Содержательный модуль І. Восточная Европа с древности и до начала ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по _дисциплине  «История»__________________________

для направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование;

44.03.01 Педагогическое образование

профиля: Педагогика и методика школьного образования; Педагогика и методика  начального образования

образовательного уровня_бакалавр

_очной и заочной__форм обучения

 

 

Донецк 2016

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

факультет_социально-гуманитарных дисциплин

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по _дисциплине «История»__________________________

для направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; 44.03.01 Педагогическое образование

профилей: Педагогика и методикашкольного образования; Педагогика и методика  начального образования

образовательного уровня_бакалавр_

_очной и заочной____форм обучения

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Протокол от «___» _______ 2016г. № ___

Донецк 2016

 

   Методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «История» для студентов направлений подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование разработаны в соответствии с программой по данной учебной дисциплине. Данные методические материалы призваны сориентировать студентов на узловых моментах в подготовке к семинарам и выполнению самостоятельной работы. Для лучшего освоения студентами большого фактического материала, для оптимизации внеаудиторной индивидуальной работы, к темам учебного модуля предлагаются краткое содержание, основные понятии, важнейшие даты, проблемные вопросы, тестовые задания.  

 

 

Методические рекомендации составлены на кафедре __социально-гуманитарных дисциплин

 

Составитель:

канд. ист. наук, доцент Г.В. Мишечкин

 

Научный редактор:

 

 

© Донецкий педагогический институт, 2016    

ПЛАН

Общая информация о дисциплине ……………………………………………….5

Темы семинарских занятий и их содержание …………………… ……………..11

Методические рекомендации к самостоятельной работе

студентов…………………………………………………………… …………… 13

Тестовые задания………………………………………………………………….77

Контрольные вопросы для самоподготовки……………………......................... 84

Критерии оценки знаний, умений и навыков……………………………………86

Рекомендуемая литература……………………………………………………….87                    

 

Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения заочная форма обучения очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 3

Область знаний 44.00.00 - «Образование и педагогические науки»

Выборочная дисциплина

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Семестр

 Общее количество часов – 108

1-й 1-й 1-й

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3

самостоятельной работы студента – 5

 

Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования; Педагогика и методика начального образования

18 ч. 4 ч. -

Практические

образовательный уровень бакалавр

36 ч. 4 ч -

Самостоятельная работа

54 ч. 100 ч. -

Индивидуальные задания:

Вид контроля: экзамен

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «История» является дисциплиной социально-гуманитарного цикла и входит в перечень выборочных дисциплин базовой части направления подготовки.

Дисциплина является базовой, которая обеспечивает дальнейшую подготовку курсовых, дипломных (магистерских) работ, написание рефератов, тезисов и т.д.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Цель учебной дисциплины: сформировать у студентов комплексное представление об историческом своеобразии Донбасса, его месте в истории России и Украины; сформировать понимание основных закономерностей и особенностей исторического процесса, понимание гражданственности и патриотизма как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи: изучение и выявление закономерностей и тенденций на основе исторических источников, воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности.

 

Дисциплина «История» является общей теоретической и методологической основой для всех дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «История» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы историко-философских знаний для формирования научного мировоззрения;

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

способностью к самоорганизации и самообразованию.

2) профессиональными компетенциями:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;

способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

основные этапы и ключевые события становления и развития общества на землях Донбасса в контексте исторического процесса;

тенденции и закономерности исторического процесса;

место человека в историческом процессе и политической организации общества.

уметь:

логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

руководствоваться принципами научной объективности и историзма;  

соотносить исторические процессы и отдельные факты;

работать с учебной литературой и историческими источниками.



Содержание учебного материала

108

4

4

100

108

6

6

96

                                                                       

Темы семинарских занятий и их содержание


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «История» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией к преподавателю согласно с графиком консультаций, утвержденным кафедрой.

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

№ п/п Название темы Часы
1. Тема 1. Восточная Европа с древности до VIII в. н. э. Памятники древней эпохи в нашем крае. Киммерийцы, скифы и сарматы. Хазарский каганат 6
2. Тема 2. Восточная Европа и наш край в эпоху среднего и позднего средневековья. Предпосылки образования древнерусского государства. Общественный и государственный строй Древней Руси. Культура Руси. Наш край в ордынский период. Формирование Русского централизованного государства. Формирование трех восточнославянских народов.   6
3. Тема 3. Укрепление позиций России в Восточной Европе и наш край в ХVII – ХVIII вв. Царствование Алексея Михайловича. Присоединение украинских земель к России. Преобразования Петра I. Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона. Формирование земель Новороссии. 6
4. Тема 4. Российская империя и Донбасс в ХIХ – нач. ХХ вв. Отечественная война 1812 г. Политика Николая I. Крымская война. Промышленный переворот в Российской империи. Реформы Александра II. Деятельность Джона Юза в нашем крае.  6
5. Тема 5. Донбасс в годы второй русской революции и гражданской войны. Февральская революция в России. Октябрьская революция и приход к власти большевиков. Донецко-Криворожская республика. Гражданская война в России. 6
6. Тема 6. Донбасс на пути созидания (1921 – 1941 гг.). Донбасс в годы нэпа. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в Донбассе. Преобразования в культуре. Тоталитарный режим в СССР. 6
7. Тема 7. Вторая мировая война. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941 – 1953 гг.) Вторая мировая война: причины и основные события. Донбасс в планах нацистского руководства. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Освобождение нашего края в 1943 г. СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.). 6
8. Тема 8. От реформ к стагнации и краху СССР: Донбасс в 1953 – 1991 гг. Противоречивость хрущевских преобразований. Политика Л. И. Брежнева. Горбачевская «перестройка» и распад СССР. Наш край в 50-е – нач. 90-х гг. ХХ века. 6
9. Тема 9. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение ДНР и ЛНР. Создание СНГ. Донбасс в общественно-политической и социально-экономической жизни Украины. Государственный переворот в Украине в 2014 г. Провозглашение ДНР и ЛНР.   6
  Всего: 54

 

Для лучшего освоения студентами большого фактического материала, для оптимизации внеаудиторной индивидуальной работы, к каждой теме учебного модуля предлагаются основные понятии, важнейшие даты, проблемные вопросы, краткое содержание тем с опорой на пройденный материал. Опираясь на представленные исторические источники, студенты должны заполнить таблицы, проанализировав основные положения тех или иных документов. Кроме того, они должны ответить на вопросы, с помощью которых идет закрепление материала. У них есть возможность ответить на представленные многоуровневые тесты.    

Украина.

Восточная Сибирь.

- десятки тыс. чешских и словацких солдат сдались в плен

русской армии не желая воевать на стороне Австро-Венгрии;

    - получили разрешение добраться до Владивостока;

    - эти 30 тыс. должны были передвигаться как группа

      гражданских;

    - началось разоружение солдат, что вызвало возмущение;

    - выступление чехов было поддержано эсерами;

4. Подпольные и партизанские отряды.

   - в основном эсеровские группы;

   - Союз защиты Родины (захват Ярославля);

5. Интервенция.

    - январь 1918 г. – Германия (Украина);

    - май-июнь 1918 г. – Турция (Грузия);

    - Великобритания – Северный Кавказ, Дон, Закавказье,

      Средняя Азия;

    - Франция – Украина, Крым, Бессарабия, Сибирь;

    - Япония – Владивосток; 

- гражданская война проходила в 4 этапа:

1. конец 1917-январь 1918 гг.

