимало образование и просвещение в государственной политике, как на деле выполнялись государственные постановления в этой сфере, как взрослые того времени относились к детям, школе, государственной политике по этим проблемам. Кроме того, заявленная тема поднимает ряд источниковедческих и методологических проблем изучения детской повседневности указанного периода, связанных с практически полным отсутствием «детских источников», которые являются ключевым материалом в изучении истории детства.

Тема «Оборона Порт-Артура в эго-документах»

Актуальность. Оборона Порт-Артура была важнейшим и самым длительным сражением русско-японской войны. Падение крепости во многом решило исход русско-японской войны в целом. Осада крепости показала военной науке новые, ранее не применявшиеся методы войны, где широко применялись пулеметы, ограждения из колючей проволоки, ручные гранаты и многое другое.

Русско-японская война привлекла к себе пристальное внимание многих исследователей. Однако героическая оборона крепости не раскрывается полностью в официальной документации, необходимо использование иных документов. Такими документами являются частные записки и воспоминания активных участников обороны крепости, которые на протяжении одиннадцати месяцев жили вместе с солдатами и матросами, переносили все тяготы войны, видели солдат «в деле» и сами непосредственно участвовали в боях вместе с ними.

Наибольшую ценность и историческую значимость имеют документы, которые не предназначались для реабилитации своих поступков, а создавались для открытия завесы тайны над обороной Порт-Артура. Такие исторические источники отражают жизнь во всей ее остроте, конкретности и сложности. К подобным историческим документам относятся эго-документы, выбранные нами для исследования.

Взгляды участников осады отражены в мемуарах и дневниках и показывают картину внутри города, открывая такие детали, которые в официальных исследованиях не изучаются, дают возможность взглянуть на Порт-Артур глазами самих участников. Это очень важно для изучения жизни населения во время военных действий.

Источники личного происхождения участников осады города широко не применялись, между тем исследование эго-документов позволяет глубже и полнее составить картину жизни Порт-Артура, выявить трансформацию личности человека во время войны и отношение рядового человека к происходившим событиям. Использованные нами источники позволяют создать репрезентативную картину исторического процесса, а именно обороны Порт-Артура, достичь поставленных целей и обеспечить достоверность выводов дипломной работы.

 

Тема «История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники»

Актуальность. История городской археологии в России насчитывает несколько десятилетий, но в нашем регионе такой опыт появился всего несколько лет  назад.  Причиной  этому  стало  нарастание  темпов  застройки  г. Кургана, и, в частности, его исторического центра. Проблема сохранности культурных памятников – тема болезненная, тем не менее, нельзя не отметить, что первые и достаточно уверенные шаги в этом направлении были сделаны археологами.

Начиная с мая 2013 года, силами археологического отряда Курганского государственного университета при содействии Управления культуры Курганской области был проведен ряд экстренных археологических раскопок на территории города Кургана. Одними из интереснейших стали раскопки усадьбы Шишкиных-Смолиных, которая находилась на пересечении современных улиц Куйбышева и Пролетарской. Семья Шишкиных-Смолиных была одной из самых известных и влиятельных семей г. Кургана, деятельность членов которой сыграла большую роль в становлении и развитии города. Важен и тот факт, что эта деятельность была отображена в письменной истории, то есть была зафиксирована, и сегодня может раскрываться перед исследователем на архивных листах.

Таким образом, актуальность дипломной работы заключается в нескольких ее аспектах.

Во-первых, работа основана на результатах нового для города Кургана вида исследований – городской охранной археологии. Надеемся, что она войдет в практику и будет обязательным этапом любых строительных и реставрационных работ на территории объектов культурного наследия.

Во-вторых, актуальность и несомненная новизна этой работы состоит в синтезе данных, полученных в архиве, и анализе результатов археологических раскопок. Автор исследования принимал непосредственное участие в работе на раскопе, что также важно для полноты и достоверности информации.

В-третьих, хотя имена Шишкиных и Смолиных упомянуты в различной литературе не раз, полного и фундаментального труда об этих семьях нет. Краеведы и историки обращались к заслугам этих купцов, но лишь касаясь отдельных сфер их деятельности. В дипломной работе, насколько позволяет объем, полно будет освещена жизнь и судьба Шишкиных - Смолиных.

 

Тема «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»

Актуальность. В современном обществе огромную часть жизни каждого человека занимает образование. Наиболее длительный этап – школьное образование, являющееся обязательным для каждого гражданина Российской Федерации. На тему целей, содержания, форм школьного образования по сей день ведется множество дискуссий и споров. Одним из обсуждаемых вопросов является проблема гражданственности в образовании, так как она касается формирования мировоззрения и гражданской позиции молодого поколения.

В настоящее время наша страна находится в непростой ситуации, когда под сомнение пытаются поставить идеалы, ценности и исторические традиции российского общества. Политические неурядицы и социокультурные проблемы современной действительности придают данной теме исследования особую остроту. В таких условиях гражданскую идентичность представляют в широком смысле – как целый комплекс нравственных и идейно-политических качеств. Основополагающие из них – это любовь к своей Родине, гуманизм, уважение к историческому наследию своего государства, сопричастность к судьбе своего народа, патриотизм, а главное – умение сочетать свои личные интересы с интересами общества. Именно осознание ценности истории и культуры, традиций своего государства, уважение к наследию своих предков позволит добиться наивысшего уровня консолидации и стабильности российского общества. Отсюда актуальными представляются изменения в области образования.

