Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра «Всемирная история и историография»
Допускаю к защите
Заведующий кафедрой ________ / Менщиков И.С./
Документы архивных фондов личного происхождения как исторический источник (на примере фондов участников Великой Отечественной войны)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Разработал студент гр. И-40112 ______________ / Россейкина В.И. /
Направление 46.03.01 История
Руководитель канд. ист. наук, доцент ____________ / Козельчук Т.В. /
Курган 2018
Примеры структурирования дипломной работы
и оформления содержания
Для темы диплома: «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Детская повседневность как теоретическая проблема…………………17
Глава 2. Источники по истории повседневной жизни детей Кургана и округа в 1920-е гг.: особенности, проблемы и методы изучения…………………………34
Глава 3. Информационный потенциал как проблема источниковедческого исследования………………………………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………………….79
Список источников и литературы…………………………………………………83
Приложение
Для темы диплома: «Предметы звериного стиля из могильника Усть-Терсюк-3 в Нижнем Приисетье»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Описание материалов могильника Усть-Терсюк-3 и их культурная принадлежность.........................................................................................................11
Глава 2. Зооморфные изображения на артефактах памятника Усть-Терсюк-3 и мифология угорских народов ..................................................................................24
Заключение.................................................................................................................45
Список источников и литературы...........................................................................49
Приложения
Для темы диплома: «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема формирования гражданской идентичности в современном российском образовании……………………………………………………………8
1.1 Понятие гражданской идентичности…………………………………………..8
1.2 Роль образования в становлении гражданской идентичности в современном российском обществе………………………………………………………………16
Глава 2. Образовательные технологии формирования гражданской идентичности в современной школе………………………………………………27
2.1 Роль истории в формировании гражданской идентичности школьников….27
2.2 Методика формирования гражданской идентичности на уроках истории в школе………………………………………………………………………………..35
Глава 3. Практические аспекты диагностики формирования гражданской идентичности на уроках истории………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников и литературы……………………………...68
Методическое приложение
Для темы диплома: «Исторические взгляды Томаса Карлейля»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Т. Карлейля…………………………………………………..11
Глава 2. Учение Т. Карлейля о героях в истории………………………………...26
Глава 3. Концепция Французской революции Т. Карлейля……………………..51
Заключение…………………………………………………………………………69
Список источников и литературы…………………………………………………72
Приложение
Примеры обоснования актуальности темы
Тема «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа
в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»
Актуальность. История повседневности одно из актуальных направлений в современной исторической науке. Она обращается к человеку в истории, позволяет по-новому взглянуть на событийную историю, проследить ее влияние на жизнь простых людей, соотнести процессы, происходящие «внизу» и «наверху», оценить степень самостоятельности рядового человека. История повседневности обращается к региональным материалам, многие из которых ранее входили в сферу только краеведческих интересов, вводит в научный оборот источники, не привлекавшие внимания приверженцев событийной истории, предлагает новые методы исследования, в связи с чем часто вносит значительные коррективы в представления о макроисторических процессах. Методы истории повседневности открывают обширное поле для изучения советской действительности и отношения к ней советского человека, дают возможность изучить генезис нации «советского народа».
Это делает актуальным обращение к истории детства, которая занимается изучением периода становления человеческой личности. В силу своей молодости и открытости большинства вопросов, история детства также является одним из востребованных сегодня направлений в исторической науке, еще разрабатывающим собственную методологическую и источниковую базу.
Изучение детской повседневности двадцатых годов XX века дает возможность проследить становление советского человека на самом начальном этапе существования нового государства, а также процесс формирования людей, ставших основой индустриализации и коллективизации тридцатых годов, увидеть, какие меры принимало государство для воспитания и обучения детей, какое место занимало образование и просвещение в государственной политике, как на деле выполнялись государственные постановления в этой сфере, как взрослые того времени относились к детям, школе, государственной политике по этим проблемам. Кроме того, заявленная тема поднимает ряд источниковедческих и методологических проблем изучения детской повседневности указанного периода, связанных с практически полным отсутствием «детских источников», которые являются ключевым материалом в изучении истории детства.
Тема «Оборона Порт-Артура в эго-документах»
Актуальность. Оборона Порт-Артура была важнейшим и самым длительным сражением русско-японской войны. Падение крепости во многом решило исход русско-японской войны в целом. Осада крепости показала военной науке новые, ранее не применявшиеся методы войны, где широко применялись пулеметы, ограждения из колючей проволоки, ручные гранаты и многое другое.
Русско-японская война привлекла к себе пристальное внимание многих исследователей. Однако героическая оборона крепости не раскрывается полностью в официальной документации, необходимо использование иных документов. Такими документами являются частные записки и воспоминания активных участников обороны крепости, которые на протяжении одиннадцати месяцев жили вместе с солдатами и матросами, переносили все тяготы войны, видели солдат «в деле» и сами непосредственно участвовали в боях вместе с ними.