ü Первые выступления против советской власти;

ü Началом стала попытка Керенского 26 октября 1917 года направить войска против Петрограда;

ü Борьба за установление советской власти на местах;

ü Вмешательство Германии и ее союзников,

ü советская власть контролировала только 1\4 территории;

 

2. 1918-1919 гг. – усиление интервенции;

3. 1919-1920 гг. – активизация борьбы «белых»; 

ü  борьба с войсками Деникина, Юденича, Колчака;

ü  нападение Польши на Украину;

ü  Разгром Врангеля в Крыму;

 

4. 1920-1922 гг. – очищение советской территории;

ü Установление советской власти в Средней Азии и Закавказье;

ü Изгнание японских интервентов;

Итоги гражданской войны:

1. жестокость и непримиримость привели к порождению ответной жестокости.

2. 9,5 млн. чел. погибло;

3. 2 млн. эмигрантов;

4. производство упало на 20%;

5. производство с\х продукции в 2 раза снизилось;

6. уже намного позднее обе стороны стали понимать необходимость мирного решения проблемы.

Вопросы для закрепления:

1. Что обусловило появление «белого движения»?

2. Что такое «интервенция» и в чем ее причины?

3. После каких событий гражданская война стала неизбежной?

4. Что в войне объединяло «белых» и «красных»?

5. Как вы считаете, почему советское правительство ни в 20-е гг. ни позже, не ввело праздник «День победы в гражданской войне»?

                 

Б.            Из газеты «В пути».

                 7 октября 1918 г.

« Из штаба бригады N… (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозмозможно, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны»

 

Г – массовые репрессии

Проблема: Являются ли последствия коллективизации и репрессий причинами дальнейшей нестабильности социально-экономической ситуации в стране?

Содержание: 1. Коллективизация.

                    2. Массовый террор.

 

Вопросы для закрепления:

1. Что значит политика сплошной коллективизации?

2. Почему «кулаки» считались главными врагами советской власти?

3. Почему репрессии и борьба с врагами народа были неотъемлемой частью тоталитарного характера власти?

4. Можно ли чем-либо оправдать проведение массовых репрессий?

5.  Какие основные шаги к становлению тоталитарного государства в СССР вы можете перечислить?

6. Согласны ли вы с приведенным высказыванием У.Черчилля о В.Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть?» Аргументируйте свою точку зрения.

 

ТЕМА: СССР в 1945-1953 гг.

Основные понятия: депортация, десталинизация, Ленинградское дело, «дело врачей»;

 

Основные даты: 5 марта 1953г- смерть И.Сталина;

                          июнь 1953 г.- отстранение от власти Л.Берии;

                          январь 1955 г.- отстранение от власти Маленкова;

                          25 февраля 1956 г.- ХХ съезд партии; 

Проблема: Как вы считаете, какая альтернатива развития СССР существовала после смерти И.Сталина? И была ли она вообще?

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Послевоенная разруха в стране.

                           2. Восстановление хозяйства. Общественно-

                               политическая жизнь.

                           3. Смерть И.Сталина и борьба за власть.

         Исходя из знаний, о последствиях Второй мировой войны, определите основные задачи стоящие перед народом СССР?

ü Вспомните, что такое ленд-лиз и на каких условиях он предоставлялся СССР, исходя из этого, объясните почему большая часть зерна уходила за границу?

 

 

                         Изучение нового материала:

1.

- после окончания войны перед СССР лежала масса трудностей:

I. появление «иллюзий» у населения в вопросах религии, частной собственности, репрессий;

II.   вопрос голода 1946-1947 гг. (Украина, Молдавия, Центр  

России);

ü засуха;

ü неподготовленность земли к обработке;

ü снижение количества поголовья скота;

ü отсутствие техники;

III. Потери СССР:

ü называют разное количество ( официальная версия – 5 млн.; Геллер – 46 млн; 27 млн;)

ü возникает дисбаланс среди населения (нехватка мужчин);

IV. Разрушение хозяйства:

ü потери 1\3 национальных богатств;

ü 1.710 городов разрушено, 70 тыс. поселков стерто с лица земли;

ü 25 млн. человек без жилья;

ü объемы промышленности сократились на 60%;

ü на 1\4 сократились посевные площади;

V. депортации (поволжских немцев, калмыков, чеченцев,

крымских татар, корейцев);

VI. миграционные потоки (эвакуированные, 

демобилизованные, репатрианты);

VII. начало холодной войны (необходимость создания новых видов вооружения)

2.

- после окончания войны существовало две точки зрения на методы руководства:

                а) «уравновесить экономическое развитие» (Вознесенский,

                    Жданов, Радионов);

                 б) «вернуться к довоенным методам» (Молотов, Берия,

                     Микоян, Маленков);

1.в конце мая 1945 г. ГКО постановил о переводе части оборонных предприятий на выпуск товаров для населения;

ü закон о демобилизации 13 возрастов из армии;

ü в сентябре 1945 г. упразднен ГКО;

ü все функции по управлению в руки СНК – в марте 1946 г. переименован в Совет Министров СССР;

ü восстанавливался 8 часовой рабочий день;

2.в марте 1946 г. принимается послевоенная пятилетка;

ü восстановлено и сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий4

ü возникли Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод);

ü заложены основы атомной энергетики;

ü вступил в строй первый дальний газопровод Саратов-Москва;

ü к концу пятилетки уровень производства на 73% превысил довоенный;

ü от Германии получили репарации на сумму 4,3 млрд. $; на СССР трудилось 1,5 млн. немецких, 0,5 млн. японских военнопленных;

3. в декабре 1947 г. отмена продуктовых карточек;

4. в результате массовой эвакуаций предприятий в годы войны возникла необходимость укрупнения министерств ( с 1946 г. наркоматы стали называться министерствами) во время войны 25, в 1947 – 34;

5. активная борьба с самостоятельность местной власти;

6. проведена денежная реформа (носила конфискационный характер),

за 10 старых рублей – 1 новый;

ü средняя зар.плата составляла 500 рублей;

 

 1 кг.  черного хлеба 1 кг. мяса 1 кг. сахара 1 кг. масла 10 яиц шерстяной костюм
3 руб. 40 коп. 30 руб. 15 руб. 66 руб. 11 руб. три месячных зарплаты

 

7. с 1947 г начало снижения цен на товары в городе;

I.  пособий и стипендий;

8. продолжение репрессий:

I. против военных;

II.«Ленинградское дело» (репрессировано 2 тыс. человек);

III. «дело врачей» 13 января 1953 года разоблачение террористической группы;

IV. борьба с космополитами;

V.1946 г. установление контроля за творчеством писателей, музыкантов, ученых;

· А.Ахматова и М.Зощенко как «рассадники чужой морали, пошлости, безыдейности»;

· разгром генетики (Лысенко – мичуринец);

· запрет кибернетики, квантовой физики, социологии;

9. территориальные изменения:

- Печенеги (Финляндия);

- г.Кенигсберг, Пилаву (в.Пруссия); 

- Закарпатье (Чехословакия);

- г.Владимиро-Волынский (Польша);

- Курильские острова, Юж.Сахалин;

- г. Тува;

10. проявление великодержавного шовинизма:

· подавление самосознания наций;

· насаждение языка, кадров;

· вооруженная борьба с националистами;