В содержании школьного исторического образования заложен огромный воспитательный потенциал, опирающийся на многовековой опыт человечества. Но вместе с тем реализация воспитательных целей урока представляет большие сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация воспитательного компонента курса осуществляется бессистемно, со значительной степенью неконкретности, без учета психологической составляющей воспитания.

Именно на этапе школьного образования человек осознает свою общественность, то есть взаимосвязь со многими сферами жизни общества, и, отталкиваясь от этого, формируется как личность. Поэтому решение проблемы гражданской идентичности, приобретает высокую педагогическую значимость, и ее разрешение начинает зависеть не только от системы образования в целом, но и от деятельности каждого педагога.

Примеры цели, задач, объекта и предмета исследования

Дипломная работа «Девиантное поведение русских крестьян                           второй половины XIX – начала ХХ века»

Цель – охарактеризовать формы девиантного поведения русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века.

В связи поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1 Выявить особенности девиации и нормы у русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века;

2 Проанализировать основные виды негативной девиации и отношение к ним в крестьянской среде.

Объект исследования: русское крестьянство

Предметом исследования является девиантное поведение русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века.

Дипломная работа «Информационный потенциал мемуаров воспитанниц институтов благородных девиц»

Цель – оценить информационные возможности мемуаров воспитанниц институтов благородных девиц как исторического источника.

Эта цель достижима после решения следующих задач:

1 Охарактеризовать источниковедческие особенности мемуарной литературы.

2 Выявить основные темы и проблемы, отражённые в мемуарах воспитанниц.

Объект исследования: мемуары как исторический источник

Предметом данного исследования являются воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц как исторический источник. Это «Памятные записки» Г.И. Ржевской, «Воспоминания» А.В. Стерлиговой, «Очерки институтской жизни былого времени» А.Н. Энгельгардт, «На заре жизни»                   Е.Н. Водовозовой, «Записки институтки» Л.А. Чарской, «Девочки»               Н.А. Лухмановой, «В институте благородных девиц» Т.Г. Морозовой.

Дипломная работа «Документальное наследие Мартина Лютера как источник по истории Реформации»

Цель – показать источниковедческое значение документального наследия Мартина Лютера для изучения реформационного движения.

В связи с этим предполагаются следующие задачи:

1 Изучить исторические условия и конкретные обстоятельства создания изучаемых источников;

2 Выявить источниковедческие особенности различных произведений М. Лютера;

3 Раскрыть особенности отражения различных аспектов реформационного движения в авторских текстах.

Объект исследования: документальное наследие Мартина Лютера

Предметом исследования служат произведения Мартина Лютера как источник по истории Реформации, а именно, «95 тезисов об индульгенциях», «Лекции о Послании к Римлянам», «Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года», «О рабстве воли», «О войне против турок», «О свободе христианина».

 

Дипломная работа «Новониколаевка-1 поселение периода поздней бронзы в Южном Зауралье»

Цель – интерпретация материалов, полученных в результате раскопок поселенческого памятника Новониколаевка-1.

В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:

1 Описать объекты, исследованные во время раскопок.

2 Дать характеристику материальной культуры андроновских племён Южного Зауралья на основе материалов поселенческого памятника Новониколаевка-1.

3 Описать хозяйственную деятельность андроновских племён Южного Зауралья на основе материалов поселенческого памятника Новониколаевка-1.

Объект исследования: историко-культурные процессы периода поздней бронзы. Предмет исследования – поселение Новониколаевка-1

Дипломная работа «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»

Цель – охарактеризовать процесс формирования гражданской идентичности на уроках истории в современной российской школе.

Задачами дипломной работы являются:

1 Показать формирование гражданской идентичности в современном российском образовании как проблему;

2 Исследовать образовательные технологии формирования гражданской идентичности в современной школе;

3 Рассмотреть практические аспекты диагностики формирования гражданской идентичности на уроках истории.

Объект исследования: учащиеся современной российской школы

Предмет исследования – гражданская идентичность как одна из составляющих процесса преподавания истории в школе.

Дипломная работа «Исторические взгляды Томаса Карлейля»

Цель – дать комплексную оценку исторических взглядов Томаса Карлейля.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

1 Реконструировать биографию Т. Карлейля.

2 Исследовать концепцию Т. Карлейля о «культе героев».

3 Показать особенности понимания Карлейлем Французской революции.

Объект исследования: труды Томаса Карлейля

Предмет – исторические взгляды Томаса Карлейля, его оценки «культа героев» и событий Французской революции.

Дипломная работа «Борьба с эпидемиями тифа и холеры (на материалах Курганского уезда 1919-1923 гг.)»

Цель исследования – реконструировать комплекс мероприятий, направленных на локализацию и прекращение эпидемий тифа и холеры в годы становления Советской власти (на материалах архивного фонда отдела здравоохранения Курганского уезда Челябинской губернии).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать эпидемическую ситуацию в Курганском уезде в 1919-1923 гг.

2. Выявить и охарактеризовать направления и итоги борьбы с эпидемиями тифа и холеры в Курганском уезде.

Объект исследования: документы ГАКО за 1919-1923 гг.

Предмет исследования – это комплекс мероприятий по борьбе с эпидемиями тифа и холеры в Курганском уезде периода становления Советской власти.

Принципы и методы исследования. Примеры

 

В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Данная дипломная работа опирается на принципы историзма и научной объективности, которые позволяют изучить предмет исследования без отрыва от современной ему исторической реальности, а также избежать политизации и односторонних оценок в процессе выявления информации.