Наибольшую ценность и историческую значимость имеют документы, которые не предназначались для реабилитации своих поступков, а создавались для открытия завесы тайны над обороной Порт-Артура. Такие исторические источники отражают жизнь во всей ее остроте, конкретности и сложности. К подобным историческим документам относятся эго-документы, выбранные нами для исследования.
Взгляды участников осады отражены в мемуарах и дневниках и показывают картину внутри города, открывая такие детали, которые в официальных исследованиях не изучаются, дают возможность взглянуть на Порт-Артур глазами самих участников. Это очень важно для изучения жизни населения во время военных действий.
Источники личного происхождения участников осады города широко не применялись, между тем исследование эго-документов позволяет глубже и полнее составить картину жизни Порт-Артура, выявить трансформацию личности человека во время войны и отношение рядового человека к происходившим событиям. Использованные нами источники позволяют создать репрезентативную картину исторического процесса, а именно обороны Порт-Артура, достичь поставленных целей и обеспечить достоверность выводов дипломной работы.
Тема «История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники»
Актуальность. История городской археологии в России насчитывает несколько десятилетий, но в нашем регионе такой опыт появился всего несколько лет назад. Причиной этому стало нарастание темпов застройки г. Кургана, и, в частности, его исторического центра. Проблема сохранности культурных памятников – тема болезненная, тем не менее, нельзя не отметить, что первые и достаточно уверенные шаги в этом направлении были сделаны археологами.
Начиная с мая 2013 года, силами археологического отряда Курганского государственного университета при содействии Управления культуры Курганской области был проведен ряд экстренных археологических раскопок на территории города Кургана. Одними из интереснейших стали раскопки усадьбы Шишкиных-Смолиных, которая находилась на пересечении современных улиц Куйбышева и Пролетарской. Семья Шишкиных-Смолиных была одной из самых известных и влиятельных семей г. Кургана, деятельность членов которой сыграла большую роль в становлении и развитии города. Важен и тот факт, что эта деятельность была отображена в письменной истории, то есть была зафиксирована, и сегодня может раскрываться перед исследователем на архивных листах.
Таким образом, актуальность дипломной работы заключается в нескольких ее аспектах.
Во-первых, работа основана на результатах нового для города Кургана вида исследований – городской охранной археологии. Надеемся, что она войдет в практику и будет обязательным этапом любых строительных и реставрационных работ на территории объектов культурного наследия.
Во-вторых, актуальность и несомненная новизна этой работы состоит в синтезе данных, полученных в архиве, и анализе результатов археологических раскопок. Автор исследования принимал непосредственное участие в работе на раскопе, что также важно для полноты и достоверности информации.
В-третьих, хотя имена Шишкиных и Смолиных упомянуты в различной литературе не раз, полного и фундаментального труда об этих семьях нет. Краеведы и историки обращались к заслугам этих купцов, но лишь касаясь отдельных сфер их деятельности. В дипломной работе, насколько позволяет объем, полно будет освещена жизнь и судьба Шишкиных - Смолиных.
Тема «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»
Актуальность. В современном обществе огромную часть жизни каждого человека занимает образование. Наиболее длительный этап – школьное образование, являющееся обязательным для каждого гражданина Российской Федерации. На тему целей, содержания, форм школьного образования по сей день ведется множество дискуссий и споров. Одним из обсуждаемых вопросов является проблема гражданственности в образовании, так как она касается формирования мировоззрения и гражданской позиции молодого поколения.
В настоящее время наша страна находится в непростой ситуации, когда под сомнение пытаются поставить идеалы, ценности и исторические традиции российского общества. Политические неурядицы и социокультурные проблемы современной действительности придают данной теме исследования особую остроту. В таких условиях гражданскую идентичность представляют в широком смысле – как целый комплекс нравственных и идейно-политических качеств. Основополагающие из них – это любовь к своей Родине, гуманизм, уважение к историческому наследию своего государства, сопричастность к судьбе своего народа, патриотизм, а главное – умение сочетать свои личные интересы с интересами общества. Именно осознание ценности истории и культуры, традиций своего государства, уважение к наследию своих предков позволит добиться наивысшего уровня консолидации и стабильности российского общества. Отсюда актуальными представляются изменения в области образования.
В содержании школьного исторического образования заложен огромный воспитательный потенциал, опирающийся на многовековой опыт человечества. Но вместе с тем реализация воспитательных целей урока представляет большие сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация воспитательного компонента курса осуществляется бессистемно, со значительной степенью неконкретности, без учета психологической составляющей воспитания.