 

5 марта 1953 года – смерть И.Сталина;

- Сталин не оставил приемника;

- началась активная борьба за власть;

- 6 марта 1953 года принято решение о коллегиальном правлении:

            а) Г.М.Маленков – председатель Совета Министров СССР;

            б) Н.С.Хрущев – секретарь партии;

            в) Л.П.Берия – глава МВД СССР;

            г) Н.А.Булганин – министр обороны;

            д) В.М.Молотов; Л.М.Каганович;

март-июнь 1953 гг- попытка захвата власти Берией;

ü предприняты попытки скрытых реформ;

ü март 1953 г. амнистия тысячи уголовников;

ü реабилитация участников дела врачей;

ü выдвигается идея объединения ФРГ и ГДР; налаживания отношений с Югославией;

ü «коренизация» партии в национальных республиках;

- 26 июня 1953 г. на заседании Президиума арест Берии;

- обвинение:

                1. массовые репрессии;

                2. поддержка культа личности И.Сталина;

                3. обвинение в шпионаже в пользу Великобритании;

                4. обвинение в растлении несовершеннолетних; 

- В декабре 1953 на закрытом судебном процессе Берия был приговорен к смертной казни. Приговор привел в исполнение генерал П. Ф. Батицкий.

 

1953-1955гг. - попытка захвата власти Г.Маленковым;

ü отменены налоги на личное имущество крестьянского двора;

ü разрешено было значительно увеличить приусадебные участки;

ü не учел сложности зернового вопроса;

ü рост производства товаров для населения несколько превысил рост производства средств производства;

ü в магазинах стали появляться товары народного потребления;

ü была задумана реформа социального обеспечения: повышение нищенских пенсий и стипендий;

ü Глава советского правительства при посредничестве Черчилля пошел на подписание перемирия между Северной и Южной Кореей;

ü неоднократно выступал и сторонником воссоединения Германии;

ü Он первым ввел в политический обиход термины «культ личности» и «мирное сосуществование систем с различным политическим строем»;

ü говорил о гибельности третьей мировой войны;

- Противостояние в высших эшелонах власти усиливалось. Хрущев явно претендовал на руководство не только партийными, но и государственными структурами;

- в январе 1955 в своем выступлении на Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в экономическом ревизионизме, поисках дешевой популярности и нежелании вести внешнюю политику с позиции силы.

- В результате Хрущеву удалось сместить Маленкова с его поста. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. А. Булганин. Маленков был понижен до поста министра электростанций СССР.

- Неоднозначное отношение к решениям ХХ съезда КПСС (1956) и авантюристическая политика Хрущева, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене: события в Польше, Венгерские события 1956, и главное, намерения Хрущева ввязаться в Суэцкий кризис и послать на Ближний Восток советские войска —заставили Маленкова летом 1957 предпринять неудачную из-за предательства Булганина попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

- В результате последовало постановление июньского Пленума ЦЕ КПСС 1957 об «антипартийной группе», в которой Хрущев механически объединил Маленкова, Кагановича, Молотова и «примкнувшего к ним Шепилова».

- Маленков был исключен из ЦК, смещен со всех постов и сослан в Усть-Каменогорск директором ГЭС, затем он был назначен директором ТЭЦ в Экибастузе, где проработал десять лет (1958-1968);

- В 1961 был исключен из рядов КПСС, в том же году отправлен на пенсию. Циркулировавшие слухи о том, что Маленков пьянствовал, пел на клиросе и впал в старческий маразм лишены всякого основания, они распускались органами госбезопасности по указанию Хрущева и Брежнева. До конца дней Маленков сохранял здравый рассудок;

1956 -1957гг- попытка захватить власть Н.Хрущева(1894-1971)

ü 25 февраля 1956 г. – ХХ съезд партии;

ü речь «о культе личности и его последствиях»;

ü в марте 1956 г. попытка смещения Н.Хрущева;

ü в июне 1957 конец коллегиального правления.

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Дайте определение понятию «сталинщина»?

2. Какие факторы, по вашему мнению, позволили достаточно быстро восстановить народное хозяйство?

3. Охарактеризуйте состояние советской экономики после войны?

Домашнее задание:

1. Оцените личность Сталина как человека, главы государства?

 

Тема: «ОТТЕПЕЛЬ» 1953-1964 гг.

Основные понятия: десталинизация, реабилитация, культ личности.

Основные даты:  25 февраля 1956 г.- ХХ съезд партии;

                           май 1955 года создание Организации Варшавского 

                           договора;

                           1964 г – отстранение от власти Н.Хрущева;

Проблема: Объясните, почему посмертный бюст Н.Хрущева выполненный Э.Неизвестным выполнен в черно-белой гамме? Согласны ли вы с этим?

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Либерализация общественно-политической жизни.

2. Попытки экономических реформ.

3. Изменения во внешней политике.

 

Актуализация опорных знаний:

1. Почему Н.С.Хрущев решился выступить с закрытым докладом на ХХ съезде партии о культе личности И.Сталина?

2. Почему доклад Н.С.Хрущева был опубликован только в 1989 г.?

3. Почему Молотов, Маленков, Каганович выступили против нового политического курса Н.Хрущева?

 

Изучение нового материала:

1.

- в октябре 1961 года на ХХ пленуме партии принят второй шаг к началу политических преобразований;

· разоблачения культа личности Сталина:

ü вынесли тело И. Сталина из Мавзолея;

ü Переименование городов и улиц;

ü снятие портретов и демонтаж памятников;

· Смягчение цензуры;

· процессы реабилитации репрессированных;

2.

Основные направления реформ Н.Хрущева:

1. Повышение жизненного уровня и жизненных условий:

· повышение пенсий и зарплаты; введены пенсии и для колхозников;

· массовые застройки панельными домами;

· к 1960 гг. закончился перевод рабочих и служащих на 7 часовой рабочий день;

· отменена плата за обучение в старших классах и ВУЗах;

· вводится всеобщее обязательное 8-летнее обучение;

2. Перестройка управления и планирования промышленностью:

· сокращение главков и контор (10 тыс.чел)

· ликвидация всех министерств (кроме оборонного, химического, энергетического) →но к 1962 г. восстановление министерств;

· отраслевые министерства заменялись – территориальными органами управления – совнархозами;

3. Реформы в сельском хозяйстве:

· освоенное целины (экстенсивный путь развития, снижение урожайности к 1956 году, пыльные бури, отсутствие урожаев)

· Машинотракторные станции (МТС) реорганизовывались, техника передавалась колхозам, совхозам;

· отменялась оплата по трудодням, вводилась денежная оплата труда;

· колхозникам выдавались паспорта;

· изменение кормовой базы (посадили 300 центнеров кукурузы, собрали 30, нарушили всю систему кормовых культур);

· в 1957 г. за три года увеличить сдачу мясопродуктов в 3,5 раза (истребле6ние, подрыв животноводческой базы);

· создание агрогородов ( миграция в город, ухудшение снабжения крестьян);

4. Реформы в образовании:

· идея создания массовых интернатов (1960-650 тыс; 1970-17 млн;)

· введение 9-10 классах производственной практики;

· перед поступлением в ВУЗ 2 года работы на производстве;

· после окончания ВУЗа 3-х летняя отработка по специальности;

5. Реформы в НТР:

· освоение космоса (1957г.- запуск первого искусственного спутника, 1961- полет Ю.Гагарина);

· спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин»;

· появление новых отраслей промышленности

 

 

Итоги реформ:

1. рост преступности в 2 раза;

2. ухудшение снабжения городов;

3. введение в 1962 году карточек;

4. закупка хлеба за рубежом

5. рост социальной напряженности (Новочеркасск в 1962 году – выступление 7 тыс. человек, 24 человека –убито; 102 чел – осуждены) ситуация была оценена как «хулиганская вылазка антисоветской направленности»; выступления в Артемовске, Краматорске, Омске, Кемерово, Иваново. 