В данной работе использован источниковедческий метод, позволяющий грамотно выявить и обработать исторические источники по заявленной теме; описательный метод, позволяющий дать характеристику исследуемым документам; историко-сравнительный метод, позволяющий выделить общие и повторяющиеся явления в повседневной жизни детей и оценить их; метод герменевтики, позволяющий истолковать текст с учетом реалий изучаемого временного отрезка, разглядеть за словами мысли и чувства людей, увидеть особенности их мышления; историко-системный метод, позволяющий систематизировать источники по истории детской повседневности указанного периода, проблемы и методы их источниковедческого изучения».

В дипломе «Газетная реклама в изучении повседневной жизни г. Кургана начала ХХ века»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Традиционно базовыми являлись принципы объективности и историзма.

Методика изучения рекламы, предлагаемая в данной работе, основана на методических принципах исследования письменных источников, разработанных в источниковедении. Мы исследовали рекламу, проходя через все этапы источниковедческого анализа и синтеза (проблемы происхождения, интерпретация, анализ достоверности и другое).

В дипломной работе также использовался историко-сравнительный метод, позволивший сравнить между собой рекламу разных газет, выявить общее и особенное разных рекламных объявлений, степень их значимости как источника в изучении повседневности.

Одним из основных методов изучения рекламы стал историко-генетический метод (необходимый для прослеживания эволюции рекламы)».

В дипломе «История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). При написании работы мы придерживались принципов объективности, историзма, и всесторонности. Нами были использованы следующие исторические методы. Описательный, с помощью которого был произведен сбор, первичный анализ и изложение данных по изучаемой теме; историко-генетический, суть которого в изучении генезиса конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений; историко-типологический, на основании которого мы провели работу по типологизации русской керамики».

 

В дипломе «Проектная деятельность учащихся в старших классах при изучении отечественной истории (на примере школ города Кургана)»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Одним из главных принципов исторического исследования является принцип объективности. Ученые под принципом объективности понимают воспроизведение объекта таким, каким он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания. Это условие полностью не реализуемо, поскольку мир всегда отражается через познающий субъект и всегда отражается с разной, но неизбежной степенью искажений и упущений. Немаловажен и принцип системности. Он характеризуется прежде всего тем, что нужно изучать объекты исследования с разных сторон, с точки зрения разных теорий, рассматривать взаимодействия изучаемого явления с другими явлениями в разных сферах социальной жизни и окружающего материального мира.

Так как дипломная работа связана со сферой педагогики, то для более точного исследования мы применили методологические принципы педагогических исследований:

а) диалектический метод изучения социальных процессов деятельности, общения;

б) структурный подход – описание педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловой и личностно-временной подход – рассмотрение педагогических явлений и процессов, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системный анализ педагогических процессов и явлений – целостное построение (формулировка конечной и промежуточной цели, программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации)».

Новизна и практическая значимость. Примеры

 

В дипломе: «Молодежная политика периода нэпа в документах Курганского окрисполкома и публикациях газеты «Красный Курган»:

«Новизна. Впервые в данной работе проводится комплексный анализ основных направлений политики в отношении молодежи, даётся характеристика процесса реализации молодёжной политики в Курганском округе в годы нэпа, а также вводится в научный оборот делопроизводственная документация Курганского окрисполкома и публикации газеты «Красный Курган» как источник по истории молодежной политики в Курганском округе».

 

В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»:

«Новизна и практическая значимость исследования. Несмотря на довольно частое в последнее десятилетие обращение к теме детства работы, представляющие комплексный анализ детской повседневности, немногочисленны, что связано в первую очередь с источниковедческими и методологическими трудностями. На местном материале заявленная тема еще не рассматривалась, что позволяет ввести в научный оборот новые исторические источники. Документы, известные ранее и использованные для изучения других тем, рассматриваются в новом ключе, с привлечением методов истории повседневности, решаются источниковедческие проблемы использования делопроизводственных материалов и материалов периодики в изучении детской повседневности.

Результаты данной дипломной работы могут быть использованы для составления школьных курсов, факультативов, вузовских спецкурсов по истории повседневности и истории детства, для работы краеведческих кружков».

 

 В дипломе «Поясные наборы кочевого мира VIII- XII вв.»: «Новизна состоит во введении в научный оборот сделанной в 2008 году находки «Могилевского» поясного комплекта. Этот комплект говорит о связи племен, находившихся на территории нашего края, с мадьярским населением. Можно также говорить о роли Уральского региона в этнокультурных процессах складывания мадьярского населения.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Археология» и «История кочевых государств Евразии».

 

В дипломе «Оценки исторических взглядов Н. М. Карамзина как историографическая проблема»:

«Научная новизна исследования. В работе предпринята попытка показать эволюцию оценок исторических взглядов Н.М. Карамзина как проблему отечественной историографии XIX – XXI в. Также новизна заключается в изучении отечественной историографии через особый подход – характеристику отношения к научному вкладу Н.М. Карамзина.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы, во-первых, могут быть использованы при подготовке обобщающих исследований по истории и историографии России; во-вторых, могут найти применение непосредственно в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по историографии; в-третьих, могут быть полезны при написании факультативного курса в старшей школе».

 

В дипломе «Творчество группы «Машина времени» как исторический источник»:

«Новизна исследования заключается в том, что впервые, с точки зрения источниковедения, рассматривается возможность оценить происходившие в стране события сквозь призму творческой деятельности музыкантов группы «Машина времени». В научный оборот вводится новый вид источников, такой как музыкальные произведения, апробируется методика его изучения, подчеркиваются положительные и отрицательные стороны.

Практическая значимость заключается в возможности разработки курсов преподавания источниковедения музыкального искусства в контексте изучения истории, культурологии и музыковедения».  