Именно на этапе школьного образования человек осознает свою общественность, то есть взаимосвязь со многими сферами жизни общества, и, отталкиваясь от этого, формируется как личность. Поэтому решение проблемы гражданской идентичности, приобретает высокую педагогическую значимость, и ее разрешение начинает зависеть не только от системы образования в целом, но и от деятельности каждого педагога.
Примеры цели, задач, объекта и предмета исследования
Дипломная работа «Девиантное поведение русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века»
Цель – охарактеризовать формы девиантного поведения русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века.
В связи поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1 Выявить особенности девиации и нормы у русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века;
2 Проанализировать основные виды негативной девиации и отношение к ним в крестьянской среде.
Объект исследования: русское крестьянство
Предметом исследования является девиантное поведение русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века.
Дипломная работа «Информационный потенциал мемуаров воспитанниц институтов благородных девиц»
Цель – оценить информационные возможности мемуаров воспитанниц институтов благородных девиц как исторического источника.
Эта цель достижима после решения следующих задач:
1 Охарактеризовать источниковедческие особенности мемуарной литературы.
2 Выявить основные темы и проблемы, отражённые в мемуарах воспитанниц.
Объект исследования: мемуары как исторический источник
Предметом данного исследования являются воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц как исторический источник. Это «Памятные записки» Г.И. Ржевской, «Воспоминания» А.В. Стерлиговой, «Очерки институтской жизни былого времени» А.Н. Энгельгардт, «На заре жизни» Е.Н. Водовозовой, «Записки институтки» Л.А. Чарской, «Девочки» Н.А. Лухмановой, «В институте благородных девиц» Т.Г. Морозовой.
Дипломная работа «Документальное наследие Мартина Лютера как источник по истории Реформации»
Цель – показать источниковедческое значение документального наследия Мартина Лютера для изучения реформационного движения.
В связи с этим предполагаются следующие задачи:
1 Изучить исторические условия и конкретные обстоятельства создания изучаемых источников;
2 Выявить источниковедческие особенности различных произведений М. Лютера;
3 Раскрыть особенности отражения различных аспектов реформационного движения в авторских текстах.
Объект исследования: документальное наследие Мартина Лютера
Предметом исследования служат произведения Мартина Лютера как источник по истории Реформации, а именно, «95 тезисов об индульгенциях», «Лекции о Послании к Римлянам», «Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года», «О рабстве воли», «О войне против турок», «О свободе христианина».
Дипломная работа «Новониколаевка-1 поселение периода поздней бронзы в Южном Зауралье»
Цель – интерпретация материалов, полученных в результате раскопок поселенческого памятника Новониколаевка-1.
В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:
1 Описать объекты, исследованные во время раскопок.
2 Дать характеристику материальной культуры андроновских племён Южного Зауралья на основе материалов поселенческого памятника Новониколаевка-1.
3 Описать хозяйственную деятельность андроновских племён Южного Зауралья на основе материалов поселенческого памятника Новониколаевка-1.
Объект исследования: историко-культурные процессы периода поздней бронзы. Предмет исследования – поселение Новониколаевка-1
Дипломная работа «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»
Цель – охарактеризовать процесс формирования гражданской идентичности на уроках истории в современной российской школе.
Задачами дипломной работы являются:
1 Показать формирование гражданской идентичности в современном российском образовании как проблему;
2 Исследовать образовательные технологии формирования гражданской идентичности в современной школе;
3 Рассмотреть практические аспекты диагностики формирования гражданской идентичности на уроках истории.
Объект исследования: учащиеся современной российской школы
Предмет исследования – гражданская идентичность как одна из составляющих процесса преподавания истории в школе.
Дипломная работа «Исторические взгляды Томаса Карлейля»
Цель – дать комплексную оценку исторических взглядов Томаса Карлейля.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1 Реконструировать биографию Т. Карлейля.
2 Исследовать концепцию Т. Карлейля о «культе героев».
3 Показать особенности понимания Карлейлем Французской революции.
Объект исследования: труды Томаса Карлейля
Предмет – исторические взгляды Томаса Карлейля, его оценки «культа героев» и событий Французской революции.
Дипломная работа «Борьба с эпидемиями тифа и холеры (на материалах Курганского уезда 1919-1923 гг.)»
Цель исследования – реконструировать комплекс мероприятий, направленных на локализацию и прекращение эпидемий тифа и холеры в годы становления Советской власти (на материалах архивного фонда отдела здравоохранения Курганского уезда Челябинской губернии).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать эпидемическую ситуацию в Курганском уезде в 1919-1923 гг.
2. Выявить и охарактеризовать направления и итоги борьбы с эпидемиями тифа и холеры в Курганском уезде.
Объект исследования: документы ГАКО за 1919-1923 гг.
Предмет исследования – это комплекс мероприятий по борьбе с эпидемиями тифа и холеры в Курганском уезде периода становления Советской власти.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 466.