3.

Внешняя политика:

І этап 1953-1956 гг:

- налаживание отношений с Китаем и Югославией:

· октябрь 1954 г. поездка Н.Хрущева в Китай (отказ от интересов в Манчжурии, помощь специалистами, крупные кредиты)

· осень 1954 г. сближение с Югославией;

- май 1955 года создание Организации Варшавского договора;

- в 1955г- заявление о прекращении состояния войны с

Германией, в 1956 г- с Японией;

- 1955 г. помощь Индии кредитами и рабочими;

- поиск разрядки отношений с западными странами:

· 1954 г. совещание министров СССР, Великобритании, Франции, США по вопросу коллективной безопасности в Европе;

· нормализация отношений с ФРГ (восстановление дипломатических отношений, договор о возвращении военнопленных);

· выдвинута идея вступления в НАТО;

· июль 1955 г. Женевская встреча лидеров (вопросы о Германии)

 

ІІ этап 1956-1964 гг.:

- ухудшение отношений с странами Советского блока:

· Китай и Албания осудили «десталинизацию»;

· антисоветские выступления в Польше;

· 1956 г. ввод советских войск в Венгрию;

· ухудшение отношений с Югославией;

- новая волна «холодной войны»:

· 1958 г. заключение соглашений с США о сотрудничестве в области культуры;

· 1959 г. первый визит Н.Хрущева в США, ответный визит вице-президента Р.Никсона в СССР;  

· май 1960 г. сбит самолет-шпион У-2 над Уралом;

· 12 августа 1961 года – возведение Берлинской стены;

· 1962 г. – Карибский кризис;

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Оцените роль хрущевских реформ?

2. Как изменилась внешняя политика СССР при Н.Хрущеве?

a. Почему период 1953-1964 г. называют периодом «оттепели»?

b. Какие основные противоречия возникли в ходе осуществления хрущевских реформ?

 

ТЕМА: СССР В 1964-1985 гг.

Основные понятия: волюнтаризм, субъективизм, диссидентство, «застой», «разрядка».

Основные даты:

октябрь 1964 г- отстранение от власти Н.Хрущева;

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Отстранение от власти Н.Хрущева. Л.И.Брежнев.

2. Косыгинские реформы и их результаты.

3. Общественно-политическая жизнь.

4. Внешняя политика.

 

Актуализация опорных знаний:

1. Какие факторы свидетельствуют о начавшемся в СССР в 50-е гг. процессе демократизации?

2. Какие реформы проведены в сельском хозяйстве и в промышленности?

3. Как изменились отношения с странами запада после того как СССР сбили над Уралом У-2?

Изучение нового материала:

1.

- политикой Н.Хрущева были недовольны почти все слои населения:

ü партийный аппарат не мог простить ему критики;

ü чиновники ограничение власти (введение совнархозов);

ü карательные органы разоблачений свои злоупотреблений;

ü армия сокращения офицеров;

ü крестьяне ограничением приусадебных участков;

ü рабочие повышением цен на продукты питания;

- Октябрьский пленум 1964 года ЦК КПСС устранение от власти Н.Хрущева ( под лозунгом преодоление волюнтаризма и субъективизма, придание внутренней и внешней политике реализма, научной обоснованности, стабильности);

- анализ ученых-экономистов показал:

ü 7-летний план сорван;

ü упадок промышленного производства;

ü ухудшение условий жизни;

ü колхозы в упадок;

ü возникли «ножницы цен»;

 

- В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна);

- Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам (220 медалей и орденов), почетным титулам и званиям. Он стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976).

- Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив мемуары генсека во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах;

- С середины 1970-х гг. здоровье Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х гг. он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность, неспособность руководить страной и адекватно оценивать ситуацию использовали в своих интересах в ходе борьбы за власть влиятельные члены политического руководства;

 

2.

- В сентябре 1965 состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». По инициативе председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина предлагалось реформировать промышленные предприятия с целью повысить их эффективность:

в сельском хозяйстве:

ü повышение закупочных цен на сельхоз продукцию;

ü введение гарантированной оплаты труда колхозников;

ü отмена ограничений в отношении личных хозяйств;

В промышленности:

ü сокращение плановых показателей (запрет изменять планы без согласия предприятий);

ü создание фондов материального стимулирования;

ü безвозмездные дотации заменяются на кредитование;

ü расширение самостоятельности предприятий;

ü предусматривала ввести наряду с валовыми показателями стоимость реализованной продукции;

ü Чтобы стимулировать деятельность предприятий, часть дохода должна была оставаться на предприятии;

ü В то же время одновременно усиливалась вертикаль власти, восстанавливались центральные промышленные министерства вместо совнархозов;

- по мнению академика Л. И. Абалкина, в целом по стране по всем важнейшим социально-экономическим показателям период 1966-1970-х годов был лучшим за все годы советской власти;

- К середине 1970-х годов реформирование было свернуто, начался период застоя, цели реформы не были достигнуты:

1. разрозненные и противоречивые шаги;

2.  проводилась непоследовательно;

3.  тормозилась местными властями, руководители партии почувствовали угрозу своей безраздельной власти.;

4.  расширение самостоятельности сочеталось с усилением административных и экономических полномочий министерств.

5. экономическая самостоятельность не сочеталась с политической;

6. начался приток нефтедолларов в страну ( разработка нефти в Западной Сибири);

 

3. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой;

- Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК);

- темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав;

- увеличился дефицит товаров (мебель, качественных одежды и обуви, бытовой химии);

- закрытому распределению подлежали автомобили;

- за счет перераспределения островками благополучия оставались Москва, Ленинград, союзные республики (в такие островки жители глубинки ехали за товарами);

 

- Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата;

- Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием (диссидентское движение):

ü сторонники «подлинного марксизма-ленинизма»;

ü правозащитное (вскрывали факты нарушения прав человека. А.Сахаров, А.Марченко, В.Буковский);

ü национально-освободительное (В.Стус, А.Лукьяненко, М.Горынь);

ü религиозное (отстаивали свободу совести);

- наиболее распространенными способами борьбы были:

1. выселение за пределы СССР (А.Солженицын, В.Буковский)

2. психиатрические лечебницы;

3. осуждение на разные сроки;

 

4.

- В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг:

ü Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля;

ü решение вопроса о статусе Западного Берлина;

ü 1 августа 1975 года в Хельсинки лидеры 33 государств подписали заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (обязались соблюдать права человека и не вмешиваться в дела друг друга);

 

- в отношениях со странами социалистического лагеря:

ü «наведение порядка»;

ü повышение авторитета СССР;

ü доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику;

ü В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу;

- обострение отношений с Китаем, дело дошло до вооруженных конфликтов в районе о.Далманский (Дальний Восток) и Семипалатинска;

- Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) погибло около 15 тыс. советских солдат;

Вопросы для закрепления материала:

c. Почему Н.Хрущев был отстранен от власти?

d. Каковы были основные предпосылки возникновения диссидентского движения?

e. Определите причины милитаризации экономики и ускоренного развития ВПК?

f. В 70-е гг. один председатель колхоза заметил: «Если раньше не работали из-за того, что знали – все равно ничего не дадут, то теперь не работают, потому что знают - все равно дадут». Какие тенденции отражало это высказывание?