 

В дипломе «Газетная реклама в изучении повседневной жизни г. Кургана начала ХХ века»:

«Новизна и практическая значимость. В настоящей работе впервые газетная реклама проанализирована в качестве источника изучения повседневности г. Кургана начала XX века; дан комплексный источниковедческий анализ курганской газетной рекламы, выявлены её особенности как источника, определены проблемы источниковедческого изучения. Полученные результаты смогут помочь нам определить информационный потенциал газетной рекламы как источника по истории повседневности, определить её значимость. Это позволит дополнить программы школьных спецкурсов по историческому краеведению, а также вузовские спецкурсы по истории повседневности».

4.9 Пример оформления списка источников и литературы

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1 Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. Р-48 (Отдел народного образования исполнительного комитета Курганского окружного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов). Оп. 1. ДД. 2, 13, 29, 31, 64, 69, 135, 137-165.

2 ГАКО. Ф. Р-409 (Лопатинский детский дом). Оп. 1. Д. 4.

3 Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО). Ф. 6913. Оп. 25. Д. 35.

4 Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.

5 Зауральское крестьянство. 1919-1922 гг. Материалы и документы. – Курган : Издательский дом «Зауралье», 2008. – 216 с.

6 Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 гг.) / под. ред. И.Е. Плотникова. – Курган : Курганский государственный университет, 1997. – 328 с.

7 Государственная дума. Стенографические отчёты. – Санкт-Петербург , 1906-1907. – 785 с.

8 Красный Курган. – 1922. – №№19, 38, 57, 69, 108, 115-124.

9 Курган : мгновения века. Фотоальбом. – Курган : Изд-во «Зауралье», 2004. – 34 с.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Афанасова Е. Н. История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920-1930-х гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Иркутск, 2007. – 25 с.

2 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – Москва : «Наука», 1986. – 256 с.

3 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. : в 3-х т. /пер. с фр. Л. Е. Куббеля. – Москва : Прогресс, 1986. – Т.1. – 623 с.

4 Зеленина Г. От скудости эмоций к скудости источников : полувековой путь детских исследований // Российская государственная библиотека. URL : http://www.rsl.ru. (дата обращения: 21.11.2016).

5 Кнабе Г. С. Внутреннее пространство : дом, город, общество // Город как социокультурное явление исторического процесса. – Москва : Наука, 1995. – 351 с.

6 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. – Москва : Наука, 2003. – 486 с.

7 Поляков А. Ю. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история. – 2000. – №3. – С. 125 -132.

8  Hannah Freeman. Russia’s International Adoption Policies: Realities of the Soviet Happy Childhood Myth. – Illinois Wesleyan University. Honors Projects International Studies, 2012. – 247 р.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Византийская империя. Биографический справочник // Хронос. Всемирная история в Интернете. URL : http://hrono.info. (дата обращения 23.04.2017).

4.10 Образцы библиографического оформления ссылок

Первая ссылка на издание

1 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. – Москва : Наука, 2003. – С. 25.

Повторная ссылка на это же издание, если используется одна работа этого автора

1 Ковальченко И. Д. Указ. соч. – С. 113.

Повторная ссылка на это же издание, если используется несколько работ         этого автора

1 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. – С. 113.

Ссылки на CD -диски

1 Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Москва : Большая Рос. энцикл., 1996. – Электрон. опт. диск (CD–ROM).

 

Холостые

Женатые

Всего, абс.      

Абс. % абс. % 18-25 18 72,0 7 28,0 25 26-35 13 22,0 46 78,0 59 36-45 3 11,5 23 88,5 26 старше 46 2 14,0 12 86,0 14 Итого 36 29,0 88 71,0 124

Подсчитано по источникам: Государственный архив в г. Тобольске (ГАТ).      Ф. И-152. Оп. 30. Д. 186.

4.12 Образцы оформления иллюстраций

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рисунок 1.1 – Объявление в «Народной газете». 1913 г.  № 12.

 

 

Рисунок 1.2 – В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887 гг.

 

 

Рисунок 1.3 – Строительный горизонт № 3

(угол ул. Куйбышева и ул. Пролетарская, г. Курган. Сентябрь 2015 г.)

Рисунок 1.4 – Карта г. Кургана. 1906 г. (Вагин Андрей – Курган и область. URL : http://wagin.ru/rubrica/karty/ (дата обращения: 01.03.2017).

4.13 Образцы оформления архивных документов

Документ 1 – Ведомость о кредитах для Курганского уездного полицейского управления на 1906 г. [2]

[не позднее 17 декабря 1905 г.]

На содержание смотрителя тюремного замка 343 руб.

На содержание надзирателей тюремного замка 2.124 руб. 70 коп.

На отопление и освещение тюремного замка 1.400 руб.

На содержание чистоты в тюремном замке 90 руб.

На продовольствие здоровых арестантов тюремного замка 1.700 руб.

На содержание и лечение больных и погребение умерших арестантов тюремного замка 1.200.

На расходы вообще для арестантов тюремного замка 50 руб.

На добавочное жалованье надзирателей тюремного замка 300 руб.

 

Документ 2 – Выписка из протокола заседания Мостовского райкома КПСС Челябинской области [3]

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ К ДИПЛОМУ

Для студентов направлений 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История») и 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание»)

В качестве методического приложения к диплому студентам педагогического образования необходимо подготовить методические рекомендации для учителя к уроку по профилю подготовки (история) для учащихся 5-11 классов на выбор по теме дипломного исследования. Методические рекомендации – это методический конспект урока для учителя. Пример и шаблон методических рекомендаций для учителя прилагается (приложения А, Б).

В качестве предметного содержания используется материал дипломного исследования, который должен быть адаптирован к уровню учащихся и обработан с методической точки зрения. Конспект урока должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ:

· достижимость и четкость постановки целей и задач урока;

· наличие мотивации темы;

· соответствие содержания сформулированным целям;

· соответствие содержания уровню обучения;

· ориентация образовательного процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения);

· установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей;

· адекватность формы урока и используемых методов содержанию учебного материала;

· целесообразность выбора методов обучения, их соответствие содержанию и целям урока;

· целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

· создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и учителя;

· оптимальность и разнообразие приемов обратной связи;

· качество постановки цели урока и подведения итогов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СТРУКТУРЕ УРОКА:

· разнообразие средств обучения и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения;

· учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке;

· вариативность форм представления знания;

· соответствие структуры урока целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся;

· четкость структуры урока, выделение этапов урока.

 

К конспекту урока могут прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример методических рекомендаций к уроку для учителя

Тема урока «История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.» (6 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с хозяйственными занятиями и социальной организацией народов, проживающих в Восточной Европе.

План урока

1. Предки народов России.

2. Племена славян и балтов.

3. Греки и варвары.

4. Гунны, авары и славяне.

 

ХОД УРОКА

Тесты


1 Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века:

а) палеолит;

б) неолит;

в) мезолит.

2 На смену каменному веку пришел:

а) медно-каменный век;

б) бронзовый век;

в) железный век.

3 Расы людей оформились в период:

а) каменного века;

б) бронзового века;

в) медно-бронзового века.

 

4 Ученые считают, что родовые общины сформировались:

а) 700 тыс. лет назад;

б) 30 тыс. лет назад;

в) 15 тыс. лет назад.




Кроссворд

По вертикали: 1 Предок человека разумного. 3 Объединение людей по кровному признаку. 5 В нее превратилось первобытное стадо в период среднего палеолита. 6 Это оружие появилось в каменном веке. 7 Материал, который древнейшие люди использовали для изготовления примитивных орудий труда. 8 Сплав меди с оловом, из которого изготавливали орудия труда.

По горизонтали: 2 Авторитетнейший член человеческого сообщества, принимавший участие в принятии важных решений. 4 Занятие древнейшего человека. 6 Глобальное похолодание. 9 Глиняная статуэтка, названная археологами Нефертити, была найдена на этой реке.

 

Изучение нового материала

Схема 1 Расселение славян

 

Славяне относятся к индоевропейской общности (индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, армянский, греческий и другие языки), которая с начала III тыс. до н. э. постепенно распадалась вследствие изменения хозяйственно-культурного уклада.

К этому времени изменяется климат, жаркие летние месяцы чередуются с более суровыми зимами, снижается урожайность зерновых культур. В этой связи усиливается роль скотоводства. Потребность в пастбищах заставляет людей осваивать новые территории — начинается освоение Евразии.

В. О. Ключевский писал:«Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V в., когда греки стали знать их под собственным именем, и в продолжение всего VI в. громили Восточную империю (Византию), переходя за Дунай: недаром… Иордан с грустью замечает, что славяне, во времена Германариха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, "ныне по грехам нашим свирепствуют всюду"».

Следствием этих усиленных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка».

Греки и варвары

Рассказ учителя. Учитель знакомит учащихся с историей греческого и варварского миров и предлагает заполнить таблицу (таблица 1). 

На основе информации карты учащиеся знакомятся с государством скифов. Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н. э. пришли из Азии, вытеснив живший здесь земледельческий народ киммерийцев.

Исторические сведения о скифах до V в. до н. э. малы. Впервые более расширенную информацию о них представляет греческий историк Геродот в своем труде «История». Он делит скифов по образу жизни на восточных — кочевников и западных — оседлых. В свою очередь, восточные скифы разделяются на царских и собственно кочевников.

Скифы создали государство во главе с царем. Они почитали богов, принятых от греков.

Скифы были хорошими воинами. Геродот рассказывает о жестокости скифов (массовых убийствах пленных при погребении царей).

Далее учитель характеризует облик скифов. Археологи в могильных курганах находят ремесленные изделия (например, вазы) с изображениями скифов. Они носили длинные волосы, бороду и усы. Одевали короткий с рукавами кафтан с вырезанным воротом, длинные широкие штаны, подвязанные у щиколотки, носили сапоги. Обязательным снаряжением скифа были лук и колчан со стрелами, нож, щит, короткое копье.

В могильниках археологи находят также ювелирные украшения. Внимание учащихся обращается к иллюстрациям. В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюмы. Очень часто изображали лежащего оленя с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой и рогами во всю длину тела, положенными на спину.

Учитель обращает внимание на изображение золотого гребня из кургана Солоха близ Никополя. Он украшен ажурным изображением битвы трех воинов. В центре - всадник, нападающий на пешего воина. Слева — пеший дружинник с мечом. Битва кровавая: убита лошадь, воины разгоряченны. В то же время греческий мастер искусно уравновесил военную композицию ажурным переходом с фигурками лежащих львов.

Н. М. Карамзин писал в «Истории государства Российского», ссылаясь на свидетельства Геродота:«Скифы… вели жизнь кочевую, более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного — «везде настигать неприятеля и везде от них скрываться», однако же терпели греческих поселенцев в стране своей, заимствовали от них первые начала гражданского образования, и царь скифский построил себе в Ольвии огромный дом, украшенный резными изображениями сфинксов и грифов».

Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответствующими славянским «добро», «секира», «пес».