Домашнее задание:

1. выучить конспект

2. подготовить сообщение о биографии М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина.

3. используя учебник, заполните таблицу:

Направления   Цели Лидеры Формы борьбы
       

 

Основные даты:

1985-1991 – «Перестройка» М.С.Горбачева;

19 августа 1991 года – ГКЧП;

декабрь 1991 года – Беловежские соглашения;

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Приход к власти М.Горбачева. «Ускорение», «гласность», «новое мышление».

2. Августовский путч 1991 г. Развал СССР.

 

Актуализация опорных знаний:

1. Почему Н.Хрущев был отстранен от власти?

2. Каковы были основные предпосылки возникновения диссидентского движения?

3. Определите причины милитаризации экономики и ускоренного развития ВПК?

4. В 70-е гг. один председатель колхоза заметил: «Если раньше не работали из-за того, что знали – все равно ничего не дадут, то теперь не работают, потому что знают - все равно дадут». Какие тенденции отражало это высказывание?

Изучение нового материала:

-«Перестройка» - попытка сверху реформировать экономическую и политическую систему советского общества;

ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич (р. 2 марта 1931, село Привольное, Ставропольский край), Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-91, президент СССР в 1990-91. Инициатор перестройки, приведшей к значительным переменам в жизни страны и мира (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.). Нобелевская премия мира (1990).

Из крестьянской семьи (дед — председатель колхоза, отец — бригадир). В школьные годы работал комбайнером. В 1948 за перевыполнение плана был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 окончил школу с серебряной медалью и поступил в МГУ на юридический факультет (специальность правоведение), возглавил комсомольскую организацию факультета. Духовная атмосфера «оттепели» повлияла на формирование мировоззрения Горбачева, бурлящая жизнь в Москве в студенческие годы, встреча с будущей женой, студенткой философского факультета МГУ Раисой Максимовной Титаренко (они поженились в 1953) во многом повлияли на формирование его взглядов.

Еще в студенческие годы в 1952 вступил в КПСС (кандидат с 1950). В 1955 окончил университет. Вернулся на родину и был назначен секретарем Ставропольского городского комитета комсомола, с 1956 — первый секретарь. В 1956 у Горбачевых родилась дочь Ирина. В 1958-1962 работал на руководящих постах в краевом комитете комсомола. В 1967 заочно окончил экономический факультет (специальность экономист-агроном) Ставропольского сельскохозяйственного института.

-В начале 1980-х гг. все очевиднее становилась необходимость перемен в СССР;

- Горбачев в этот период уже входил в состав Политбюро (кандидат в члены с 1979, член с 1980), однако, не рассматривался в качестве потенциального лидера.

- В составе Политбюро было много руководителей, чей политический вес был не сопоставим с влиянием молодого (в сравнении со средним возрастом членов Политбюро) провинциала. Лишь череда смертей высших партийных руководителей резко увеличила шансы Горбачева взойти на партийный Олимп.

-Когда после смерти Л. И. Брежнева в 1982 страну возглавил уже тяжелобольной Ю. В. Андропов (1982-1984 гг), Горбачев, который был активным сторонником генсека, рассматривался как вполне вероятный преемник.

-После смерти Андропова и в период непродолжительного правления К. У. Черненко (1984-1985) развернулась политическая борьба внутри Политбюро за пост генерального секретаря. Горбачеву удалось сплотить вокруг себя молодых секретарей ЦК и лидеров местных партийных организаций (Е. К. Лигачева, Н. И. Рыжкова, Э. А. Шеварднадзе и др.) и получить поддержку некоторых членов и кандидатов в члены Политбюро, прежде всего А. А. Громыко, обладавшего большим влиянием среди членов политбюро.

-В 1985 на мартовском пленуме ЦК КПСС Горбачев был официально избран генеральным секретарем ЦК

- Горбачев также занимал и другие высшие посты в государстве: с 1989 — Председателя президиума Верховного Совета СССР, а с 1990 — Президента СССР. Он стал главным инициатором процесса, получившего название «перестройка» (1985-1991).

- Перестройка была призвана интенсифицировать погрязшую в застое страну;

- Однако у Горбачева и его круга не было четкого и системного плана реформирования страны, и последствия многих действий оказались непродуманными (антиалкогольная кампания, внедрение хозрасчета, обмен денег, ускорение и пр.).

         Причины:

1. отставание СССР от ведущих стран мира по темпам экономического развития;

2. застойные тенденции в социально-политической и духовной сфере советского общества.

Суть реформ:

-омоложение кадров;

-альтернативные выборы партийного руководства;

-коллективизм в принятии решений;

Политические реформы:

-решение ХІХ партийной конференции, курс на строительство «социалистического правового государства»;

1. Разделение властей, развитие парламентаризма;

2. создание нового законодательного органа Съезда народных депутатов СССР;

3. в марте 1990 г. 3 Съезд народных депутатов учредил пост Президента СССР;

4. отмена 6 ст. Конституции СССР о руководящей роли КПСС;

5. процесс формирования многопартийности: республиканская партия, Демократическая партия России;

6. изменение избирательной системы;

7. «гласность»: смягчение цензуры на средства массовой информации, ликвидация спецхранов в библиотеках, публикация ранее запрещенных книг;

 

Экономические реформы:

1. в апреле 1985 года разработана стратегия «ускорения» социально экономического развития; (потерпела крах)

2. возрождение частной собственности и кооперативного движения;

3. сокращение количества министерств и ведомств;

4. интеграция СССР в мировой рынок;

5. реформа Рыжкова-Абалкина (с 1987 года новый этап реформ): расширение самостоятельности предприятий;

 

Внешнеполитические изменения:

1. политика «нового мышления» способствовала коренному изменению всей международной обстановки. курс на интеграцию в мировое сообщество;

2. прекращение «холодной войны»;

3.  войны в Афганистане (в феврале 1989 года вывод войск);

4.   ослабление ядерной угрозы, (1991 год подписан советско-американский договор о ограничении наступательных вооружений)

5. «бархатные» революции в странах Восточной Европы, объединение Германии и др.

-Нобелевская премия мира (1990) стала наградой Горбачеву за его вклад в ослабление международной напряженности;

 

Итоги:

- раскол внутри партии КПСС; массовый выход из рядов;

- кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и Баку, в Фергане, в Грузии и др. регионах).

- Прибалтийские республики твердо взяли курс на отделение от СССР, при этом им сочувствовала практически вся интеллигенция страны. В январе 1991 в Вильнюсе погибло 13 человек во время штурма телевизионной башни союзными войсками, причем Горбачев отрицал свое участие в приказании ввести войска. Ситуация с каждым днем усугублялась.

-рост теневой экономики;

- рост инфляции;

-Кульминационным выражением кризиса стал Августовский путч 1991,

АВГУСТОВСКИЙ ПУТЧ 19 — 21 авг. 1991, попытка антиконституционного переворота, осуществлявшаяся консервативным крылом руководства СССР и КПСС. Был направлен на восстановление в полном объеме власти партийно-государственной номенклатуры. Мятеж возглавил Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе О. Д. Бакланова, В. А. Крючкова, В. С. Павлова, Б. К. Пуго, В. А. Стародубцева, А. И. Тизякова и Г. И. Янаева.