 

Таблица 1 – Скифское государство

Время существования Религиозные представления Организация управления Основные занятия
V-VI вв. до н.э. – III в. до н.э. Язычество. Погребения с человеческими жертвами. Во главе государства - царь, военная аристократия, жрецы Земледелие, ремесло, торговля с греческими городами Северного Причерноморья

 

Далее учащимся из курса Древнего мира предлагается вспомнить историю греческой колонизации Северного Причерноморья, на карте показать греческие города-государства, дать определение понятия «город-государство».

Греческие полисы в Северном Причерноморье испытывали постоянное военное давление со стороны местных кочевых племен. Чтобы противостоять им, несколько греческих колоний объединились.

Основным занятием жителей Боспорского царства являлось земледелие и выращивание злаков (пшеницы, ячменя, проса), а основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, соленой и вяленой рыбы, скота, кожи, меха, рабов. Из Греции сюда везли вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства. Часть предметов роскоши и ювелирные изделия покупали или обменивали знатные люди соседних племен.

В Боспорском государстве неограниченным владыкой был царь, власть которого со временем стала обожествляться. Самостоятельность городов-государств была ликвидирована. Областями управляли наместники царя.

В начале III в. в Северном Причерноморье появляются племена готов, пришедшие с берегов Балтийского моря.

Они разрушили ряд городов Северного Причерноморья, в том числе и Боспор. Начался упадок государства. Уже в начале 40-х гг. IV в. прекратилась чеканка монеты.

Окончательный удар по Боспорскому государству нанесли гунны в 80-х гг. IV в.

Учитель рассказывает о хозяйственной и политической жизни Херсонеса. Херсонес был основан в 422—421 гг. до н. э. на мысе западного побережья Крыма. Город располагался в 3 км от центра современного Севастополя и являлся одной из двух десятков греческих колоний на северном побережье Черного моря. Во II в. до н. э. Херсонес вошел в состав Боспорского царства.

Изобилие камня позволило отстроить здесь шикарные храмы, усадьбы, театр, двойные защитные стены по периметру города. Основным занятием жителей было виноградарство. В городе процветали ремесла (особенно ювелирное) и торговля пшеницей, вином, шкурами и соленой рыбой. Произведения херсонесских ювелиров находят в скифских курганах-захоронениях.

Не раз на город совершались нападения, но он выстоял. Отстояли свою независимость херсонесцы и перед непобедимым полчищем варваров. Херсонес был частью Римской империи (вошел в состав Византии) и пользовался поддержкой римского флота.

В IX в. в Херсонесе действовали православные церкви, в одной из которых побывал древнерусский князь Владимир Святославич перед женитьбой на сестре византийского императора.

 

Гунны, авары и славяне

Рассказ учителя. IV—VII века известны в истории как Великое переселение народов. Внимание учащихся обращается к карте.

Нашествием гуннов с 70-х гг. IV в. открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Гунны разбили готов, вождь которых, Германарих, покончил с собой.

Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил вождь Аттила (440). Они перешли из черноморских степей на запад, на Дунайскую равнину, нападая на земли Восточной и Западной Римской империи, беря с них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В VI в. в бассейне Дуная появились авары (согласно древнерусским летописям — обры), которые угнетали покоренные племена, в том числе и славян. Учитель может зачитать отрывок из «Повести временных лет».

Из «Повести временных лет»: «…В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», —их же нет ни племени, ни потомства...»

Авары — это объединение кочевых племен Центральной Азии, Западной Сибири, Предуралья и Поволжья.

В середине VI—VIII вв. они создали в Паннонии (бывшей римской провинции) собственное государство — Аварский каганат. Это государство представляло собой объединение кочевых племен, которые, опираясь на систему военных крепостей, совершали грабительские набеги на соседние земли.

Авары дошли на западе до Тюрингии и Италии, на юге — почти до Константинополя; подчинили Иллирию и Далмацию. В период наивысшего могущества границы каганата простирались от Эльбы до Альп и от Причерноморья до Адриатики. В 626 г. авары вмешались в ирано-византийскую войну и вместе с подвластными славянами осадили Константинополь, но потерпели поражение от византийцев.

В первой половине VII в. авары потерпели ряд поражений от франков, болгар и славян, а к середине столетия лишились Северного Причерноморья, под их контролем осталось только Болгарское царство, созданное в 680 г. на Дунае. В конце VIII в. под мощным натиском франков каганат прекратил свое существование.

Основу хозяйственной жизни аваров составляло кочевое скотоводство, земледелие не было развито. В то же время высокого уровня у аваров достигло ремесло, особенно ювелирное. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивали, занимались ювелирным делом. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса. Искусство аваров во многом было сходным со скифским «звериным стилем».

Современный исследователь П. П. Толочко пишет: «Можно с уверенностью сказать, что славяне позаимствовали от аваров организацию конного войска и элементы снаряжения всадника. Особое распространение в славянской среде VIII в., как и по всей Европе, получили аварские стремена. То же самое можно сказать и о металлических украшениях поясов, которые имели широкое употребление как среди аварских мужчин, так и среди женщин».

В 552-745 гг. на территории Центральной Азии располагалось государство Тюркский каганат. В союзе с Византией это государство вело войны против Ирана за контроль над Великим шелковым путем. В результате территория государства расширилась. В 576 г. тюрки захватили Боспор, а в 581 г. осадили Херсонес. Это был период наивысшего могущества каганата.