-Для придания своим действиям видимости легитимности путчисты заявили, что президент СССР М. С. Горбачев не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Его функции были возложены на вице-президента Янаева.

-В Москву были введены войска, а Горбачев блокирован на даче в Крыму.

-Запрещались деятельность оппозиционных КПСС общественных объединений и выпуск демократической прессы, восстанавливалась цензура.

-Сопротивление мятежу оказало руководство Российской Федерации во главе с президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, опиравшееся на поддержку россиян, прежде всего населения Москвы.

- В столкновениях с войсками погибло 3 человека. Путч окончился провалом. Его результатами явились падение коммунистического режима и ускорение распада СССР. В 1994 арестованные по делу ГКЧП были амнистированы Государственной думой Российской Федерации.

        17 марта 1991 года был проведен референдум по вопросу сохранения СССР –    70% проголосовали «за»;

- После Августовского путча (событий 19-21 августа 1991) центробежные тенденции стали стремительно нарастать;

- Прибалтийские республики получили независимость, встал вопрос о суверенитете других республик.

- 1 декабря в Украине состоялся референдум «за» независимость республики проголосовало практически – 90% граждан;

- 8 декабря 1991 в Беловежской Пуще (Белоруссия) президент России Б. Н. Ельцин, президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич объявили, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, а также о создании Союза независимых государств. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано сначала Украиной и Белоруссией, затем Арменией, Киргизией и Россией.

- 25 декабря 1991 М. С. Горбачев выступил по центральному телевидению с сообщением о сложении с себя обязанностей президента СССР.

Вопросы для закрепления материала:

1. В чем заключаются причины падения популярности Н.Хрущева в 1962-1964 году?

2. Осуществима ли была перестройка?

3. Чем было вызвано принятие нового политического курса в 1985 году?

4. Какие изменения произошли в общественной жизни страны?

Домашнее задание:

1. Определить этапы и сущность экономических реформ в СССР после 1985 года, их влияние на дальнейшее развитие страны.

Перестройка

Из статьи Егора Яковлева о перестройке.

Каким же был предшествующий период нашей жизни, если для преодоления его последствий без революционных преобразований не обойтись... Отчего, когда минуло семьдесят лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции, мы вынуждены говорить об утверждении (или возвращении) основополагающих ее идеалов – демократии, гласности, социальной справедливости?

Предшествующий период характеризуется как предкризисный. Иными словами, не будь апрельского (1985 года) Пленума ЦК КПСС, определившего путь революционных перемен, и не предваряй его мартовский (1985 года)

Пленум, где партия выбрала тех, кто способен на такие перемены, мы погрузились бы в кризис, выйти из которого куда как труднее, чем в него попасть.

Освобождение от механизма торможения – операция болезненная и сложная... Механизм торможения находится в каждом из нас. И проявляет себя в наших дурных привычках, в утрате многими мужества действовать согласно собственным убеждениям.

Как быстрее получить ответы на интересующие общество вопросы? Гласность – вот самый надежный инструмент ускорения.

 

Московские новости. 27 сентября 1987 года. С. 3.

БЕЛАРУСЬ

форма правления: президентская республика;

столица: Минск

Конституция: принята 30 марта 1994 г. пересмотрена на национальном референдуме 24.11.96 в сторону наделения президента большими полномочиями.

Глава государства: с 1994 – по настоящее время - президент Александр Лукашенко

Экономика:

§ ведущие отрасли химическая и нефтехимическая, автомобилестроение, тракторостроение, развита пищевая, легкая промышленность;

§ основные статьи экспорта: продукты машиностроения, химикаты, железо, сталь, товары легкой промышленности;

§  импорт: природный газ, нефть, бензин, продукты питания;

§ с 90 гг – минимальные рыночные реформы, административный контроль над ценами, государство имеет право вмешиваться в управление частными предприятиями;

Внутриполитическая жизнь:

§ в 1996 президент стал инициатором конституционной реформы, начался новый срок отсчета;

§ имеет неограниченную власть;

§ на референдуме получил право 3 срока;

§ неоднозначное отношение оппозиции, попытки беспорядков – быстро подавлены;

Внешняя политика:

§ ориентация на сотрудничество с Россией;

§ западные страны ввели ряд мораториев на торговлю с Беларусью, Лукашенко отказываю в визе, обвиняют в нарушениях прав человека;

§ с 1994 г. продает оружие и военную технику (прибыль от продажи оружием свыше 1 млрд. $.в год,)

МОЛДОВА

форма правления: с 5 июля 2000 г. парламентская республика;

столица: Кишинев

конституция: принята парламентом 28 июля 1994 г.

глава государства: президент ( срок на 4 года с 2001-2009 Владимир Воронин)

экономика:

§ экономика в кризисной ситуации

§ не имеет собственной топливно-минеральной базы, зависит от импорта;

§ ведущая отрасль пищевая;

§ большая часть населения живет в сельской местности;

Внутриполитическая жизнь:

§ рост противоречий в стране;

§ коммунисты обещали объявить русский вторым государственным (с 2002 г. принято решение обязательно изучать русский язык со 2 класса, вызвало протесты, оставили по желанию) и присоединиться к союзу России и Беларуси;

§ конфликт с Приднестровьем: в своем составе имеет в основном русскоязычное население, с 1996 г. начался переговорный процесс по определению статуса;

- ПМР пыталась отделиться от Молдовы и войти в состав Румынии;

- п/д ПМР Игорь Смирнов заявил о желании конфедеративных отношений с Молдовой, Воронин отказался вести какие либо переговоры;

- были введены санкции против Тирасполя, введена экономическая блокада;

- на сегодняшний день де-факто управление территорией видеться сепаратистскими властями, де-юре входит в федерацию с Молдовой;

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

Уровень 1

1. Февральская революция произошла:

А. в 1919 г.

Б. в 1918 г.

В. в 1917 г.

2. Первое советское правительство – СНК возглавил:

А. В.Ленин.

Б. И.Сталин,

В. Я Свердлов.

3. Дайте однозначный ответ (да, нет)

1929 г – «год великого перелома»

 

Уровень 2

1. Закончите предложение Составляющими НЭПа в сельском хозяйстве и в промышленности являлись …

2. Обоснуйте свой выбор, вычеркнув лишнее из предложенного перечня:

А. национализация промышленности

Б. милитаризация труда

В. продразверстка

Г. концессии

 

Уровень 3

Раскройте причины гражданской войны в России?

 

Уровень 4

1.Согласны ли вы с утверждением, что расстрел царской семьи – справедливое возмездие за совершенные преступления?

2. Английский писатель Джордж Оруэлл охарактеризовал следующим образом тоталитарный режим в СССР в 20-30 е гг.: «Все грехи советского режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина… Они были предопределены с самого начала целями большевиков, самой их природой… Главное же в диктатуре – это отрицание коренных ценностей демократии. Если однажды вы решились на диктатуру, то Сталин или кто-нибудь, подобный Сталину, всегда найдется». Разделяете ли вы точку зрения писателя?

 

Вариант II

Уровень 1

1. Датой образования СССР является:

А. 1920

Б. 1921

В. 1922

2. Первое Временное правительство России возглавил:

А. В.Ленин

  Б. Г.Львов

  В. А.Керенский

3. Дайте однозначный ответ (да, нет)

Индустриализация способствовала превращению СССР в    

индустриально-аграрное государство?

 

Уровень 2

1. Закончите предложение.

Составляющими элементами политики коллективизации являлись…

2. Обоснуйте свой выбор, вычеркнув лишнее из предложенного перечня:

А.продналог

Б. аренда

В. трудовая повинность.

Г. червонец

 

Уровень 3

Раскройте сильные и слабые стороны политики Временного правительства?

 

Уровень 4.

1. Сравните сталинскую модель строительства социализма с новой экономической политикой. Сделайте вывод.

2. Кто, по вашему мнению, является победителем и кто - проигравшим в гражданской войне?  

ТЕМА: СССР в 1964 – 1991 гг.

1. Когда состоялся ХХ съезд КПСС?

а. март 1953 г.

б. февраль 1956 г.

в. февраль 1960 г.

г. октябрь 1963 г.

2. Кто возглавил ЦК КПСС в октябре 1964 года?

а. Н.Хрущев

б. Л.Брежнев

в. Н.Подгорный

г. А.Косыгин

3. Что такое «культ личности»?

а. Понятие, характеризующее воздействие территориального расположения государств на их политику и на международное отношение в целом.

б. Лицо, не соглашающееся с господствующей идеологией.

в. Единовластие тоталитарного типа, часто религиозного характера, что означает раболепие, слепое поклонение «божеству».

г. Продажность должностных лиц, общественных и политических деятелей.

4. Что такое диссидентство?

а. Теория и практика, в основе которой лежит тезис о необходимости замены национального гражданства мировым?

б. Морально-политическая оппозиция к существующему государственному (политическому) строю, господствующих в обществе идей и ценностей.

в. система концептуально оформленных представлений, идее и взглядов на политическую жизнь.

г. признание или подтверждение законности какого-либо права или полномочия; способность политического режима достичь общественного признания.

5. Кто был избран первым президентом СССР?

а. М.Горбачев

б. Л.Кравчук

в. Н.Андреева

г. Б. Ельцин

6. Какие черты были характерны для состояния экономики в 1971-1985 гг? Выдерите верные утверждения.

а. Дефицит товаров народного потребления повседневного спроса.

б. Средства, полученные от продажи нефти и газа западным странам – «нефтедоллары» использовались для создания новых отраслей промышленности.

в. Впервые за годы советской власти у людей исчез страх голода.

г. Интенсивное развитие промышленности на основе внедрения новых технологий.

7. В каком году СССР прекратил свое существование?

а. 1985

б. 1990

в. 1991

г. 1992

8. Что такое референдум?

а. способ принятия законов и решения важнейших вопросов жизни государства путем всенародного голосования.

б. Деловая встреча, направленная на достижение конкретных результатов, с участием нескольких заинтересованных сторон

в. стремление отдельных групп к отделению от данного государства.

г. Оправдание, восстановление доброго имени неправильно обвиненного, опороченного или осужденного лица.

9. Выберите, какие реформы предлагал провести А.Косыгин?

а. повышение закупочных цен на сельхоз продукцию

б. расширение самостоятельности предприятий

в. разрешить увеличение государственных планов выпуска продукции

г. начать закупку дефицитных товаров за рубежом

10. Что такое «Гласность»?

а. смягчение цензуры на средства массовой информации

б. ликвидация спецхранов в библиотеках

в. публикация ранее запрещенных книг

г. возможность использовать матерные выражения в повседневной жизни

 

ІІ уровень

 

11.Кто из лидеров стран Западной Европы и Америки был современником Н.Хрущева?

а. Шарль де Голль

б. Маргарет Тэтчер

в. Д.Эйзенхауэр

г. Дж. Кеннеди

12. Что такое либерализация цен?

а. Снятие жестких правил формирования цен и их согласование с государством, разрешение на формирование свободных рыночных цен.

б. Переполнение денежного оборота излишней массой бумажных денег, что вызывает их обесценивание, рост на предметы первой необходимости, снижение валютного курса.

в. проводимые государством преобразования в денежном обороте.

г. выпуск бумажных денег при недостаточном количестве наличных средств в обороте.

13. Какие из ниже приведенных фактов относятся к жизни Л.И.Брежнева?

а. предложил изменить кормовую базу для скота;

б. испытывал неуемную страсть к наградам, почетным званиям и титулам;

в. проводил активное амнистирование репрессированных;

г. принял решение ввести войска в Афганистан;

14. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений – верные:

а. По инициативе председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина

предлагалось реформировать промышленные предприятия с целью повысить их эффективность;

б. Горбачев с 1990 был Президентом СССР. Он стал главным инициатором процесса, получившего название «перестройка» (1985-1991).

в. Нобелевскую премию мира (1990) получил Горбачев за его вклад в ослабление международной напряженности;

г. во время августовского путча Л.И.Брежневу удалось окончательно расправиться с диссидентским движением;

 

ІІІ уровень

15.Какие события происходили по всемирной истории в то время, когда в СССР шла перестройка?

а. Многонациональные силы ООН во главе с вооруженными силами США приняли участие в операции «Буря в пустыне»;

б.ГДР перестала существовать. Возникла единая Германия.

в. Маргарет Тэтчер ушла в отставку.

г. президентом Франции стал Николя Саркози

 

Контрольные вопросы для самоподготовки

 

1. Древняя история восточных славян (происхождение; племена; занятия; быт; религия).

2. Наш край в древности.

3. Киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Историческая судьба народов Северного Приазовья и Подонцовья в раннее средневековье. 

5. Государство Киевская Русь (хронологические рамки; деятельность князей Киевской Руси; социально-экономический строй).

6. Феодальная раздробленность на Руси (хронологические рамки; причины дробления; характеристика политических центров: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская феодальная республика).

7. Культура Руси.

8. Монгольское иго на Руси (хронологические рамки; характер зависимости Руси от Золотой Орды).

9. Наш край в ордынский период.

10. Формирование Русского централизованного государства.

11. Формирование трех восточнославянских народов.

12. Возвышение Москвы (причины; политика первых московских князей до Ивана III).

13. Образование Российского государства (правление Ивана III, Василия III).

14. Правление Ивана IV Грозного (внутренняя и внешняя политика).

15. Смутное время (хронологические рамки; причины; Лжедмитрий I; Василий Шуйский; деятельность I и II ополчения; Земский собор 1613 г.).

16. Россия в XVII в.: правление Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича.

17. Правление Петра I (внешняя и внутренняя политика; содержание реформ).

18. Эпоха дворцовых переворотов (хронологические рамки; причины; краткая характеристика правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI, Елизаветы Петровны, Петра III).

19. Правление Екатерины II (внутренняя и внешняя политика).

20. Формирование земель Новороссии.

21. Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона.

22. Правление Александра I.

23. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги.

24. Восстание декабристов 1825 г. (в том числе тайные общества декабристов; программы декабристов: «Русская правда» П.Пестеля и «Конституция» Н.Муравьёва; расправа над декабристами).

25. Эпоха Николая I (в том числе начало промышленного переворота в России; идейные течения: западники, славянофилы, демократы).

26. Правление Александра II (в том числе отмена крепостного права и другие либеральные реформы 60-х гг. XIX в.).