Постепенно в государстве усиливалось положение военной аристократии. Ее стремление к распространению политического влияния привело к междоусобицам и распаду государства на восточную (центрально-азиатскую) и западную (среднеазиатскую) части. В середине VII в. Тюркский каганат был захвачен китайцами. Потом на короткое время самостоятельность государства была восстановлена, но уже к середине VIII в. каганат полностью прекратил существование.

Закрепление материала

Сравните хозяйственные занятия и общественную организацию соседей славян, выделите общее и различия.

Домашнее задание

Учебник: Андреев И. Л., Федоров  И. Н. История России. 6 кл. Москва : Дрофа, 2016. § 2, вопросы и задания.

Дополнительное задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о культуре скифов и сарматов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Шаблон методических рекомендаций к уроку для учителя

 

Тема урока «_____________________________________________» ( __ класс)

Цель урока:

План урока

1

2

3

ХОД УРОКА

Изучение нового материала

1

2

3

Закрепление материала

 

Домашнее задание

 

Козельчук Татьяна Валентиновна

Путилин Сергей Владимирович

 

 

КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ

 

Методические рекомендации

по подготовке и оформлению курсовых работ и выпускной квалификационной (дипломной, бакалаврской) работы

для студентов направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание»)

 

Редактор Л. П. Чукомина

 

 

 

Подписано в печать       Формат 60×84 1/16           Бумага 65 г/м2     

Печать цифровая           Усл. печ. л. 3,5                   Уч.-изд. л. 3,5

Заказ                               Тираж 25                           Не для продажи

Библиотечно-издательский центр КГУ.

640020, г. Курган, ул. Советская, 63/4.

Курганский государственный университет.


[1] Титульный лист курсовой работы оформляется также за исключением фразы «допускаю к защите», которая опускается, вместо слова «дипломная» пишется «курсовая» работа.

[2] ГАКО. Ф. 253. Оп. 1. Д. 4. Л. 8-9 об.

 

[3] ГАОПДКО. Ф. 163. Оп.32. Д. 63. Л. 15.

 


КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ

 

Методические рекомендации по подготовке и оформлению

курсовых работ и выпускной квалификационной (дипломной, бакалаврской) работы для студентов направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование»  с двойным профилем подготовки (профиль «История и обществознание»)

 

 

Курган 2018

 

Кафедры: «Всемирная история и историография»

             «Отечественная история и документоведение»

          

Направления: 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание»).

 

Составители: канд. ист. наук, доцент Т.В. Козельчук (разделы 1-4),

                  канд. ист. наук, доцент С.В. Путилин (раздел 5).

 

Утверждены на заседании кафедры всемирной истории и историографии

                                                              

«23» марта 2017 г.

 

Утверждены на заседании кафедры отечественной истории и документоведения

                                                              

«22» марта 2017 г.

 

 

Рекомендованы методическим советом университета

 

«12» декабря 2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка………………………………………………………4

2 Общие требования к курсовым работам…………………………………….5

3 Выпускная квалификационная (дипломная/бакалаврская) работа………..9

3.1 Общие требования………………………………………………………………9

3.2 Тема дипломного исследования……………………………………………….10

3.3 Структура дипломной работы………………………………………………...11

3.4 Порядок защиты дипломной работы………………………………………...24

4 Примеры оформления дипломных работ…………………………………27

4.1 Образцы тем (названий) курсовых и дипломных работ                                                   с учётом дисциплинарной специфики……………………………………………27

4.2 Блан титульного листа и образец заполнения титульного листа………….30

4.3 Примеры структурирования дипломной работы и оформления оглавления..........................................................................................................32

4.4 Примеры обоснования актуальности темы…………………………………...34

4.5 Примеры цели, задач объекта и предмета исследования……………………38

4.6 Обоснование территориальных и хронологических рамок………………….42

4.7 Принципы и методы исследования. Примеры………………………………44

4.8 Новизна и практическая значимость. Примеры……………………………..47

4.9 Пример оформления списка источников и литературы…………………….50

4.10 Образцы библиографического оформления ссылок……………………..52

4.11 Образец оформления таблицы в приложении…………………………….55

4.12 Образцы оформления иллюстраций………………………………………..55

4.13 Образцы оформления архивных документов в приложении………………57

5 Общие требования и пример оформления методического приложения к диплому……………………………………………………………………………..59

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История») и 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») Государственная итоговая аттестация бакалавров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

Студенты указанных направлений согласно Основным профессиональным образовательным программам пишут ВКР в виде дипломной (бакалаврской) работы.

Учебными планами данных направлений предусмотрено также написание нескольких курсовых работ в течение срока обучения.

Настоящие методические рекомендации предназначены для бакалавров очной, очно-заочной и заочной форм обучения направлений 46.03.01 «История» (направленность «Всемирная история»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») и призваны дать практические советы по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ с учётом дисциплинарной специфики.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ

 

Курсовая работа – это один из видов обязательной учебной деятельности студентов и одновременно первая самостоятельная научно-исследовательская работа. Эта работа предполагает более углублённое изучение определённой проблемы/темы той дисциплины, в рамках которой она предусмотрена учебным планом. 

В процессе выполнения курсовых работ студенты приобретают и отрабатывают умения и навыки, необходимые для подготовки выпускной квалификационной работы, а именно:

· формулирование научно-исследовательской проблемы;

· обоснование её актуальности и значимости;

· выявление и анализ научной литературы по теме;

· выявление и характеристика исторических источников;

· формулирование промежуточных результатов и выводов проведённого исследования;

· оформление научной работы.

Курсовые работы могут стать основой будущей дипломной работы студента.

Тему курсовой работы студент предлагает самостоятельно и согласовывает с преподавателем соответствующей дисциплины или выбирает из списка примерных тем, рекомендованного преподавателем.

Рекомендуется курсовые работы тематически связывать с будущей дипломной работой и согласовывать с научным руководителем диплома, если студент уже определился с примерной тематикой своего диплома и предварительно получил согласие преподавателя быть в дальнейшем его научным руководителем.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ:

· для набора текста используется шрифт Times New Roman, 14 кегль;

· цвет шрифта чёрный;

· интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25 см;

· текст обязательно выравнивается по ширине, не допускается расстояние между абзацами, превышающее расстояние между строками внутри абзаца;

· текст печатается на одной стороне листа;

· поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см;

· не рекомендуется немотивированное использование курсива, полужирного шрифта, разнообразных подчёркиваний;

· ссылки автоматические постраничные, набираются арабскими цифрами, нумерация ссылок – сквозная;

· цитаты обязательно сопровождаются ссылками;

· используются французские кавычки (ёлочки) – «…»;

· страницы (кроме титульного листа) нумеруются арабскими цифрами внизу страницы в центре;

· основные структурные части квалификационной работы (оглавление, введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложения) начинаются с новой страницы;

· названия глав набираются прописными буквами полужирным шрифтом, название параграфов – строчными буквами полужирным шрифтом;

· названия выравниваются по центру листа;

· точка в конце названия главы/параграфа не ставится;

· стиль текста должен быть строго научным;

· не рекомендуется вести повествование от первого лица («я считаю», «по моему мнению» и т.п.), следует использовать безличную форму («документы позволяют установить…», «следует подчеркнуть, что…», «можно сделать вывод…») или множественное лицо («по нашему мнению»);

· при упоминании фамилий в тексте инициалы ставятся перед фамилией («И.Д. Ковальченко отметил…»). Напомним, что в ссылках, наоборот, инициалы ставятся после фамилии (Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования…);

· объем каждой главы в тексте должен быть приблизительно одинаковым;

· минимальный объём курсовых работ – 25 страниц без учёта приложений;

· максимальный объём – 40 страниц;

· плагиат не допускается.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основная часть (минимум 2 главы, деление на подглавы (параграфы) не обязательно);

· заключение;

· список источников и литературы;

· приложение (при необходимости).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗДЕЛА «ВВЕДЕНИЕ»

КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

· актуальность;

· степень изученности темы (историография);

· цель и задачи исследования;

· предмет;

· территориальные и хронологические рамки;

· принципы и методы исследования (включаются с 3 курса!);

· источники исследования (кроме работ по источниковедению);

· структура работы.

Практическая значимость и апробация включаются в раздел «Введение» курсовой работы по согласованию с научным руководителем.  

Подробно элементы введения описаны в разделе 3 «Выпускная квалификационная (дипломная) работа» настоящих методических рекомендаций.

При подготовке курсовой работы целесообразно просмотреть и использовать в качестве образца эталонные экземпляры курсовых работ, которые хранятся на кафедрах и/или которые могут быть предоставлены научным руководителем.

Курсовые работы подлежат выборочной проверке на предмет заимствований. Успешно пройденными проверку считаются курсовые работы, оригинальность текста которых составляет не менее 60%.

На проверку курсовая работа предоставляется в печатном виде в папке-скоросшивателе, листы без файлов. Порядок защиты и оценки курсовой работы определяется преподавателем соответствующей дисциплины. Кафедра вправе проводить процедуру публичной защиты курсовых работ. Студенты, занявшие призовые места по секциям в ежегодной научной студенческой конференции в КГУ, а также студенты, принявшие участие минимум в двух профильных научных конференциях, могут быть освобождены от процедуры защиты курсовой.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(ДИПЛОМНАЯ/ БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Выпускная квалификационная (дипломная, бакалаврская) работа (далее дипломная работа) призвана показать качество освоения обучающимся специальных теоретических знаний и практических умений в рамках реализуемой профессиональной образовательной программы, поэтому дипломная работа должна:

· представлять собой законченное самостоятельное исследование (разработку) научной проблемы на выбранную тему;

· быть логически выстроенной, доказательной;

· опираться на данные исторических источников и научную литературу;

· учитывать последние достижения исторической науки.

Текст дипломной работы проверяется на объём заимствований (плагиат). Требуемый минимальный процент оригинальности текста устанавливается соответствующим регламентом Курганского госуниверситета.

 

При выполнении дипломной работы выпускник должен продемонстрировать:

· умение формулировать научно значимые цели и задачи;

· способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;

· умение квалифицированно характеризовать источники и критически оценивать состояние изученности темы;

· способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ;

· способность использовать в исторических исследованиях полученные знания в области теории и методологии исторической науки;

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования;

· умение самостоятельно формулировать выводы по теме исследования.

 

Дипломная работа может выполняться как одним обучающимся, так и несколькими обучающимися совместно. 

Подготовку дипломной работы обучающийся осуществляет под руководством официально назначенного преподавателя – научного руководителя. Научный руководитель определяет план исследования и график работы, консультирует студента по всем возникающим вопросам, содействует в выборе методики исследования, контролирует выполнение им всех этапов и заданий, информирует заведующего кафедрой в случае невыполнения графика.

Научный руководитель разрабатывает задание на дипломную работу, которое определяет сроки выполнения, структуру, содержание и объём работы.

 

Требования к оформлению дипломных работ полностью совпадают с требованиями к курсовым работам кроме объёмов, а именно:

· минимальный объём дипломных работ – 50 страниц без учёта приложений;

· максимальный объём – 80-90 страниц без учёта приложений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.