27. Деятельность Джона Юза в нашем крае. 

28. Общественный подъём в пореформенной России (консерваторы, либералы, демократы, народники, начало рабочего движения, марксистские кружки, РСДРП).

29. Политика контрреформ Александра III.

30. Революция 1905-1907 гг. (причины, ход, итоги).

31. Февральская революция 1917 г. (причины, ход, итоги).

32. Октябрьская революция 1917 г. (причины, ход, итоги).

33. Донецко-Криворожская республика.

34. Гражданская война (1917-1922 гг.): причины, ход, итоги, руководители белых и красных, Политика военного коммунизма.

35. Советское государство в 1920-е гг. (в том числе НЭП; образование СССР; начало коллективизации).

36. Индустриализация и коллективизация в Донбассе.

37. Преобразования в культурной сфере.

38. СССР в 1930-е гг. (в том числе индустриализация, политические репрессии).

39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (периодизация, основные сражения и их значение, военачальники и герои войны, итоги).

40. Донбасс в планах нацистского руководства.

41. Донбасс в годы Великой Отечественной войны.

42. Освобождение Донбасса в 1943 г.

43. Наш край в 50-е – нач. 90-х гг. ХХ века.

44. СССР в 1945-1953 гг. (упрочение тоталитаризма; начало холодной войны).

45. СССР в период «хрущёвской оттепели» 1953-1964 гг. (внутренняя и внешняя политика СССР, успехи СССР в освоении космоса).

46. СССР во второй половине 1960-х-начале 1980-х гг. (нарастание кризисных явлений и причины «брежневского застоя»; война в Афганистане).

47. Перестройка в СССР при М.С. Горбачёве (1985-1991 гг.).

48. Крах советской системы (анализ событий 1991-1993 гг.).

49. Донбасс в общественно-политической и социально-экономической жизни Украины.

50. Государственный переворот в Украине в 2014 г. Провозглашение ДНР и ЛНР.

 

 



Основная

1. Данилов А.А. История России ХХ – нач. ХХІ вв. – М.: Просвещение, 2013. 2. Шестаков В.А. История России ХХ – нач. ХХІ вв. – М.: Просвещение, 2011. 3. История родного края / Авт. колл.: Беспалов Н.Е., Лях Р.Д., Лихачева Л.Б. и др.- Донецк: Кардинал, 1998.   4. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России: ХХ век. – М., 2012 5. Бойко О.Д. Історія України: Посібник.-К.: Академія, 2002. 6. Подов В. І., Курило В. С. Історія Донбасу / Державний заклад «Луганський національний університет ім. Т. Шевченка». – Луганськ: Вид-во ЛНУ імені Шевченка, 2009.  7. Масальський В.І., Бєлікова Н.Ю., Бєліков О.В., Мишечкін Г.В. Історія України у питаннях та відповідях: Навч. Посібник з підготовки до модульного контролю знань студентів неісторичного фаху / Заг. Ред. В.І. Масальського. – Донецьк: «Донеччина», 2009. 8. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. СПб.: 2012. - 464 с. 9. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до нач. ХХ века. СПб.: 2012. - 378 с.

Дополнительная

1. Литвин В.М. Історія України. – К.: 2008.

2. Донецкая область в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и материалов. – Д.: Донбасс, 1982

3. Щупак И.Я. Всемирная история. Новейший период (1939 – 2011 гг.). – Запорожье: Премьер, 2011.

4. Дэвис Н. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 943 с.

 

 

 

Информационные ресурсы

1. http: // history.vn.ua/book/zarubzno.html 2. http: // bighistory.ru/ 3. http: // flosof.historic.ru  

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания;

2. Материалы по видам занятий;

3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по _дисциплине  «История»__________________________

для направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование;

44.03.01 Педагогическое образование

профиля: Педагогика и методика школьного образования; Педагогика и методика  начального образования

образовательного уровня_бакалавр

_очной и заочной__форм обучения

 

 

Донецк 2016

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

факультет_социально-гуманитарных дисциплин

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по _дисциплине «История»__________________________

для направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; 44.03.01 Педагогическое образование

профилей: Педагогика и методикашкольного образования; Педагогика и методика  начального образования

образовательного уровня_бакалавр_

_очной и заочной____форм обучения

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Протокол от «___» _______ 2016г. № ___

Донецк 2016

 

   Методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «История» для студентов направлений подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование разработаны в соответствии с программой по данной учебной дисциплине. Данные методические материалы призваны сориентировать студентов на узловых моментах в подготовке к семинарам и выполнению самостоятельной работы. Для лучшего освоения студентами большого фактического материала, для оптимизации внеаудиторной индивидуальной работы, к темам учебного модуля предлагаются краткое содержание, основные понятии, важнейшие даты, проблемные вопросы, тестовые задания.  

 

 

Методические рекомендации составлены на кафедре __социально-гуманитарных дисциплин

 

Составитель:

канд. ист. наук, доцент Г.В. Мишечкин

 

Научный редактор:

 

 

© Донецкий педагогический институт, 2016    

ПЛАН

Общая информация о дисциплине ……………………………………………….5

Темы семинарских занятий и их содержание …………………… ……………..11

Методические рекомендации к самостоятельной работе

студентов…………………………………………………………… …………… 13

Тестовые задания………………………………………………………………….77

Контрольные вопросы для самоподготовки……………………......................... 84

Критерии оценки знаний, умений и навыков……………………………………86

Рекомендуемая литература……………………………………………………….87                    

 

Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, профиль, образовательный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения заочная форма обучения очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 3

Область знаний 44.00.00 - «Образование и педагогические науки»

Выборочная дисциплина

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Семестр

 Общее количество часов – 108

1-й 1-й 1-й

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3

самостоятельной работы студента – 5

 

Профиль: Педагогика и методика дошкольного образования; Педагогика и методика начального образования

18 ч. 4 ч. -

Практические

образовательный уровень бакалавр

36 ч. 4 ч -

Самостоятельная работа

54 ч. 100 ч. -

Индивидуальные задания:

Вид контроля: экзамен

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «История» является дисциплиной социально-гуманитарного цикла и входит в перечень выборочных дисциплин базовой части направления подготовки.

Дисциплина является базовой, которая обеспечивает дальнейшую подготовку курсовых, дипломных (магистерских) работ, написание рефератов, тезисов и т.д.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Цель учебной дисциплины: сформировать у студентов комплексное представление об историческом своеобразии Донбасса, его месте в истории России и Украины; сформировать понимание основных закономерностей и особенностей исторического процесса, понимание гражданственности и патриотизма как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи: изучение и выявление закономерностей и тенденций на основе исторических источников, воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности.

 

Дисциплина «История» является общей теоретической и методологической основой для всех дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «История» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы историко-философских знаний для формирования научного мировоззрения;

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

способностью к самоорганизации и самообразованию.

2) профессиональными компетенциями:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;

способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

основные этапы и ключевые события становления и развития общества на землях Донбасса в контексте исторического процесса;

тенденции и закономерности исторического процесса;

место человека в историческом процессе и политической организации общества.

уметь:

логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

руководствоваться принципами научной объективности и историзма;  

соотносить исторические процессы и отдельные факты;

работать с учебной литературой и историческими источниками.



Содержание учебного материала

Содержательный модуль І. Восточная Европа с древности и до начала ХХ века.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.